Технология обучения

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
составная процессуальная часть дидактической системы (М. А. Чошанов).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Технология обучения
совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. (3)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Технология обучения
процесс преподавания и учения, состоящий из совокупности методов, средств и приемов обучения и активизации познавательной деятельности учащихся и студентов.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Технология обучения
способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
1) совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации; 2) наука о способах воздействия преподавателя на студента в процессе обучения с применением необходимых средств.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Технология обучения
педагогическая технология, образовательная технология) - совокупность психолого-педагогических процессов в конкретной обучающей системе, научное описание приемов и способов педагогической деятельности по решению задач воспитания, обучения и развития личности.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Технология обучения
система проектирования и педагогического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
совокупность способов организации учебного труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
это выполнение запланированных операций и процедур действия, приводящих к планируемому результату. В узком смысле этого слова – это педагогически, валеологически и экономически обоснованный процесс достижения эталонных результатов обучения, осуществляемый на основе специально проработанного содержания, критериального контроля и поэтапного тестирования.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Технология обучения
способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами; представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей (А.Я.Савельев). Т. о. трактуется как: 1) система алгоритмизированных действий и операций, условий, обеспечивающих получение запланированных результатов; 2) поэлементное осуществление процедур обучения; 3) методики и способы обучения.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
1. Система научно-обоснованных действий (операций) активных элементов (участников) процесса обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения. 2. Наука об образовании, изучающая и детерминирующая закономерности организации деятельности всех основных элементов процесса обучения и вырабатывающая рекомендации по эффективному использованию в образовании технологии обучения.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения, а также техническое оснащение этого процесса. Технология обучения должна отражать современный уровень научно-педагогических знаний, использовать эффективные методы обучения и воспитания, а также доступные технические средства обучения (ТСО); должна гарантировать стопроцентное достижение поставленных целей обучения и воспитания; все технологии обучения должны быть обеспечены объективными методиками контроля качества процесса формирования личности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Технология обучения
форма организации и проведения учебного процесса путем распределения и последовательного выполнения умственных действий и операций, обеспечивающая успешное достижение дидактической цели. Вполне применима при изучении литературы. Известна, например, методическая система Э.Н. Ильина, отвечающая классификационным параметрам технологии преподавания литературы как предмета, формирующего человека. Об использовании образовательных технологий на уроках литературы для интерпретации текстов пишет Б. Панов [83]. Известна и успешно применяется в Украине учебно- технологическая концепция литературного анализа [106]. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету, инструментарий достижения целей обучения, систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного npoцесса обучения, система способов и средств достижения целей управления процессом обучения. Смысл педагогических технологий – в предварительном проектировании процесса обучения с учетом дидактических целей и требуемого уровня усвоения. В отличие от методических разработок урока, ориентиpoвaнныx на преподавателя, педагогические технологии направлены на обучаемых, предполагают обеспечение успеха и усвоения знаний за счет их собственной деятельности. Выбор педагогических технологий определяется целями обучения, требуемым уровнем усвоения знаний и умений, квалификацией преподавателя и базовой подготовкой учащихся.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии личности обучаемого. Основным качеством любой Т. о. является подвижность, мобильность, способность к быстрым изменениям. В документах ЮНЕСКО Т. о. рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Первоначально термин Т. о. был связан с применением технических средств обучения и методов обучения. Прогресс компьютеров и информатики как науки о передаче, переработке и хранении информации, а также развитие средств коммуникации существенно расширили и изменили понятие термина Т. о. в сторону системного анализа и проектирования процесса обучения. В структуру Т. о. входят:
- концептуальная основа;
- содержательная часть (цели, содержание обучения);
- процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя – управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса). Таким образом, в понятии Т. о. выделяют два слоя: наука или совокупность сведений, необходимых преподавателю для реализации того или иного учебного процесса и сам учебный процесс, его организация, структура и обеспечение (Педагогический энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.dictionary.fio.ru). В. В. Ильченко

Источник: Глоссарий современного образования.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
1) Способ воспроизведения положительного педагогического результата, диагностично заданного нормами обучающих и управляющих программ, в условиях, адекватных целям образования. 2) Комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Эффективность образовательного процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкурентных педагогических технологий. Совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности студентов есть дидактический процесс. Таким образом, технология обучения предполагает управление процессом обучения, включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности студентов и контроль этой деятельности. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих действий, т. е. побуждает к корректировке организации учебной деятельности. Выбор технологии зависит от ряда факторов: содержания учебной дисциплины, средств обучения, оснащенности учебного процесса, состава обучающихся и уровня профессионально-педагогической культуры преподавателя. Инновационная стратегия образования предполагает обучение организаторов учебного процесса, проектировщиков и педагогов. Такое обучение (переподготовка) самих преподавателей преследует три основные цели: 1) формирование новых стиля управления, личностной позиции и смыслов организации учебно-воспитательного процесса; 2) формирование нового типа аналитического, в т. ч. проектноконструктивного, мышления, помогающего нарисовать картину учебновоспитательной ситуации в динамике всех ее переменных; 3) формирование нового диалогического стиля коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий, направленных на совместное построение проектов и программ (и их реорганизацию в ходе осуществления), которые обеспечат функционирование и взаимосвязь всех компонентов учебновоспитательной ситуации.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств. Термин получил распространение в литературе второй половине ХХ столетия в связи с развитием программированного обучения и первоначально использовался для обозначения обучения с применением технических средств обучения. В 70-е гг. термин стал использоваться в более широком контексте: и для обозначения обучения с использованием ТСО и как рационально-организованное обучение в целом. Таким образом, в понятие Т. о. стали включать все основные проблемы дидактики, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением эффективности и качества его организации. В наши дни произошла дифференциация двух составляющих содержания термина: технологии обучения (Technology of Teacning) и технологии в обучении (Technologу in Teaching). С помощью первого термина обозначают приемы научной организации труда учителя (НОТ), благодаря которым наилучшим образом достигаются поставленные цели обучения, а с помощью второго – приемы использования в учебном процессе технических средств обучения и сами такие средства. Важнейшими характеристиками Т. о. считаются следующие: 1) результативность (высокий уровень достижения поставленной цели каждым учащимся), экономичность (за единицу времени усваивается больший объем учебного материала нежели без использования таких средств при наименьшей затрате усилий учащихся на овладение материалом); 2) эргономичность (обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и утомления); 3) высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет раскрыть резервные возможности учащегося. Большинство исследователей рассматривает Т. о. как один из способов реализации на занятиях личностно-деятельностного подхода к обучению, благодаря которому учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности. В лингводидактике к Т. о. принято относить: обучение в сотрудничестве, проектные технологии (метод проектов), центрированное на учащихся обучение, тандем-метод, технология «case study», дистанционное обучение, компьютерные технологии, технологии, интенсивные технологии, технология освоения иностранных языков НЕО, игровые технологии и др.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Технология обучения
это система мероприятий по организации и осуществлению процесса обучения, предусматривающая определенную последовательность действий и достижение ряда целей; процесс реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей. Технологии обучения характеризуются следующими параметрами: цели обучения должны быть конкретны и измеримы; операции воспроизводимы (вероятность реализации технологии разрабатывающим ее должна быть высокой, другие педагоги могут овладеть этим набором операций и успешно их использовать); операции должны быть законченным процессом по достижению цели; субъективизм педагога сводится к минимуму. Свобода педагога возможна в том диапазоне действий, которые обеспечивают достижение целей. Технологии обучения классифицируют по следующим параметрам: -по объекту воздействия (обучение курсантов, слушателей, профессиональная переподготовка и повышение квалификации в системе дополнительного образования, профессиональная подготовка в системе послевузовской подготовки); -по предметной среде (для гуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных, специальных дисциплин); -по применяемым средствам (видеотехнические, информационные, проблемно-деятельностные, рефлексивные и др.); -по организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные, смешанные); -по методической задаче (технология одного предмета, технология одного раздела дисциплины, технология одной темы, технология одного вида учебного занятия (одного вопроса), технология одного метода, технология одного средства и др.); -по инновационности технологии (проектно-созидательные, развивающего обучения, компьютерные, дистанционного обучения, мультимедиа, модульные, интегральные, графического сжатия информации и др.). Компьютерные технологии обучения основываются на применении компьютеров в их органичной связи с учебными целями, содержанием обучения, компьютерными программами и дидактическими приемами применения компьютеров как средства обучения. Модульно-рейтинговая технология обучения – технология обучения, которая базируется на двух основополагающих принципах: -поэтапное (модульное) изучение учебных дисциплин, когда каждая дисциплина разбивается на несколько модулей – тематически завершенных разделов (частей). Изучение модуля заканчивается контролем качества усвоения учебного материала и выставлением обучающемуся балла с учетом текущих оценок; -поэтапное накопление баллов за изучение каждого модуля и выведение итоговой оценки за изученную дисциплину в виде суммы – рейтинга. При этом итоговый рейтинг по учебной дисциплине может быть увеличен за счет добавления поощрительных баллов, начисляемых за активную работу над учебным материалом, участие в военно-научной работе, конкурсе на лучшую научную работу и т. п., или уменьшен за счет вычитания штрафных баллов, начисляемых за несвоевременную и некачественную отчетность по модулям, а также за другие нарушения дисциплины образовательного процесса. Мультимедиа-технология (от англ. multi – много + media – средство) – совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает ее одновременно и параллельно несколькими органами чувств. Мультимедиа означает одновременное наличие звуковой, видео-, графической и компьютерной среды. Объединение этих сред обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: человек, работающий с этой технологией на ПК, не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем, в процессе обучения. Проектно-созидательные технологии – их основу образует творческая деятельность обучающихся в процессе проведения научных исследований, решения научно-технических задач, разработки конкретных проектов. В проектно-созидательной технологии на первое место в образовательном процессе выходит деятельность (разработка проектов, решение различных актуальных задач исследовательского характера) и личность обучающегося, акцентируется его персональная ответственность за результаты своих разработок, реализацию проектов. Технология дистанционного обучения – совокупность форм, методов и средств взаимодействия компьютерных средств с обучающимся в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний; строится на фундаменте определенного содержания, аккумулируемого в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного обучения и находящихся в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т. д. Технологии модульного обучения предполагают в качестве средства обучения так называемые учебные модули. Сущностные характеристики модульной технологии обучения: -содержание обучения здесь представляется в логически законченных и самостоятельных информационных блоках в соответствии с поставленной дидактической целью. Важно, что эта цель определяет не только объем, но и уровень усвоения материала; -общение преподавателя и обучающегося осуществляется путем индивидуального личного общения или через информацию, заложенную в модуль; -обучающийся в основном работает самостоятельно. При этом он учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это позволяет ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень усвоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях, навыках и умениях; -наличие учебных модулей (распечатанных и выданных каждому обучающемуся) позволяет преподавателю индивидуализировать работу с каждым обучающимся, целенаправленно, «мягко» и ненавязчиво управлять его учебно-познавательной деятельностью, а в случае необходимости оказывать ему дозированную помощь.

Источник: Военная педагогика

Технология обучения
Эпиграфом для рассмотрения этого термина может служить высказывание знаменитого педагога А.С. Макаренко: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка». Появлению в педагогике термина «технология» способствовало бурное развитие научно-технического прогресса в различных областях теоретической и практической деятельности человека, а также желание педагогов добиваться в своей профессиональной работе гарантированных результатов. Противники идеи технологизации в педагогической деятельности считают недопустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интимный, как они думают, педагогический процесс как технологический. Однако любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него в педагогической деятельности не обойтись, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. уже является началом технологии. Вокруг понятия «технология обучения» во всем мире ведутся серьезные научные дискуссии, не позволяющие дать однозначное, всеми принимаемое определение. Наряду с этим понятием в научно-методической и популярной литературе широко применяются такие понятия, как педагогическая технология, образовательная технология, технология воспитания и даже технология развития. Причем четкого разграничения между ними пока также не установлено. Изучение литературы по проблеме использования технологий в сфере образования показывает, что только за последние два года XX в. было выполнено более трех десятков крупных работ (монографий, докторских и кандидатских диссертаций, учебных и учебно-методических пособий), основательно разрабатывающих эту тему. Их изобилие свидетельствует о том, что предмет исследования представляет собой значительный интерес. Однако необходимо отметить, что современные подходы к трактовке этого понятия, отраженные в публикациях монографического и учебнометодического характера, отличаются от взглядов 5-10-летней давности. За эти годы изменилось содержание самого понятия «технология»: для современных подходов характерен более конкретный взгляд на предмет. Так, например, значительное число исследователей сходятся на том, что с технологической точки зрения применение названного термина в области воспитания и развития является неправомерным. Дело в том, что до настоящего времени в современной педагогике однозначно не выявлены критерии оценки воспитанности человека, сформированности определенных качеств личности, ценностных ориентаций и других результатов воспитания и развития. А при отсутствии таких критериев невозможно говорить о достижении гарантированных педагогических результатов. Использование субъективных экспертных оценок не позволяет сегодня решить обозначенную проблему. Более того, рассматривая военное образование как сферу, объединяющую в себе обучение, воспитание, развитие и психологическую подготовку, можно сделать также вывод о некорректности применения терминов «образовательная технология» или «педагогическая технология». Объем материала, подлежащий исследованию в этом направлении, постепенно уменьшается, а поле исследований сужается. Это, в частности, проявляется в том, что ученые все чаще склоняются к близким точкам зрения. В результате исследований, проводимых первоначально в разных направлениях, происходит «отход» от наиболее общих позиций. Большинство авторов начинают использовать в качестве рабочего варианта конкретные и детальные подходы к раскрытию этого понятия. Однако следует констатировать, что разнородность содержания, вкладываемого в него, все равно остается значительной. Отсюда можно сделать вывод о том, что дефиниция «технология обучения» в современной педагогике является до сих пор не сформировавшейся. Вместе с тем, понятие «технология» прочно вошло в общественное сознание во второй половине XX в. и стало своеобразным ориентиром научного и практического мышления. Его регулятивное воздействие в том, что оно побуждает исследователей и практиков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования: - находить основания результативности деятельности; - мобилизовать лучшие достижения науки и опыта, чтобы гарантировать получение требуемого результата; - строить деятельность на интенсивной, т.е. максимально научной, а не на экстенсивной основе, ведущей к неоправданным затратам сил, времени и ресурсов; - уделять большое внимание прогнозированию и проектированию деятельности с целью сокращения количества процедур ее возможной коррекции в процессе реализации; - использовать во всевозрастающей степени новейшие информационные средства, максимально автоматизировать рутинные операции и т.п. Иными словами, технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости образовательного процесса. Обобщая, можно сделать вывод, что технология - не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления. Она отражает направленность прикладных исследований (в том числе педагогических) на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности (в смысле гарантии достижения цели), интенсивности, инструментальности, технической вооруженности. Технология - это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы предметной сферы и поэтому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результатов поставленным целям. Попробуем с этих позиций провести анализ понятия «технология обучения». Сделаем это для того чтобы найти ответы на следующие вопросы: в чем состоит дидактическая сущность технологии обучения? Что следует понимать под технологичностью учебного процесса? Каковы содержание и структура технологии обучения? Понятие «технология обучения» впервые введено на конференции ЮНЕСКО в 1970 г. В докладе «Учиться, чтобы быть», опубликованном этой организацией, названная дефиниция определяется как движущая сила модернизации образовательного процесса, а в докладе «Как учиться» впервые приводится ее определение. В нем технология обучения характеризуется как совокупность способов и средств связи (общения) между людьми, возникающих в результате информационной революции и использующихся в дидактике. Естественной следует считать попытку педагогов-исследователей обосновать сущность категории «технология обучения» в соответствии с первоначальным значением понятия «технология», так как первая является производным от второго. Содержание понятия «технология» в технических науках включает, во-первых, процесс обработки и преобразования, в результате которого получается готовая продукция; во-вторых, нормативную сторону этого процесса, определяющую, как и что надо делать, чтобы реализовались необходимые процессы преобразования. Таким образом, в технических словарях под технологией понимается способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение гарантированного результата. Процедура в этом случае понимается как набор действий, посредством которых осуществляется тот или иной главный процесс (или его отдельный этап), выражающий суть конкретной технологии, а операция - это непосредственное практическое решение задачи в рамках процедуры, т.е. однородная логически неделимая часть конкретного процесса. Технология (технологический процесс) характеризуется тремя признаками: - разделением процесса на взаимосвязанные этапы; - координированным и поэтапным выполнением действий, направленных на достижение искомого результата (поставленной цели); - однозначностью выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели. Все разработанные и используемые в настоящее время в мире технологии можно разделить на два вида: промышленные и социальные. Причем это разделение не условное, а принципиальное. К промышленным относятся технологии переработки природного сырья (нефти, газа, древесины и т.п.) или получение из него готовой продукции (металл, прокат, отдельные детали и узлы и т.д.). «Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, подвергающимся изменению - одно или несколько его свойств (качеств)». Особенности социальных технологий и их отличие от промышленных хорошо раскрыты в работах С.А. Смирнова. Он обосновывает, что первые, прежде всего, более гибкие и не так жестко детерминированы. Подбор определенной последовательности даже самых результативных процессов или мероприятий не может гарантировать полной эффективности. Дело в том, что человек слишком многофакторная система и на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна, вследствие чего заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно. Социальные технологии приспосабливаются к любым условиям: они способны скорректировать недостатки отдельных процессов и операций, из которых состоит технологический процесс. Особенность социальных технологий и в том, что в них более значимую роль играет обратная связь, позволяющая на этапах коррекции организовать даже повторение отдельных элементов технологического процесса. И, наконец, социальные технологии более сложны по своей организации. Таким образом, если промышленные технологии представляют собой цепочки точно подобранных природных процессов, то «социальные технологии - это специально организованный комплекс разнообразных и используемых в различной последовательности и степени мер, направленных на достижение единой цели». Подводя итог, можно утверждать, что отличие социальных технологий от промышленных обусловлено, прежде всего, тем, что сфера педагогической деятельности не может быть охарактеризована четким предметным полем, однозначным набором функций, отдельностью собственно профессиональных действий от спонтанного общения, переживания. Операциональная сторона педагогической деятельности не может быть отделена от ее личностно-субъективных параметров, рациональная регуляция - от эмоциональной. Субъективность, отсроченность, вариативность результата не позволяют обеспечить такой же уровень его предсказуемости и гарантированности, как в промышленных областях. Следует указать и на тот факт, что любая технология является как бы промежуточным звеном между определенной наукой и соответствующим производством. Общеизвестная истина о необходимости такого звена, к сожалению, совершенно игнорируется в системе образования. Ясно, что законы физики нельзя непосредственно использовать на производстве, минуя их технологизацию. Между тем, в сотнях работ по проблемам образования, а также в официальных документах речь идет о непосредственном внедрении результатов педагогических исследований в практику обучения, хотя сделать это в принципе невозможно. В педагогике в качестве такого промежуточного звена сейчас выступает технология обучения. В этом случае она представляет собой как бы проекцию теории обучения на деятельность преподавателей и обучающихся. Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблемы технологии обучения внесли В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов и другие. Из зарубежных исследователей следует отметить Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Р. Мейджера и другие. Не всегда взгляды ученых совпадают. Одни специалисты рассматривают технологию обучения в качестве педагогической науки, другие считают, что она занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Третьи технологии обучения отводят промежуточное положение между наукой и искусством, а четвертые связывают ее только с проектированием учебного процесса. При этом, как правило, представители всех подходов подчеркивают, что каждая из указанных трактовок технологии обучения не охватывает ее полностью, а отражает лишь определенную сферу применения. Аналогичная картина наблюдается и при попытке сформулировать емкое и однозначное определение технологии обучения. Например, одни авторы трактуют ее как средство гарантированного достижения дидактических целей, подчеркивая при этом, что она всегда существует в любом учебном процессе и в этом отношении развивает классическую дидактику. Другие исследователи определяют технологию как способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей. Третьи обосновывают ее как совокупность методико-организационных действий педагога, направленных на оптимизацию учебного процесса с помощью технических и информационных средств обучения. Анализ определений, приведенных в различных научных и учебнометодических источниках (64 источника) показывает, что большинство исследователей сходятся на том, что технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей. Это положение является ключевым, так как именно в определении наиболее рациональных способов гарантированного достижения поставленных целей и заключается основной смысл технологизации учебного процесса. Таким образом, технологический подход к обучению предполагает проектирование учебного процесса с целью гарантированного достижения дидактических целей исходя из заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В качестве второго ключевого положения, позволяющего раскрыть сущность технологического подхода к учебному процессу, целесообразно рассматривать применение педагогом соответствующих средств обучения. В классическом содержании понятие «технология» означает процесс производства продукции с использованием конкретных технических средств (станки, поточная линия и т.п.). Это значит, что любое изменение в наборе средств приводит к изменению характеристик параметров процесса и, следовательно, к изменению самой технологии. Таким образом, средства производства играют в технологии доминирующую роль. Если перевести этот вывод на язык педагогических терминов, то в любой технологии обучения большая нагрузка по реализации дидактических функций отводится применяемым преподавателем средствам. Однако значение данной составляющей технологии обучения не нужно абсолютизировать. Высокая производительность средств обучения и особенности их использования создают совершенно иную модель обучения, иную культуру образовательного процесса. Но не любые средства производства имеют высокую производительность и, следовательно, могут использоваться в технологиях. Это означает, что не любые средства обучения могут создавать технологии и выступать в роли технологоформирующего фактора. Исходя из анализа подходов, существующих в современной дидактике высшей военной школы, наряду с указанными, в качестве основных характеристик технологии обучения исследователи называют ее системность, научность, интегративность, воспроизводимость, эффективность, качество и мотивированность обучения, новизну, алгоритмичность, информационность, возможность тиражирования, переноса в новые условия и др. Такое многообразие характеристик требует выделить некий обобщенный инвариантный признак технологии обучения, отражающий ее сущность. С.А. Смирнов предлагает определять его как законосообразность технологии. Ведь технология обучения - это, прежде всего, педагогический процесс, максимально реализующий в себе дидактические законы и закономерности и благодаря этому обеспечивающий достижение конкретных конечных результатов. Чем полнее постигнуты и реализованы эти законы и закономерности, тем выше гарантия получения требуемого результата. Таким образом, критерию законосообразности должны соответствовать все ведущие признаки технологии обучения. В качестве обобщенного определения предлагается следующее: технология обучения - это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем это имеет место при традиционных моделях обучения. Это базовое определение может быть модифицировано в тех значениях, когда технология обучения выступает как задачно детерминированный, логически структурированный дидактический процесс, инвариантно протекающий под влиянием определенных педагогических условий и обеспечивающий прогнозируемый результат, либо как целостная система концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств обучения, гарантирующая достаточно высокий уровень эффективности и качества обучения при ее последующем воспроизведении и тиражировании. С данной точки зрения технология обучения может рассматриваться как упорядоченная совокупность педагогических действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата обучения в изменяющихся условиях образовательного процесса. Целесообразно остановиться на еще одной из значимых особенностей технологии обучения. В целом ряде научно-методических и научнопопулярных источников авторами делается попытка соотнести это понятие с понятием «методика обучения». Причем в большинстве случаев авторы почему-то пытаются противопоставить их друг другу. Попытаемся ответить на вопрос: «В чем разница между методикой и технологией обучения, не идет ли подмена одного понятия другим?». Во-первых, основным их отличием является то, что методика позволяет ответить на вопрос: «Каким путем можно достичь требуемых результатов в обучении?», а технология на вопрос: «Как сделать это гарантированно?». Во-вторых, технология обучения носит ярко выраженный персонифицированный характер и по своей сути очень близка к понятию «авторская методика обучения». Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения, как правило, безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то технология обучения предполагает присовокупление к ней личности преподавателя во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая дидактическая задача может быть эффективно решена с помощью технологии, спроектированной и реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом. Таким образом, технология обучения неразрывно связана с педагогическим мастерством педагога. Совершенное владение ею и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения технологией, хотя оно и не ограничивается только операциональным компонентом. В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако если рассматривать технологию обучения не как педагогический процесс, а как его проект, своеобразный инструментарий для организации и осуществления педагогической деятельности, то со всей очевидностью можно утверждать, что технология может реализовываться не только ее автором, но и его последователями. При этом, конечно, она будет уточняться с учетом личных профессиональных качеств и параметров, но основные ее структурные компоненты все же будут оставаться неизменными, поскольку они связаны системно в соответствии с конкретными целями и задачами, для которых проектировались. В этом, на наш взгляд, заключается одно из важнейших отличий технологии обучения от методики. Думается, что нельзя противопоставлять эти два понятия. С нашей точки зрения, технология обучения это не что иное, как более высокая стадия развития методики, когда наряду с ее персонификацией производится детальная разработка основных составляющих - целеобразование, прогнозирование, выбор оптимальных форм, методов и средств обучения, организация взаимодействия участников учебного процесса, оценка, контроль и коррекция знаний, навыков и умений обучающихся с целью гарантированного достижения дидактических целей. Таким образом, технологию обучения следует рассматривать в качестве очередного шага в развитии дидактического процесса в высшей военной школе. В качестве критериев того, что деятельность военного преподавателя организована на технологическом уровне, могут быть выделены следующие: - наличие четко и диагностично заданной цели, т.е. корректно измеримого представления понятий, операций, деятельности курсантов и слушателей как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели; - представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения; - наличие достаточно жесткой последовательности, логики, определенных этапов усвоения темы (материала, набора профессиональных функций и т.п.); - указание способов взаимодействия субъектов учебного процесса на каждом этапе (преподавателя и обучающихся, обучающихся друг с другом); - использование военным преподавателем наиболее оптимальных (с точки зрения результативности учебного процесса) средств обучения; - мотивационное обеспечение деятельности преподавателя, курсантов и слушателей, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл); - указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности военного преподавателя, допустимого отступления от единообразных правил. Стратегию современного высшего военного образования составляют развитие и саморазвитие личности будущего офицера, способного не только обслуживать имеющиеся социальные технологии, но и выходить за пределы нормативной деятельности, осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле. Эта стратегия воплощается в принципиальной направленности содержания и форм учебного процесса высшей военной школы на приоритет личностно-развивающих и профессионально-ориентированных технологий обучения. Мера их эффективности существенно зависит от того, в какой степени полно представлен в них человек в его многообразной субъективности, как учтены его характерологические и психологические особенности, каковы перспективы их развития или угасания. Из сказанного вытекают требования к технологиям обучения в высшей военной школе: - учет личностных качеств курсантов и слушателей; - оптимальность, непротиворечие дидактическим принципам; - направленность на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Таким образом, в основе разработки технологий обучения лежит проектирование высокоэффективной учебной деятельности курсантов и слушателей и управленческой деятельности военного преподавателя. Логика такого проектирования в самом общем виде можно представить следующим образом: - постановка общих целей и их максимальное уточнение в соответствии с требуемым содержанием; - формулирование частных дидактических целей с ориентацией на достижение прогнозируемых и планируемых результатов; - выбор оптимальных методов, форм и средств обучения; - организация хода учебного процесса; - оценка текущих результатов и, при необходимости, поправка, коррекция учебного процесса с целью гарантированного достижения поставленных целей. Обобщая изложенное, обоснуем, в чем заключается сущность технологии обучения. Во-первых, в предварительном проектировании учебного процесса с последующей возможностью воспроизведения этого проекта в педагогической практике. Во-вторых, в специально организованном целеобразовании, предусматривающем возможность объективного контроля качества достижения поставленных дидактических целей. В-третьих, в структурной и содержательной целостности технологии обучения, т.е. в недопустимости внесения изменений в один из ее компонентов, не затрагивая другие. В-четвертых, в выборе оптимальных методов, форм и средств, диктуемых вполне определенными и закономерными связями всех элементов технологии обучения. В-пятых, в наличии оперативной обратной связи, позволяющей своевременно и оперативно корректировать процесс обучения. Отсюда можно сделать вывод: технология обучения представляет собой целостную дидактическую систему, позволяющую наиболее эффективно, с гарантированным качеством решать педагогические задачи. К структурным составляющим технологии как дидактической системы целесообразно отнести дидактические цели и задачи, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия (методы обучения), организацию учебного процесса (формы обучения), средства обучения, обучающегося, преподавателя, а также результат их совместной деятельности. Технология обучения (как процесс) есть последовательность (не обязательно строго упорядоченная) педагогических процедур, операций и приемов, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует целостному развитию личности обучающегося. Процедуры, операции и приемы, из которых она складывается, вообще-то нельзя интерпретировать как звенья алгоритма, детально описывающего путь достижения того или иного педагогического результата. Скорее, их следует рассматривать как опорные дидактические средства, обеспечивающие в совокупности движение субъекта обучения к заданным целям. Таким образом, под технологией обучения следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий военного педагога, направленных на решение дидактических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Следует подчеркнуть, что технология обучения может рассматриваться не только как дидактический процесс, но и как результат деятельности военного педагога по его проектированию. Технология обучения (как результат) - научный проект (описание, модель) дидактического процесса, воспроизведение которого гарантирует успех педагогических действий. Сформулируем в обобщенном виде основные признаки и функции технологии обучения. К наиболее существенным признакам можно отнести диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, системную целостность, управляемость, корректируемость и визуализацию. Кратко раскроем их содержание. Диагностическое целеобразование и результативность предполагают гарантированное достижение целей и эффективности всего учебного процесса. Следует уточнить, что цель поставлена диагностично, если соблюдены следующие условия: дано настолько точное описание прогнозируемого результата обучения, что его можно безошибочно дифференцировать среди любых других; имеется способ, «инструмент», критерий для однозначного его выделения; существует шкала оценки, опирающаяся на результаты измерений. Экономичность выражает качество технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда военного преподавателя и на этой основе достижение запланированных дидактических результатов. Следующая группа признаков - алгоритмируемость, проектируемость, системная целостность и управляемость - отражают различные стороны идеи воспроизводимости технологии обучения в педагогической практике. Признак корректируемости предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четкое целеполагание. В этом смысле признаки диагностического целеобразования, результативности и корректируемости взаимосвязаны и дополняют друг друга. Признак визуализации затрагивает вопросы применения в рамках технологии обучения аудиовизуальной, электронно-вычислительной и другой информационной техники, а также конструирования и использования различных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий. Технология обучения реализует три основные функции: описательную, объяснительную и проектировочную. Описательная функция раскрывает существенные аспекты практической реализации учебного процесса. Пользуясь соответствующим инструментарием, различные специалисты должны дать одинаковое описание этого процесса. Объяснительная функция позволяет выяснить эффективность различных компонентов обучения (например, эффективность различных методов) и определить оптимальные их комбинации. Проектировочная функция осуществляется при описании учебного процесса на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации. Таким образом, можно утверждать, что реализм педагогической системы в ее технологичности, т.е. воспроизводимости на практике. Так как в современной дидактике высшей школы еще не выработаны общие подходы к единой трактовке понятия «технология обучения», не существует и однозначно признанной их классификации. Несмотря на это, отдельные авторы предлагают свои подходы к решению задачи, что позволяет надеяться на ее скорое решение. В частности, заслуживает внимания классификация НИИ высшего образовании Российской Федерации, предложенная А.Я. Савельевым. В соответствии с ней предлагается классифицировать существующие технологии по следующим критериям: - по направленности действия (личностно-развивающие и профессионально-ориентированные и т.д.); - целям обучения (получение знаний, выработка навыков и умений, формирование профессиональных качеств личности и т.п.); - предметной среде (гуманитарные и социально-экономические, естественнонаучные, технические, специальные дисциплины); - применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, информационные, телекоммуникационные и т.д.); - организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные). Интерес представляет классификация технологий обучения, предложенная С.А. Смирновым. Он предлагает классифицировать их в соответствии с используемыми средствами обучения и уровнями реализации содержания образования. Автором рассматриваются уровень учебного занятия, уровень учебного предмета, уровень всего обучения (по всем предметам и на протяжении всех лет обучения в вузе) и предлагается разделить технологии обучения также на три уровня: - технология занятия или завершенного цикла занятий (2-4); - технология предмета; - технология полного усвоения. Наиболее широкое применение в высшей школе получила классификация технологий обучения в соответствии с дидактическими теориями, на которых они базируются. По этому критерию выделяют технологии ассоциативно-рефлекторного обучения, поэтапного формирования умственных действий, проблемного, развивающего, программированного, контекстного, модульного обучения и др.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.19 мб

Технология обучения

Анесова Альбина Женисовна, Макарихина Инна Михайловна
В статье описывается педагогическая технология обучения, как направление дидактики и как область научного исследования рефлексионных, дидактических процессов.
Читать PDF
161.98 кб

О технологии обучения

Захарова А.И., Романов Н.Н.
В статье обобщается многолетний педагогический опыт внедрения различных технологий обучения якутскими авторами, их и другими школами.
Читать PDF
252.69 кб

Рефераты технологии обучения

Читать PDF
268.89 кб

Технологии модульного обучения

Теплова Г. Б.
Основным условием для системы профессионального образования является необходимость следовать за развитием рынка труда и адаптироваться к изменяющейся среде.
Читать PDF
569.99 кб

Еще раз о технологиях обучения

Смирнов С.
Читать PDF
551.51 кб

Когнитивная технология обучения

Идиатулин В. С.
Several-dimensional cognitive realm reflects in the structure of learnedness, which proves in diagnostic kinds of learning.
Читать PDF
104.01 кб

Диалог суть технологий обучения

Маджуга A. , Еримбетова С. , Ахметжан Б.
Читать PDF
914.23 кб

Современные технологии обучения

Казакова Дилора Гаффаровна
В этой статье рассматривается роль информационно-коммуникационных технологий в современном образовании. В статье говорится о разработке новой педагогической системы.
Читать PDF
1.37 мб

Технологии электронного обучения

Пантелеев Александр Владимирович, Пауткина Ольга Ивановна, Потанин Владимир Сергеевич
В статье рассматриваются этапы развития электронного обучения, технологии дистанционного обучения. Проводится анализ требований к программному обеспечению для организации электронного обучения.
Читать PDF
238.00 кб

Синергетика и технологии обучения

Штейнберг Валерий Эмануилович
Читать PDF
262.93 кб

Уеб 2. 0 технологии в е-обучението

Донева Росица, Гафтанджиева Силвия
Представен е електронен курс за обучение по Електронни таблици, основан на принципа на инвариантност при представяне на учебното съдържание. Описани са начините, по които конкретни Уеб 2.
Читать PDF
750.04 кб

Технология интерактивного обучения

Раджабова Маржона Ахмадовна
В этой статье рассматривается генерализация учебного материала и интеграция учебных предметов. В статье говорится об игре учащихся с различными уровнями обученности.
Читать PDF
243.21 кб

Интерактивные технологии в обучении

Катасонова Галия Рузитовна
В статье анализируются возможности организации занятий бакалавров управленческих специальностей по профилям «Маркетинг» и «Управление малым бизнесом» с использованием интерактивных технологий.
Читать PDF
1.74 мб

Технологии в дистанционном обучении

Саловатова Анна Евгеньевна
Читать PDF
84.91 кб

Педагогические технологии в обучении

Акмалов А.Ю.

Похожие термины:

  • ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

    принцип профессионального обучения, непосредственно связанный с технологическими процессами в производстве и заключающийся в последовательном овладении учебно-практическими и профессиональн
  • ПРЕДМЕТ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

    создание систем обучения и профессиональной подготовки.
  • СЕТЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

    Технология обучения, базирующаяся на использовании сети Интернет при создании, передаче информации и приобретении знаний, формировании навыков, умений и контроля за их формированием в процессе о
  • Технологии обучения медийные

    media educational technologies) – способы построения деятельности с применением медиа для достижения педагогических целей.
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

    1. Система научно обоснованных действий взрослых обучающихся и обучающих, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения. 2. Раздел
  • ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

    такая организация учебного процесса, при к-рой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый учащийся имеет определенное ролевое задание, в к-ром он должен публично отчитаться, либо
  • кредитная технология обучения

    обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной рабо
  • Проектная технология обучения

    обучение, при котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся исследовательских заданий.
  • Технологии активного обучения

    педагогические технологии, обеспечивающие активизацию учебной деятельности студентов. Условия организации активного обучения: проблемность, сотрудничество и кооперация, коллективное взаимоде
  • МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

    реализация процесса обучения путем его разделения на систему «функциональных узлов» – особых операций, которые требуют от обучаемого более или менее одинаковых действий. Каждому «функционально
  • ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ

    работа групп на принципах дифференциации и межгрупповая работа, когда каждая группа выполняет свое задание в общей цели, что позволяет обеспечить активизацию учебного процесса, достижение высок
  • ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

    предусматривает самостоятельную работу учащихся по приобретению недостающих знаний из разных источников и их использование для решения познавательных и практических задач; развитие коммуникат
  • ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Их суть – перевод обучения на субъектно-объектную основу требует обеспечения ученику развития его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ CASE STUDY

    Технология обучения, возникшая в середине ХХ в. в стенах Гарвардской школы бизнеса. Получила широкое применение при подготовке специалистов разного профиля, прежде всего в области экономики, юрис