СТУПЕНЧАТОЕ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РАБОЧИХ

Найдено 1 определение
СТУПЕНЧАТОЕ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РАБОЧИХ
построено по восходящим ступеням (этапам) обучения с таким расчетом, чтобы каждая последующая ступень была логическим продолжением предыдущей, обеспечивала возможность дальнейшего обучения и предусматривала расширенную сферу применения их труда.
На I ступени осуществляется подготовка рабочих начальной квалификации, на II – проводится повышение квалификации рабочих до уровня средней квалификации, а на III
– до уровня высшей.
Каждая ступень – это блок обучения. В каждом блоке – общепрофессиональный базисный модуль и дополнительный специальный модуль (или модульные единицы). Эти ступени – блоки обучения – составляют единую цепь органически связанных между собой учебных мероприятий, имеющих одну общую цель.
Обучение рабочих проводится по единым учебным планам и программам, разрабатываемым в рамках данной профессии для каждой ступени обучения в отдельности. При этом учебный материал программ для всех ступеней-блоков находится во взаимосвязи, органическом единстве, обеспечивающем согласованность и преемственность обучения, и в целом составляет стройную систему, способствующую приобретению рабочими профессионально-технического образования.
Однако характер подготовки рабочих одной профессии в различных отраслях промышленности не всегда одинаков. Так, подготовка рабочих сквозных профессий в машиностроительной промышленности несколько отличается от подготовки рабочих в легкой промышленности. Различными могут быть объем знаний, степень овладения определенными навыками. Но в каждом отдельном случае необходимо придерживаться основных требований к общему объему знаний и навыков по данной профессии. Поэтому количество ступеней (блоков) обучения в отраслях промышленности может меняться в зависимости от сложности профессии. Например, по трем ступеням могут обучаться электросварщики, газосварщики, токари, слесари-ремонтники, слесари механосборочных работ, шлифовщики, фрезеровщики, наладчики автоматов и станков, наладчики автоматических линий и др.
При ступенчатом блочно-модульном обучении каждому рабочему предоставляется возможность пройти путь от малоквалифицированного рабочего до рабочего высокой квалификации. Каждый вновь поступающий на предприятие рабочий может продолжать обучение на той или иной ступени в зависимости от общеобразовательного уровня и приобретенной квалификации по специальности.
I ступень обучения – это низшая ступень профессионально-технического обучения, на которой проводится подготовка новых рабочих через индивидуально-бригадное обучение и курсы с отрывом и без отрыва от производства.
Для данной ступени обучения разрабатывается первый блок учебных материалов, состоящий из базисного блока и специального блока. Если на базисном блоке I ступениобучающиеся получают основные знания и навыки, являющиеся общими для ряда профессий, например, для профессии слесаря, то на специальном блоке речь идет уже о специальной подготовке по конкретной изучаемой специальности, входящей в эту профессию. Речь идет о более широких теоретических знаниях, практических навыках и умениях, необходимых для работы на производстве.
После окончания I ступени обучающийся должен уметь выполнять работы 2-го разряда на определенном станке, производить необходимые расчеты, связанные с наладкой. Хорошо успевающие учащиеся могут научиться выполнять и работы 3-го разряда. Срок обучения
– до 6 месяцев. За это время обучающийся овладевает производственными навыками, нужными для выполнения работы в заданном темпе с соблюдением технических требований, установленной технологией, выполняет нормы выработки, применяет наиболее рациональные приемы работы и организации труда на рабочем месте.
По мере того, как рабочие овладевают профессией, у них появляется потребность в повышении квалификации на II ступени обучения. Условием для этого является накопление знаний, умений и производственного опыта.
II ступень обучения – здесь рабочие, окончившие I ступень обучения и проработавшие 1–2 года по приобретенной профессии, повышают свою квалификацию до уровня средней квалификации. Для этой ступени обучения разрабатывается второй блок учебных материалов. Если на I ступени рабочего научили обслуживать машину, то теперь он овладевает знаниями и умениями, необходимыми для выполнения простого ремонта, методами контроля процесса производства на различных этапах его выполнения, более полно знакомится с процессом обработки металлов, принципами действия и регулирования машин. Срок обучения – до 6 месяцев. Обучение на II ступени состоит из основного обучения: повышения квалификации по основной профессии (скажем, токаря), на которое разрабатывается базисный модуль, и дополнительного – получения второй профессии (слесаря-ремонтника). На этот вид обучения разрабатывается специальный модуль. Обучаясь на II ступени, рабочий расширяет сферу своей деятельности, изменяется содержание его квалификации. Он начинает овладевать элементами инженерно-технических знаний и постепенно приступает к выполнению более сложной технической деятельности, полу-чает разносторонние технические знания, а также отрабатывает приемы и навыки выполнения работ, относящихся к различным видам труда.
По окончании обучения на II ступени рабочие обладают знаниями и навыками, необходимыми рабочему средней квалификации. Это уже квалифицированные рабочие. Они могут выполнять работы, тарифицируемые 3-м разрядом. А особенно хорошо успевающие обучающиеся могут научиться выполнять работы 4-го разряда. Закрепив приобретенные на II ступени знания, через 2–3 года работы рабочие могут продолжать обучение на III ступени.
III ступень обучения – здесь повышают свою квалификацию рабочие, окончившие II ступень обучения или профессионально-технические училища. Для этой ступени обучения разрабатывается третий блок учебных материалов. К обучению на III ступени могут быть допущены и рабочие, которые имеют необходимую подготовку, полученную другим путем, и по условиям обучения подходят к зачислению на эту ступень. Рабочие здесь готовятся к профессиональной деятельности, овладевают знаниями и навыками по выполнению работ, тарифицируемых высшими разрядами. Они продолжают расширять также знания по смежным специальностям.
Обучение на III ступени состоит из основного обучения: повышения квалификации по основной профессии – токаря (на него разрабатывается базисный модуль), и дополнительного получения третьей профессии – наладчика автоматической линии. На этот вид обучения разрабатываются специальные модули и модульные единицы. Такие рабочие имеют хорошую производственную подготовку, а также опыт работы по основной и смежным профессиям, они за установленный срок обучения становятся рабочими широкого профиля.
После окончания III ступени обучения рабочий приобрел знания в определенной системе, поэтому он умеет пользоваться ими, глубже проникает в понимание производственного процесса, связывая его со своим прошлым и настоящим опытом.На III ступени обучения особенно ярко проявляются три характерные черты ступенчатой системы обучения:
1) приспособление изучаемых профессий к современному уровню развития техники;
2) широкая база обучения, привлечение знаний из других профессий, концентрация их в одной профессии – профессии широкого профиля;
3) овладение смежными (совмещенными) и вторыми профессиями.
В случае острой необходимости каждое предприятие или вечернее профтехучилище имеет возможность объединить все три ступени (блока) в один цикл обучения (1,5 года) или две ступени (блока) в один цикл (1 год) либо организовать обучение только по программам одной ступени обучения (одному блоку) со сроком обучения 6 месяцев (или год – в зависимости от сложности изучаемой профессии).
Выбор ступени, с которой рабочий должен начать обучение, обусловлен его подготовкой. Он может начать обучение со II и даже с III ступени. Рабочий может выбрать себе любой блок обучения.
При наличии в одном городе небольших промышленных предприятий можно организовать межзаводскую ступенчатую систему обучения, возложив руководство организацией обучения на головное предприятие или сосредоточив его на вечернем отделении дневного профтехучилища. Таким образом, создается положение, при котором подготовка и повышение квалификации рабочих на производстве и в вечерних ПТУ будут проводиться по единой учебно-программной документации, разрабатываемой на местах применительно к условиям данного предприятия.
Ступенчатая система обучения создает благоприятные условия для подготовки рабочего к выполнению возможно большего количества трудовых комплексов, характерных для нескольких рабочих мест.
При ступенчатом построении обучения рабочий без отрыва от производства получает профессионально-техническое образование и значительно большую производственную подготовку.
Организация блочно-модульного обучения позволяет на производстве успешно решать следующие важные задачи:
1. Обеспечивать опережающее освоение рабочими теоретических знаний, необходимых для осознанного и качественного выполнения типовых операций и работ. При этом удается избежать существенного разрыва между теоретическими знаниями и содержанием практических работ, выполняемых обучающимися в цехах, так как опережение знаний идет в объеме всего одного разряда.
В результате материал, изучаемый на теоретических занятиях, тесно увязывается с содержанием конкретных работ, выполняемых обучающимися в ходе своей практической деятельности. Это способствует повышению эффективности учебного процесса.
2. В состав учебных групп курсов, программой которых предусмотрено усвоение теоретического материала в объеме двух разрядов, включать рабочих разных цехов. Это обеспечивает возможность формирования учебных групп даже на небольших предприятиях с малой численностью рабочих. В результате появляются условия для широкого использования при повышении квалификации рабочих наиболее эффективных групповых форм обучения.
3. Объединять в одной учебной группе рабочих, обладающих небольшими различиями в теоретической и практической подготовке, что, как свидетельствует многолетний опыт, создает благоприятные организационные условия для внутригруппового обмена знаниями между обучающимися. Этот своего рода обмен передовым опытом и самообучение между более подготовленными и менее опытными сокурсниками, что в конечном счете повышает эффективность занятий, способствует лучшему и более глубокому усвоению программы курса.4. Разработка учебных планов и программ на объединенные разряды (модули) позволяет использовать при отборе содержания обучения положительно зарекомендовавший себя в педагогической практике принцип изложения материала по укрупненным модулям. Ведь содержание отдельных модулей или тем трудно разделить по разрядам. Например, тема, связанная с изучением правил чтения рабочих чертежей, по содержанию практически одна и та же для 3-го и 4-го разрядов. Разделение этого материала с учетом разницы разрядов носит условный характер. В результате темы учебных программ курсов, разрабатывавшиеся на каждый разряд в отдельности, содержат очень много общего материала. Объединение учебного материала, относящегося к разным разрядам, позволило формировать логически завершенные укрупненные блоки учебного материала и избежать его дублирования.
5. Укрупнение учебных единиц (модулей) облегчает комплексную разработку технико- дидактических средств для изучения основных тем и разделов программы. В результате появляется возможность систематического использования прогрессивных методов и средств обучения на разных этапах профессиональной подготовки рабочих. Помимо отмеченного, как свидетельствует опыт, внедрение блочно-модульного обучения в педагогическую практику дает значительный экономический эффект. Экономия средств достигается, во-первых, за счет уменьшения обязательного количества курсов, которые должны посещать рабочие для приобретения знаний, навыков и умений для выполнения более сложных видов работ. Во-вторых, за счет уменьшения в 2–3 раза количества учебно-программной документации, разрабатываемой на предприятиях.
Лит.: Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1984; Батышев С.Я. Блочно- модульное обучение. – М., 1997.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.