СТРУКТУРА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
СТРУКТУРА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
определенная последовательность шагов, этапов процесса деятельности мастера и учащихся на уроке, направленных на выполнение его учебно-производственных и воспитательных задач.
С.у.п.о. исходит из логики процесса производственного обучения.
Каждый из структурных элементов урока имеет свою задачу, все они, вместе взятые, направлены на достижение основной цели урока в целом. В то же время каждый структурный элемент урока имеет свое внутреннее строение, определяемое теми способами и средствами, при помощи которых решаются учебно-воспитательные задачи на каждом этапе. Таким образом, С.у.п.о. можно представить в виде определенных этапов, т.е. логически завершенных его частей, имеющих определенное содержание, задачу, место и время, а также способов их реализации, характеризующих взаимосвязанную деятельность мастера и учащихся, отражающих содержательную и операционную (процедурную) стороны процесса обучения, осуществляемого на уроке.
Для каждого типа урока структура его специфична, как специфично и содержание, и учебно-производственные задачи. Наиболее типичны по структурному построению уроки производственного обучения по изучению приемов и операций и уроки по выполнению простых комплексных работ.В С.у.п.о. выделяют организационную (внешнюю) структуру: вводный инструктаж; основную часть – упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущее инструктирование их мастером; заключительный инструктаж учащихся, а также дидактическую структуру: целевая установка на урок; актуализация знаний и опыта учащихся; формирование ориентировочной основы действий учащихся; формирование (отработка) новых способов действия; применение (закрепление, развитие, углубление) освоенных способов действия; подведение итогов. Организационная и дидактическая структура взаимосвязаны друг с другом как целое и часть. Каждый из элементов дидактической структуры включает деятельность мастера производственного обучения и деятельность учащихся.
Организационная (внешняя) С.у.п.о. является, как правило, инвариантной, постоянной, характерной для большинства уроков указанных типов. Наличие и последовательность осуществления элементов дидактической структуры могут быть самыми разнообразными в зависимости от содержания и места урока в учебном процессе, подготовленности учащихся, опыта и педагогического стиля мастера производственного обучения.
Лит.: Дидактика производственного обучения / Под ред. О.Ф. Федоровой – М., 1973; Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М., 1992.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.