СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
Средства воспитания
различные виды деятельности, орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Средства воспитания
материальные и идеальные объекты, которые используются в процессе воспитания для достижения его целей.
Источник: Военная педагогика
Средства воспитания
совокупность приемов, «инструментарий» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
предметы материальной и духовной культуры, окружающая среда и условия, которые используются для достижения воспитательных целей. См. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
это богатейший набор явлений и объектов, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира.
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
то, посредством чего осуществляется воспитательная деятельность; предметы материальной и духовной культуры; окружающая среда и условия, которые используются для достижения воспитательных целей.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Средства воспитания
вспомогательные источники воспитания, направленные на более глубокую реализацию методов воспитания; конкретные виды и формы деятельности учащихся, также предметы материальной и духовной культуры, средства массовой информации (картины, диафильмы, художественные произведения) и др.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
это те конкретные воспитательные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, вечера, экскурсии и т. д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т. д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода.
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ (основные)
Группу основных средств воспитательной работы составляют: коллективные творческие дела; коллективная организаторская деятельность; творческие игры; творческие праздники. Основные средства воспитательной работы являются ведущим звеном системы всех средств. В эту систему входят также воспитательные занятия (воспитательные мероприятия)— беседы, экскурсии, занятия кружков. (ИвановИ.П. Звено в бесконечной цепи.— Рязань, 1994.— c.28-29)
Средства воспитания
1. (традиционно-формирующий подход): рассказ, беседа, иллюстрация, демонстрация, упражнение, требование, приучение, пример, объяснение, убеждение, соревнование, поощрение, наставление, наказание, коррекция и т.д. реализуемые в процессе передачи однозначных знаний и опыта поведения, что способствует выработке умений и навыков их применения в социально-профессиональных ролях. 2. (гуманистический подход): создание условий для востребования личностного отношения к общим и социально-профессиональным ценностям за счет придания содержанию образования смысловых значений, способствующих продвижению учащихся от автоматического исполнения требований к пониманию и принятию смысла ценностей для развития своей личности и осмысленного участия в социально-профессиональных ролях.
Источник: Глоссарий по педагогике.
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
основные виды педагогически целесообразно организованной деятельности формирующейся и развивающейся личности. В педагогической теории и практике нет резкого разграничения средств, условий и методов воспитания, и этому есть объективное объяснение. Один и тот же элемент воспитательного воздействия в зависимости от ракурса его рассмотрения может выступать в качестве метода и средства, рассматриваться в одних случаях как условие, в других – как средство.
Так, соревнование трактуется и как один из методов стимулирования, и как средство организации деятельности коллектива, направленное на развитие воли, стремления к повышению качества деятельности, воспитание чувства собственного достоинства. Игра может рассматриваться и как С.в., и как метод организации познавательной и коммуникативной деятельности. Включение учащихся в реальную созидательную деятельность в одних случаях рассматривают как непременное условие эффективности воспитательного процесса, в других – как С.в.
Принимая во внимание подобную неоднозначность трактовки понятий, характеризующих процесс воспитания, считаем наиболее целесообразным рассмотрение С.в. как комплекса воздействий на формирующуюся личность как на субъект труда, познания и общения.
Такой подход объясняется тем, что многофакторная система социальных и педагогических влияний на личность реализуется в различных сферах предметно- практической деятельности. Взаимосвязь методов, приемов и средств проявляется в следующей логике: методы информирования, научения, убеждения, принуждения, стимулирования выступают в роли внешних стимулов, направленных на возникновение побудительных мотивов; но только в том случае, когда в качестве С.в. предполагается активная деятельность самого воспитанника, полученные знания, вызванное стимулом ценностное отношение к социально одобряемым нормам реализуются в действиях, поступках учащегося и постепенно входят в привычку. Это можно отнести к любому направлению воспитательной работы, потому что трудовое, нравственное, экономическое, экологическое, эстетическое и другие направления воспитания результативны только при реализации трех компонентов: когнитивного (знания), ценностно-ориентационного (отношения), практически-деятельностного (опыт нравственно ценного поведения).
Исходя из структуры деятельности, в качестве основных средств воспитания следует выделить учебно-познавательную, коммуникативную (общение), трудовую, досуговую деятельность; учебно-производственную среду; средства массовой информации; факторы социальной среды; взаимодействие учебного заведения с объектами социальной среды. Процесс воспитания двусторонний, он предполагает деятельность педагога и воспитанника, кроме того, помимо целенаправленного процесса воспитания на личность оказывают влияние факторы окружающей среды, действующие помимо, а иногда и вразрез с процессом воспитания. Поэтому целесообразнее говорить не о С.в., а о средствах воздействия на формирующуюся и развивающуюся личность.
Учебно-познавательная деятельность как средство воздействия на личность дает не только определенный объем знаний и умений, она развивает умственные, аналитическиеспособности личности, воздействует на формирование мировоззрения, ценностных ориентаций и нравственных принципов учащегося, служит средством развития познавательной, поисковой, творческой активности воспитанников.
Общение – специфический вид деятельности, предметом которой выступает другой человек, социальная общность, коллектив, источник информации, искусство. Общение служит средством познания окружающих, самого себя и явлений действительности; средством оценки и самооценки действий, поступков, конкретных ситуаций; средством развития эмоциональной сферы личности, нравственной и коммуникативной культуры.
Особое место в системе С.в. занимает искусство: непосредственное и опосредованное общение с ним человека. Многообразие функций искусства позволяет познавать прошлое, разбираться в настоящем, осознавать перспективы общественного прогресса; искусство формирует идеалы, потребности, жизненные цели личности; общение с искусством формирует опыт сопереживания, внимательного, небезразличного отношения к судьбам и потребностям окружающих, прежде всего – своих близких. Но поскольку силой образного воздействия способно формировать и возвышенные и низменные чувства, средством целенаправленного воспитания оно становится лишь при обоснованном выборе произведений того или иного вида искусства и педагогической инструментовке методов его использования.
Трудовая деятельность, практическая сознательная деятельность создают предметную основу для формирования трудолюбия, отношения к труду как к нравственной ценности, становится С.в. культуры деловых отношений, экономической, экологической, правовой культуры. Созидательная деятельность дает возможность личности оценить свои возможности, соотнести профессиональные намерения с личной подготовленностью к их реализации. Трудовая деятельность позволяет применить и закрепить полученные знания, освоить общие ориентировочные основы любой деятельности (целеполагание, планирование, контроль хода и оценка результатов), благодаря чему нередко успехи учащихся в созидательной деятельности оказывают плодотворное влияние на мотивацию и результаты учебно-познавательной деятельности. В труде развиваются психологические свойства и деловые качества личности: он становится средством воспитания воли, настойчивости, старательности, ответственности, самостоятельности, стремления доводить начатое до конца.
Игровая деятельность, традиционно считающаяся наиболее продуктивным С.в. детей дошкольного и младшего школьного возраста, в настоящее время получила признание и широкое распространение в системе обучения и воспитания на разных этапах непрерывного образования благодаря тому, что является средством раскрепощения, снятия «зажимов», неуверенности, благодаря чему облегчается доступ к сознанию и эмоциональной сфере участников игры. Игра позволяет имитировать жизненные и производственные ситуации, включать людей в реальные трудовые, экономические, нравственные отношения, ситуации выбора из предложенных альтернатив, что становится средством развития активности, готовности к принятию самостоятельных решений, формирования опыта сотрудничества и межличностного взаимодействия.
Состояние и организация учебной и учебно-производственной среды также выступает в качестве С.в.: упорядоченность в ее организации, соответствие санитарно- гигиеническим нормам, требованиям эргономики, техники безопасности, современным направлениям дизайна архитектурно-пространственной среды – все это воспитывает организованность, бережное отношение к среде обитания, средствам и результатам труда, аккуратность, стремление поддерживать установленный порядок, т.е. становится С.в. дисциплинированности, ответственности, патриотической гордости за свое учебное заведение. Напротив, низкий уровень организации среды становится одной из причин негативных последствий в формировании личности воспитанников: безалаберность, бесхозяйственность, беспорядок на рабочем месте обусловлены невниманием воспитателей к организации учебно-производственной среды.
Поскольку помимо процесса воспитания на социализацию личности воздействуют средства массовой информации, весь уклад жизни в семье, микросреде, регионе в целом, в качестве С.в. следует рассматривать комплекс мер по формированию нравственного иммунитета учащихся к воздействию негативных факторов социальной среды, нейтрализации той пропаганды жестокости, насилия и вредных привычек, которую ведут средства массовой информации: печать, телевидение, формы организации досуга.С.в. является взаимодействие учебного заведения с объектами социальной среды, поскольку учебно-воспитательный процесс – открытая система. Взаимодействие с предприятиями, организациями, фирмами позволяет расширять представления учащихся об экономике района, города, региона; находить объекты проведения практики воспитанников; обеспечить спонсорскую поддержку учебно-воспитательного процесса.
Взаимодействие с учреждениями культуры, творческими союзами, деятелями культуры и искусства становится средством обогащения эстетического кругозора учащихся, удовлетворения их творческих потребностей, средством влияния на обогащение содержания и форм досуговой деятельности воспитанников. Контакт с учреждениями правопорядка способствует предупреждению возможности асоциальной деятельности, проникновения в среду учащихся негативного влияния криминогенных сообществ.
Взаимодействие со службой занятости, социальной поддержки населения позволяет готовить будущих выпускников к поисковой активности в условиях конкуренции на рынке труда, решать проблему обеспечения молодых специалистов рабочими местами.
Поскольку воспитание – процесс комплексный, основанный на системно-синергетической теории, названные С.в. применяются не изолированно, а во взаимосвязи, обусловленной ведущими задачами воспитательной работы, общими целевыми ориентирами педагогического коллектива.
Лит.: Педагогика / Под. ред. С.П. Баранова и В.А. Сластенина. – М., 1986; Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. – М., 1985; Новиков А.М. Профессиональное образование России. – М., 1977; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
И.И. Зарецкая
Так, соревнование трактуется и как один из методов стимулирования, и как средство организации деятельности коллектива, направленное на развитие воли, стремления к повышению качества деятельности, воспитание чувства собственного достоинства. Игра может рассматриваться и как С.в., и как метод организации познавательной и коммуникативной деятельности. Включение учащихся в реальную созидательную деятельность в одних случаях рассматривают как непременное условие эффективности воспитательного процесса, в других – как С.в.
Принимая во внимание подобную неоднозначность трактовки понятий, характеризующих процесс воспитания, считаем наиболее целесообразным рассмотрение С.в. как комплекса воздействий на формирующуюся личность как на субъект труда, познания и общения.
Такой подход объясняется тем, что многофакторная система социальных и педагогических влияний на личность реализуется в различных сферах предметно- практической деятельности. Взаимосвязь методов, приемов и средств проявляется в следующей логике: методы информирования, научения, убеждения, принуждения, стимулирования выступают в роли внешних стимулов, направленных на возникновение побудительных мотивов; но только в том случае, когда в качестве С.в. предполагается активная деятельность самого воспитанника, полученные знания, вызванное стимулом ценностное отношение к социально одобряемым нормам реализуются в действиях, поступках учащегося и постепенно входят в привычку. Это можно отнести к любому направлению воспитательной работы, потому что трудовое, нравственное, экономическое, экологическое, эстетическое и другие направления воспитания результативны только при реализации трех компонентов: когнитивного (знания), ценностно-ориентационного (отношения), практически-деятельностного (опыт нравственно ценного поведения).
Исходя из структуры деятельности, в качестве основных средств воспитания следует выделить учебно-познавательную, коммуникативную (общение), трудовую, досуговую деятельность; учебно-производственную среду; средства массовой информации; факторы социальной среды; взаимодействие учебного заведения с объектами социальной среды. Процесс воспитания двусторонний, он предполагает деятельность педагога и воспитанника, кроме того, помимо целенаправленного процесса воспитания на личность оказывают влияние факторы окружающей среды, действующие помимо, а иногда и вразрез с процессом воспитания. Поэтому целесообразнее говорить не о С.в., а о средствах воздействия на формирующуюся и развивающуюся личность.
Учебно-познавательная деятельность как средство воздействия на личность дает не только определенный объем знаний и умений, она развивает умственные, аналитическиеспособности личности, воздействует на формирование мировоззрения, ценностных ориентаций и нравственных принципов учащегося, служит средством развития познавательной, поисковой, творческой активности воспитанников.
Общение – специфический вид деятельности, предметом которой выступает другой человек, социальная общность, коллектив, источник информации, искусство. Общение служит средством познания окружающих, самого себя и явлений действительности; средством оценки и самооценки действий, поступков, конкретных ситуаций; средством развития эмоциональной сферы личности, нравственной и коммуникативной культуры.
Особое место в системе С.в. занимает искусство: непосредственное и опосредованное общение с ним человека. Многообразие функций искусства позволяет познавать прошлое, разбираться в настоящем, осознавать перспективы общественного прогресса; искусство формирует идеалы, потребности, жизненные цели личности; общение с искусством формирует опыт сопереживания, внимательного, небезразличного отношения к судьбам и потребностям окружающих, прежде всего – своих близких. Но поскольку силой образного воздействия способно формировать и возвышенные и низменные чувства, средством целенаправленного воспитания оно становится лишь при обоснованном выборе произведений того или иного вида искусства и педагогической инструментовке методов его использования.
Трудовая деятельность, практическая сознательная деятельность создают предметную основу для формирования трудолюбия, отношения к труду как к нравственной ценности, становится С.в. культуры деловых отношений, экономической, экологической, правовой культуры. Созидательная деятельность дает возможность личности оценить свои возможности, соотнести профессиональные намерения с личной подготовленностью к их реализации. Трудовая деятельность позволяет применить и закрепить полученные знания, освоить общие ориентировочные основы любой деятельности (целеполагание, планирование, контроль хода и оценка результатов), благодаря чему нередко успехи учащихся в созидательной деятельности оказывают плодотворное влияние на мотивацию и результаты учебно-познавательной деятельности. В труде развиваются психологические свойства и деловые качества личности: он становится средством воспитания воли, настойчивости, старательности, ответственности, самостоятельности, стремления доводить начатое до конца.
Игровая деятельность, традиционно считающаяся наиболее продуктивным С.в. детей дошкольного и младшего школьного возраста, в настоящее время получила признание и широкое распространение в системе обучения и воспитания на разных этапах непрерывного образования благодаря тому, что является средством раскрепощения, снятия «зажимов», неуверенности, благодаря чему облегчается доступ к сознанию и эмоциональной сфере участников игры. Игра позволяет имитировать жизненные и производственные ситуации, включать людей в реальные трудовые, экономические, нравственные отношения, ситуации выбора из предложенных альтернатив, что становится средством развития активности, готовности к принятию самостоятельных решений, формирования опыта сотрудничества и межличностного взаимодействия.
Состояние и организация учебной и учебно-производственной среды также выступает в качестве С.в.: упорядоченность в ее организации, соответствие санитарно- гигиеническим нормам, требованиям эргономики, техники безопасности, современным направлениям дизайна архитектурно-пространственной среды – все это воспитывает организованность, бережное отношение к среде обитания, средствам и результатам труда, аккуратность, стремление поддерживать установленный порядок, т.е. становится С.в. дисциплинированности, ответственности, патриотической гордости за свое учебное заведение. Напротив, низкий уровень организации среды становится одной из причин негативных последствий в формировании личности воспитанников: безалаберность, бесхозяйственность, беспорядок на рабочем месте обусловлены невниманием воспитателей к организации учебно-производственной среды.
Поскольку помимо процесса воспитания на социализацию личности воздействуют средства массовой информации, весь уклад жизни в семье, микросреде, регионе в целом, в качестве С.в. следует рассматривать комплекс мер по формированию нравственного иммунитета учащихся к воздействию негативных факторов социальной среды, нейтрализации той пропаганды жестокости, насилия и вредных привычек, которую ведут средства массовой информации: печать, телевидение, формы организации досуга.С.в. является взаимодействие учебного заведения с объектами социальной среды, поскольку учебно-воспитательный процесс – открытая система. Взаимодействие с предприятиями, организациями, фирмами позволяет расширять представления учащихся об экономике района, города, региона; находить объекты проведения практики воспитанников; обеспечить спонсорскую поддержку учебно-воспитательного процесса.
Взаимодействие с учреждениями культуры, творческими союзами, деятелями культуры и искусства становится средством обогащения эстетического кругозора учащихся, удовлетворения их творческих потребностей, средством влияния на обогащение содержания и форм досуговой деятельности воспитанников. Контакт с учреждениями правопорядка способствует предупреждению возможности асоциальной деятельности, проникновения в среду учащихся негативного влияния криминогенных сообществ.
Взаимодействие со службой занятости, социальной поддержки населения позволяет готовить будущих выпускников к поисковой активности в условиях конкуренции на рынке труда, решать проблему обеспечения молодых специалистов рабочими местами.
Поскольку воспитание – процесс комплексный, основанный на системно-синергетической теории, названные С.в. применяются не изолированно, а во взаимосвязи, обусловленной ведущими задачами воспитательной работы, общими целевыми ориентирами педагогического коллектива.
Лит.: Педагогика / Под. ред. С.П. Баранова и В.А. Сластенина. – М., 1986; Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. – М., 1985; Новиков А.М. Профессиональное образование России. – М., 1977; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
И.И. Зарецкая
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.