СТЕНГАЗЕТА школьная

Найдено 1 определение
СТЕНГАЗЕТА школьная
вывешенная на стене рукописная или машинописная газета.
О 1920-х – 1970-х гг.: «Стенгазеты появились в первые послереволюционные годы как одно из проявлений общественной активности народа, вместе с массовым движением рабочих и сельских корреспондентов… Вначале, в 1920-е гг. стенгазета называлась и своим полным именем – “стенная газета” (см. постановление Оргбюро ЦК РКП(б) 1924 г. “О стенных газетах”), и так, как сейчас, и сложносокращённым словом слогового типа “стенгаз”. С течением времени существительное “стенгазета” отодвинула на периферию остальные названия. Сейчас ни выражение “стенная газета”, ни слово “стенгаз” мы уже практически не употребляем» (Шанский, 1980, 40– 41). В 1930-е – 1980-е годы выпуск стенных газет был обычным и даже обязательным делом для класса (классного коллектива) или пионерского отряда; выпускались также общешкольные стенгазеты.
О конце 1934 года в г. Петрозаводске: «…Я щедро снабжала барабанными виршами праздничные номера стенной газеты, откликаясь на все важные события времени. “Злодейское убийство товарища Кирова” я отметила не только слезами, но и очередными стихами (помню из них лишь несколько строк: “Тяжко завыли гудки Ленинграда, / Бьется, рыдая, Нева о гранит, / Киров, наш славный товарищ Киров – убит!”)» (Лупанова, 2007, 69).
О 1939–1940 гг. на Украине: «А в 9–10-х классах… меня избрали редактором сатирико-юмористической стенгазеты “Еж”» (Цидильковский, 1996, 132).
О 1941–1945 гг.: «Особое внимание в школах военного времени уделялось восп. работе… В те годы получили распространение такие формы идеологич. воздействия на школьников, как кружки комсомольской политсети, митинги школьников по поводу различных полит. событий, устные газеты, агитбригады, лекторские группы и ученич. лектории, подготовка витрин и стендов, выпуск стенных газет и боевых листков, встречи с участниками войны и т.п.» (ИПО, 2001, 484).
О конце 1940-х гг.: «…Глеб Скамейкин… наконец придумал такую вещь: подговорил ребят, которые выпускали стенгазету, нарисовать на меня карикатуру… “…Но нельзя же каждый раз портить стенную газету. Ведь все газеты у нас сохраняются. По ним потом можно будет узнать, как работал класс, как учились ученики. Может быть, потом кто-нибудь из учеников, когда вырастет, станет известным мастером, знаменитым художником, лётчиком или учёным. Можно будет просмотреть стенгазеты и узнать, как он учился”…. Карикатура наша провисела в газете целую неделю, и только за день до общего собрания вышла новая стенгазета, в которой уже карикатуры не было и появились обе наши заметки: моя и шишкинская. Были там, конечно, и другие заметки… “Надо про них в стенгазету писать“. “Правильно, – сказал Глеб. – Мы начнем кампанию в стенгазете против подсказки”» (Носов, [1951], 1979–1; 446, 452–454).
О пятиклассницах в женской школе в конце 1940-х – начале 1950-х гг.: «Собрались на сбор отряда / Все! Отсутствующих нет! / Сбор серьезный: / Выбрать надо / Лучших девочек в совет. / Предлагают выбрать Свету: / Света пишет в стенгазету…» (Барто, [1952], 1960, 274).
О женской школе в 1953–1954 гг.: «На третьем этаже вдоль стены тянулся длинный ряд стенных газет: одни – с кричащими, яркими заголовками, другие – поскромнее. На многих красовались искусно нарисованные картинки и карикатуры… А одна газета была на английском языке. Называлась она “The school news”, что по-русски означает: “Школьные новости”» (Дик, 1956, 12).
О середине 1950-х гг.: «Классная стенная газета является коллективным пропагандистом, агитатором и организатором ученич. коллектива класса, она служит хорошим средством развития критики и самокритики в ученич. среде… Обычно в V–VII классах стенные газеты являются органами пионерского отряда и класса. В VIII– X классах стенные газеты являются органами комсом. орг-ций. Редколлегия – выборный и, следовательно, подотчетный орган; это повышает чувство ответственности редколлегии за качество выпуска стенных газет» (КР, 1957, 210–211).
О конце 1950-х гг.: «Вчера отказалась она наотрез / Оформить стенную газету./ Для класса стараться? Какой интерес – / Отметок не ставят за это!» (Серова, 1960, 39). Описание «нормативной» стенгазеты 1950-х гг.: «[Стенгазета] бывает общешкольной или классной, выпускаемой периодически в установленные сроки и эпизодически – в связи с теми или иными событиями в жизни класса, школы, пионер. или комсом. орг-ции. Разновидностью стенной газеты являются “Бюллетень”, “Боевой листок”, “Молния”, сатирический “Ёж” и т. д. В школьной стенгазете помещаются статьи заметки и корреспонденции о жизни школы, учении, труде и отдыхе учащихся, о деят-сти обществ. шк. орг-ций. Проводится обсуждения книг, спектаклей, кинофильмов, дискуссии, конкурсы, смотры лит. работ школьников. Помещение в газете стихов, басен, фельетонов, иллюстрирование фотографиями, карикатурами, рисунками делает её интересной, привлекает к ней юных читателей. [Стенгазета] уделяет должное внимание критике недостатков в поведении и труде школьников, называет имена критикуемых… Газета показывает лучших учащихся в их повседневных делах в классе, на предприятии, при выполнении общественно полезной работы, на экскурсии, в походе и т. д. В связи с этим во многих шк. стенгазетах имеется раздел “Так поступают пионеры”. Сатирич. сообщения о разл. случаях из жизни класса, школы многие газеты дают в разделе “Последняя почта”. Интересным бывает раздел “рекомендует прочесть”, где школьники рассказывают о прочитанных ими книгах. Для “уголка смекалки” учащиеся сами составляют шарады, ребусы, загадки» (ПС, 1960–2, 440).
О начале 1960-х гг.: «Деятельность пионерских отрядов V-VІ классов, как правило, включает выпуск стенных газет…» (Монахов, 1966, 47).
О 1960-х гг.: «Хазов редактировал классную стенгазету… Как подходил какой праздник, Хазов приносил в класс уже готовую газету, с наклеенными листочками статей и заметок, с разделами “Спорт”, “Юмор” и “Разное”, с фотокарточками и коллажами. Он совал газету мне, …объяснял, как написать заголовки, где виньетку пустить и что нарисовать еще, в соответствии с духом и значением приближающегося праздника. Я в нашей стенгазете числился художником. Статьи и заметки Хазов писал сам, сам вел разделы “Спорт”, “Юмор” и “Разное” и сам фотографировал, так что Зойке Забаре совсем не осталось дел возле него. Раньше-то ее в редакторах за красивый почерк держали, за усидчивость и прилежность, а Хазову и почерк ее был без надобности: он где-то сам на пишущей машинке все перепечатывал. Писал он хорошо, а главное – всегда был в курсе всех дел класса, все слышал и подмечал…» (Туинов, 1985, 59).
О начале 1970-х гг.: «Главный редактор был озабочен выпуском особо ответственной стенной газеты ко Дню Советской Конституции и важно ответил: “…Ты бы лучше заметку написала о дружбе между мальчиками и девочками”» (Романовский, 1976, 118).
О Шадринске в 1999–2002 гг.: «Стенгазеты заставляли рисовать, начиная с 7 класса. Для этого собрали редколлегию, состоящую из тех, кто умел рисовать и писать стихи. Стенгазета выпускалась к праздникам (23 февраля, 8 марта и т. д.) или к другим событиям (день математики, борьба с курением, “Берегите природу”). На линейке объявляли, чья стенгазета лучше и выдавали грамоты классам (чьи стенгазеты были хорошие) “За активное участие в жизни школы”. Особенно хорошие стенгазеты отправлялись на городскую выставку и соревновались со стенгазетами других школ (“Берегите природу”, “Берегите здоровье”, “Соблюдайте правила дорожного движения”)» (012).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.