ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ЕЕ ВЫБОР

Найдено 1 определение
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ЕЕ ВЫБОР.
Технология обучения – комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.
Эффективность образовательного процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкурентных педагогических технологий.
Совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности студентов есть дидактический процесс.
Таким образом, технология обучения предполагает управление процессом обучения, включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности студентов и контроль этой деятельности. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих действий, т.е. побуждает к корректировке организации учебной деятельности.
Выбор технологий диктуется целым рядом соображений, которые не могут быть одинаковы в разных учебных заведениях и в использовании разными преподавателями в разных учебных условиях. Проектирование технологий определяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя. Перед инновационной стратегией образования встают задачи обучения организаторов учебного процесса, проектировщиков и педагогов. Такое обучение (переподготовка) самих преподавателей предполагает три основные цели:
1) формирование нового стиля управления, новой личностной позиции и новых смыслов организации учебно-воспитательного процесса;
2) формирование нового типа аналитического и вместе с тем проектно-конструктивного мышления, помогающего нарисовать картину учебно-воспитательной ситуации в динамике всех ее переменных;
3) формирование нового диалогического стиля коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий, направленных на совместное построение проектов и программ ( и их реорганизацию в ходе осуществления), которые обеспечат функционирование и взаимосвязь всех компонентов учебно-воспитательной ситуации.
Лит.: Богомолова В. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. № 9; Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В. Ляудис. – М., 1994; Куклин В., Наводнов В. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России. 1994. № 1; Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. № 2; Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. – М., 1986.
Д.В. Чернилевский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.