СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Найдено 1 определение
СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
это обладатели прав и обязанностей. Практическое значение определения «субъектности» состоит в получении информации о том, кто является носителем права (прав), а кто – обязанности (обязанностей). Это, в свою очередь, позволяет предвидеть поведение определенного содержания, являющегося следствием осуществления таковыми носителями прав и исполнения обязанностей (см.: «права субъектов образовательных правоотношений», «обязанности субъектов образовательных правоотношений»). Словосочетание «субъект образовательных правоотношений» является наиболее общим по содержанию термином. Оно указывает лишь на то, что определенное лицо (физическое лицо (человек) или юридическое лицо (организация) участвует в какомлибо образовательном правоотношении или обладает юридической возможностью такового участия. Для обозначения участия в конкретных видах образовательных правоотношений используются специальные терминологические словосочетания: «исполнитель образовательной услуги» – лицо, которое своими действиями оказывает образовательную услугу; «заказчик образовательной услуги» – лицо, которое заказывает предоставление образовательной услуги в своем интересе или в интересе третьего лица (к примеру, родители заказывают исполнение образовательной услуги в интересах своих несовершеннолетних детей); «третье лицо» – лицо, в непосредственном интересе которого оказывается образовательная услуга (субъект обучения, обучающееся лицо). Основными исполнителями образовательных услуг выступают различные учебные, воспитательные, учебно-воспитательные заведения. В зависимости от их статуса в законодательстве различаются: ясли, детские сады, дома ребенка, детские дома и др. (дошкольное образование); средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, учебно-воспитательные комплексы, школы-интернаты и др. (общее среднее образование); дворцы, дома, центры, станции детско-юношеского творчества и др. (внешкольное образование); профессионально-технические училища, учебные центры, профессиональные лицеи и др. (профессионально-техническое образование); университеты, академии, институты, колледжи (высшее образование). Оказание образовательных услуг возможно не только с участием вышеперечисленных образовательных заведений (юридических лиц), но и физических лиц, в частности, репетиторов, консультантов, тренеров и т. п. (иные субъекты, оказывающие образовательные услуги).
Субъекты, непосредственно получающие образовательные услуги также обозначаются в зависимости от уровня получения образования: воспитанники, учащиеся, студенты, курсанты, слушатели, стажеры, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты. (Деревянко Б. В. Адміністративно-правове регулювання надання послуг у сфері освіти : монографія / Б. В. Деревянко ; Донецьк. юрид. ін-т. – Донецьк : Кальміус, 2012. – С. 107–146; Освітні правовідносини у вищій школі у питаннях та відповідях : наук.-практ. посіб. / [авт. кол.: Кізілов О. І., Лісніча Т. В., Розгон О. В. та ін.] ; Міжнар. фонд «Відродження». – Харків : Вид-во ХНУ імені В. Н. Каразіна, 2014. – С. 34–41; С. 56–41). Ю. И. Чалый

Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017