Свадьба
Свадьба
женитьба) (ст.слав. – сводить) – форма празднования заключения брака, супружества. Это символ единства людей противоположного пола, более не соперничающих, не противостоящих друг другу, а взаимодействующих, взаимодополняющих. Свадьба – это создание нечто целого, качественно нового – семьи. Свадебный процесс делится на три этапа: досвадебный (сватовство, сговор, обручение, девичники, мальчишники), свадебный (благословение, венчание, свадебный пир) и послесвадебный (свадебное застолье, переезд в дом жениха, посещение дома тещи «на блины»). Это самое радостное событие в жизни людей, когда для двух людей так резко меняется мир, их жизненные роли, мера ответственности. Русские люди всегда очень серьезно смотрели на свадьбу, справляли ее пышно, торжественно, долго. Главное действующее лицо свадьбы – невеста. О ней более всего пелось обрядовых песен, с ней связаны многие свадебные обряды. Свадьбы разрешалось делать в мясоедные дни, т.е. в периоды и дни когда не было постов, и можно по церковному уставу есть мясо. На Руси традиционно свадебными считались дни с 15 августа по 14 ноября – осенние свадьбы и с 7 января до масленицы – зимние свадьбы. Нельзя делать свадьбы в мае.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
"СВАДЬБА"
детско-подростковая импровизационно-ролевая игра.
О ХIХ веке: «В детском и подростковом возрасте “в свадьбу” могли играть девочки отдельно, разыгрывая все роли (и женские и мужские) сами или с помощью кукол, а также вместе с мальчиками и подростками, что бывало реже. Детские игры “в свадьбу”… довольно точно воспроизводили этапы и действа реального свадебного обряда… Наиболее часто разыгрывались такие фрагменты свадебного обряда, как “свадебный пир”, “застолье”, “сватовство”, “венчание”, “первая брачная ночь”… В некоторых местностях была также распространена игра “в молодых”, в которую играли девочки с мальчиками: “молодых” укладывали на соломе где-нибудь под сараем…, в саду под яблоней. Игра могла растягиваться на несколько дней; при этом она не завершалась так называемой брачной ночью, а могла продолжаться имитированием беременности с помощью наматывания тряпок на живот, родов, семейной жизни… Для девочек от 7 до 14 лет характерным развлечением были также сюжетные игры с куклами. …Девочки с большой точностью воспроизводили обрядовые, праздничные и бытовые сцены, которые наблюдали в реальной жизни взрослых. Самой излюбленной была игра “в свадьбу”, в которой разыгрывались отдельные эпизоды свадебного обряда: “сватовство”, “богомолье”, “баня”, “девишник”, “венчание”, “свадебный пир” и др. При этом исполнялись настоящие свадебные приговоры, диалоги, песни и даже причитания в голос. Девочки сами изготавливали кукол из лоскутков или получали их в наследство от старших сестёр. Во время игры они наделяли кукол именами, отчествами и фамилиями знакомых односельчан или своими собственными» (Зимина, 2006–2, 134–135).
О 1900-х – 1940-х гг.: «У казачества вплоть до [19]40х годов сохранялись и подростковые игры “в свадьбу”. Их роль, очевидно, несколько иная, чем в детской игре: при помощи “венчания” и “свадьбы” происходило своеобразное посвящение новичков в круг подростков, допущенных на гулянья и вечеринки, и они, по сути, отмечали этап полового созревания. Конечно, к [19]20-м года нашего века эти смыслы во многом были сглажены и забыты» (Морозов, 1996, 144)
О детях 8–10 лет в конце 1960-х – нач. 1970-х гг.: «В игру “свадьба” мы играли очень-очень интересно. Доставали мамино платье, фату, туфли, надевали платье, подвязывали его. Красили губы, надевали клипсы, бусы в большом количестве. Невесту прятали, жених должен был её найти. Когда он её находил, должен был её поцеловать, подарить цветы. Целовали в щёку, нам, девочкам, это нравилось» (544).
О 1970-х гг.: «В дошк. возрасте у детей наблюдаются игры с сексуальным содержанием. Дети играют, например, в “дочки-матери”, “папы и мамы”, “свадьбу”, “дóктора”…» (Санюкевич, 1979, 14).
О Краснодарском крае в 1977–1979 гг.: «В возрасте 6– 8 лет любимая игра у нас с двоюродными сестрами была “свадьба”. Одна из нас была женихом, другая – невестой. Невеста наряжалась в фату – тюль, жених надевал шерстяные брюки и кепку. Оставшиеся девочки были либо мамой, либо сёстрами. Играли мы в такие игры либо на чердаке, либо в маленьком домике – бывшем курятнике. Приносили туда все возможные атрибуты: ненужную посуду, торшеры, покрывала. Жених с невестой праздновали свадьбу. Гости кричали: “Горько”. Жених с невестой целовались. Потом уходили спать. Спали вместе, просто лежали рядом на кровати. Потом говорили, что невеста беременная. Засовывали куклу под платье и ходили беременными. Одновременно беременной могла быть ещё и сестра, и мама, то есть несколько девочек. Потом, когда надоедало ходить беременной, вытаскивали кукол из-под платья и сообщали, кто кого родил и как назвал. Дальше начиналась игра “дочки-матери”. Надо отметить, что во все эти игры мы играли, как правило, подальше от взрослых глаз и ушей» (590).
О г. Макушино во вт. пол. 1970-х гг.: «Мы… играли в… свадьбы, девочка надевала фату (платок), другая девочка была женихом, потом мы ехали в ресторан праздновать свадьбу, было застолье, кричали: “Горько”, молодые целовались. Потом жениха и невесту укладывали вместе спать, но ничего между ними не было (не трогали половые органы, не целовались), просто обнялись и спали. Дальше появляется “лялька” и играли в семью» (459).
О середине 1990-х гг.: «Была у нас и такая игра, в которой мы имитировали свадьбу. Были и молодожены и гости. Невесту изображала Лена, так как я, и ещё некоторые девчонки, не хотели ею быть, а жениха она выбирала сама из мальчиков. Мы же составляли пары, кому не хватало, был один. В эту игру мы играли только тогда, когда приходили к кому-нибудь в дом или же в заброшенном доме. Мы делали из чего-нибудь столы и стулья. Так как о свадьбе мы знали не очень много, то начиналась она сразу же с того времени, когда все садились за столы. Мы говорили тосты, желали молодым всего хорошего и даже кричали “горько”. Вот только брачной ночи у них не было. После свадьбы дня два они ходили как муж с женой, но потом всё вставало на свои места. И мы ждали новой свадьбы» (560).
О подростках 14–16 лет в с. Рассвет Мокроусовского района в 1997–1998 гг.: «Иногда мы играли в свадьбы. Если в нашей компании были мальчики, то мы их женили. Всё должно было происходить по-настоящему. “Невесте” одевали фату, которая была сделана из тюля, кольца делали из травы или проволоки. Затем им нужно было поцеловаться, якобы утвердить свой брак. Потом мы им делали дом, где у них должна быть первая брачная ночь. Мы могли быть их детьми, ходить с ними в магазин» (521).
О ХIХ веке: «В детском и подростковом возрасте “в свадьбу” могли играть девочки отдельно, разыгрывая все роли (и женские и мужские) сами или с помощью кукол, а также вместе с мальчиками и подростками, что бывало реже. Детские игры “в свадьбу”… довольно точно воспроизводили этапы и действа реального свадебного обряда… Наиболее часто разыгрывались такие фрагменты свадебного обряда, как “свадебный пир”, “застолье”, “сватовство”, “венчание”, “первая брачная ночь”… В некоторых местностях была также распространена игра “в молодых”, в которую играли девочки с мальчиками: “молодых” укладывали на соломе где-нибудь под сараем…, в саду под яблоней. Игра могла растягиваться на несколько дней; при этом она не завершалась так называемой брачной ночью, а могла продолжаться имитированием беременности с помощью наматывания тряпок на живот, родов, семейной жизни… Для девочек от 7 до 14 лет характерным развлечением были также сюжетные игры с куклами. …Девочки с большой точностью воспроизводили обрядовые, праздничные и бытовые сцены, которые наблюдали в реальной жизни взрослых. Самой излюбленной была игра “в свадьбу”, в которой разыгрывались отдельные эпизоды свадебного обряда: “сватовство”, “богомолье”, “баня”, “девишник”, “венчание”, “свадебный пир” и др. При этом исполнялись настоящие свадебные приговоры, диалоги, песни и даже причитания в голос. Девочки сами изготавливали кукол из лоскутков или получали их в наследство от старших сестёр. Во время игры они наделяли кукол именами, отчествами и фамилиями знакомых односельчан или своими собственными» (Зимина, 2006–2, 134–135).
О 1900-х – 1940-х гг.: «У казачества вплоть до [19]40х годов сохранялись и подростковые игры “в свадьбу”. Их роль, очевидно, несколько иная, чем в детской игре: при помощи “венчания” и “свадьбы” происходило своеобразное посвящение новичков в круг подростков, допущенных на гулянья и вечеринки, и они, по сути, отмечали этап полового созревания. Конечно, к [19]20-м года нашего века эти смыслы во многом были сглажены и забыты» (Морозов, 1996, 144)
О детях 8–10 лет в конце 1960-х – нач. 1970-х гг.: «В игру “свадьба” мы играли очень-очень интересно. Доставали мамино платье, фату, туфли, надевали платье, подвязывали его. Красили губы, надевали клипсы, бусы в большом количестве. Невесту прятали, жених должен был её найти. Когда он её находил, должен был её поцеловать, подарить цветы. Целовали в щёку, нам, девочкам, это нравилось» (544).
О 1970-х гг.: «В дошк. возрасте у детей наблюдаются игры с сексуальным содержанием. Дети играют, например, в “дочки-матери”, “папы и мамы”, “свадьбу”, “дóктора”…» (Санюкевич, 1979, 14).
О Краснодарском крае в 1977–1979 гг.: «В возрасте 6– 8 лет любимая игра у нас с двоюродными сестрами была “свадьба”. Одна из нас была женихом, другая – невестой. Невеста наряжалась в фату – тюль, жених надевал шерстяные брюки и кепку. Оставшиеся девочки были либо мамой, либо сёстрами. Играли мы в такие игры либо на чердаке, либо в маленьком домике – бывшем курятнике. Приносили туда все возможные атрибуты: ненужную посуду, торшеры, покрывала. Жених с невестой праздновали свадьбу. Гости кричали: “Горько”. Жених с невестой целовались. Потом уходили спать. Спали вместе, просто лежали рядом на кровати. Потом говорили, что невеста беременная. Засовывали куклу под платье и ходили беременными. Одновременно беременной могла быть ещё и сестра, и мама, то есть несколько девочек. Потом, когда надоедало ходить беременной, вытаскивали кукол из-под платья и сообщали, кто кого родил и как назвал. Дальше начиналась игра “дочки-матери”. Надо отметить, что во все эти игры мы играли, как правило, подальше от взрослых глаз и ушей» (590).
О г. Макушино во вт. пол. 1970-х гг.: «Мы… играли в… свадьбы, девочка надевала фату (платок), другая девочка была женихом, потом мы ехали в ресторан праздновать свадьбу, было застолье, кричали: “Горько”, молодые целовались. Потом жениха и невесту укладывали вместе спать, но ничего между ними не было (не трогали половые органы, не целовались), просто обнялись и спали. Дальше появляется “лялька” и играли в семью» (459).
О середине 1990-х гг.: «Была у нас и такая игра, в которой мы имитировали свадьбу. Были и молодожены и гости. Невесту изображала Лена, так как я, и ещё некоторые девчонки, не хотели ею быть, а жениха она выбирала сама из мальчиков. Мы же составляли пары, кому не хватало, был один. В эту игру мы играли только тогда, когда приходили к кому-нибудь в дом или же в заброшенном доме. Мы делали из чего-нибудь столы и стулья. Так как о свадьбе мы знали не очень много, то начиналась она сразу же с того времени, когда все садились за столы. Мы говорили тосты, желали молодым всего хорошего и даже кричали “горько”. Вот только брачной ночи у них не было. После свадьбы дня два они ходили как муж с женой, но потом всё вставало на свои места. И мы ждали новой свадьбы» (560).
О подростках 14–16 лет в с. Рассвет Мокроусовского района в 1997–1998 гг.: «Иногда мы играли в свадьбы. Если в нашей компании были мальчики, то мы их женили. Всё должно было происходить по-настоящему. “Невесте” одевали фату, которая была сделана из тюля, кольца делали из травы или проволоки. Затем им нужно было поцеловаться, якобы утвердить свой брак. Потом мы им делали дом, где у них должна быть первая брачная ночь. Мы могли быть их детьми, ходить с ними в магазин» (521).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.