ТЕКСТОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Найдено 1 определение
ТЕКСТОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
1) вид коммуникативной компетенции, на основе которой возможно общение автора и адресата; 2) знания о тексте, позволяющие носителю языка эффективно осуществлять текстовую деятельность, т.е. создавать текст и адекватно воспринимать его, интерпретировать, понимать; 3) важнейший показатель коммуникативной культуры личности, заключающийся в умении эффективно общаться на основе текста.
Разработка проблемы Т.к. обусловлена тем, что в конце ХХ-нач. XXI века усилилось внимание к говорящему и слушающему человеку. Это связано с переходом от монологической формы языковой культуры к диалогической (см. об этом работы М.М. Бахтина, А.К. Михальской, Ю.В. Рождественского и др.). Особенно востребованными являются знания по культуре речевого общения и механизму практического владения языком, умение эффективно осуществлять речевую деятельность: говорение и слушание, чтение и письмо. Всё это входит в понятие коммуникативная компетентность. Компетенция предполагает знание определённого круга вопросов, а компетентность как качество личности включает не только знание, но и умение их практически применять.
Понятия коммуникативная компетенция (см. Коммуникативно-речевая компетенция) и текстовая компетенция не тождественны, но связаны. Их связь обусловлена тем, что общение можно рассматривать как текстовую деятельность (Т.М. Дридзе). При таком подходе коммуникативные умения включают способность создавать тексты разных стилей и жанров и адекватно интерпретировать их. Коммуникативная компетенция является более широким понятием: помимо Т.к., она предполагает знание комплекса экстралингвистических факторов, значимых для эффективного общения, включая невербальные средства. По коммуникативной компетенции, отражающей уровень потенциальных возможностей личности, можно судить о её коммуникативной культуре, которая проявляется в вербальном и невербальном поведении и включает в себя, наряду с культурой речи, культуру эмоций и культуру мышления [Соколова 1995: 13]. Учитывая структуру и компоненты универсальной модели речевой коммуникации P.O. Якобсона (автор, текст, адресат, язык (код), канал связи, действительность), место текста в ней, можно конкретизировать понятие текстовой компетентности:
1) она включает в себя знания о тексте, его структуре, единицах, законах текстообразования и закономерностях восприятия и интерпретации адресатом, умение вести гармоничный диалог с ним;
2) поскольку общение между автором и адресатом происходит через канал связи, эффективная текстовая деятельность предполагает знание условий и способов общения, сфер общения и умение учитывать их в процессе создания текстов и их интерпретации;
3) т.к. за текстом «стоит» языковая система, текстовая деятельность опирается на знание личностью законов языка, его единиц и их потенциальных возможностей; знания о функциональных стилях и жанрах речевого общения как важных параметрах текста, отражающих его коммуникативную природу; умение отбирать языковые ресурсы и организовывать их в процессе создания текста;
4) в связи с тем, что любой текст отражает фрагмент действительности, эффективная текстовая деятельность предполагает знание о мире, которые могут быть интересны адресату и понятны им.
Всё перечисленное позволяет рассматривать текстовую компетентность, во-первых, как комплекс знаний о тексте как форме коммуникации (его системно-структурной организации, смысловом развёртывании, прагматике, стилистических и жанровых особенностях, теме и идее, ориентации на определённого адресата, воплощении конкретных целей и задач общения). Во-вторых, как набор опирающихся на эти знания навыков и умений личности осуществлять текстовую деятельность (создавать тексты и понимать их на основе смысловой интерпретации). Наряду с этим, поскольку «за текстом стоит языковая личность автора» (Ю.Н. Караулов), текстовая компетентность предполагает умение проявлять индивидуально-авторские особенности в восприятии мира и его отражении в слове, т.е. индивидуальный стиль (см. Идиостиль). Текстовая компетентность является высшей формой проявления коммуникативной компетентности. Только совершенствуя текстовую компетентность, можно повышать общий культурный уровень личности.
Лит.: Болотнова Н.С. Текстовая компетенция и пути её формирования в школе // Коммуникативно-деятельностный и текстоориентированный подходы к преподаванию русского языка. Томск, 2001; Болотнова Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: методическое пособие. Томск, 2002; Болотнова Н.С. Текстовая компетенция и её роль в профильном обучении русскому языку // Русский язык в профильном обучении: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. Москва-Ярославль, 2005; Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. М., 2009; Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987; Салосина И.В.Формирование текстовой компетентности будущих учителей как основа профессиональной педагогической подготовки // Текст и языковая личность: мат-лы V Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Томск, 26-27 октября 2007 г.). Томск, 2007; Соколова В.В. Культура речи и культура речевого общения. М., 1995.
Н.С. Болотнова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
200.96 кб

Текстовое пространство профессиональных компетенций

Кузнецова Ирина Владимировна, Хмелев Сергей Сергеевич
Отмечено различие компетентностной модели выпускников прикладных и академических направлений и специальностей. Выделены метахарактеристики учебных химических текстов.
Читать PDF
484.95 кб

Формирование текстовой компетенции младших школьников

Иванова Светлана Степановна
В статье обосновывается актуальность изучения и формирования текстовой компетенции младших школьников, представлена диагностика изучения текстовой компетенции учащихся начального звена.
Читать PDF
357.29 кб

Изучение текстовой компетенции у школьников с общим недоразвитием речи

Н.П. Карпова
Читать PDF
388.61 кб

Текстовая компетенция в контексте современного лингвистического образования

Васюкович Людмила Сергеевна
Статья посвящена обоснованию базовых составляющих текстовой компетенции. Основная цель работы определить статус текстовой компетенции как ведущего понятия, выступающего доминантой современного языкового образования.
Читать PDF
239.45 кб

Характеристика состояния текстовой компетенции школьников с тяжелыми нарушениями речи

Карпова Н. П.
В статье уточнено понятие «текстовая компетенция», даны характеристики компетентного читателя и признаки адекватного понимания художественного текста.
Читать PDF
224.45 кб

Обучение как средство формирования текстовой компетенции у студентов технического вуза

Нурмеева Е. К.
В статье рассматривается необходимость формирования у студентов технического вуза навыков чтения, что является неотъемлемой частью способности работать с информацией и текстами, содержащими данную информацию.
Читать PDF
419.38 кб

Организация работы с текстом при формировании текстовой компетенции учащихся 5-х классов

Бурцева Е. В.
В статье представлены разные формы и приемы работы с текстом в процессе формирования текстовой ком-петенции учащихся 5-х классов с опорой на имеющиеся исследования и педагогический опыт автора.
Читать PDF
295.25 кб

Формирование текстовой компетенции на начальном этапе овладения вторым иностранным языком

Шаркади Е.В.
в статье представлено научно-обоснованное определение методических основ формирования у обучающихся текстовой компетенции и такого её уровня как комментирование воспринятой в ходе чтения информации на начальном этапе овладения вто
Читать PDF
185.74 кб

Обучение чтению как средство формирования текстовой компетенции у студентов технического вуза

Нурмеева Е. К.
В статье рассматривается необходимость формирования у студентов технического вуза навыков чтения, что является неотъемлемой частью способности работать с информацией и текстами, содержащими данную информацию.
Читать PDF
126.97 кб

Формирование эмотивной компетенции студентов-филологов в процессе чтения художественных текстов

Шевчик Екатерина Евгеньевна
Рассмотрены вопросы, касающиеся понимания студентами эмоционально-оценочной информации в процессе чтения художественных текстов. Раскрыто понятие эмотивной компетенции, описаны ее компоненты.
Читать PDF
249.50 кб

Использование художественных текстов в развитии профессиональной компетенции студентов-психологов

Есманская Наталья Евгеньевна
Статья посвящена использованию художественных текстов для развития профессиональной компетенции студентов-психологов, в том числе их психологической проницательности.
Читать PDF
219.30 кб

Формирование готовности студентов к пониманию специальных иноязычных текстов на основе компетенций

Мельникова Ольга Анатольевна
Реформирование российской образовательной системы в рамках Болонских соглашений находит свое выражение и в решении педагогических проблем, связанных с актуализацией подхода к обучению иностранным языкам на основе компетенций.
Читать PDF
165.97 кб

Формирование текстовой компетенции у младших школьников коррекционной школы VIII вида (анализ учебни

Христолюбова Людмила Викторовна
В статье рассмотрены основные теоретические понятия, касающиеся текста и его признаков, текстовой компетенции и текстоцентрического подхода к развитию связной течи.
Читать PDF
316.66 кб

Текстовая компетенция – основная цель обучения русскому языку (к проблеме воплощения в учебный проце

Свиридова Анна Валерьевна
Читать PDF
467.30 кб

Реферирование иноязычных текстов как средство формирования коммуникативной компетенции молодого спец

Назаренко Татьяна Юрьевна
В статье рассматривается реферирование иноязычных текстов как один из методов работы с аспирантами технического вуза по совершенствованию их умения обрабатывать информацию на иностранном языке.