СТИМУЛЫ КРЕАТИВНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Найдено 1 определение
СТИМУЛЫ КРЕАТИВНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
. Креативное саморазвитие студентов – акмеологическая проблема, поскольку акмеология изучает закономерности профессионального становления специалиста и достижения вершин творческой деятельности и самореализации. Предмет акмеологического анализа – авторские системы, курсы, методики и инновационные технологии обучения и развития творческой индивидуальности, выбор ее жизненного пути.
Стимул (от лат. stimulus – острие на конце палки) – побуждение к действию, толчок, побудительная причина. В профессиональной деятельности стимул – внешнее воздействие, которое использует преподаватель профессиональной школы, осуществляющий подготовку будущих учителей технологии, способных не только осваивать многообразие инноваций, но и создавать свои образовательные новшества и непосредственно применять их в работе с будущими учениками. Инновационная педагогическая система состоит из 4 этапов, каждый из которых подчинен конечному результату – разработке студентом авторской системы деятельности.
I этап – глубокая теоретическая подготовка по проблемам инновации и творчества в методике преподавания технологии. Фронтальная форма обучения позволяет максимально расширить информационное поле студентов на лекциях и семинарах. Для стимулирования саморазвития студентов на этом этапе необходимо научить видеть внешние и внутренние противоречия, ставить вопросы и разрешать проблемы на основе противоречий в процессе поисковой деятельности. Необходимо помочь студенту сформулировать проблему и осознать ее резервы. При этом необходимо стимулировать желание ставить вопросы, предложения, необычно излагать их в подсознательном режиме.
II этап – проектирование уроков и психологическое обоснование проектов с позиции восприятия учащимися и стимулирования учащихся к творчеству на основе сравнительного изучения опыта работы передовых и «традиционных» учителей. Студенты подвергают сравнительному анализу различия: в проведении уроков; осуществлении индивидуального подхода; своеобразии инновационных и программных уроков.
Индивидуальная и звеньевая формы работы наиболее эффективны при самостоятельной работе студентов, которая используется на данном этапе.
Именно на этом этапе происходит «скачок» и саморазвитие студентов. При самостоятельной разработке уроков студенты встают перед необходимостью поиска стратегии и тактики решения творческих вопросов, которые возможно при сравнении, анализе, обобщении и систематизации собранной информации. Вследствие этого у студентов возрастает: интеллектуально-творческая инициатива, которая характеризуется выходом за рамки задач и требований непосредственной деятельности; чувствительность к противоречиям и потребность поиска способов оригинального и целесообразного их решения; потребность в чтении вследствие появления информационного голода; чувство новизны и необычайности в решаемых проблемах; жажда познания и овладения тайнами профессионализма.
У преподавателя отпадает необходимость выставления студентам оценок. В качестве новых стимулов саморазвития студентов выступают: самооценка, мнение товарищей и преподавателей, элементы соревнования, возможность проведения самостоятельно разработанных уроков на педагогической практике.
III этап – развитие креативности на основе обучения в процессе разработки и проведения деловых и ролевых игр. Цель – обогащение коммуникативным и профессиональным опытом творческой личности, освоение ею инновационных технологий для повышения компонентности.
IV этап включает разработку и оформление в дипломном проекте авторской системы деятельности.К этому моменту учащиеся как субъекты саморазвития, т.е. самоорганизующаяся образовательная система, должны обладать следующими способностями:
самостоятельно формулировать самообразовательные цели и вырабатывать стратегию и тактику их достижения;
самостоятельно добывать учебную информацию и оперировать ею в связи с решением теоретических и практических задач;
искать новые средства решения образовательных задач;
добывать новые знания в общении с группой, со своими товарищами;
добывать новые знания, необходимые для решения собственных задач в общении со своими преподавателями, во взаимодействии с педагогической системой.
Стимулами для разработки в дипломном проекте авторской системы деятельности являются:
овладение учебно-познавательными (общеинтеллектуальными) умениями, проявление уверенности в себе, чувства собственного достоинства;
формирование умений в области самообразования, самоорганизации, самоконтроля, без которых невозможно самодвижение к вершинам профессионализма;
формирование воли и характера, необходимых для преодоления трудностей в любом деле; формирование целостного отношения к профессии;
возможность проявления творчества, самосовершенствования, саморазвития в профес- сиональной деятельности;
выработка прочных профессиональных навыков и умений, обеспечивающих продуктивное решение производственных задач не ниже среднего уровня;
возможность внедрения в процесс будущей педагогической деятельности самостоятельно разработанной авторской системы деятельности.
Все это создает основной фонд для дальнейшего саморазвития студентов.
Стимулирование креативного саморазвития положительно влияет на креативные показатели, включающие следующие основные факторы:
1. Оригинальность как способность личности воспроизводить множество разнообразных, необычайных и нестереотипных идей на основе продуцирования отдельных ассоциаций, нешаблонность поиска решений проблем, изобретательность.
2. Любознательность как открытость ко всему новому и неизвестному, которая проявляется в повышенной активности и стремлении к поиску интересной информации.
3. Воображение, как создание новых образцов в соответствии с творческими замыслами, реализуемых в необычных и ценных (для личности или общества) продуктах деятельности.
4. Интуиция как познавательное постижение истины или идеи на основе догадки, «внутреннего голоса» и предварительного рассуждения. Интуиция как «творческое озарение» отражает способность латентного (скрытого) дивергентного мышления.
5. Творческое мышление как интеллектуальный процесс создания нового.
6. Эмоциональность и эмпатия, которые характеризуются содержанием, качеством и динамикой эмоций и чувств, отношением личности к продуктивному процессу и результату.7. Творческое отношение к профессии или значимой деятельности.
Профессиональная креативность включает продуктивную направленность личности, уровень оригинальности мышления, импровизационность, открытость к новому в деятельности и новаторство.
Лит.: Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора психологических наук. – М., 1996; Кузнецов Ю.Г., Толмачев А.Л. Психология формирований основ профессиональной зрелости у учащихся профтехучилищ. – М., 1990; Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. – М., 1989; Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. – М., 1969.
К.Е. Перепелкина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.