СУБКУЛЬТУРА

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Субкультура
кормы, отделившиеся от общепринятой системы ценностей и традици­онного стиля поведения и способствующие сохранению и развитию определенного стиля жизни в обществе.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

СУБКУЛЬТУРА
особая форма организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

СУБКУЛЬТУРА
совокупность норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретным, относительно замкнутым сообществом [80, c. 656].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

СУБКУЛЬТУРА
форма организации молодежи или определенной профессиональной группы людей внутри господствующей традиционной культуры; особый стиль жизни и образ мыслей ее представителей.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

СУБКУЛЬТУРА
(от лат. sub – под + от лат. cultura) – культура какойлибо социальной или демографической группы; объединение специфических социальнопедагогических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальные представители социума). Выделяют несколько значений С.: культура людей определенной профессии; определенной общности; определенного района.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

СУБКУЛЬТУРА
(subculture) (от латинского sub – под и cultura – возделывание, воспитание, развитие) – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличном от «они» (остальных представлений социума). По мнению М. Брейка, субкультура – это нормы, отделившиеся от общепринятой системы ценностей и традиционного стиля поведения и способствующие сохранению и развитию определенного стиля жизни в обществе.

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Субкультура
лат. – подкультура) – совокупность культурных форм и норм (символов, идей, убеждений, ценностей, образцов поведения, форм и содержания искусства, видов деятельности), соответствующих определенному сообществу, его возрастным и психо-социальным особенностям, и обслуживающих потребности и интересы этого сообщества. Различают детскую и юношескую субкультуры, национальную, профессиональную и конфессиональную (например, православную). Субкультура – это то, что создает человека как представителя определенной категории сограждан. Она позволяет формироваться различным сообществам с отношениями равноправного партнерства их членам. Субкультура – явление всеобщее и вневременное, присущее любой национальной культуре.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СУБКУЛЬТУРА
(от лат. sub-под и культура) 1) совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума); 2) совокупность людей в относительно замкнутом сообществе, схожих в понимании социокультурных норм и ценностей.
Субкультура детская (подростковая, юношеская)- 1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

СУБКУЛЬТУРА
суб (лат) – под + культура (лат) – возделывание, обрабатывание). 1) Совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (деликвентная подкультура); 2) Особая форма организации людей (чаще всего молодежи) – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; 3) Трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Следует различать, что всякая субкультура – это определенная реакция на господствующую, традиционную культуру. Поэтому следует различать субкультуры, возникшие как позитивная реакция, и субкультуры, как негативная реакция на культуру господствующую.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

СУБКУЛЬТУРА
(от лат. sub – под + культура). Совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, стереотипов поведения, вкусов и т. д.), влияющих на стиль жизни и мышления групп людей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы» в отличие от остальных – «они». Социальная база С. – отдельные возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, неформальные объединения, секты, криминальные структуры. Для представителей С. характерен ряд специфических ценностных ориентаций, норм поведения, увлечений, способов времяпрепровождения, использование жаргона, определенных источников информации. Будучи объектом идентификации человека, С. является одним из способов его обособления в обществе. Знание субкультурных пристрастий учащихся, а также учет их влияния на формирование личности – одна из задач преподавателя в процессе воспитательной работы. Явления С. составляют предмет изучения на занятиях по языку, так как учащиеся проявляют к ним повышенный интерес. С. находит отражение в учебниках, например, в выборе авторами тематики языкового материала (молодежные движения, современные музыка и кино, источники информации, увлечения, вкусы и др.).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

СУБКУЛЬТУРА
от лат. sub - под и культура)— совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они" (остальные представители социума). Социальная база С. - отдельные возрастные и социальные слои населения, профессиональные группы, неформальные объединения, самодеятельные объединения, религиозные секты, сексуальные меньшинства, криминальные структуры. С. - это относительно целостное явление, которое включает в себя ряд ценностных ориентаций, норм поведения; предпочитаемые источники информации (газеты, журналы, передачи радио, телевидение и другие источники массовой коммуникации); увлечения, способы времяпрепровождения; жаргон, фольклор. Ценностные ориентации носителей С. определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером С. (просоциальной, асоциальной, антисоциальной), возрастными, социально-профессиональными и иными специфическими потребностями ее носителей. Нормы в просоциальных С. в основном не противоречат общественным, а дополняют и (или) трансформируют их. В антисоциальных С. нормы прямо противоположны общественным. В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы. Характер С. определяет сферы жизни, в которых поведение ее носителей регулируются нормами С., а также мерой настоятельности и эффективности регуляции. В антисоциальных С. нормативная регуляция имеет жесткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей. Во мн. асоциальных и в ряде просоциальных С. регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную С., а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей. Информация, отобранная, трансформированная и воспринятая носителями С., определяет во многом содержание их общения. В каждой С. увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения определяются возрастными и социокультурными особенностями и условиями жизни, а также модой. Наиболее явно мода проявляется в одежде, прическе, предметах быта, а также манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических предпочтениях и т.п. Мода - одна из знаковых систем, посредством которых происходит межличностная и межгрупповая коммуникация, а также специфическое средство приобщения человека к социальному и культурному опыту. Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой и изменяется в зависимости от характера той среды, в которой она функционирует. Существует мода молодежная, девиантная и пр. Жаргон - своеобразный диалект, отличающий носителей С. Лексический состав жаргона обычно достаточно подвижен и постоянно обновляется. Жаргоны существенно различны по количеству входящих в них лексических единиц, экспрессивной окраске и интенсивности использования (эти показатели максимальны в юношеском и девиантных жаргонах). В каждой С. бытует свой фольклор - комплекс словесных, музыкальных, игровых видов творчества. Словесный вид включает в себя различные предания из истории С., стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской С. - считалки, дразнилки, страшилки и пр. Музыкальный фольклор - это, как правило, песни, выражающие отношение к окружающему миру, чувства и стремления и т.п. Игры подразделяются на созданные в рамках С. (интеллектуальные - в ряде профессиональных, карточные - в деликвентных, подвижные - в детской и т.п.) и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные). Набор видов и содержание фольклорного творчества различаются в зависимости от характера, меры оформленности и степени закрытости С. С. выполняют ряд функций по отношению к обществу и человеку. Они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их трансляции на те или иные общности, а также обозначения социальной и возрастной стратификации общества. Просоциальные и отчасти асоциальные С. способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных - их дезорганизации. Одни выступают как контркультуры (например, уголовно-лагерная), другие порождают инновационные явления и содействуют их вхождению в культуру общества. С., будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, что определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самовосприятие. См. также Мода

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СУБКУЛЬТУРА
от лат. sub - под и культура), совокупность специфич. социально-психол. признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальные представители социума).
Социальная база С. - отд. возрастные и социальные слои населения, проф. группы, массовые неформальные движения (см. Неформальные объединения), самодеятельные объединения, любительские клубы, религ. секты, сексуальные меньшинства, криминальные структуры.
С. - это относительно целостное явление, к-рое включает в себя: ряд ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений; статусную структуру; предпочитаемые источники информации; специфич. увлечения, вкусы и способы времяпрепровождения; жаргон, фольклор. Каждый из этих признаков обладает относительно устойчивой структурой, но их содержание меняется в зависимости от социо-культурных реалий. Выраженность этих признаков и мера оформленности С. в целом весьма различны, что во многом связано с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.
Ценностные ориентации носителей той или иной С. определяются ценностями и социальной практикой общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером С. (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными, социально-профессиональными и иными специфич потребностями, устремлениями, проблемами ее носителей.
Имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации конкретной С влияют на отношения к миру и с миром ее носителей, на их самосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.
Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния Нормы в просо-циальных С в основном не противоречат общественным, а дополняют.н. (или). трансформируют их, отражая специфич условия жизни и ценностные ориентации носителей конкретной С В антисоциальных С нормы прямо противоположны общественным В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные нормы
Характер С определяет сферы жизни, в к-рых поведение, взаимодействие и взаимоотношения ее носителей регулируются нормами С, а также меру настоятельности и эффективности регуляции В антисоциальных С нормативная регуляция имеет жесткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей Во мн асоциальных и в ряде просо-циальных С регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную С, а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей
В каждой С существует более или менее жесткая статусная структура Статус в данном случае означает положение человека в системе межличностных отношений группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом и т.п.
Носителей определенной С обычно отличает набор предпочитаемых ими источников информации и иерархия их значимости каналы межличностной коммуникации, газеты, журналы, передачи радио и телевидения, рассчитанные на носителей данной С, конкретные рубрики газет.н. журналов, нац, иностр, региональные, муниципальные печатные и электронные средства массовой коммуникации Информация, отобранная, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для С ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.
В каждой С можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, к-рые определяются их возрастными и социо-культурными особенностями, условиями их жизни, а также модой В данном случае мода понимается как форма социальной регуляции, отражающая периодич смену образцов массового поведения и обеспечивающая более или менее адекватное внеш. «оформление» постоянно меняющегося содержания жизни Наиб. явно мода проявляется в одежде, предметах быта, прическе, а также манере поведения, речи, муз. и иных эстетич. предпочтениях и т.н. Мода - одна из знаковых систем, посредством к-рых происходит межличностная и межгрупповая коммуникация, а также специфич средство приобщения человека к социальному и культурному опыту Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой и изменяется в зависимости от характера той среды, в к-рой она функционирует (половозрастной и социокуль-турный состав, ценностные ориентации, условия жизни и т и). В связи с этим можно говорить о модах тех или иных ярко выраженных С (молодежная, различные девиантные и пр).
Жаргон - своеобразный диалект, отличающий носителей определенной С Лексич состав жаргона обычно достаточно подвижен, непостоянен В течение определенного периода времени, как правило относительно короткого, жаргон во многом обновляется, ибо в его рамках происходит постоянное пополнение синонимич рядов и замещение их элементов Жаргон в любой С включает в себя неск. групп слов и выражений Первая - общеупотребит слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержат значение (напр., мотыль - моторист у моряков, капуста - долларовые купюры у мелких торговцев и др.). Вторая - общеупотребит слова и выражения, к-рым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет использовать их чаще, чем это принято речевыми нормами (напр., «железно», «крутой» и т и). Третья - слова, бытующие только в жаргоне (напр., англицизмы в юношеских С, лексика в преступных группировках, слова, заменяющие термины, употребляемые в проф. группах). Четвертая - слова и выражения, характерные лишь для отд регионов, в т.ч. и имеющие корни в областных диалектах Жаргоны существенно различны по кол-ву входящих в них лексич единиц, экспрессивной окраске и интенсивности использования (эти показатели максимальны в юношеском и девиантных жаргонах).
В каждой С рождается и бытует свой фольклор - комплекс словесных, муз, игровых видов творчества Словесный вид творчества включает в себя разл предания из истории сообщества носителей С, о жизни и «деяниях» ее легендарных представителей, специфические по содержанию стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в дет. С - считалки, дразнилки, страшилки и пр.
Муз. фольклор - это, как правило, песни, выражающие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, отражающие и пропагандирующие ценности и нормы С, рассказывающие о к -л реальных или мифич событиях в жизни ее носителей.
Игры могут быть как созданные в рамках С (интеллектуальные - в ряде профессиональных, карточные - в делинк-вентных, подвижные - в детской и т.д. ), так и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные), к-рые стали значимыми для носителей конкретной С, признаком принадлежности играющих к той или иной С.
Субкультурному фольклору присущи специфич признаки любого фольклора - коллективность творч процесса, традиционность, нефиксированные формы передачи произведений от поколения к поколению и от одних носителей С к другим, вариативность формы и содержания
В той или иной конкретной С набор видов фольклорного творчества и его содержание различаются в зависимости от ее характера, меры оформленности, степени закрытости Так, в С детской, юношеской, религ. сект, криминальных сообществ. наличествуют все виды творчества В то же время в фольклоре С тех или иных социальных и проф. слоев, неформальных движений, самодеят.н. любит объединений присутствуют либо лишь словесное творчество, либо словесное и музыкальное, либо словесное и игровое
С выполняют ряд функций по отношению к обществу и человеку Они представляют собой специфич способ дифференциации развитых нац. культур, их трансляции на те или иные общности, а также обозначения социальной и возрастной стратификации общества Просо-циальные и отчасти асоциальные С способствуют стабилизации общества и личности, а антисоциальные и часть асоциальных - их дезорганизации Одни выступают как контркультуры (напр., уголовно-лагерная), другие порождают инновац явления и содействуют их вхождению в культуру общества С, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, что определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самовосприятие
Лит Социология преступности, M, 1966, Мудрик А В, Современный старшеклассник проблемы самоопределения, M, 1977, его же, Введение в социальную педагогику, Пенза, 1984, Мяло К, Уроки Эзеля, «Ино странная литература», 1987, № 1, Кон И С, Психология ранней юности, M 1989, Пирожков В Ф Законы преступного мира молодежи Криминальная субкультура, Тверь 1994, OpieJ, OpieP, The lore and language of schoolchildren, Oxf, 1959, Knapp M, Knapp H, One potato, two potato the secret education of American children, № V 1976, B r a k e M, The sociology of jouth culture and jouth subcultures sex and drugs and rock n roll, L 1980, Ichwendter R, Theone der Subkultur, Fr /M, 1981, H e b d i g e D, Subculture The meanmg of style, L -N V, 1981 А В Мудрик

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
290.95 кб

Молодежная субкультура и "субкультурная молодежь" в современном российском обществе

Тихомиров Сергей Александрович
В науке существует разделение молодежи в наиболее общем ее виде на два больших слоя: так называемую благополучную (домашнюю) и неблагополучную (уличную).
Читать PDF
299.11 кб

Молодежная субкультура: категория и реальность*

Мосиенко Людмила Васильевна
Обобщены современные подходы к пониманию молодежной субкультуры, определены ее особенности.
Читать PDF
82.84 кб

II-я Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежная субкультура» (г. Самара)

Галактионов В. М.
Читать PDF
122.49 кб

Подростковая субкультура. Приглашение к диалогу

Лузина Людмила Михайловна, Владимирская Елена Александровна
Рассматриваются некоторые проблемы, связанные с изучением феномена «подростковая субкультура», его интерпретацией в интересах воспитания.
Читать PDF
210.12 кб

Детская субкультура как средство формирования ценностно-смысловой сферы ребенка-дошкольника

Иванова Наталья Витальевна
В статье раскрыты современные подходы к воспитанию как процессу формирования иерархической системы ценностей личности, представлено теоретическое осмысление феномена детской субкультуры, выделены практические аспекты реализации во
Читать PDF
139.22 кб

Субкультура школьной молодежи в Великобритании, США и в новой Зеландии

Петрищев Владимир Иннокентьевич
В статье раскрываются различные компоненты субкультуры школьной молодежи в западных странах, ее влияние на поведение молодежи и академическую успеваемость.
Читать PDF
234.27 кб

«Юзеровская» субкультура в контексте информационного общества

Жилкин В. В.
Zhilkin V.V. The users'-subculture in the context of information society. The theories of information (postindustrial, electronic, informational capitalism, postmodern, knowledge-based, virtual, etc.
Читать PDF
270.63 кб

Университетская молодежная субкультура как фактор профессиональной социализации студентов

Мосиенко Людмила Васильевна
Конкретизируется научное представление о понятии «университетская молодежная субкультура», раскрываются социализационные функции молодежной субкультуры.
Читать PDF
2.34 мб

Субкультура мегаполиса как фактор социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов

Рамзаева Екатерина Николаевна
Рассмотрены понятия мегаполиса, креативного класса, социокультурной адаптации учащихся из малонаселенных пунктов к субкультуре мегаполиса, определена роль субкультурной грамотности подростка в процессе социокультурной адаптации уч
Читать PDF
2.30 мб

Молодежная субкультура университета как фактор формирования интеркультурной деятельности студента: к

Ергазина Алия Абдирамановна
Интеркультурная деятельность признак современной культуры. Отвечая на социальные, политические и экономические требования современного общества, необходимо решать проблему интеркультурного образования.
Читать PDF
683.08 кб

Студенческая субкультура как грань организационной культуры вуза

Масилова Марина Григорьевна, Логинова Ольга Григорьевна, Устимко Яна Олеговна
Организационная культура в современной компании является значимым фактором, оказывающим существенное влияние на всю ее деятельность.
Читать PDF
3.34 мб

Субкультура петербургских гимназистов: взгляд учеников

Шевелев Александр Николаевич
Традиционное для истории педагогики рассмотрение школьной среды петербургских дореволюционных гимназий через категории учебного процесса, воспитательной системы и сообщества педагогов, основанное на официальных исторических источн
Читать PDF
0.00 байт

Образовательные траектории как фактор формирования студенческих субкультур

Сотников Иван Михайлович, Шульга Марина Михайловна
В статье рассмотрена проблема субкультур образовательной деятельности студентов как специфических для данной социальной группы.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о потенциале молодежных субкультур в работе с подрастающим поколением

Карпова Елена Михайловна
В статье рассмотрен потенциал молодежных субкультур для успешной социализации подрастающего поколение.
Читать PDF
3.36 мб

Феномен детской субкультуры как пространство личностного самоопределения педагога

Истюфеева Жанна Николаевна, Чепель Татьяна Леонидовна

Похожие термины:

  • Субкультура Антисоциальная

    выделяется в общем русле молодежной С. как негативное социаль-но-психол. явление, отражающее специфический способ жизнедеятельности группы, в нравств. и психол. плане обособленной и отчужденной о
  • СУБКУЛЬТУРА ДЕТСКАЯ

    1) культурное пространство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной активности; 2) все, что создано чел
  • МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

    система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Неф
  • МУЖСКАЯ СУБКУЛЬТУРА

    совокупность проявений психики, которые формируются у мальчиков и мужчин вследствие половой сегрегации и отличаются от аналогичных проявлений у девочек и женщин (Бендас Т.В. Гендерная психология
  • СУБКУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ

    (The subculture of youth) формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базир
  • ДЕВИАНТНОСТЬ СУБКУЛЬТУРНАЯ

    поведение, с помощью которого человек отклоняется от норм окружающего общества путем подчинения себя нормам субкультуры.
  • Субкультурная общность

    общность людей, ценности, нормы, обычаи, формы поведения которых отличаются от принятых в общей культуре. См. также: Детская общность как объект и субъект воспитания: монография / Под ред. Н.Л. Селива