ТЕАТР для детей

Найдено 1 определение
ТЕАТР для детей
«постоянно действующий профессиональный театр, репертуар и творч. деят-сть которого направлены на обслуживание детей и юношества» (ТЭ, 1967, 11). Об истории театров для детей во вт. пол. 1910-х – перв. пол. 1960-х гг.: «Театры для детей в Советском Союзе появились после Октябрьской революции. Попытки их создания в дорев. России кончались неудачей, главным образом в силу убыточности таких театров… В день 1-й годовщины Октября в Москве открылся 1-й стационарный детский театр Моссовета (организатор и заведующая театром Н.И. Сац)…, который первоначально показал лишь кукольные и балетные представления. В 1920 году был организован Первый гос. театр для детей… С 1925 года театр стал называться 1-м Государственным педагогическим. С 1931 он был переименован в Гос. центр. театр юного зрителя… 13 июля 1921 г.… открылся Московский театр для детей, который возглавляла Н.И. Сац. Деятельность театра характеризовалась стремлением к созданию синтетич. спектакля, насыщенного музыкой. В 1936 г. Московский театр для детей был преобразован в Центр. дет. театр… В первый период своей деят-сти театры для детей ставили главным образом инсценировки сказок и произв-ий, входящих в традиц. круг дет. чтения. В дальнейшем авторы театра для детей обращаются к романтич. сюжетам, воссоздающим целеустремленность борьбы, сильные характеры (“Гайавата – вождь ирокезов” Огнёва по Лонгфелло, “Гаврош” Бруштейн по Гюго, “Среди вечных льдов” Болотова по мотивам Дж. Лондона). Появляются первые оригинальные пьесы, рисующие образы сверстников и современников юных зрителей: “Будь готов” Розанова, “Колька Ступин” Ауслендера и Солодовникова (1924), “Пионерия” Заяицкого (1927), “Фриц Бауэр” Селихиной и Сац (1928), “Алтайские робинзоны” Шестакова (1928) и др… В 1930е гг. расширяется тематика драматургии для детей. Появляются пьесы “Бузонада”, “Мы” Бочина – о пионер. орг-ции, “Лягавый” Веприцкой – из жизни беспризорников; о старой и новой школе рассказывали пьесы “Гимназисты” Тренева, “Бунтари” Макарьева, “Сережа Стрельцов” Любимовой. Большое значение для развития театра для детей имели пьесы одной из зачинательниц и основных драматургов дет. театра А.Я. Бруштейн – “Продолжение следует” (1933), “Голубое и розовое” (1936), позднее – “Единая боевая” (1940) и др. На сценах театра для детей ставятся произв-ия В.П. Катаева (“Белеет парус одинокий” и др.), С.Я. Маршака (“Сказки” и др.), Л. Кассиля (“Кондуит”, “Швамбрания”), С.В. Михалкова, А.Л. Барто и других дет. писателей… В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) театры для детей поставили ряд патриотич. спектаклей: “Далекий край” Шварца, “Сказка о правде” Алигер, “Сын полка” Катаева, “Девочка ищет отца” Рысса. Современная и историко-патриотич. тематика определяет репертуар ТЮЗов в 1940-е гг.: “Молодая гвардия” по Фадееву, “Два капитана” по Каверину, “Аттестат зрелости” Гераскиной и др… В конце 1950-х – нач. 1960-х гг. значит. место в репертуаре театра для детей заняли пьесы молодых драматургов (“Друг мой, Колька!” Хмелика, “Чудеса в полдень” Мамлина, “Один страшный день” Сотника и др.)» (ТЭ, 1967, 111–113). Стихотворение 1947 г. «В театре для детей»: «Народуто! Народу! / Куда ни кинешь взгляд, – / По каждому проходу / Идет волна ребят. / Сажают их на стулья / И просят не шуметь, / Но шум стоит, как в улье, / Куда залез медведь… / Но вдруг погасли лампы, / Настала тишина, / И впереди за рампой / Раздвинулась стена. / И увидали дети / Над морем облака, / Растянутые сети, / Избушку рыбака…/ Все эту сказку знали – / О рыбке золотой, – / Но тихо было в зале, / Как будто он пустой. / Очнулся он, захлопал, / Когда зажгли огонь. / Стучат ногами об пол, / Ладонью о ладонь. / И занавес трепещет, / И лампочки дрожат – / Так звонко рукоплещет / Полтысячи ребят. / Ладоней им не жалко...» (Маршак, [1947] 1968–1, 134–135).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.