СТЕРЕОТИПНОСТЬ РЕЧИ

Найдено 1 определение
СТЕРЕОТИПНОСТЬ РЕЧИ
результат проявления в тексте процесса стереотипизации, или специализации языковых единиц в соответствии с функциональными стилями речи.
Языковая стереотипизация представляется как постепенное «заполнение» компонентов моделей смыслов комплексами (преимущественно словосочетаниями) языковых единиц, наиболее пригодными для этой цели. Стереотипизация заключается в формировании парадигмы, описывающей случаи, которые уже были, и способной образовывать устойчивые контексты (аналог лексикализации). Напр., стереотипный комплекс (парадигма), объединяющий ряд минимальных стереотипных компонентов-словосочетаний, которые заполняют когнитивную модель ‘модальность возможности/необходимости + ментальное действие + познаваемый объект’. Эта модель включает компоненты двух типов: надо изучить и изучить вопрос. Каждый компонент может быть выражен одним из членов открытой парадигмы стереотипных словосочетаний: надо (нужно, необходимо, следует, важно, легко, можно, нет возможности, нельзя и др.) + изучить (исследовать, установить, вскрыть, обнаружить, выявить, определить, доказать, аргументировать, найти и др.) + вопрос (проблему, принцип, сущность, закономерность, положение, утверждение и др.). Вслед за
В.Г. Костомаровым, Е.С. Троянской и др. целесообразно разграничивать «стереотип», «стандарт» и «шаблон» (штамп), считая стандартом лишь такое использование автоматически воспроизводимых языковых средств, которое связано с достижением определённого положительного стилистического эффекта, в отличие от шаблона, или штампа, сопровождаемого негативным эффектом [Троянская 1982: 252]. Стереотип — это либо «текст, вписанный в контекст коммуникативного акта и отражающий определённую микроситуацию» [Русский язык 1996: 352], либо «психолингвистическая динамическая функциональная система, призванная стабилизировать любую социально значимую деятельность субъекта» [Дмитриева 1996: 9], либо «условная часть, неточная идея, минимальный пучок свойств объекта того или иного класса» [Базылев 1997: 52].
Психолингвистический аспект стереотипа соотносится с личным опытом человека, ориентацией на «другого» (в более широком плане — на традицию), со способностью к усвоению (точнее, присвоению) образца в когнитивном, оценочном и поведенческом отношениях. В функциональной стилистике стереотип — применительно к функциональному стилю — служит критерием комплексной оценки правильности речи, т.е. представляет собой ядро стилевого узуса, которое соотносится с понятием коммуникативно-стилистической целесообразности речи (высказывания). С.р. (и мышления), проявляющаяся в разной степени, имеет большое значение и для формирования единого логико-семантического, а также интеллектуально-и эмоционально-оценочного контекста, присущего прежде всего научному, деловому, публицистическому стилям. Минимальные стереотипные компоненты — словосочетания, — объединяясь, составляют стереотипные комплексы, даже целые высказывания, которые включаются в стереотип стиля в целом.
Каждый стиль отбирает из общелитературного языка те языковые средства, которые в наибольшей степени соответствуют коммуникативному назначению. Другие же языковые единицы подвергаются изменению, трансформации, специализации для выполнения особой функции того или иного стиля. Каждый стиль производит своеобразное перераспределение и трансформацию языковых единиц, в чём заключается важнейшая роль стилей в развитии языка, которое совершается именно в рамках функциональных стилей. «Заимствуя» из литературного языка и специализируя языковые единицы, стили «производят» свои стереотипные единицы. Так, в научных текстах формируются такие языковые единицы, которые наиболее точно могут выражать многократно повторяющийся процесс научной познавательно-коммуникативной деятельности и также многократно зафиксированный в текстах и потому ставший стереотипным в отношении как содержания, так и средств его оформления. Именно стереотипные текстовые единицы, обусловленные не только высокой частотностью языковых единиц, но и принципами смысловой структуры текста, делают возможным развёртывание текста целого произведения с присущими ему жанровыми и функционально-стилевыми особенностями.
Функционально-стилевая С.р. соотносится с системным отбором типичных или предпочтительных единиц языковой системы и формированием фонда средств, предназначенных для выражения когнитивных моделей. В частности, в научном стиле — моделей познавательной деятельности, её этапов, методов, познавательных действий. Поскольку ментальные (познавательные) действия играют важную роль в познавательной деятельности в целом, то и слова, их обозначающие, выполняют текстообразующую функцию. Функционально-стилевая С.р. представляет собой соответствие речи функциональному стилю как инвариантному свойству текста, понимаемому в качестве динамического стереотипа, который служит для применения стилеобразующих принципов сравнения и выбора языковых единиц в процессе реализации коммуникативной стратегии автора текста.
Стереотипность научного изложения оценивается как позитивная характеристика научного функционального стиля, благодаря которой повышается «информационно-пропускная» способность научного текста, т.е. активизируется понимание читателем авторской концепции. В то же время стереотипность речевых единиц, структурно-композиционных компонентов и типизированных смыслов не исключает возможности широкого варьирования и тем самым не мешает проявлению авторской индивидуальности. Стереотипность научного изложения (а следовательно, и научного мышления, опосредованного текстом) проявляется в разных отношениях: 1) на текстовой плоскости, 2) в организации содержательной структуры целого произведения, 3) глубинной организации смысла текста целого произведения [Крижановская 1998: 136—151].
Лит.: Базылев В.Н. Имя человека как событие и как текст // Актуальные проблемы теории референции: сб. науч. тр. Вып. 435. М., 1997; Дмитриева Н.Л. Стереотип как средство регуляции восприятия вербализованного содержания: АКД. Барнаул, 1996; Коровкин М.М. Роль когнитивных моделей в познании и речемыслительной деятельности // Лингвистические маргиналии: сб. науч. тр. Вып. 432. М., 1996; Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971; Котюрова М.П. Многоаспектность явлений стереотипности в научных текстах // Текст: стереотип и творчество. Пермь, 1998; Крижановская Е.М. О стереотипности компонентов коммуникативно-прагматической структуры научного текста // Текст: стереотип и творчество. Пермь, 1998; Разинкина Н.М. О понятии стереотипа в языке научной литературы (к постановке вопроса) // Научная литература: язык, стиль, жанры. М., 1985; Русский язык конца XX столетия (1985 — 1995) / под ред. Е.А. Земской. М., 1996; Троянская Е.С. Лингвостилистическое исследование немецкой научной литературы. М., 1982.
М.П. Котюрова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.