СТРУКТУРА И СОДЕРЖАHИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОHАЛЬHОГО ОБРАЗОВАHИЯ

Найдено 1 определение
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАHИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОHАЛЬHОГО ОБРАЗОВАHИЯ
. По своему статусу содержание начального профессионального образования подразделяется на обязательное обучение, дополняемое на региональном (местном) уровне предметами из перечня предметов по выбору в рамках учебной недели и факультативное обучение – за рамками учебной недели.
Обязательное обучение включает два направления подготовки: общеобразовательную и профессиональную.Профессиональная подготовка включает в себя три цикла: общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный, включающий в себя базовый и специальный курсы.
Общетехнический цикл – это совокупность предметов, обеспечивающих изучение научных основ техники и технологии производства межотраслевого характера. Такой цикл проектируется полностью на федеральном уровне и призван решать задачи политехнического образования в рамках профессий производственной сферы. Варианты содержательного наполнения общетехнического цикла обычно унифицируются для групп отраслей (видов производств) или определенных трудовых функций работников.
Так, для многих профессий общетехнический цикл предусматривает варианты сочетания следующих предметов: черчение, электротехника, вычислительная техника и другие.
Общепрофессиональный (отраслевой) цикл также входит в федеральный компонент. Этот цикл ориентирован уже на определенный вид деятельности межотраслевого характера и раскрывается через перечень конкретных трудовых функций или на профессии определенной отрасли (вида производства).
В связи с этим, общепрофессиональный цикл обладает большей вариативностью по сравнению с общетехническим.
Среди предметов, входящих в общепрофессиональный цикл – материаловедение, общая технология производства, охрана труда, автоматизация производства, экономика отрасли и предприятия и другие.
Поскольку типовые учебные планы по уровню унификации могут быть двух видов – типовой учебный план по профессии и типовой учебный план по группе профессий – не исключено, что некоторые предметы могут входить как в общетехнический, так и в общепрофессиональный (отраслевой) циклы.
Профессиональный цикл является наиболее вариативной частью федерального компонента учебного плана. В этом цикле представлены предметы, обеспечивающие подготовку непосредственно по профессии: специальные предметы, производственное обучение и производственная практика.
В соответствии с ориентацией на подготовку рабочих широкого профиля профессиональный цикл делится на две части – базовый и специальный курсы.
Содержание базового курса определяется профессией, по которой ведется подготовка, и составляет инвариантную основу для дальнейшего обучения по специальностям, включенным в состав профессий. Содержание этого курса (предметное наполнение) входит в федеральный компонент типового (примерного) учебного плана и разрабатывается на федеральном уровне. Базовый курс может включать специальные предметы (целиком или в объеме относительно независимой «общеспециальной» части); разделы производственного обучения общетехнологического характера (возможно ограниченные практическим знакомством с различными рабочими местами, участками технологических линий, лабораторно-практическими работами и др.)
Так, для строителей (отделочников) базовый курс может быть представлен – технологией строительных работ (основы) и производственным обучением.
Развернутое содержание специального курса разрабатывается на региональном уровне. Hа основе этого курса происходит обучение по специальности. Специальный курс является логическим продолжением базового курса. Отнесение специального курса к региональному компоненту обусловлено необходимостью учета специфики рынка труда в регионе и местных особенностей подготовки по профессии. При этом следует учитывать, что набор предметов специального курса, а также основные темы, входящие в них с указанием ориентировочного количества часов на изучение (тематические планы), определяются федеральными органами и предлагаются регионам в качестве основы для дальнейшей разработки регионального компонента учебно-программной документации.Так, для строителей (отделочников) специальный курс может быть представлен технологией отделочных работ (специализация по специальностям), производственным обучением и производственной практикой.
Вышеперечисленные принципы и подходы заложены в модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования государственным образовательным стандартом.
Лит.: Государственный образовательный стандарт Российской Федерации. Система образования: Hачальное профессиональное образование. – М., 1994; Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. – М., 1997; Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования – М., 1994.
Ю.А. Якуба

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.