ТАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Найдено 1 определение
ТАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Основы теории педагогической поддержки как особой сферы образования — наряду с обучением и воспитанием — разработаны О.С.Газманом (рубеж 80–90-х гг.). Им было дано и первое определение: педагогическая поддержка — деятельность профессионалов, представителей образовательного учреждения, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении; эффективной деловой и межличностной коммуникацией; жизненным самоопределением — экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором. Выделение такой образовательной структуры, которая позволила бы оказывать систематическую индивидуальную помощь не только детям с отклонениями, но и каждому ребенку в решении его личностных проблем, как возникающих в самом процессе обучения, так и идущих от социальной среды, является реальным шагом к содержательной и организационно-управленческой перестройке образования в направлении сущностной гуманизации (Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема).
Педагогическая поддержка — инновационная часть целостной педагогической деятельности классного воспитателя (классного руководителя), и это определяет ее стратегию, которая находит выражение в ее четырех основных тактиках. Они представляют практический интерес, поскольку содержат методику преобразования детских житейских проблем в разнообразные образовательные ситуации. Педагогическая поддержка проявляется гибко и вариативно. Она имеет единую концептуальную основу, но предполагает тактическое многообразие. Педагог проектирует и реализует свою деятельность, исследуя отношение ребенка к проблеме, исходя из ее характера, учитывая обстоятельства ее возникновения, а также те условия, которые могут повлиять на желание ребенка действовать. Это создает объемное представление о проблеме и необходимых действиях, разных тактических шагах, адекватных конкретным ситуациям. Тактики поддержки — ответ на варианты отношения ребенка к проблеме.
- Если страх блокирует действия ребенка, то педагог выберет в качестве тактики защиту.
- Если ребенок не верит в себя, то педагог действует в тактике помощи.
- Если ребенок переоценивает себя, а потому исключает анализ и выбор оптимальных вариантов решения, то педагог через тактику содействия инициирует его самоанализ, расширяя горизонты сознания.
- Если ребенок адекватен в понимании проблемы и себя, но у него объективно не хватает собственных сил для решения проблемы, педагог, действуя в тактике взаимодействия, поможет ему освоить механизм договора.
Варьируя тактики, педагог оказывает реальную поддержку ребенку, может отслеживать динамику развития субъектного опыта ребенка и удерживать цели поддержки в качестве стратегии, направленной на развитие его индивидуальности. В сочетании оперативной, тактической деятельности педагога и его ориентации на целостное развитие ребенка и проявляется сущность поддержки.
Защита (тактика защиты — утверждение презумпции невиновности). Чтобы ребенок освоил приемы принятия решения и смог стать субъектом решения, он должен проявлять активность (желание действовать) в пределах проблемы. Это — главное условие, которое педагог обязан соблюдать. Защита нужна тогда, когда ребенок не проявляет активности и стремления решать проблему; когда в результате чьих-то действий ребенок становится «жертвой обстоятельств»; когда объективно никто не блокирует активность ребенка, но он субъективно ждет наказания…
«Запугивание» — это противопоставление естественной активности ребенка и страха перед этой активностью. Любая угроза — реальная или мнимая, требует защиты ребенка от страха. Нередко следствием «воспитательных» воздействий на основе страха становится повышенная тревожность и неуверенность детей. Такие дети зависимы от внешних обстоятельств: они боятся негативной оценки и себя, поскольку, сравнивая себя с другими, обнаруживают не свои достоинства, а недостатки, считают себя «хуже всех» и обижаются на всех за это. Для педагогической поддержки каждая ситуация неуспешности ребенка — сигнал для анализа причин и защиты (в позиции адвоката или «буфера»).
Одним из главных условий, при котором ребенок сможет начать движение к осознанию собственной проблемы, служит избавление ребенка от страха действия, ошибки и наказания за нее. Страх — антиобразовательное явление: блокируя активность, он уменьшает и без того недостаточные силы ребенка. Образование требует готовности выходить в неизвестное, рисковать. Защита обеспечивает тот необходимый минимум условий, благодаря которым может возникнуть траектория самостоятельного движения ребенка. Педагог, защищая права ребенка на достойное образование, выступает против обстоятельств, блокирующих активность. Так он расширяет для ребенка пространство самореализации.
Помощь. Кредо «помощи»: «Ребенок многое может делать сам, если будет активен в решении проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом». Тактика помощи начинает осуществляться ужев пределах тактики защиты. Однако она и сама может выступать самостоятельной деятельностью, способной решать конкретные задачи. Тактика помощи направлена на создание условий, при которых ребенок получает возможность действовать в атмосфере эмоционального комфорта.
Тактика помощи рассчитана на детей, которые сами блокируют свою активность, поскольку не в состоянии побороть страх перед внешней оценкой. Чтобы начать действовать в тактике помощи, необходимо представить, кого или чего боится ребенок извне, чего боится в самом себе. Тактика помощи рассчитана на то, чтобы ребенок попробовал сам разблокировать свою активность и начал действовать самостоятельно. В ходе поддержки ребенка ничему «специально» не учат и не воспитывают, он освобождается от прямых требований и указаний извне: «Ты должен!». Помощь создает ему перспективу и точку опоры для самопознания, самоанализа, самоопределения, самореализации. Обеспечивая помощь, педагог должен обязательно защищать ребенка от любой негативной оценки извне, от кого бы и под каким бы видом она ни исходила. Помощь восстанавливает у ребенка ощущение собственной значимости для других людей. Там, где она им была потеряна, там он должен ее и найти.
Общность — условие эффективности помощи. В процессе поддержки педагог воспринимает реальную ситуацию проблемы ребенка в контексте не только его прошлого, настоящего и будущего, но и его «индивидуального будущего» в контексте «будущего, совместного с другими». Из этих двух «точек» — индивидуального и совместного — педагог изучает прошлое ребенка, строит с ним настоящее как особую форму совместности и проектирует его будущее.
Педагогическое действие тесно вплетено в реальную жизнь ребенка и взрослого, поэтому педагог должен осознавать, что помощь требует от него корректных действий. Иначе он нарушит заповедь поддержки: «Не делай «во благо» ребенка того, что может принести ему вред».
Содействие. Кредо содействия: «Ребенок, имея объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора». Второе кредо содействия (в общей целевой направленности поддержки) — создать условия для выращивания в ребенке субъекта жизнедеятельности. Содействие близко по семантике другому слову — «способствовать», значит — «быть причиной, помогать становлению, развитию чегонибудь».
Тактика содействия инициирует рефлексию и выход за привычные стереотипы действия и мышления ребенка. Педагог поддерживает ребенка в развитии в нем «человека выбирающего», а это значит — проблематизирует имеющиеся в опыте стереотипные представления и действия, побуждая думать, проектировать и искать новые варианты возможного решения проблемы. Реализуя тактику содействия, педагог в качестве главной образовательной ценности сохраняет для ребенка условия, при которых познается истинный смысл самоопределения как свободы и ответственности за собственный выбор. Для педагога в содействии не существует «сверхцели» в виде обязательного появления у ребенка целенаправленной деятельности.
В тактике содействия педагог показывает ребенку взаимосвязь между его «хочу» — «могу» — «делаю» («не делаю») — «отвечаю». Но, чтобы эта связка предстала завершенной в сознании ребенка, он на опыте должен убедиться, как она действует. Поэтому здесь педагог выступает с позиции «проблематизатора-сомыслителя». Итоговым результатом тактики содействия можно считать осознание ребенком: «Я должен сделать это, иначе я не добьюсь того, чего хочу». Самоопределение — попытка найти адекватную линию поведения. Самореализация — успешное движение ребенка в разрешении своей проблемы с опорой на «могу».
Содействие — это тактика, направленная на самоформирование у ребенка ответственного действия через осознание им альтернатив ответственного выбора. Главный способ осуществления содействия — это более заметная отстраненность педагога от реального решения ребенком его проблемы. Педагог занимает позицию «рефлексивного зеркала». Это стимулирует действия ребенка, связанные с самоанализом и самооценкой.
Взаимодействие. Тактика взаимодействия осуществляется только тогда, когда у ребенка на достаточном уровне развита потребность в самостоятельном разрешении проблемы и он готов определяться по отношению к ней в качестве субъекта. Тактика взаимодействия необходима, когда ребенок активно стремится решить свою проблему. Образовательный эффект взаимодействия состоит в том, что ребенок обретает опыт проектирования совместной деятельности. Средством взаимодействия между ребенком и педагогом в решении проблемы становится Договор.
Кредо тактики взаимодействия: «Договор — это испытание свободой и ответственностью». Педагог через процедуры договора создает для ребенка условия овладения логикой поиска, риска и установления границ своей свободы и ответственности в пределах свободы и ответственности другого человека. Можно выделить следующие типы Договора в тактике взаимодействия: на условиях ребенка; на условиях педагога; Договор-компромисс; Договор-сотрудничество.
Тактики содействия и взаимодействия — это не «мероприятия», которые можно заранее вставить в план воспитательной работы. Это норма взаимоотношений, которой педагог должен следовать, если он озабочен эмоциональным и социальным благополучием ребенка.
Умение пользоваться различным тактиками в зависимостиот детских проблем и возникающих в этой связи ситуаций позволяет педагогу быть гибким и мобильным в оказании педагогической поддержки. Он будет стремиться и сможет преобразовать каждую конкретную ситуацию в образовательную и развивающую.
Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин
Литература: Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. — М., 2001.
Журнал «Классный руководитель», 2000, № 3.
Новые ценности образования: Забота — Поддержка — Консультирование. Вып.6. — 1996.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005