СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ
СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ
личный, собственный, индивидуальный, прошлый, житейский, стихийный опыт, выражающийся в представлениях, понятиях, правилах выполнения действий.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ
опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей [100].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Опыт субъектный
индивидуальный опыт жизнедеятельности и самореализации, как данный генетически, так и приобретаемый ребенком в ходе жизнедеятельности. Продукт деятельности индивидуального сознания по осмыслению общения, деятельности, познания, наблюдения, переживания, принятия решений, касающихся своей жизни и т.д. В учебно-воспитательном процессе происходит встреча общественного, индивидуального, обыденного, научного и субъектного опыта, отраженного в понятиях, моральных законах, правилах поведения, образах культурной жизни и т.п. Учитель создает условия для востребования субъектного опыта учащихся, введения его в контекст всех других видов опыта посредством индивидуальной и личностной педагогической поддержки личности.
Источник: Глоссарий по педагогике.
Субъектный опыт
индивидуальный опыт жизнедеятельности и самореализации, приобретаемый ребенком в ходе общения, деятельности, познания, наблюдения, принятия решений касающихся своей жизни, поступков, переживания своих успехов и неудач, саморефлексии. В нем представлены как результаты целенаправленного обучения и воспитания, так и стихийного взаимодействия с миром людей и вещей. В учебно-воспитательном процессе происходит встреча общественного опыта, отраженного в понятиях, моральных законах, правилах поведения, образах культурной жизни и т. д. с индивидуальным опытом жизнедеятельности каждого ребенка. Учитель помогает детям осмыслить свой субъектный опыт, прожить и пережить его в контексте общественно-исторического опыта.
Источник: Глоссарий по педагогике.
Опыт субъектный
присущая только определенной личности система мировосприятия, которая основывается на данных органов чувств (сенсорное восприятие) и на личностной интерпретации терминальных и операционных ценностей, их роли в жизнедеятельности личности. В литературном образовании большое значение имеет О.С. учащихся, связанный с отношением к базовым личностным ценностям, моральной оценкой собственного поведения и поведения других людей, с пониманием личностью жизненных целей и путей их достижения. Соответственно, изучения литературных произведений может стать существенным источником обогащения О.С. учащегося, формирования его индивидуальности как субъекта образовательного процесса, формирования и развития его личности. Деятельность учителя-словесника должна способствовать обогащению нравственного мира учащегося нравственным опытом (потенциалом) художественной литературы, личностному росту школьника. В плане эстетическом изучение произведений искусства слова также формирует и развивает О.С. учащихся, повышает уровень их эстетических потребностей. В.Г.
Источник: Методика преподавания литературы.
Субъектный опыт
[субъект + опыт] – опыт прошлого и переживаемого здесь и теперь поведения, в котором сам человек может дать отчет себе о своих возможностях, правилах организации собственных действий, значимых для него ценностях, иерархии предпочтений и потребностей. На основе С.о. организуется акмеологическое проектирование становления и реализации индивидуальности человека. Компоненты С.о. (по А.К. Осницкому): ценностный опыт (ориентирует усилия человека), опыт рефлексии (увязывает ориентировку с остальными компонентами С.о.), опыт привычной активизации (ориентирует в собственных возможностях), операциональный опыт (средства преобразования ситуации и собственных возможностей), опыт сотрудничества (готовность и способность решения совместных задач). В процессе восхождения к индивидуальности становление С.о. происходит на рациональной (познавательной) и эмоциональной (чувственной) основе. При этом, чем выше уровень сформированности С.о., тем значительнее роль чувственных представлений, сопровождающих движение человека к его «акме». На этом основываются акмеологические механизмы превращения «чужого», предназначенного для всех, знания и опыта в собственные С.о. и знания. С.о. закрепляется в деятельности и сознании человека.