СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
самостоятельные составные части системы образования (дошкольные учреждения, общеобразовательная школа, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования). Ступени обучения органически связаны между собой, что позволяет обеспечить преемственность в образовании. В условиях неопределенности спроса на работников конкретной квалификации, что характерно для современного формирования рынка труда, возможность выжить и продолжить свою деятельность в качестве профессионального образовательного учреждения предоставляет переход образовательного учреждения на многоуровневую и многопрофильную систему подготовки кадров. Поэтому многие профессиональные учебные заведения в данной ситуации организуют многоступенчатую подготовку кадров, при которой на каждой ступени учащийся приобретает какую-то новую квалификацию – новую рабочую профессию (специальность), квалификацию техника, дополнительную специализацию. Это дает выпускнику возможность быть подготовленным к выполнению квалификационной работы. Преимуществом такой системы подготовки является возможность в условиях учебного заведения переходить на следующую ступень обучения, если учащийся показывает свою заинтересованность в выбранной сфере деятельности и хочет учиться дальше. Ступенчатое обучение в системе непрерывного профессионального образования включает получение (приобретение) разных уровней квалификации (тарифных разрядов, классов, категорий), разных уровней профессионального образования (начального, среднего, высшего), а также различных знаний, обеспечивающих дополнительное образование. Такое обучение обычно предусматривает широкий профиль подготовки, овладение новыми информационными технологиями, другими дополнительными знаниями и умениями, например, в области предпринимательской, коммерческой деятельности. При всем многообразии вариантов ступенчатой системы обучения учебный процесс в них организуется практически по двум схемам: последовательной и последовательно-параллельной. Именно схема организации учебного процесса определяет остроту основных педагогических проблем, возникающих при ступенчатой подготовке кадров в профессиональных учебных заведениях. При последовательной схеме подготовки первый этап обучения все учащиеся проходят в единых группах по одним учебным программам. Этап заканчивается присвоением рабочего разряда по определенной профессии, все профессиональное обучение (и теоретическое, и производственное) ориентировано в основном на подготовку квалифицированного рабочего. На втором этапе обучения, куда попадают учащиеся на основе конкурсного отбора, осуществляется подготовка рабочих кадров с повышенным разрядом или по дополнительной специальности. На третьем этапе ведется подготовка специалистов со средним профессиональным образованием. На четвертом этапе образовательная программа строится на достижении студентами квалифицированного уровня среднего профессионального образования. Преимущества этой схемы подготовки заключаются в том, что учащийся социально лучше защищен, т. к. имеет хорошую профессиональную подготовку на уровне рабочего и соответствующий документ о начальном профессиональном образовании, а также документ о получении среднего профессионального образования и соответствующую подготовку техника. При последовательно-параллельной схеме подготовки совместное обучение в одних группах и по одним программам на первом этапе обучения менее продолжительно и переходит в целенаправленное обучение будущих рабочих и техников (базового и повышенного уровня). Ступенчатое обучение кадров дает возможность учебному заведению в условиях рыночной экономики более гибко реагировать на изменения ситуации, оперативно выполняя заказы потребителей на подготовку кадров различного уровня профессионального образования. Поэтому, приступая к такому обучению, необходимо определить: цель подготовки, количество ступеней обучения, ожидаемый результат подготовки. При получении среднего профессионального образования на базе начального профессионального возможны следующие варианты содержания подготовки: – подготовка техников, имеющих квалификацию «техник-технолог», «техник-конструктор», «техник-механик», т. е. специалистов, способных выполнять соответствующие профессиональные функции;
подготовка рабочих особо сложных профессий, требующих среднего профессионального образования;
получение общетехнического образования с целью удовлетворения познавательных и культурных запросов и интересов. Каждый из названных вариантов имеет свою специфику содержания обучения, при разработке которого необходимо соблюдать утвержденные государственные стандарты соответствующего уровня профессионального образования.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
самостоятельная составная часть системы образования (дошкольные учреждения, общеобразовательная школа, учреждения начального, среднего и высшего образования). С.о. органически связываются между собой, чем обеспечивается преемственность в образовании.В условиях неопределенности спроса на работников конкретной квалификации, что характерно для современного формирования рынка труда, возможность выжить и продолжить свою деятельность в качестве профессионального образовательного учреждения предоставляет переход образовательного учреждения на многоуровневую и многопрофильную систему подготовки кадров. Поэтому многие профессиональные учебные заведения в данной ситуации организуют многоступенчатую подготовку кадров, при которой на каждой ступени учащийся приобретает какую-то новую квалификацию – новую рабочую профессию (специальность), квалификацию техника, дополнительную специализацию. Это дает выпускнику возможность быть подготовленным к выполнению квалифицированной работы. Преимуществом такой системы подготовки является возможность в условиях учебного заведения переходить на следующую ступень обучения, если учащийся показывает свою заинтересованность в выбранной сфере деятельности и хочет учиться дальше.
Ступенчатое обучение в системе непрерывного профессионального образования включает получение (приобретение) разных уровней квалификации (тарифных разрядов, классов, категорий), разных уровней профессионального образования (начального, среднего, высшего), а также различных знаний, обеспечивающих дополнительное образование.
Такое обучение обычно предусматривает широкий профиль подготовки, овладение новыми информационными технологиями, другими дополнительными знаниями и умениями, например, в области предпринимательской, коммерческой деятельности. В то же время организация ступенчатого обучения предполагает преодоление определенных противоречий.
Противоречия и сложности ступенчатого обучения профессиональных кадров можно классифицировать на педагогические и психологические.
К педагогическим проблемам относятся:
– необходимость обеспечения завершенности профессионального образования на каждой ступени обучения. Завершенность профессионального образования подразумевает получение учащимися на каждой ступени обучения целостной подготовки к предстоящей профессиональной деятельности, которая включает весь комплекс необходимых знаний, навыков и умений для успешного выполнения трудовых функций, т.е. готовность к выполнению профессиональных функций, а также определенное интеллектуальное развитие, в соответствии со стандартами уровней профессионального образования.
Если начальное профессиональное образование включает не только подготовку к выполнению соответствующих функций рабочего, но и усвоение определенной системы знаний в области спецтехнологии, материаловедения, экономики производства в рыночных условиях, организации охраны труда, а также интеллектуальное развитие, которое обеспечивается за счет изучения специальных и гуманитарных дисциплин, то содержание деятельности специалиста со средним профессиональным образованием строится на анализе, оценке, выборе и реализации наиболее эффективного и качественного решения, выбранного из имеющихся возможностей, а также на разработке в некоторых случаях и нестандартного решения профессиональной задачи;
– обеспечение преемственности содержания подготовки на последующих ступенях обучения, которое позволит при разработке состава и содержания учебной информации и комплекса задач, заданий и упражнений для каждой последующей ступени образования учитывать все то, что было изучено на предыдущих ступенях. При этом не рекомендуется перенос какого-либо учебного материала с высших ступеней на низшие, так как для большинства обучающихся он будет избыточным. Нельзя считать целесообразным и изъятие каких-то предметов, так как каждый предмет имеет свое назначение и специфическое содержание в системе подготовки специалистов данного уровня;
– определение системы отбора учащихся для поступления на учебу;
– разработка критериев перевода обучаемых с одной ступени обучения на другую;– разработка новой системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, знающих особенности и возможности ступенчатой системы обучения.
К психологическим проблемам можно отнести следующие:
– необходимость последовательного формирования различных типов профессиональной деятельности на разных ступенях обучения, что требует разрушения ранее созданного стереотипа деятельности и выработки принципиально другого (переход от преимущественно физического труда на основе достаточно жестких предписаний к преимущественно умственному труду, связанному с анализом и оценкой ситуации и принятием решений);
– сложности в создании благоприятного психологического климата при совместном обучении, когда идет дифференцированный отбор учащихся для продвижения на последующие ступени обучения. Эта ситуация требует большого такта от преподавательского состава, иначе у учащихся возникает пренебрежительное отношение к тем, кто остается для подготовки по массовым рабочим профессиям, а у самих отстающих учащихся снижается уровень самоуважения, в их глазах падает престиж рабочего.
При всем многообразии вариантов ступенчатой системы обучения учебный процесс в них организуется практически по двум схемам: последовательной и последовательно- параллельной. Именно схема организации учебного процесса определяет остроту основных педагогических проблем, возникающих при ступенчатой подготовке кадров в профессиональных учебных заведениях.
При последовательной схеме подготовки первый этап обучения все учащиеся проходят в единых группах по одним учебным программам. Этап заканчивается присвоением рабочего разряда по определенной профессии, все профессиональное обучение (и теоретическое, и производственное) ориентировано, в основном, на подготовку квалифицированного рабочего. На втором этапе обучения, куда попадают учащиеся на основе конкурсного отбора, осуществляется подготовка рабочих кадров с повышенным разрядом или по дополнительной специальности. На третьем этапе ведется подготовка специалистов со средним профессиональным образованием. На четвертом этапе образовательная программа строится на достижении студентами квалификационного уровня среднего профессионального образования.
Преимущества этой схемы подготовки заключаются в том, что учащийся социально лучше защищен, так как имеет хорошую профессиональную подготовку на уровне рабочего и соответствующий документ о начальном профессиональном образовании, а также документ о получении среднего профессионального образования и соответствующую подготовку техника.
При последовательно-параллельной схеме подготовки совместное обучение в одних группах и по одним программам на первом этапе обучения менее продолжительно и переходит в целенаправленное обучение будущих рабочих и техников (базового и повышенного уровня).
Ступенчатое обучение кадров дает возможность учебному заведению в условиях рыночной экономики более гибко реагировать на изменения ситуации, оперативно выполняя заказы потребителей на подготовку кадров различного уровня профессионального образования.
Поэтому, приступая к такому обучению, необходимо определить:
– цель подготовки;
– количество С.о.;
– ожидаемый результат подготовки.
Говоря о среднем профессиональном образовании на базе начального профессионального, можно говорить о нескольких вариантах содержания подготовки:1) подготовка техников, имеющих квалификацию «техник-технолог», «техник- конструктор», «техник-механик», то есть специалистов, способных выполнять соответствующие профессиональные функции;
2) подготовка рабочих особо сложных профессий, требующих среднего профессионального образования;
3) получение общетехнического образования с целью удовлетворения познавательных и культурных запросов и интересов.
Каждый из названных вариантов имеет свою специфику содержания обучения, при разработке которого необходимо соблюдать утвержденные государственные стандарты соответствующего уровня профессионального образования.
Лит.: Семушина Л.Г., Ломакина Т.Ю. Разработка учебно-программной документации для учебных заведений со ступенчатой системой подготовки. – М., 1994.
Т.Ю. Ломакина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.14 мб

Профилактика речевых нарушений у детей первой ступени обучения

Ермашева М.А., Марченкова Ю.В., Московская К.Д., Шестакова В.Н.
Целью данной работы явилось изучение причинно-следственных связей общего недоразвития речи у обучающихся начальных классов, и наметить меры профилактики формирования основной и сопутствующей патологии.
Читать PDF
504.14 кб

Творческая деятельность, необходимая ступень процесса обучения

Разумовский В. Г.
Статья резюмирует результаты одной из проводившихся в СССР программ по разработке методики обучения физике в школе, направленной на развитие творческих способностей учащихся. Процесс обучения состоит из трех ступеней.
Читать PDF
264.18 кб

Синтагматичность речи как объект овладения на средней ступени обучения

Григоревская Елена Викторовна
В статье рассматриваются проблемы произносительной стороны речи учащихся средней ступени обучения, связанные с недооценкой роли синтагматичности речи и генерационной системы фонационного механизма.
Читать PDF
5.14 мб

Межкультурный аспект обучения иноязычному общению на начальной ступени

Мачкинис Э. И., Тарасова Лилия Викторовна
ассмотрена возможность включения межкультурного аспекта в процесс обучения иноязычному общению. Иностранный язык должен изучаться в единстве с культурой народа говорящего на этом языке.
Читать PDF
343.22 кб

Ступени и методы познания и обучения с точки зрения эпистемного подхода

Никитина Ольга Александровна
В работе с точки зрения эпистемного подхода представлена интерпретация некоторых взглядов Т. Гоббса, Н. Мальбранша, Д. Гартли, П. Гольбаха и Г.
Читать PDF
178.91 кб

Обучение грамоте в преемственности дошкольной и начальной ступеней образования

Макеева Светлана Григорьевна, Мартынова Елена Николаевна
Статья посвящена проблеме преемственности в обучении грамоте детей дошкольного возраста и первоклассников. Авторы рассматривают причины неоднозначного отношения к обучению чтению до школы.
Читать PDF
133.34 кб

Терминальные ценности выпускников разных ступеней обучения общеобразовательных школ

Афоньшина И. В., Зюзя А. А.
Статья написана на основе эмпирических исследований путем ранжирования терминальных ценностей и сфе жизнедеятельности юношами и девушками 9-х и 11-х классов.
Читать PDF
633.23 кб

Психолого-педагогические особенности адаптации подростков ко второй ступени обучения

Хапачева Сара Муратовна
В статье рассматривается вопрос о психолого-педагогических особенностях адаптации подростков ко второй ступени обучения, описывается период адаптации к новым правилам и требованиям, критерии успешности адаптации, которые выступают
Читать PDF
310.95 кб

Организация работы с детьми группы «Педагогического риска» начальной ступени обучения

Харисова Альфия Муллыевна
В статье рассматривается проблема организации работы с детьми «группы риска» в процессе реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе школы.
Читать PDF
577.22 кб

Формирование мотивации учения в период адаптации подростков ко второй ступени обучения

Хапачева Сара Муратовна
В статье рассматривается вопрос о формировании мотивации в период адаптации подростков ко второй ступени обучения.
Читать PDF
431.87 кб

Донозологический контроль психофизиологической дезадаптации на первой ступени обучения

Тарасова Софья Юрьевна
На сегодняшний день многие авторы отмечают рост у младших школьников социально обусловленных нарушений нервно-психического здоровья. При этом повышается «физиологическая стоимость» учебной деятельности.
Читать PDF
75.26 кб

О проблеме адаптации младших школьников при переходе с начальной на среднюю ступень обучения

Павловская Елена Вячеславовна
Рассматривается проблема адаптации младших школьников к процессу обучения на средней ступени.
Читать PDF
581.41 кб

Обучение решению задач-ситуаций - ступень к созданию индивидуального проекта в средней школе

Косиков Александр Викторович, Липатникова Ирина Геннадьевна
В статье рассматривается проблема подготовки учащихся средней школы к созданию индивидуального проекта.
Читать PDF
1.20 мб

О возможной перспективной модели содержания школьного образования на старшей ступени обучения

Лазебникова Анна Юрьевна
Утверждается, что с течением времени понятие «содержание образования» наполняется новыми смыслами и становится более широким.
Читать PDF
197.38 кб

Применение математической системы mathcad в курсе изучении алгебры на старшей ступени обучения

Исакова Елена Михайловна
В данной статье говорится о пользе применения информационных систем (программы Mathcad) на уроках алгебры и начала анализа, а также при подготовке к ЕГЭ.

Похожие термины: