ТАЛАНЧУК Николай Михайлович

Найдено 1 определение
ТАЛАНЧУК Николай Михайлович
родился 3 августа 1936 г. в с. Малая Шурка Хмельницкой области на Украине в крестьянской семье. Заочно окончил Иркутский университет (1965) по специальности филолог; работал преподавателем, завучем по общеобразовательной подготовке, директором среднего профтехучилища, ассистентом кафедры педагогики педагогического института г. Иркутска.
С 1976 г. перешел на работу в научно-исследовательский институт профтехпедагогики АПН СССР г. Казани (теперь – Институт среднего специального образования РАО), в котором работает и по настоящее время (сначала младшим научным сотрудником, 15 лет – заведующим лабораторией, теперь – главным научным сотрудником). В этот период защитил кандидатскую диссертацию по теории управления педагогическим коллективом среднего профтехучилища, докторскую диссертацию на тему «Педагогические основы воспитательной деятельности мастера производственного обучения профтехучилища»; в 1996 г. был избран членом-корреспондентом Российской академии образования.
Таланчук Н.М. является основоположником неопедагогики – системно-синергетической педагогической теории. Уже в начале 70-х гг., исследуя проблемы воспитания, он предлагает синергетический подход к разработке системы воспитания учащихся, разрабатывает синергетическую теорию воспитательного взаимодействия, системно- ролевую теорию воспитания личности, системно-функциональную теорию педагогической деятельности, которые в своей совокупности образовали синергетическую педагогическую теорию, которая получила признание ученых и практиков.
По мнению специалистов, Таланчук Н.М. совершил крупный прорыв в развитии педагогической теории, который произошел благодаря тому, что он педагогические проблемы начал решать с разработки новой философии и методологии педагогики, которая наиболее полно раскрыта в его статье «Системно-синергетичес-кая философия как методология современной педагогики» (ж. «Magister». Спецвыпуск. 1997).
Наибольшего результата ему удалось добиться в разработке синергетической системы воспитания – системы ориентированного человековедения, которая теперь внедряется в практику в училищах, техникумах, колледжах и общеобразовательных школах РФ. В этом отношении он стал генератором многих идей, реализация которых позволила обосновать новое понимание сущности воспитания, его цели, задач, содержания, методов воспитательной деятельности, критериев ее оценки, структуры педагогического мастерства. В его авторской школе неопедагогики прошли обучение свыше 15 тыс. преподавателей, руководителей учебных заведений РФ.
Разработанная им системно-синергетическая концепция педагогики и учебно- воспитательного процесса позволила по-новому подойти к решению проблем профессионального обучения. Так, в частности, им разработана оригинальная бинарно- синергетическая теория обучения, микропроцессуальная теория обучения. Теперь уже многие преподаватели и мастера производственного обучения широко применяют в своей работе методику бинарного обучения, проводят бинарные уроки в различных вариантах, используют микротехнологию организации и регулирования познавательной и практической деятельности учащихся. Соединяясь в единое целое, его дидактические идеи и разработки образуют неординарную синергетическую теорию обучения.
Соч.: Воспитательная работа мастера профтехучилища. – Казань, 1984; Воспитательная деятельность мастера производственного обучения СПТУ: Вопросы теории. – М., 1987; Введение в неопедагогику. – М., 1991; Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса. – Казань, 1993; 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. – Казань, 1993; Начала неофилософии. – Казань, 1995; Новое содержание общепедагогической подготовки педагогических кадров: Системно-синергетическая педагогическая теория. – Казань, 1996; Системно-синергетическая теория воспитания. – Казань, 1996; Системно- синергетическая философия как методология современной педагогики // Magister (спецвыпуск). Декабрь. 1997; Воспитание – синергетическая система ориентированного человековедения: Базисная концепция воспитательного процесса в школе. – Казань, 1998.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.