Стимулирование
Стимулирование
гр. – палка с заостренным наконечником у погонщика скота) – процесс и методы внешнего побуждения человека к тому или иному поведению, деятельности. Стимулирующим воздействие становится только тогда, когда вызывает интерес, совпадает с внутренними потребностями, соответствует культуре и индивидуальным особенностям. Стимулирование придает динамику деятельности, способствует формированию мотивов по отношению к ней. Стимулирование, в частности, в учебной деятельности или управлении, может осуществляться и материальными, и духовными средствами. Принятие человеком морального (духовного) стимулирования свидетельствует о целостности его сознания, о зрелости. Если в первом случае человек стимулируется зарплатой, премиями, то во втором – поощрениями грамотой, добрым словом, благодарностью в приказе, признанием заслуг. В педагогике к стимулирующим методам относят не только поощрение, но и порицание (выговор, низкая отметка, лишение чего-то, высмеивание и др.), если оно тоже побуждает изменить поведение в лучшую сторону. В отличие от внешнего стимулирования существует внутреннее – самостимулирование как волевое самопринуждение к активной деятельности.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)