СТРУКТУРА УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
СТРУКТУРА УРОКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие.
Различают дидактическую (основную) структуру и три подструктуры: логико- психологическую, мотивационную и методическую.
Дидактическая структура состоит из трех этапов: актуализация опорных знаний и способов действий; формирование новых понятий и способов действий; применение знаний, формирование навыков и умений, которые выступают как три обобщенные дидактические задачи, в разной степени решаемые на каждом уроке. Дидактическая структура является регулятивом деятельности прежде всего преподавателя.
Учебная деятельность учащегося регулируется логико-психологической подструктурой урока, включающей: восприятие новых знаний и способов действий; осознание и осмысление элементов нового; обобщение и систематизацию элементов знания и способов действий; применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях. Эта подструктура детерминирована общей логикой усвоения.
Для учета интересов и потребностей учащихся преподаватель осуществляет свою деятельность в соответствии с мотивационной подструктурой урока: совместная с учащимися постановка целей занятий; актуализация мотивационных состояний, разъяснение смысла предстоящей деятельности; организация и управление вниманием учащихся; обеспечение ситуаций успеха в достижении цели; поддержание положительных эмоций и состояния уверенности учащихся в своих действиях.
Все вышеназванные С.у. реализуются в практической деятельности преподавателя и учащихся при помощи методической подструктуры, которая характеризуется большой вариативностью.
Применительно к специальным и общетехническим предметам выделяют следующие типовые элементы методической подструктуры урока:
организационная часть;
подготовка учащихся к изучению учебного материала: сообщение темы и целевая установка на урок; актуализация ранее усвоенных знаний и умений; мотивация и стимулирование познавательной деятельности учащихся;
сообщение учебного материала преподавателем: объяснение, эвристическая беседа, применение наглядных пособий и технических средств обучения, демонстрационный эксперимент и т.д.;самостоятельное усвоение учащимися новых знаний: работа с учебником, эвристическая беседа, просмотр видео- и кинофильмов, работа с наглядными пособиями и ТСО, работа с производственной документацией, инструкциями и т.д.;
первичное закрепление и текущее повторение: опрос, работа с карточками-заданиями, развернутая беседа, текущие письменные работы и т.д.;
упражнения и самостоятельная работа по закреплению и совершенствованию знаний и умений: решение задач, работа с карточками-заданиями, разбор схем, работа на тренажерах, работа с применением компьютеров и других программирующих устройств и т.д.;
обобщающее повторение: обзорная лекция, беседа, выполнение и разбор письменных работ, работа с карточками-заданиями, демонстрация кино- и видеофильмов и т.д.;
контроль и оценка знаний и умений учащихся: опрос, решение задач, выполнение контрольных работ, работа с карточками-заданиями, зачет и т.д.;
выдача домашних заданий.
В зависимости от ведущей дидактической цели урока, т.е. его типа, преобладающими являются те или иные комбинации структурных элементов. Последовательность перечисления типовых структурных элементов урока не означает такого же их чередования на каждом уроке. Количество, последовательность и содержание этих структурных элементов определяется преподавателем в зависимости от цели и содержания урока, исходного уровня знаний и умений учащихся, конкретных условий проведения урока.
При определении рациональной методической С.у. руководствуются следующими дидактическими требованиями: С.у. отражает логическую последовательность шагов обучения, вытекающую как из содержания учебного материала, так и из необходимости решения определенных дидактических задач; С.у. предусматривает условия, обеспечивающие непрерывность руководства учебным процессом со стороны преподавателя на каждом его этапе. Каждый структурный элемент выполняет определенную роль на уроке, количество их должно быть оптимальным. Урок не должен быть однообразным, но и не перегруженным различными элементами только ради разнообразия. При определении структуры предусматриваются ожидаемые результаты деятельности учащихся на каждом этапе учебной работы и на этой основе выбираются только те структурные элементы, которые дадут наибольший эффект.
Преподаватель свободен в выборе структурных элементов и С.у. в целом, главное, чтобы она обеспечивала высокую результативность обучения и воспитания учащихся.
Лит.: Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1981; Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения в педагогике и школе. – Самара, 1994.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.