ТАТИЩЕВ Василий Никитич

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Василий Никитич Татищев
1686-1750) - ученый, педагог, государственный деятел! реформатор образования. Делил науки на нужные (домоводстве мораль, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда), вред ные (ворожба, чернокнижие). Способствовал становлению в Рос сии истории как науки. Автор многотомной «Истории Российской самых древнейших времен», педагогического труда «Разговор пользе наук и училищ». Считал необходимым просвещение наро,п ных масс: крестьянских детей обоего пола следует с 5 до 10 ле обучать письму и грамоте, с 10 до 15 лет - ремеслам. Татищев бы. представителем светского направления в русской педагогике XVI в. По его инициативе в 1721 г. была открыта первая профессис нальная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подоб ных учебных заведений.

Источник: История образования и педагогической мысли

ТАТИЩЕВ Василий Никитич
(1686–1750) – автор многотомной «Истории Российской», философ, составитель энциклопедического словаря «Лексикон Российский». В сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» он один из первых поставил перед образованием сугубо светские, более того, утилитарные цели, вынося за пределы школьной жизни задачи религиозного, духовно-нравственного воспитания. В его понимании «разумный эгоист» должен был предполагать в первую очередь осознание человеком самого себя, своего внутреннего мира, понимания, что ему во вред, а что на пользу, т.е. уметь различать добро и зло и идти по пути добра. Программу воспитания дворянина Татищев строил в духе гуманистических идей эпохи Просвещения. Качество личности, которое следовало у них воспитывать, он ставил в зависимость от будущего рода деятельности. Методы обучения, предлагаемые Татищевым, были вполне традиционны для российских училищ того времени.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ
(1686–1750),
государственный деятель, ученый, педагог. В 1704–1719 гг. – на государственной службе, участник Северной войны, выполнял военно-дипломатические поручения в России и за рубежом. В 1734– 1739 гг. – начальник заводов Урала и Сибири, в 1742–1745 гг. – губернатор Астрахани. Главную роль в развитии образования отводил государству. Подчинение духовной власти светской рассматривал как непременное условие успехов просвещения, предлагал привлекать духовенство в качестве учителей и использовать часть монастырских доходов на содержание школ. Был одним из первых историков школы в России. Автор первого проекта создания Академии ремесел (художеств) (1730). Также предложил план реорганизации сети учебных заведений (1733), является организатором школ при горных заводах на Урале, в Сибири. Основные работы: “История Российская с самых древнейших времен”, словарь “Лексикон Российской”, “Разговор двух приятелей о пользе науки и училищ” (1733).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ТАТИЩЕВ Василий Никитич (1686-1750)
государственный деятель, ученый, педагог. Способствовал становлению в России истории как науки, положил начало некоторым специальным историческим дисциплинам, разрабатывал вопросы философии, экономики и др. Автор многотомной "Истории Российской с самых древнейших времен", словаря "Лексикон Российской" и других сочинений. Т. был автором многочисленных проектов, направленных на распространение просвещения в стране. Гл. роль в просвещении уделял государству. Занимался исследованиями в области теории педагогики, школьной статистики, был одним из первых историков школы в России. В трактате "Разговор двух приятелей о пользе науки и училищ" (1733) настаивал на создании единого центра управления школами. В трактате содержится очерк истории просвещения в Европе и характеристика состояния учебного дела в России. Автор плана реорганизации сети учебных заведений (1733), в котором предусматривал открытие университетов, 4 гимназий, от 120 до 200 женских и мужских семинарий, академий ремесел и др. Особую известность принесла Т. организация горнозаводских училищ и школ. Проекты Т. по развитию просвещения не нашли поддержки у правительства, сочинения распространялись в списках, однако его идеи оказали влияние на развитие школьного дела в 19 в.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТАТИЩЕВ Василий Никитич
19(29).4.1686, ок. Пскова, - 15(26).7.1750, с. Болдино, ныне в Солнечногорском р-не Моск. обл.], гос. деятель, ученый, педагог. В 1704—19 на воен. службе, участник Сев. войны, выполнял воен.-дипломатич. поручения в России и за рубежом. В 1720—22 нач., в 1723 член правления уральских заводов, в 1727—33 член, а затем глава Монетной конторы, в 1734—39 нач. заводов Урала и Сибири, с 1737 одновременно в Оренбургской экспедиции. В 1741 глава Калмыцкой комиссии, в 1742—45 губернатор Астрахани.
Т. способствовал становлению истории как науки в России, положил начало нек-рым спец. ист. дисциплинам, разрабатывал вопросы философии, экономики, права. Автор многотомной «Истории Российской с самых древнейших времен», энциклопедия, словаря «Лексикон Российской», филос.-публицистич., экон., пед. сочинений. Выступал как рационалист, связывающий ист. прогресс с развитием «умопросвещения». В открытии школ видел средство, содействующее развитию пром-сти, торговли, с. х-ва; образование соединял с религ.-нравств. воспитанием.
Гл. роль в развитии образования Т. отводил гос-ву. Подчинение духовной власти светской рассматривал как непременное условие успехов просвещения, предлагал привлекать духовенство в качестве учителей и использовать часть монастырских доходов на содержание школ.
Т. был автором многочисл. проектов, направленных на распространение просвещения в стране. Занимался исследованиями в области теории педагогики, шк. статистики; был одним из первых историков школы в России. В трактате «Разговор двух приятелей о пользе науки и училищ» (1733), посвященном важной роли просвещения для гос-ва и разл. групп населения, Т. настаивал на создании единого центра управления школами, предложил реорганизацию уч. заведений, рассмотрел ряд пед. проблем, связанных с возрастными особенностями, влиянием окружающей среды на воспитание (в контексте изоляции дворянства от «подлости»), с целесообразностью раннего (с 5 лет). обучения детей. В трактате содержится очерк истории просвещения в Европе и характеристика состояния уч. дела в России, проводится мысль о необходимости использовать достижения европ. науки для организации воспитания и обучения.
Вероятно, Т. принадлежит первый проект (1730). создания в России Академии ремесел (художеств). В 1732 предложил открыть школу ремесел с преподаванием механики, металлургии, архитектуры, ваяния, резьбы по металлу, инженерно-саперного дела и др. предметов. Т. - автор плана реорганизации сети уч. заведений (1733), в к-ром предусматривал открытие ун-тов, 4 гимназий, от 120 до 200 жен. и муж. семинарий, 2 академий ремесел, академии «для исправления языка». Выделение средств на управление уч. заведениями, создание библиотек, содержание учителей и др. расходы предлагал возмещать за счет ликвидации нек-рьгх уч. заведений, отчисления средств из АН, кадетского корпуса.
Особую известность принесла Т. организация горнозаводских школ. В 1721 он открыл 5 школ при горных заводах Урала, в Невьянской слободе. В «Наказах..» комиссарам заводов, учителю Кунгур-ской школы разработал вопросы содержания, методов обучения и воспитания, материального обеспечения, управления школами, определил перспективы их развития. Впервые в России сформулировал принципы обучения школьников разл. «мастерствам»: введение практич. занятий на определенной стадии общеобразоват. подготовки, учет склонностей и физич. возможностей детей при выборе профессии, заинтересованности в обучении (оплата ученич. труда, преим. распределение учащихся на вакантные места).
В 1734—39 Т. открыл 20 школ при казенных заводах Урала (в т. ч. немецкую и латинскую, к-рые положили начало преподаванию иностр. языка в крае), школы при Нерчинском и др. з-дах в Сибири, пытался обязать владельцев 25 частных предприятий открыть школы для детей заводских жителей. После назначения главой Оренбургской экспедиции основал школы в Уфе; призывал обучать детей башк. мурз рус. грамоте и основам христианства.
В 1735 Т. включил в проекты горного законодательства (заводской устав, наказ шихтмейстеру). положения, касающиеся школ: о привлечении АН к разработке правил обучения и воспитания, об учете возрастных особенностей детей при составлении расписания занятий, о введении параллельного обучения чтению, письму, арифметике, о приеме детей неправославного вероисповедания в горнозаводские школы, составлении лексикона для учащихся из коренного населения. В «Учреждении, коим порядком учители русских школ имеют поступать» (1736). Т. сформулировал требования к личности учителя, определил его обязанности, методы обучения чтению, письму, арифметике, задачи нравств. воспитания, круг предметов и ремесел, необходимых для проф. подготовки будущих работников з-дов, разработал положения о гигиене школьников.
Высказывался за обучение детей крепостных крестьян от 5 до 10 лет грамоте, от 10 до 15 лет ремеслам, необходимым в помещичьем х-ве («Краткие экономические до деревни следующие записки», изд. в 1772). Считал, что нужно принуждать помещиков отдавать не менее 4 крепостных из 100 в школы при церквах, организованных для детей из непривилегированных сословий и штрафовать помещиков, уклоняющихся от обучения крестьян. Для контроля за распространением грамотности среди податных сословий предложил включать в ревизские сказки сведения о владеющих письмом и обучающихся.
В план геогр. описания Сибири, всей России (2-я пол. 30-х гг.). Т. включил данные об учащихся в городах и селах, о воспитании и обучении детей коренных национальностей. Сведения по истории школы Др. Руси 1-й пол. 18 в. наряду с «Разговором» были включены Т. в «Лексикон», «Историю Российскую..» и др. соч.
Проекты Т. по развитию просвещения не нашли поддержки у правительства, сочинения распространялись в списках, не все практич. начинания получили развитие Т» связи с устранением Т. с гос. постов, но его идеи оказали определенное влияние на развитие школьного дела в 19 в.
Соч.: Избр. произв., Л., 1979 (библ.); Записки. Письма. 1717—1750 гг., М., 1990.
Лит. -Нечаев Н. В., Школы при горных з-дах Урала в первой пол. 18 столетия, М., 1944; Б у p о в А. А., Первый устав рус. нар. школы, СП, 1960, № 6; с г. о же, В. Н. Татищев - выдающийся деятель просвещения первой пол. XVIII в., СП, 1961, № 5.
А. М Сафронова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия