совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе (сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях). Структура педагогических технологий включает содержательный и процессуальный компоненты. Процессуальный компонент – это воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения: организация непосредственной деятельности обучающихся по усвоению знаний и умений и управление процессом обучения. Содержательный компонент – это, во-первых, система знаний об инструментарии достижения целей, включая собственно содержание обучения, методы, организационные формы, методические приемы, дидактические средства обучения, а также фактор компетентности педагога и фактор индивидуальных особенностей личностей и исходного уровня подготовленности обучающихся, во-вторых, найденное оптимальное сочетание составляющих инструментария достижения целей, которое может быть использовано как основа для управления обучением и организации деятельности. (Инструментарий в приведенном определении рассматривается как интегральное понятие, содержащее в себе все то, что обеспечивает достижение целей обучения.) Если учесть, что в процессе обучения преподаватель (мастер производственного обучения) оперирует содержанием, методами, организационными формами, методическими приемами и дидактическими средствами обучения, а факторы собственной профессионально-педагогической компетентности, индивидуальные особенности личности и уровень подготовленности обучающихся лишь определяют выбор их оптимального сочетания, то в содержательном компоненте педагогических технологий можно выделить следующие составляющие:
концептуальная, или «знаниевая», – представляет собой систему знаний об инструментарии достижения целей, эффективности обучения, включая знания о целостности процесса обучения, содержании, методах, методических приемах, организационных формах, дидактических средствах обучения, об управлении процессом обучения; концептуальная составляющая также включает в себя знания об индивидуальных особенностях личностей и их проявлении в поведении и деятельности, о рефлексии и саморефлексии, о педагогическом проектировании, о требованиях к профессионально-педагогической компетентности преподавателя, стандартах образования;
диагностическая – включает в себя факторы компетентности педагога, индивидуальных особенностей и уровня подготовленности обучающихся; диагностика предполагает выявление этих индивидуальных особенностей у обучающихся и знание преподавателем и мастером производственного обучения своих собственных, определение исходного уровня подготовленности обучаемых и знание своих профессионально-педагогических возможностей; диагностическая составляющая существенным образом влияет на отбор содержания учебного материала, выбор инструментария достижения целей обучения, на управление процессом обучения;
дидактическая – представляет собой оптимальное сочетание содержания, методов, методических приемов, организационных форм и дидактических средств обучения с ориентацией на конкретных обучающихся, индивидуальные особенности их личностей и уровень подготовленности.
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
. Из анализа закономерностей дидактического процесса следует, что педагогическая технология состоит из содержательного и процессуального компонентов.
Процессуальный компонент – это воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения: организация непосредственной деятельности обучающихся по усвоению знаний и умений и управление процессом обучения.
Содержательный компонент – это:
1) система знаний об инструментарии достижения целей, включая собственно содержание обучения, методы, организационные формы, методические приемы, дидактические средства обучения, а также фактор компетентности педагога и фактор индивидуальных особенностей личностей и исходного уровня подготовленности обучающихся;
2) найденное оптимальное сочетание составляющих инструментария достижения целей, которое может быть использовано как основа для управления обучением и организации деятельности. (Инструментарий в приведенном определении рассматривается как интегральное понятие, содержащее в себе все то, что обеспечивает достижение целей обучения).
Если учесть, что в процессе обучения преподаватель (мастер производственного обучения) оперирует содержанием, методами, организационными формами, методическими приемами и дидактическими средствами обучения, а факторы собственной профессионально-педагогической компетентности, индивидуальных особенностей личности и уровня подготовленности обучающихся лишь определяют выбор их оптимальногосочетания, то в содержательном компоненте педагогических технологий можно выделить следующие составляющие:
– концептуальная или «знаниевая» – представляет собой систему знаний об инструментарии достижения целей, об эффективности обучения, включая знания о целостности процесса обучения, содержании, методах, методических приемах, организационных формах, дидактических средствах обучения, об управлении процессом обучения; концептуальная составляющая также включает в себя знания об индивидуальных особенностях личностей и их проявлении в поведении и деятельности, о рефлексии и саморефлексии, о педагогическом проектировании, о требованиях к профессионально-педагогической компетентности преподавателя, стандартах образования;
– диагностическая – включает в себя факторы компетентности педагога, индивидуальных особенностей и уровня подготовленности обучающихся; диагностика предполагает выявление этих индивидуальных особенностей у обучающихся и знание преподавателем и мастером производственного обучения своих собственных, определение исходного уровня подготовленности обучаемых и знание своих профессионально-педагогических возможностей; диагностическая составляющая существенным образом влияет на отбор содержания учебного материала, на выбор инструментария достижения целей обучения, на управление процессом обучения;
– дидактическая – представляет собой оптимальное сочетание содержания, методов, методических приемов, организационных форм и дидактических средств обучения с ориентацией на конкретных обучающихся, индивидуальные особенности их личностей и уровень подготовленности.
С.п.т. можно представить следующим образом (схема приводится ниже).
Анализ схемы дает основание считать, что система знаний об инструментарии достижения целей (концептуальная или «знаниевая» составляющая) в сочетании с факторами компетентности педагога, индивидуальных особенностей личностей и уровнем подготовленности обучающихся (диагностическая составляющая) – это основа для проектирования педагогических технологий, для поиска «разрешающих возможностей» обучающихся; руководство к деятельности по управлению обучением – дидактическая составляющая содержательного компонента педагогической технологии как основа для управления обучением.
В триаде составляющих содержательного компонента основу выбора педагогических технологий определяет концептуальная составляющая, полнота которой свидетельствует о профессионально-педагогической компетентности преподавателя; ориентиром в выборе педагогических технологий является диагностическая составляющая.
Педагогические технологии,
Содержательный компонент, Процессуальный компонент Составляющие,
Концептуальная (знаниевая), Диагностическая, Дидактическая, ,
Cистема знаний об инструментарии достижения целей, об эффективности процесса обучения, , Профессионально-педагогическая компетентность педагога, , Содержание обучения Методы, методические приемы Организационные формы Дидактические средства, , Воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения: организация деятельности обучающихся управление процессом обучения
Индивидуальные особенности личностей и уровень подготовленности обучающихся, ,
Дидактическая составляющая педагогической технологии как найденное оптимальное сочетание содержания учебного материала, методов, методических приемов, организационных форм и дидактических средств обучения с ориентацией на индивидуальные особенности личностей и уровень подготовленности обучающихся представляет собой результат выбора педагогических технологий.Лит.: Сибирская М.П. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. – СПб., 1998.
Процессуальный компонент – это воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения: организация непосредственной деятельности обучающихся по усвоению знаний и умений и управление процессом обучения.
Содержательный компонент – это:
1) система знаний об инструментарии достижения целей, включая собственно содержание обучения, методы, организационные формы, методические приемы, дидактические средства обучения, а также фактор компетентности педагога и фактор индивидуальных особенностей личностей и исходного уровня подготовленности обучающихся;
2) найденное оптимальное сочетание составляющих инструментария достижения целей, которое может быть использовано как основа для управления обучением и организации деятельности. (Инструментарий в приведенном определении рассматривается как интегральное понятие, содержащее в себе все то, что обеспечивает достижение целей обучения).
Если учесть, что в процессе обучения преподаватель (мастер производственного обучения) оперирует содержанием, методами, организационными формами, методическими приемами и дидактическими средствами обучения, а факторы собственной профессионально-педагогической компетентности, индивидуальных особенностей личности и уровня подготовленности обучающихся лишь определяют выбор их оптимальногосочетания, то в содержательном компоненте педагогических технологий можно выделить следующие составляющие:
– концептуальная или «знаниевая» – представляет собой систему знаний об инструментарии достижения целей, об эффективности обучения, включая знания о целостности процесса обучения, содержании, методах, методических приемах, организационных формах, дидактических средствах обучения, об управлении процессом обучения; концептуальная составляющая также включает в себя знания об индивидуальных особенностях личностей и их проявлении в поведении и деятельности, о рефлексии и саморефлексии, о педагогическом проектировании, о требованиях к профессионально-педагогической компетентности преподавателя, стандартах образования;
– диагностическая – включает в себя факторы компетентности педагога, индивидуальных особенностей и уровня подготовленности обучающихся; диагностика предполагает выявление этих индивидуальных особенностей у обучающихся и знание преподавателем и мастером производственного обучения своих собственных, определение исходного уровня подготовленности обучаемых и знание своих профессионально-педагогических возможностей; диагностическая составляющая существенным образом влияет на отбор содержания учебного материала, на выбор инструментария достижения целей обучения, на управление процессом обучения;
– дидактическая – представляет собой оптимальное сочетание содержания, методов, методических приемов, организационных форм и дидактических средств обучения с ориентацией на конкретных обучающихся, индивидуальные особенности их личностей и уровень подготовленности.
С.п.т. можно представить следующим образом (схема приводится ниже).
Анализ схемы дает основание считать, что система знаний об инструментарии достижения целей (концептуальная или «знаниевая» составляющая) в сочетании с факторами компетентности педагога, индивидуальных особенностей личностей и уровнем подготовленности обучающихся (диагностическая составляющая) – это основа для проектирования педагогических технологий, для поиска «разрешающих возможностей» обучающихся; руководство к деятельности по управлению обучением – дидактическая составляющая содержательного компонента педагогической технологии как основа для управления обучением.
В триаде составляющих содержательного компонента основу выбора педагогических технологий определяет концептуальная составляющая, полнота которой свидетельствует о профессионально-педагогической компетентности преподавателя; ориентиром в выборе педагогических технологий является диагностическая составляющая.
Педагогические технологии,
Содержательный компонент, Процессуальный компонент Составляющие,
Концептуальная (знаниевая), Диагностическая, Дидактическая, ,
Cистема знаний об инструментарии достижения целей, об эффективности процесса обучения, , Профессионально-педагогическая компетентность педагога, , Содержание обучения Методы, методические приемы Организационные формы Дидактические средства, , Воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения: организация деятельности обучающихся управление процессом обучения
Индивидуальные особенности личностей и уровень подготовленности обучающихся, ,
Дидактическая составляющая педагогической технологии как найденное оптимальное сочетание содержания учебного материала, методов, методических приемов, организационных форм и дидактических средств обучения с ориентацией на индивидуальные особенности личностей и уровень подготовленности обучающихся представляет собой результат выбора педагогических технологий.Лит.: Сибирская М.П. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. – СПб., 1998.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.