-tekstovoe-prostranstvo-professionalnyh-kompetentsiy-tekstovoe-prostranstvo-professionalnyh-kompetentsiy-formirovanie-tekstovoy-kompetentsii-mladshih-shkolnikov-formirovanie-tekstovoy-kompetentsii-mladshih-shkolnikov-izuchenie-tekstovoy-kompetentsii-u-shkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-izuchenie-tekstovoy-kompetentsii-u-shkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-tekstovaya-kompetentsiya-v-kontekste-sovremennogo-lingvisticheskogo-obrazovaniya-tekstovaya-kompetentsiya-v-kontekste-sovremennogo-lingvisticheskogo-obrazovaniya-harakteristika-sostoyaniya-tekstovoy-kompetentsii-shkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-harakteristika-sostoyaniya-tekstovoy-kompetentsii-shkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-obuchenie-kak-sredstvo-formirovaniya-tekstovoy-kompetentsii-u-studentov-tehnicheskogo-vuza-obuchenie-kak-sredstvo-formirovaniya-tekstovoy-kompetentsii-u-studentov-tehnicheskogo-vuza-organizatsiya-raboty-s-tekstom-pri-formirovanii-tekstovoy-kompetentsii-uchaschihsya-5-h-klassov-organizatsiya-raboty-s-tekstom-pri-formirovanii-tekstovoy-kompetentsii-uchaschihsya-5-h-klassov-formirovanie-tekstovoy-kompetentsii-na-nachalnom-etape-ovladeniya-vtorym-inostrannym-yazykom-formirovanie-tekstovoy-kompetentsii-na-nachalnom-etape-ovladeniya-vtorym-inostrannym-yazykom-obuchenie-chteniyu-kak-sredstvo-formirovaniya-tekstovoy-kompetentsii-u-studentov-tehnicheskogo-vuza-obuchenie-chteniyu-kak-sredstvo-formirovaniya-tekstovoy-kompetentsii-u-studentov-tehnicheskogo-vuza-formirovanie-emotivnoy-kompetentsii-studentov-filologov-v-protsesse-chteniya-hudozhestvennyh-tekstov-formirovanie-emotivnoy-kompetentsii-studentov-filologov-v-protsesse-chteniya-hudozhestvennyh-tekstov-ispolzovanie-hudozhestvennyh-tekstov-v-razvitii-professionalnoy-kompetentsii-studentov-psihologov-ispolzovanie-hudozhestvennyh-tekstov-v-razvitii-professionalnoy-kompetentsii-studentov-psihologov-formirovanie-gotovnosti-studentov-k-ponimaniyu-spetsialnyh-inoyazychnyh-tekstov-na-osnove-kompetents-formirovanie-gotovnosti-studentov-k-ponimaniyu-spetsialnyh-inoyazychnyh-tekstov-na-osnove-kompetents-formirovanie-tekstovoy-kompetentsii-u-mladshih-shkolnikov-korrektsionnoy-shkoly-viii-vida-analiz-uch-formirovanie-tekstovoy-kompetentsii-u-mladshih-shkolnikov-korrektsionnoy-shkoly-viii-vida-analiz-uch-tekstovaya-kompetentsiya-osnovnaya-tsel-obucheniya-russkomu-yazyku-k-probleme-voploscheniya-v-uchebn-tekstovaya-kompetentsiya-osnovnaya-tsel-obucheniya-russkomu-yazyku-k-probleme-voploscheniya-v-uchebn-referirovanie-inoyazychnyh-tekstov-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-molodogo--referirovanie-inoyazychnyh-tekstov-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentsii-molodogo- ТЕКСТОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ это

ТЕКСТОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Найдено 1 определение
ТЕКСТОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
1) вид коммуникативной компетенции, на основе которой возможно общение автора и адресата; 2) знания о тексте, позволяющие носителю языка эффективно осуществлять текстовую деятельность, т.е. создавать текст и адекватно воспринимать его, интерпретировать, понимать; 3) важнейший показатель коммуникативной культуры личности, заключающийся в умении эффективно общаться на основе текста.
Разработка проблемы Т.к. обусловлена тем, что в конце ХХ-нач. XXI века усилилось внимание к говорящему и слушающему человеку. Это связано с переходом от монологической формы языковой культуры к диалогической (см. об этом работы М.М. Бахтина, А.К. Михальской, Ю.В. Рождественского и др.). Особенно востребованными являются знания по культуре речевого общения и механизму практического владения языком, умение эффективно осуществлять речевую деятельность: говорение и слушание, чтение и письмо. Всё это входит в понятие коммуникативная компетентность. Компетенция предполагает знание определённого круга вопросов, а компетентность как качество личности включает не только знание, но и умение их практически применять.
Понятия коммуникативная компетенция (см. Коммуникативно-речевая компетенция) и текстовая компетенция не тождественны, но связаны. Их связь обусловлена тем, что общение можно рассматривать как текстовую деятельность (Т.М. Дридзе). При таком подходе коммуникативные умения включают способность создавать тексты разных стилей и жанров и адекватно интерпретировать их. Коммуникативная компетенция является более широким понятием: помимо Т.к., она предполагает знание комплекса экстралингвистических факторов, значимых для эффективного общения, включая невербальные средства. По коммуникативной компетенции, отражающей уровень потенциальных возможностей личности, можно судить о её коммуникативной культуре, которая проявляется в вербальном и невербальном поведении и включает в себя, наряду с культурой речи, культуру эмоций и культуру мышления [Соколова 1995: 13]. Учитывая структуру и компоненты универсальной модели речевой коммуникации P.O. Якобсона (автор, текст, адресат, язык (код), канал связи, действительность), место текста в ней, можно конкретизировать понятие текстовой компетентности:
1) она включает в себя знания о тексте, его структуре, единицах, законах текстообразования и закономерностях восприятия и интерпретации адресатом, умение вести гармоничный диалог с ним;
2) поскольку общение между автором и адресатом происходит через канал связи, эффективная текстовая деятельность предполагает знание условий и способов общения, сфер общения и умение учитывать их в процессе создания текстов и их интерпретации;
3) т.к. за текстом «стоит» языковая система, текстовая деятельность опирается на знание личностью законов языка, его единиц и их потенциальных возможностей; знания о функциональных стилях и жанрах речевого общения как важных параметрах текста, отражающих его коммуникативную природу; умение отбирать языковые ресурсы и организовывать их в процессе создания текста;
4) в связи с тем, что любой текст отражает фрагмент действительности, эффективная текстовая деятельность предполагает знание о мире, которые могут быть интересны адресату и понятны им.
Всё перечисленное позволяет рассматривать текстовую компетентность, во-первых, как комплекс знаний о тексте как форме коммуникации (его системно-структурной организации, смысловом развёртывании, прагматике, стилистических и жанровых особенностях, теме и идее, ориентации на определённого адресата, воплощении конкретных целей и задач общения). Во-вторых, как набор опирающихся на эти знания навыков и умений личности осуществлять текстовую деятельность (создавать тексты и понимать их на основе смысловой интерпретации). Наряду с этим, поскольку «за текстом стоит языковая личность автора» (Ю.Н. Караулов), текстовая компетентность предполагает умение проявлять индивидуально-авторские особенности в восприятии мира и его отражении в слове, т.е. индивидуальный стиль (см. Идиостиль). Текстовая компетентность является высшей формой проявления коммуникативной компетентности. Только совершенствуя текстовую компетентность, можно повышать общий культурный уровень личности.
Лит.: Болотнова Н.С. Текстовая компетенция и пути её формирования в школе // Коммуникативно-деятельностный и текстоориентированный подходы к преподаванию русского языка. Томск, 2001; Болотнова Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: методическое пособие. Томск, 2002; Болотнова Н.С. Текстовая компетенция и её роль в профильном обучении русскому языку // Русский язык в профильном обучении: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. Москва-Ярославль, 2005; Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. М., 2009; Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987; Салосина И.В.Формирование текстовой компетентности будущих учителей как основа профессиональной педагогической подготовки // Текст и языковая личность: мат-лы V Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Томск, 26-27 октября 2007 г.). Томск, 2007; Соколова В.В. Культура речи и культура речевого общения. М., 1995.
Н.С. Болотнова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.