СТАЛИН Иосиф Виссарионович

Найдено 1 определение
СТАЛИН Иосиф Виссарионович
(настоящая фамилия Джугашвишли) (1879–1953), политический деятель, один из лидеров Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), фактический глава Советского гос-ва (СССР) с середины 1930-х гг. по 1953 год. Пропаганда образа Сталина в детской среде; отношение детей к Сталину.
О перв. пол. 1930-х гг.: «Нина любила Сталина и слышать о нём плохое не могла. В доме у них всегда висели два портрета – Ленина и Сталина, – она с детства привыкла к его лицу, к знакомому прищуру глаз, к утопавшей в усах полуулыбке, и когда шли в Москве на демонстрацию, узнавала на трибуне Мавзолея, сердце с ликованием рвалось к нему, она завидовала пионерам, которые несли ему на трибуну цветы и потом стояли рядом с ним… Выходит, люди тогда жили по-разному, как бы в двух слоях, и слои эти лишь соприкасались, но не смешивались… Она-то обитала в верхнем слое, там было светло и празднично, там приживались готовые формулы: “Жить стало лучше, жить стало веселее!”, и дети на праздниках непременно кричали: “Спасибо любимому Сталину за наше счастливое детство!” – и никогда ей не пришло в голову задуматься о том, всем ли стало жить “лучше и веселее” и у всех ли детей было “счастливое детство”» (Глушко, [р. 1922] [1988] 1990; 48, 67).
О Москве в 1936 г.: «В 1936 году Чистопрудный бульвар назвали детским парком. Построили эстраду для представлений, над которой висел популярный лозунг: “Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!” Рядом установили портрет вождя, державшего на руках девочку-узбечку Мамлакат Нахангову, отличившуюся на сборе хлопка» (Федосюк, 2004, 130).
О 1942–1944 гг.: «Вере Игнатьевне показалось, что ребята… приветливо и радостно поднялись ей навстречу… “Сегодня мы будем писать диктант, дети. Он будет труден для вас, но не волнуйтесь. Знаки я буду вам говорить, трудные слова напишу на доске. Слушайте внимательно”. Не торопясь и, как всегда, выразительно, Вера Игнатьевна начала читать: “История его жизни – это непрерывный ряд побед над непрерывным рядом чудовищных трудностей. Лучшее в нашей судьбе находится в руках человека, с головою ученого, с лицом рабочего, в одежде простого солдата”. Она читала и думала, что диктант очень труден для четвертого класса… “Не было такого года, начиная с 1917 года, когда он не совершил бы таких деяний, которые любого прославили бы навсегда. Это железный человек. Фамилия дает нам его образ”. Она перевела дух. Оглядела класс…, увидела взволнованные взгляды, они рвались ей .навстречу. Любовно посмотрела на сына. “Русанов Игорь!” Игорь вскочил. “Как думаешь ты, о ком идет речь в прочитанном мною отрывке?” “О Сталине”, – совсем тихо ответил мальчик, но в классе было еще тише, и ответ услышали все. “Верно, о Сталине, – наклонила Русакова голову, – садись. Читаю дальше: “Сталин – сталь. Он несгибаем и гибок, как сталь. Его отличают уменье ждать, рассчитывать во времени, хранить грозное терпение... быстрота, твердость и сила решений. Ни в ком так не воплощены мысль и слово Ленина, как в Сталине. Сталин – это Ленин сегодня...”. Теперь будем писать”… …Сегодня тетрадки раскрылись бесшумно, ребятишки, не сводили с Веры Игнатьевны взволнованных, растерянных и радостных глаз. Вера Игнатьевна снова обрела счастливую учительскую уверенность… …Взяла в руки листок, чтобы диктовать, но вдруг подняла голову. “Мы пишем сегодня диктант о Сталине. Сегодня день его рождения. О нём думает вся страна, желает ему сил и здоровья. Наше счастье, дети, что он живет сейчас, руководит борьбой с фашизмом. Он создал мощные фабрики и заводы, создал колхозы, создал счастье народу. Он нанёс врагу удар под Москвой, город его имени стал восточной твердыней. Под его водительством победит народ. – И, словно, не было сказано этих горячих слов, обычным тоном она продолжала: – Диктую, дети”… Собрали листики после диктанта. Леня, дежурный по классу, встал перед Верой Игнатьевной, умоляюще попросил: “Споемте, Вера Игнатьевна”… Где-то в глубине сердца прозвенело болью и угрозой: “Вы нас песен хотели лишить, наших прекрасных песен!” Вслух сказала: “Хорошо, Леня, запевай!” “А что?” “Как ты думаешь сам, что лучше всего спеть сегодня?” ““На просторах!“ Да?” – радостно откликнулся Леня. ““На просторах”!” – угадалось в лёгком движении, которое прошло по классу. “Да”, – ответила Вера Игнатьевна и обратилась классу: “Встаньте!” Чистый Ленин альт выводил: “На просторах Родины чудесной, / Закаляясь в битвах и труде, / Мы сложили радостную песню / О великом друге и вожде”. Ребята пели, и голос Веры Игнатьевны – негромкий, но глубокий – вплетался в звонкие их голоса, и не было ничего, кроме песни… Чистый Ленин голос вился и радовал сердце… “Сталин – наша слава боевая, / Сталин – нашей юности полет, / С песнею борясь и побеждая, / Наш народ за Сталиным идет”… Пришла Пелагея Марковна: “С первым днем занятий. С новым учебным годом!” “Спасибо, – обрадовалась ее приходу Елена, – заходите поглядеть, как начинаем”. В длинном коридоре учителя устанавливали учеников в три шеренги… “Вам слово, Елена Михайловна”, – тихо сказал Мельников. Елена шагнула вперед и навстречу ей, ожидая, блеснули сотни глаз, взволнованно, доверчиво, ласково. “Ребята! Советские школьники! С егодня вы начинаете новый день, – говорила Елена.– Наша армия вернула вам детство, школу, Родину. За советский строй, за то, чтобы вы были счастливы и свободны, умирают люди. Вы должны жить и расти, чтобы Родина цвела. Учительница Кленова Мария Ивановна, павшая от руки врага, завещала нам любить Родину, партию, Сталина. Так начнем этот школьный день песней о Сталине – творце всех наших побед”. Торжественно и широко полилась песня: “Нам даны сверкающие крылья, / Смелость нам великая дана...”» (Туренская, 1951; 294–295 296–297, 325).
О второкласснике в 1945 г.: «Севка знал, что Сталин – это вождь. Самый добрый и самый мудрый. Про него на уроках пения разучивали песни, а на утренниках рассказывали стихи. А [учительница] недавно поведала об удивительном случае: в одном глухом городке заболел мальчик и врачи ничего не могли сделать, тогда мама этого мальчика послала товарищу Сталину телеграмму. Сталин велел прислать самое лучшее лекарство, и мальчик выздоровел. Севке очень понравился рассказ. У него даже в горле защекотало, когда он услышал про счастливый конец» (Крапивин, 1986, 95).
О дет. саде в Ленинграде в середине 1940-х гг.: «Ребята спели песню про синичку: “Ты, синичка, где была? / Где ты гнёздышко вила?” А потом спели ещё песню про то, как ребята катались на санках, и ещё другие песни. Но вот Елена Григорьевна на минутку перестала играть и сказала: “А теперь мы с вами споём самую нашу любимую песню – песню про родного Сталина!” И все ребята встали. Нина показала Боре на большой портрет товарища Сталина, который висел на стене между окнами. Товарищ Сталин держал на руках маленькую девочку с большим букетом цветов и так ласково улыбался, что Боре тоже захотелось улыбаться. И пока ребята пели хором песню о любимом Сталине, Боря всё время смотрел на портрет, и ему казалось, что Сталин улыбается именно ему, Боре, а вовсе не той девочке, которую он держит на руках. А потом Елена Григорьевна опустила крышку рояля на клавиши и сказала: “Ну, бегите к себе! На сегодня хватит – вы хорошо позанимались!”» (Гринберг, 1949, 132–133).
О 1945–1947 гг.: «Был я, конечно, пионер… В бывшей моей начальной [школе] пионерство было красивым, почётным, желанным – нашивки на рукаве, барабанный бой, печатный шаг, громкие голоса: “Рапорт сдал!” – “Рапорт принял!”. Следует, кроме того, заметить, что в пионеры нас принимали, когда шла война или же сразу после нее, и наше детское осознание войны, страданий, победы все действующие в стране системы накрепко привязывали к имени Сталина, к партии, комсомолу и пионерам. Думать как-нибудь по-другому не то чтобы возбранялось, а было совершенно невозможно. Портреты, бюсты и статуи Сталина провожали нас с детства на каждом шагу, и мы так к ним привыкали, что совершенно, ну нисколечко их не замечали, как не замечает человек мебели в своем доме – так она привычна… Уроки кончились…, …в зале раздается бодрая песня: это наш класс под жестоким надзором классной и под управлением [учителя пения] репетирует праздничную песню: “О Сталине мудром, / Родном и любимом / Мы светлую песню поем!”… …Сбор наш длился ровно сорок пять минут, один урок, [я произнёс] …свой доклад… Далее Сашка Кутузов прочитал стих Симонова, все вместе… спели заздравную песню: “О Сталине мудром, родном и любимом...”, Герка пересказал главу про смерть сапожника, отца вождя, и трудное детство будущего революционера, Зоя Петровна устроила викторину с вопросами для первоклашек: когда и где он родился, роль вождя в подготовке революции... Сам Иосиф Виссарионович взирал на нас из золотой рамы – в форме Генералиссимуса – довольно добродушно, привыкший, видать, к тому, что все пионерские классы по очереди на своих сборах клялись ему в верности и пересказывали его биографию, написанную неживыми, чужими, взрослыми словами. Никого, впрочем, это не волновало, потому что все – и классная, и вожатая…, и мы… были совершенно убеждены в необходимости именно таких слов и именно этих песен, потому как их пело и без конца произносило радио и печатали газеты» (Лиханов, 1995; 41, 48, 50–52).
О праздновании 70-летия со дня рождения И.В. Сталина в музыкальной общеобразовательной школе в 1949 году: «[Глава] 50. Зима… Марина… садится за стол. Она должна еще раз обдумать Оксанино поручение, собраться, подготовиться. Ведь она пойдет сегодня к своим первоклассникам беседовать о товарище Сталине. Товарищу Сталину в декабре исполнится семьдесят лет. Ребята решили подарить ему что-то. Они шепчутся на переменах, что-то говорят. Марина узнает, что они готовят, может быть поможет им немного. Как хорошо, что ребята готовят Сталину подарки! Ведь ему, наверное, приятно будет получить то, что сделали для него дети… [Глава] 51. Самое дорогое. Такого сбора еще не было в школе. Это будет сбор всей школьной дружины – самый лучший, самый торжественный и интересный! Потому что он будет посвящен товарищу Сталину. Этот сбор будет рапортом товарищу Сталину. Все пионеры, все школьники покажут, чему они научились, чего достигли. Будет большой концерт, с выступлением объединенного школьного хора и оркестра. Будет самодеятельность: пляски, песни, стихи, игры. К этому дню многие ребята готовят подарки товарищу Сталину. Да разве только ребята? Миллионам людей во всем мире хочется выразить свою любовь и благодарность товарищу Сталину, миллионы людей шлют ему от всего сердца то, что кажется им самым дорогим – так много радости и любви они вложили в этот свои труд. И московские школьники, как и школьники всего Советского Союза, шлют свои скромные подарки: стихи, рисунки, вышивки, модели. Беседуя с Мариной, Оксана сказала ей: “Твои малыши тоже готовят подарки товарищу Сталину. Секретничают, радуются! Пойди, поговори с ними, может быть им нужно немножко помочь?” И вот Марина – в классе у малышей…. Двадцать любопытных детских лиц повернулись к Марине. Марина многих из них видела и раньше… Но сейчас она не различала лиц – она волновалась. “Ребята! – сказала она, и собственный голос показался ей чужим. – Вы знаете, что скоро будет день рождения товарища Сталина. Товарищу Сталину исполнится семьдесят лет. Товарищ Сталин сделал нашу страну сильной и свободной, а наш народ – счастливым”… “Ой, а понятно я говорю?” – подумала Марина. “Сталин фашистов прогнал”, – неожиданно сказал мальчуган, сидящий на последней парте. “Он велит всем хорошо учиться”, – сказала маленькая девочка в первом ряду. “Правильно! – сказала Марина. – Чтобы умными стать, чтобы стать сильными, чтобы поблагодарить нашу Родину за все, что она для нас делает”. “А я подарок сделал...” – тихо сказал мальчик, сидящий на второй парте… “Что же ты сделал, Сашенька?” – спросила она. Саша весь залился краской и протянул Марине тетрадь. В тетради на первой странице был наклеен портрет товарища Сталина, вырезанный из газеты, а под портретом были стихи. “ Это ты сам сочинил?” – спросила Марина. “Сам”. “Ну так прочитай вслух всем ребятам”. Саша… сейчас же начал читать свое стихотворение. …Он читал довольно громко и решительно: “Товарищу Сталину семьдесят лет, / Шлю я ему, дорогому, привет! / Буду отлично учиться и жить, / Родине честно я буду служить./ Сталин – наш мудрый учитель и вождь!” “Молодец, Сашенька! – сказала Марина. – Правда молодец, ребята? А вы что готовите товарищу Сталину?” “Я нарисовал, как товарищ Сталин фашистов прогнал”, – сказал тот же мальчуган с последней парты. “А товарищу Сталину понравится, если я ему свою скрипку нарисую?” – спросила Оля. “А ты любишь свою скрипку?” “Люблю! Она хорошая”. “Тогда нарисуй. Мы все посылаем товарищу Сталину самое любимое”… [Глава] 55. Гори. В начале декабря Оксана проводила сбор. Перед тем как провести его, она снова прочитала биографию товарища Сталина. Большая, прекрасная жизнь проходила перед ней, и девочка думала: “Нужно рассказать ребятам о товарище Сталине так же просто, так же строго и ясно. Сумею ли я?”… Оксана знала, что к сбору дружины, посвященному дню рождения товарища Сталина, её пионеры тоже готовят подарки. И когда сбор начался…, кто-то спросил: “А что товарищ Сталин любил в детстве? Чем увлекался?” И Оксана начала рассказывать. Она и рассказывала, и сама спрашивала у ребят, что они знают, что читали о товарище Сталине. И ребята рассказывали тоже. Оксана раскрыла книгу, в которой была репродукция с картины “Юность И. В. Сталина”, и все столпились вокруг. На минуту стало совсем тихо – они смотрели на лицо юного Сталина, на его друзей. И тогда Оксана стала читать им книгу о Сталине. Вместе с ней пионеры её маленького отряда побывали в этот день в Гори. Они стояли у дверей старого домика. Они видели смуглого мальчика, выходящего из него. Он глядел на горы. Его друзья бежали к нему, они все куда-то собирались. В горы, в дальний путь... Затаив дыхание, пионеры смотрели тоже на прекрасное небо над городом, на горы, на солнце... Оксана читала о жизни, о борьбе товарища Сталина. Вот товарищ Сталин встретился с Лениным. Вместе с Лениным он борется за счастье рабочих всего мира, за высокие идеи коммунизма. Великая дружба Ленина – Сталина проходила перед ребятами… В этот вечер Марина написала в своем дневнике: “Мы на самом деле никуда не ездили – на поезде или на пароходе. Но мы побывали в городе Гори”… [Глава] 56. Из дневника Марины… [Старший вожатый Костя] похвалил некоторых… пионеров за участие в общественной жизни школы… “А впереди еще столько нужных и интересных дел! – сказал он. – А впереди комсомол, ребята! К борьбе за дело Ленина-Сталина будьте готовы!” И мы ответили: “Всегда готовы!” [Глава] 57. На сборе дружины. Над большим портретом товарища Сталина, во всю длину школьной эстрады, – алое полотнище. На нём ясная
белая надпись: “Спасибо великому Сталину за наше счастливое детство”. А по всей празднично убранной школе перекатывается веселый гул голосов. Сегодня – сбор дружины. В шесть часов начнётся торжественная пионерская линейка и концерт-рапорт... Марина идет в другой конец коридора. Как хорошо все украшено, сколько разноцветных лампочек, похожих на кисти винограда, на букеты невиданных цветов! А вон там сколько толпится народу – и детей и взрослых! Там выставка подарков товарищу Сталину. Ведь все ребята, педагоги и родители хотят посмотреть то, что посылает их школа в подарок товарищу Сталину. Марина пристраивается сбоку: всё видно. Вот и подарки ее малышей. Вот Сашенькины стихи, вот Олина скрипка. Вот Кремль с большими красными звездами на башнях, а вот и подарки старших. Кто-то вышил несколько строчек из гимна – несколько строчек нот и слова над ними: “Нас вырастил Сталин – на верность народу, / На труд и на подвиги нас вдохновил”. Как хорошо придумал тот, кто это сделал!.. [Глава] 58. Гости из Березовой… Как далеко эстрада! Над нею – длинное красное полотнище: “Спасибо великому Сталину за наше счастливое детство”… А на эстраду выходит Оксана. Ее смуглое лицо разрумянилось, глаза блестят. “Начинаем наш торжественный концерт-рапорт в честь семидесятилетия товарища Сталина! – говорит Оксана своим звонким голосом. – Песню “Спасибо Сталину” исполнит объединенный хор учащихся. И сразу же на эстраду начинают выходить ребята… Все в парадной пионерской форме, с красными галстуками. А когда большие уже вышли и построились, появляются малыши. Они проходят вперед, на авансцену, – все в белом, с красными звездочками на груди… Дирижер хора взмахнул рукой. Как торжественно и стройно запел хор!.. “Спасибо, спасибо великому Сталину / За наши счастливые дни!” – поёт хор. И вдруг зал начинает подпевать. Никогда этого раньше не бывало на концертах. Вот встали первые ряды – там и ребята из Березовой; поднимаются те, кто сидит дальше; встает и их ряд. Поёт весь зал, и Марина – вместе со всеми… Песня спета, и зал гремит аплодисментами. Под гул аплодисментов хор уходит с эстрады… И концерт продолжается… И вот снова появляется в глубине сцены хор. ““Песня о Сталине”! – объявляет Оксана. – Исполнит объединенный хор и оркестр”. Дирижер взмахнул палочкой – и словно волна пробежала по залу, так сильно и торжественно зазвучали голоса детей. Им вторят голоса скрипок, голоса виолончелей... Хор и оркестр на самом широком и сильном звуке исполняют “Песню о Сталине”: “На просторах Родины чудесной, / Закаляясь в битвах и труде, / Мы сложили радостную песню / О великом друге и вожде. / Сталин – наша слава боевая, / Сталин – нашей юности полет. / С песнями борясь и побеждая, / Наш народ за Сталиным идет”. Полной грудью поёт хор… Весь зал встаёт. Хлопает хор. Хлопает оркестр» (Эмден, 1952; 25–127, 135–138, 141– 143, 146–147).
О женской школе в 1949–1950 гг.: «Шли последние годы жизни корифея, “великого кормчего”. В шк. программе было стихотворение Исаковского со знаменитыми строчками: “Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе”» (Шендерова, 2008). Об общеобразоват. школе в Москве 1949 г.: «Десятый класс… Более скучного года за все десять лет школьной жизни у меня не было… На этом фоне разворачивалась подготовка к всенародному ликованию – празднованию семидесятилетнего юбилея Сталина… А грандиозные залы, полные подарков Сталину: какие чудеса искусства дарили люди, выражая этим свою любовь и благодарность. Мы всем классом ходили на экскурсию в Музей Революции и разглядывали под лупами рисунки, на которых виртуозы писали письма, полные преданности своему вождю и учителю. Люди всех стран мира посылали подарки Сталину. Мне запомнился подарок французской женщины: она прислала детскую вязаную шапочку – единственную вещь, оставшуюся у нее после гибели дочери во время фашистской оккупации. Об этой матери я написала в своем сочинении на аттестат зрелости. Я выбрала свободную тему: “Сталин – наша слава боевая, Сталин – нашей юности полет!”… Двадцатого декабря 1949 года вся страна праздновала день рождения Сталина… За несколько дней до юбилея в нашей школе началась подготовка к празднику. Историчка готовилась... истерически. На уроках репетировались лозунги, которые будут выкрикиваться на торж. вечере в школе. Как на грех, у меня был громкий голос и хорошая дикция… На доске Сара Зиновьевна написала несколько лозунгов, а я громко, с пафосом повторяла их перед всем классом. “Твой голос должен быть полным радости, в нём должна звучать любовь к нашему вождю”, – убеждала меня учительница, заставляя ещё и ещё раз повторять здравицы. Мне было стыдно, неприятно, но отказаться я не решалась. Наконец наступил торжественный день. После занятий вся школа собралась в актовом зале. Стоя, мы слушали трансляцию по радио торж. заседания из Колонного зала Дома союзов. Сталина встретили нескончаемые овации, зал долго не утихал. Мы тоже по знаку руководившей всем исторички аплодировали невидимому вождю. Потом начались приветственные речи. Не помню, кто выступал и о чем говорили, – это был сплошной поток слов, полных обожания и восхваления. После каждой здравицы в честь Сталина зал взрывался громовыми аплодисментами, прерываемыми новыми лозунгами: “Да здравствует наш вождь и учитель великий Сталин!”, “Под знаменем Ленина, под водительством Сталина – вперед к победе коммунизма во всем мире!”. Всё это выкрикивалось резкими, надрывными голосами, в них слышалась не радость, а истерика. И снова шквал оваций. На этом фоне “морского прибоя” по знаку Сары Зиновьевны мы, подготовленные крикуны, орали изо всех сил заученные слова: “Пусть вечно живет родной Сталин! Сталин – наше знамя, Сталин – наша гордость!” и т. д. Странный это был спектакль... Казалось мне, что и в далеком нарядном зале такая же маленькая круглая учительница указательным пальцем и взмахом руки дирижирует всем, что там происходит. Помнится, что не мне одной было не по себе на этом вечере – девочки застенчиво улыбались, переглядывались. Хотелось, чтобы все поскорее кончилось... …Я думала, что какието глупцы и подхалимы вроде нашей учительницы истории не в меру стараются, что Сталину это должно быть неприятно, но он не в силах притушить их пыл» (Туманова, 1995). Из пособия для учителей нач. школы конца 1940-х гг.: «Во всех этих беседах о борьбе советского народа важно показать организующую роль большевистской партии, руководящую роль великих вождей Советского Союза В.И. Ленина и И.В. Сталина. Заключительной работой над этим разделом должна явиться работа над стихотворением “Вождь”. Исключительное восп. значение имеет ознакомление учащихся с биографией товарища Сталина. Всестороннее раскрытие детям его замечательного образа, рассказы об основных этапах его жизненного пути разовьют у учащихся чувство любви и преданности делу Ленина – Сталина, будут воспитывать у детей лучшие гражданские чувства и качества, необходимые для строителей новой жизни. В книге “Родная речь” отображён ряд моментов из жизни и деятсти В.И. Ленина и И.В. Сталина. К концу учеб. года важно повторить и обобщить изученное. В этом направлении и следует построить работу над биографиями Ленина и Сталина. Дети вспомнят ранее прочитанные в другой связи статьи и стихотворения о вождях советского народа» (НШ, 1949, 95). Из рекомендаций работникам пионерских лагерей 1952 года: «Жизнь и деят-сть величайших гениев человечества В.И. Ленина и И.В. Сталина является ярким примером для каждого советского человека. Воспитание пионеров и школьников на примерах замечат. жизни и деятельности Ленина и Сталина является важнейшей задачей пионерского вожатого и учителя. Методы ознакомления пионеров с жизнью и деятельностью Ленина и Сталина могут быть самые различные: беседы, сборы, пионерские костры, чтение книг, проведение экскурсий и походов по местам, связанным с деят-стью великих вождей, оформление альбомов, выставок, посвященных Ленину и Сталину… Наиболее распространенными формами ознакомления пионеров в лагере с жизнью и деят-стью Ленина и Сталина являются беседы, экскурсии и походы по местам, связанным с жизнью и деят-стью вождей. Беседы по тематике могут быть очень разнообразными. Для пионеров и школьников 3–4-х классов, исходя из опыта работы многих пионерских лагерей, рекомендуется проводить беседы на следующие темы: …“Детские и юношеские годы И.В. Сталина”…, “Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!” Готовясь к беседе, вожатый должен поставить перед собой определенную воспитательную задачу – на примерах жизни и деят-сти великих вождей показать пионерам, какие необходимые качества они должны воспитывать в себе, чтобы достойно носить имя юных ленинцев… Для пионеров старших классов можно рекомендовать беседы на такие темы: “Жизнь В.И. Ленина и И.В. Сталина – пример беззаветного служения народу”, “Товарищ Сталин – организатор борьбы за мир во всем мире”, “Великая Сталинская Конституция”. При подготовке бесед и сборов на эти темы вожатый и педагог-воспитатель могут использовать Краткую биографию товарища Сталина, Краткий курс истории ВКП (б), журнальные и газетные статьи. Беседы с ребятами должны проводить не только вожатые и педагоги. Желательно, чтобы с беседами о Ленине и Сталине перед ребятами выступали партийные, советские и комсом. работники, люди, лично встречавшиеся с великими вождями коммунизма. Но важно, чтобы вожатый предварительно рассказал проводящему беседу об уровне подготовки ребят, их запросах и интересах. В лагерной библиотеке обязательно должны быть книги, которые необходимы вожатому, педагогу и пионерам для подготовки сбора, посвященного великим вождям» (ПЛ, 1952, 42–44).
О вт. пол. 1940-х – нач. 1950-х гг.: «На опред. этапе развития пионер. движения, особенно в послевоенные годы, пагубное влияние на деят-сть школы и пионерской орг-ции оказали культ личности Сталина и те существенные недостатки в идеол. жизни, которые были порождены культом… Именно в это время махровыми цветами расцвели догматизм и формализм, распространились предметные сборы – своеобразные доп. уроки… Повседневная, разнообразная деят-сть пионерских коллективов подменялась славословием, парадными пустыми сборами с искусственными кострами, “путешествиями” по карте. Большинство сборов так и называлось: “Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство“, “Сталин – наша слава боевая” и т. д.» (Балясная, 1965, 15).
О конце 1940-х – нач. 1950-х гг. вспоминает С. Никоненко 1941 г.р.: «Мы росли с верой в Сталина. И если бы тогда меня спросили: “Отдал бы ты жизнь за Сталина?”, я бы ответил: “Да!” Когда Сталин умер, мы рыдали. Тогда все ребята с нашего двора пошли на похороны, и я не мог себе позволить остаться дома» (Никоненко, 2006, 33).
О перв. пол. 1950-х гг.: «Во многих школах и домах пионеров успешно используются во внеклассной работе для бесед, вечеров и пионерских сборов следующие темы в III классах: “Великая дружба Ленина и Сталина”… В IV классах: “В.И. Ленин и И.В. Сталин – вожди Великой Октябрьской социалист. революции”, “В.И. Ленин и И.В. Сталин – великие полководцы советского народа”, “Сталин – продолжатель дела Ленина”… В V классах… обобщающими представления детей темами для внеклассных бесед, читок и сборов являются следующие: “Образ В.И. Ленина и И.В. Сталина в поэзии советского народа”» (ВВВР, 1955, 77). См. также: «Счастливое детство».

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.