СРЕДСТВА ТРУДА

Найдено 1 определение
СРЕДСТВА ТРУДА
один из необходимых компонентов трудового процесса. Это вещь или комплекс вещей, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. С.т. выступают своего рода продолжением естественных органов человека, используемых в трудовом процессе и предполагают не только «вещественные» орудия, но и «невещественные», – например, речь, поведение и другое. Среди «вещественных» можно выделить:
– ручные и механизированные инструменты;
– машины (механизмы);
– автоматы, автоматизированные средства;
– приборы, измерительные устройства.
Простыми ручными инструментами, к примеру, являются: отвертка, скальпель (хирургический нож), штихель (инструмент для гравирования на дереве или металле), бучарда (один из инструментов резчика по камню), рейсфедер (чертежный инструмент), торцовка (разновидность малярной кисти), напильник, зубило, молоток и т.д.
Механизированными – электрическая дрель, краскораспылитель, пневматический отбойный молоток, бормашина (для гравирования), некоторые музыкальные инструменты (рояль, пианино и др.) и другие.
При работе с ними требуется высокая культура движений (точная дозировка их по силе, расстояниям, времени приложения и направлению усилий) и высокая культура контроля действий за счет работы органов чувств и усилий практического ума. Ручным трудом могут заниматься следующие профессионалы: ювелир-гравер, врач-ветеринар, пчеловод, штукатур, слесарь-сборщик, пианист, слесарь по ремонту автомобилей, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, инженер по инструменту, паспортистка, врач- хирург, разметчик, столяр по изготовлению художественной мебели, скульптор и др.
Машины как С.т. – технические устройства, полностью или частично заменяющие человека по способам преобразования материалов, распределению энергии или информации. Иногда их трудно отделить от механизированных ручных инструментов. Электродрель – это инструмент, а сверлильный станок – машина, но его можно представить как стационарно установленную дрель.
Типичными машинными С.т. являются: металлообрабатывающие станки – токарные, фрезерные, сверлильные, строгальные и др.; автомобильный транспорт – автомобиль- грузовик, автобус, легковой автомобиль и др.; электрокар; подъемные краны и другие грузоперемещающие механизмы; механизированные технические комплексы.
Примерами профессий, в которых преимущественно используется механизированный труд, являются: тракторист-машинист широкого профиля, оператор свинокомплекса, монтажник стальных и железобетонных конструкций, машинист эскалатора, водитель автомобиля, наборщик на наборных строкоотливных машинах (линотипист), инженер-гидротехник, машинист сцены, организатор трюковых съемок, машинист подъемного крана, токарь, фрезеровщик и др.
Название «автоматических (автоматизированных) средств труда» происходит от слова «автомат», которое берет начало от древнегреческого «аутоматос» – самодействующий. Это такие С.т., которые, будучи приведенные в движение, выполняют определенную работу без вмешательства человека, то есть они на определенных этапах трудового процесса полностью заменяют человека, автоматически регулируя и управляя процессом. Человек только наблюдает работу оборудования и контролирует ее правильность, качество. К автоматическим С.т. относятся: автоматы, полуавтоматы, автоматические линии, робототехнические комплексы, аппараты для выполнения длительных непрерывных скрытых процессов, в том числе с огромной скоростью протекания технологических процессов. Это, например, компьютеры, аудиовидеотехнические комплексы, справочные автоматы, автоматические линии с программно-числовыми устройствами, аппарат попроизводству серной кислоты, электростале-плавильная печь, компьютерный томограф, ротационные машины высокой печати, дрожжерастительный аппарат, газораспределительные станции (в системе газоснабжения), очистные сооружения (для сточных вод), инкубационные цеха птицефабрик и др.
Приборы и устройства составляют отдельную группу С.т. Они предназначены для усиления познавательных функций человека в работе. К ним относятся приборы, дающие изображение – микроскопы, бинокли, телескопы, аэрофотоаппараты (для топографических съемок земной поверхности), рентгеновские аппараты, дефектоскопы, замкнутые телевизионные системы для видеоконтроля технологических процессов, протекающих в недоступных для человека условиях (под водой, в космосе, в агрессивных средах и пр.); приборы, дающие информацию в виде условных сигналов, цифр, букв, световых индексаторов, звуков – хронометры, секундомеры, термометры, счетчики импульсов, разнообразные электроизмерительные приборы, штангенциркули, микрометры, индикаторы и др.; технические средства передачи речи (информации, распоряжений, команд) – телефоны, мегафоны, аварийные световые шкалы, сигнальные звонки, видеотелефоны, системы учебного телевидения, музыкальные инструменты; устройства, предназначенные для переработки информации – вычислительные машины, автоматические справочные установки, пересчетные таблицы, печатающие, считывающие, записывающие и передающие устройства. «Невещественные» С.т. (функциональные) – это мысленно удерживаемые представления об образцах результатов труда или системы «сенсорных эталонов». Они могут быть внешними по отношению к сознанию и внутренними, входящими в сознание, удерживаемыми в памяти. Эти орудия труда довольно разнообразны, что обусловлено богатством «красок» внутреннего мира человека, проявляющегося в поведении, мимике, жестах, речи и других. Они составляют большую группу, в которую входят: внутренние, функциональные органы чувств, физиологические органы человека; речь; поведение; интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач.
Лит.: Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1990; Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996; Шалавина Т.И. Мир труда и профессий. – Кемерово, 1995.
Н.Ф. Родичев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
188.96 кб

Оценка эффективности средств обеспечения безопасности труда

Панферов Николай Николаевич, Черкай Злата Николаевна, Скударнов Сергей Михайлович
Рассмотрен метод вероятностной оценки трудоспособности работника с учетом многофакторности условий производственной среды.
Читать PDF
162.11 кб

Технологии умственного труда как средство самореализации студентов вуза

Азизова Самера Магомедганиевна
Показано, что приобщить студента к самореализации в процессе осуществления образовательной деятельности возможно только в том случае, если им будут усвоены и в последующем активно использованы в учебной и творческой деятельности р
Читать PDF
345.15 кб

К вопросу улучшения условий труда операторов мобильных энергетических средств

Христофоров Е. Н., Сакович Н. Е., Аниканова Н. С.
Кратко показаны последствия аварии на Чернобыльской АЭС для сельхозугодий Брянской области, инженерные решения по улучшению условий труда операторов мобильных сельскохозяйственных машин.
Читать PDF
120.86 кб

Исследование динамики образа средств труда в профессиональной деятельности учителя

Некрасова Анна Анатольевна
В статье анализируются эмпирические данные по одному из эпизодов исследования динамики образа средств труда учителя: сравнение образов средств труда квалифицированных и начинающих учителей.
Читать PDF
192.10 кб

Роль средств массовой информации в преодолении гендерной дискриминации на рынке труда

Ильтибаева Регина Анваровна
В статье представлена роль средств массовой информации (СМИ), в преодолении гендерной дискриминации в сфере труда и занятости.
Читать PDF
930.65 кб

Перекрестный аудит безопасности труда как средство снижения риска травмирования персонала

Кулецкий В.Н., Лисовский В.В., Жунда С.В., Довженок А.С., Галкин А.В.
В АО «Разрез Тугнуйский» проведен третий аудит безопасности производства, который является одним из основных компонентов реализуемой программы повышения защищенности персонала АО «Разрез Тугнуйский» от негативных событий.
Читать PDF
683.10 кб

Социокультурная деятельность как средство гражданского воспитания в трудах А. С. Макаренко

Литвак Римма Алексеевна, Гревцева Гульсина Якуповна
Анализируются взгляды А. С. Макаренко на социализацию личности средствами гражданского воспитания. Указана необходимость подготовки специалистов социокультурной сферы.
Читать PDF
115.29 кб

Периодизация профессионального развития учителя в контексте формирования образа средств труда

Некрасова Анна Анатольевна
В статье описывается схема периодизации профессионального развития учителя, построенная с учетом закономерностей формирования образа средств труда, его регуляторных функций и субъектных психических новообразований.
Читать PDF
117.30 кб

Обучение по охране труда на основе информационных технологий и средств дистанционного образования

Сердюк В. С., Ушаков И. В.
Читать PDF
1.91 мб

Результаты экспериментальных исследований методов и средств повышения безопасности труда операторов

Чепелев Н.И., Будьков Э.А., Чепелев И.Н.
В статье приводятся результаты экспериментальных исследований эффективности методов и технического средства повышения безопасности труда и прогнозирования производственного травматизма операторов тестомесильных машин пищевых произ
Читать PDF
191.60 кб

Повышение роли средств самоконтроля и самооценки результатов учебного труда как способ изменения в о

Сизова В. В.
Психологические особенности деятельности преподавателя, реализующего процедуры самоконтроля и самооценки учебного труда студентов, проявляются в режиме развивающего обучения и состоят в сущностном изменении в оценивании.
Читать PDF
2.68 мб

Этапы и средства формирования адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социа

Ахмедова Сания Хайрутдиновна
Представлены результаты исследования по разработке этапов и средств формирования адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе на основе модульного обучения.
Читать PDF
12.08 мб

Родной язык как средство нравственного воспитания народа в трудах М. В. Ломоносова и его последовате

Опрятнова Юлия Геннадьевна
Статья посвящена проблеме родного языка в трудах выдающегося отечественного ученого, просветителя и общественного деятеля XVIII в. М. В. Ломоносова и его последователей.