самостоятельные составные части системы образования (дошкольные учреждения, общеобразовательная школа, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования). Ступени обучения органически связаны между собой, что позволяет обеспечить преемственность в образовании. В условиях неопределенности спроса на работников конкретной квалификации, что характерно для современного формирования рынка труда, возможность выжить и продолжить свою деятельность в качестве профессионального образовательного учреждения предоставляет переход образовательного учреждения на многоуровневую и многопрофильную систему подготовки кадров. Поэтому многие профессиональные учебные заведения в данной ситуации организуют многоступенчатую подготовку кадров, при которой на каждой ступени учащийся приобретает какую-то новую квалификацию – новую рабочую профессию (специальность), квалификацию техника, дополнительную специализацию. Это дает выпускнику возможность быть подготовленным к выполнению квалификационной работы. Преимуществом такой системы подготовки является возможность в условиях учебного заведения переходить на следующую ступень обучения, если учащийся показывает свою заинтересованность в выбранной сфере деятельности и хочет учиться дальше. Ступенчатое обучение в системе непрерывного профессионального образования включает получение (приобретение) разных уровней квалификации (тарифных разрядов, классов, категорий), разных уровней профессионального образования (начального, среднего, высшего), а также различных знаний, обеспечивающих дополнительное образование. Такое обучение обычно предусматривает широкий профиль подготовки, овладение новыми информационными технологиями, другими дополнительными знаниями и умениями, например, в области предпринимательской, коммерческой деятельности. При всем многообразии вариантов ступенчатой системы обучения учебный процесс в них организуется практически по двум схемам: последовательной и последовательно-параллельной. Именно схема организации учебного процесса определяет остроту основных педагогических проблем, возникающих при ступенчатой подготовке кадров в профессиональных учебных заведениях. При последовательной схеме подготовки первый этап обучения все учащиеся проходят в единых группах по одним учебным программам. Этап заканчивается присвоением рабочего разряда по определенной профессии, все профессиональное обучение (и теоретическое, и производственное) ориентировано в основном на подготовку квалифицированного рабочего. На втором этапе обучения, куда попадают учащиеся на основе конкурсного отбора, осуществляется подготовка рабочих кадров с повышенным разрядом или по дополнительной специальности. На третьем этапе ведется подготовка специалистов со средним профессиональным образованием. На четвертом этапе образовательная программа строится на достижении студентами квалифицированного уровня среднего профессионального образования. Преимущества этой схемы подготовки заключаются в том, что учащийся социально лучше защищен, т. к. имеет хорошую профессиональную подготовку на уровне рабочего и соответствующий документ о начальном профессиональном образовании, а также документ о получении среднего профессионального образования и соответствующую подготовку техника. При последовательно-параллельной схеме подготовки совместное обучение в одних группах и по одним программам на первом этапе обучения менее продолжительно и переходит в целенаправленное обучение будущих рабочих и техников (базового и повышенного уровня). Ступенчатое обучение кадров дает возможность учебному заведению в условиях рыночной экономики более гибко реагировать на изменения ситуации, оперативно выполняя заказы потребителей на подготовку кадров различного уровня профессионального образования. Поэтому, приступая к такому обучению, необходимо определить: цель подготовки, количество ступеней обучения, ожидаемый результат подготовки. При получении среднего профессионального образования на базе начального профессионального возможны следующие варианты содержания подготовки: – подготовка техников, имеющих квалификацию «техник-технолог», «техник-конструктор», «техник-механик», т. е. специалистов, способных выполнять соответствующие профессиональные функции;
подготовка рабочих особо сложных профессий, требующих среднего профессионального образования;
получение общетехнического образования с целью удовлетворения познавательных и культурных запросов и интересов. Каждый из названных вариантов имеет свою специфику содержания обучения, при разработке которого необходимо соблюдать утвержденные государственные стандарты соответствующего уровня профессионального образования.
СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
самостоятельная составная часть системы образования (дошкольные учреждения, общеобразовательная школа, учреждения начального, среднего и высшего образования). С.о. органически связываются между собой, чем обеспечивается преемственность в образовании.В условиях неопределенности спроса на работников конкретной квалификации, что характерно для современного формирования рынка труда, возможность выжить и продолжить свою деятельность в качестве профессионального образовательного учреждения предоставляет переход образовательного учреждения на многоуровневую и многопрофильную систему подготовки кадров. Поэтому многие профессиональные учебные заведения в данной ситуации организуют многоступенчатую подготовку кадров, при которой на каждой ступени учащийся приобретает какую-то новую квалификацию – новую рабочую профессию (специальность), квалификацию техника, дополнительную специализацию. Это дает выпускнику возможность быть подготовленным к выполнению квалифицированной работы. Преимуществом такой системы подготовки является возможность в условиях учебного заведения переходить на следующую ступень обучения, если учащийся показывает свою заинтересованность в выбранной сфере деятельности и хочет учиться дальше.
Ступенчатое обучение в системе непрерывного профессионального образования включает получение (приобретение) разных уровней квалификации (тарифных разрядов, классов, категорий), разных уровней профессионального образования (начального, среднего, высшего), а также различных знаний, обеспечивающих дополнительное образование.
Такое обучение обычно предусматривает широкий профиль подготовки, овладение новыми информационными технологиями, другими дополнительными знаниями и умениями, например, в области предпринимательской, коммерческой деятельности. В то же время организация ступенчатого обучения предполагает преодоление определенных противоречий.
Противоречия и сложности ступенчатого обучения профессиональных кадров можно классифицировать на педагогические и психологические.
К педагогическим проблемам относятся:
– необходимость обеспечения завершенности профессионального образования на каждой ступени обучения. Завершенность профессионального образования подразумевает получение учащимися на каждой ступени обучения целостной подготовки к предстоящей профессиональной деятельности, которая включает весь комплекс необходимых знаний, навыков и умений для успешного выполнения трудовых функций, т.е. готовность к выполнению профессиональных функций, а также определенное интеллектуальное развитие, в соответствии со стандартами уровней профессионального образования.
Если начальное профессиональное образование включает не только подготовку к выполнению соответствующих функций рабочего, но и усвоение определенной системы знаний в области спецтехнологии, материаловедения, экономики производства в рыночных условиях, организации охраны труда, а также интеллектуальное развитие, которое обеспечивается за счет изучения специальных и гуманитарных дисциплин, то содержание деятельности специалиста со средним профессиональным образованием строится на анализе, оценке, выборе и реализации наиболее эффективного и качественного решения, выбранного из имеющихся возможностей, а также на разработке в некоторых случаях и нестандартного решения профессиональной задачи;
– обеспечение преемственности содержания подготовки на последующих ступенях обучения, которое позволит при разработке состава и содержания учебной информации и комплекса задач, заданий и упражнений для каждой последующей ступени образования учитывать все то, что было изучено на предыдущих ступенях. При этом не рекомендуется перенос какого-либо учебного материала с высших ступеней на низшие, так как для большинства обучающихся он будет избыточным. Нельзя считать целесообразным и изъятие каких-то предметов, так как каждый предмет имеет свое назначение и специфическое содержание в системе подготовки специалистов данного уровня;
– определение системы отбора учащихся для поступления на учебу;
– разработка критериев перевода обучаемых с одной ступени обучения на другую;– разработка новой системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, знающих особенности и возможности ступенчатой системы обучения.
К психологическим проблемам можно отнести следующие:
– необходимость последовательного формирования различных типов профессиональной деятельности на разных ступенях обучения, что требует разрушения ранее созданного стереотипа деятельности и выработки принципиально другого (переход от преимущественно физического труда на основе достаточно жестких предписаний к преимущественно умственному труду, связанному с анализом и оценкой ситуации и принятием решений);
– сложности в создании благоприятного психологического климата при совместном обучении, когда идет дифференцированный отбор учащихся для продвижения на последующие ступени обучения. Эта ситуация требует большого такта от преподавательского состава, иначе у учащихся возникает пренебрежительное отношение к тем, кто остается для подготовки по массовым рабочим профессиям, а у самих отстающих учащихся снижается уровень самоуважения, в их глазах падает престиж рабочего.
При всем многообразии вариантов ступенчатой системы обучения учебный процесс в них организуется практически по двум схемам: последовательной и последовательно- параллельной. Именно схема организации учебного процесса определяет остроту основных педагогических проблем, возникающих при ступенчатой подготовке кадров в профессиональных учебных заведениях.
При последовательной схеме подготовки первый этап обучения все учащиеся проходят в единых группах по одним учебным программам. Этап заканчивается присвоением рабочего разряда по определенной профессии, все профессиональное обучение (и теоретическое, и производственное) ориентировано, в основном, на подготовку квалифицированного рабочего. На втором этапе обучения, куда попадают учащиеся на основе конкурсного отбора, осуществляется подготовка рабочих кадров с повышенным разрядом или по дополнительной специальности. На третьем этапе ведется подготовка специалистов со средним профессиональным образованием. На четвертом этапе образовательная программа строится на достижении студентами квалификационного уровня среднего профессионального образования.
Преимущества этой схемы подготовки заключаются в том, что учащийся социально лучше защищен, так как имеет хорошую профессиональную подготовку на уровне рабочего и соответствующий документ о начальном профессиональном образовании, а также документ о получении среднего профессионального образования и соответствующую подготовку техника.
При последовательно-параллельной схеме подготовки совместное обучение в одних группах и по одним программам на первом этапе обучения менее продолжительно и переходит в целенаправленное обучение будущих рабочих и техников (базового и повышенного уровня).
Ступенчатое обучение кадров дает возможность учебному заведению в условиях рыночной экономики более гибко реагировать на изменения ситуации, оперативно выполняя заказы потребителей на подготовку кадров различного уровня профессионального образования.
Поэтому, приступая к такому обучению, необходимо определить:
– цель подготовки;
– количество С.о.;
– ожидаемый результат подготовки.
Говоря о среднем профессиональном образовании на базе начального профессионального, можно говорить о нескольких вариантах содержания подготовки:1) подготовка техников, имеющих квалификацию «техник-технолог», «техник- конструктор», «техник-механик», то есть специалистов, способных выполнять соответствующие профессиональные функции;
2) подготовка рабочих особо сложных профессий, требующих среднего профессионального образования;
3) получение общетехнического образования с целью удовлетворения познавательных и культурных запросов и интересов.
Каждый из названных вариантов имеет свою специфику содержания обучения, при разработке которого необходимо соблюдать утвержденные государственные стандарты соответствующего уровня профессионального образования.
Лит.: Семушина Л.Г., Ломакина Т.Ю. Разработка учебно-программной документации для учебных заведений со ступенчатой системой подготовки. – М., 1994.
Т.Ю. Ломакина
Ступенчатое обучение в системе непрерывного профессионального образования включает получение (приобретение) разных уровней квалификации (тарифных разрядов, классов, категорий), разных уровней профессионального образования (начального, среднего, высшего), а также различных знаний, обеспечивающих дополнительное образование.
Такое обучение обычно предусматривает широкий профиль подготовки, овладение новыми информационными технологиями, другими дополнительными знаниями и умениями, например, в области предпринимательской, коммерческой деятельности. В то же время организация ступенчатого обучения предполагает преодоление определенных противоречий.
Противоречия и сложности ступенчатого обучения профессиональных кадров можно классифицировать на педагогические и психологические.
К педагогическим проблемам относятся:
– необходимость обеспечения завершенности профессионального образования на каждой ступени обучения. Завершенность профессионального образования подразумевает получение учащимися на каждой ступени обучения целостной подготовки к предстоящей профессиональной деятельности, которая включает весь комплекс необходимых знаний, навыков и умений для успешного выполнения трудовых функций, т.е. готовность к выполнению профессиональных функций, а также определенное интеллектуальное развитие, в соответствии со стандартами уровней профессионального образования.
Если начальное профессиональное образование включает не только подготовку к выполнению соответствующих функций рабочего, но и усвоение определенной системы знаний в области спецтехнологии, материаловедения, экономики производства в рыночных условиях, организации охраны труда, а также интеллектуальное развитие, которое обеспечивается за счет изучения специальных и гуманитарных дисциплин, то содержание деятельности специалиста со средним профессиональным образованием строится на анализе, оценке, выборе и реализации наиболее эффективного и качественного решения, выбранного из имеющихся возможностей, а также на разработке в некоторых случаях и нестандартного решения профессиональной задачи;
– обеспечение преемственности содержания подготовки на последующих ступенях обучения, которое позволит при разработке состава и содержания учебной информации и комплекса задач, заданий и упражнений для каждой последующей ступени образования учитывать все то, что было изучено на предыдущих ступенях. При этом не рекомендуется перенос какого-либо учебного материала с высших ступеней на низшие, так как для большинства обучающихся он будет избыточным. Нельзя считать целесообразным и изъятие каких-то предметов, так как каждый предмет имеет свое назначение и специфическое содержание в системе подготовки специалистов данного уровня;
– определение системы отбора учащихся для поступления на учебу;
– разработка критериев перевода обучаемых с одной ступени обучения на другую;– разработка новой системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, знающих особенности и возможности ступенчатой системы обучения.
К психологическим проблемам можно отнести следующие:
– необходимость последовательного формирования различных типов профессиональной деятельности на разных ступенях обучения, что требует разрушения ранее созданного стереотипа деятельности и выработки принципиально другого (переход от преимущественно физического труда на основе достаточно жестких предписаний к преимущественно умственному труду, связанному с анализом и оценкой ситуации и принятием решений);
– сложности в создании благоприятного психологического климата при совместном обучении, когда идет дифференцированный отбор учащихся для продвижения на последующие ступени обучения. Эта ситуация требует большого такта от преподавательского состава, иначе у учащихся возникает пренебрежительное отношение к тем, кто остается для подготовки по массовым рабочим профессиям, а у самих отстающих учащихся снижается уровень самоуважения, в их глазах падает престиж рабочего.
При всем многообразии вариантов ступенчатой системы обучения учебный процесс в них организуется практически по двум схемам: последовательной и последовательно- параллельной. Именно схема организации учебного процесса определяет остроту основных педагогических проблем, возникающих при ступенчатой подготовке кадров в профессиональных учебных заведениях.
При последовательной схеме подготовки первый этап обучения все учащиеся проходят в единых группах по одним учебным программам. Этап заканчивается присвоением рабочего разряда по определенной профессии, все профессиональное обучение (и теоретическое, и производственное) ориентировано, в основном, на подготовку квалифицированного рабочего. На втором этапе обучения, куда попадают учащиеся на основе конкурсного отбора, осуществляется подготовка рабочих кадров с повышенным разрядом или по дополнительной специальности. На третьем этапе ведется подготовка специалистов со средним профессиональным образованием. На четвертом этапе образовательная программа строится на достижении студентами квалификационного уровня среднего профессионального образования.
Преимущества этой схемы подготовки заключаются в том, что учащийся социально лучше защищен, так как имеет хорошую профессиональную подготовку на уровне рабочего и соответствующий документ о начальном профессиональном образовании, а также документ о получении среднего профессионального образования и соответствующую подготовку техника.
При последовательно-параллельной схеме подготовки совместное обучение в одних группах и по одним программам на первом этапе обучения менее продолжительно и переходит в целенаправленное обучение будущих рабочих и техников (базового и повышенного уровня).
Ступенчатое обучение кадров дает возможность учебному заведению в условиях рыночной экономики более гибко реагировать на изменения ситуации, оперативно выполняя заказы потребителей на подготовку кадров различного уровня профессионального образования.
Поэтому, приступая к такому обучению, необходимо определить:
– цель подготовки;
– количество С.о.;
– ожидаемый результат подготовки.
Говоря о среднем профессиональном образовании на базе начального профессионального, можно говорить о нескольких вариантах содержания подготовки:1) подготовка техников, имеющих квалификацию «техник-технолог», «техник- конструктор», «техник-механик», то есть специалистов, способных выполнять соответствующие профессиональные функции;
2) подготовка рабочих особо сложных профессий, требующих среднего профессионального образования;
3) получение общетехнического образования с целью удовлетворения познавательных и культурных запросов и интересов.
Каждый из названных вариантов имеет свою специфику содержания обучения, при разработке которого необходимо соблюдать утвержденные государственные стандарты соответствующего уровня профессионального образования.
Лит.: Семушина Л.Г., Ломакина Т.Ю. Разработка учебно-программной документации для учебных заведений со ступенчатой системой подготовки. – М., 1994.
Т.Ю. Ломакина
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.