средства обучения

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

средства обучения
материализованные предметные способы обработки содержания обучения в совокупности с методами обучения.

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды наглядными и техническими средствами.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
все объекты и процессы, которые служат источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Средства обучения
источники получения знаний и формирования умений.Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).

Источник: Педагогический глоссарий

Средства обучения
вспомогательные источники обучения, материальные условия учебного процесса: школьное оборудование, технические средства, учебники, книги, другие дидактические материалы.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Средства обучения
орудия деятельности педагога и обучающихся; представляют материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Средства обучения
материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности.

Источник: Словарь по технологиям обучения

Средства обучения
специально разработанные материальные предметы, оборудование, устройства, предназначенные наряду со словом и речью для осуществления процесса обучения. Основные средства обучения: данные человеку природой (речь, мимика, жесты, поза и т. д.); учебная литература и пособия (книги, наглядные пособия, информационные материалы); аудиовизуальные, компьютерные и мультимедиа; дидактические материалы; лабораторное оборудование и др.

Источник: Военная педагогика

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
материальные и природные объекты, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителя учебной информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью. Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью; особенно большое значение они имеют при ознакомлении учащихся с новой техникой, технологией, передовыми методами труда.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся. Необходимый элемент оснащения учебного процесса, включающий как натуральные объекты, так и искусственно созданные для учебных целей в качестве носителей Информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Выбор средств обучения определяется спецификой содержания и формой организации занятий.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Средства обучения
приборы, оборудование, включая спортивные оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, электронные образовательные ресурсы и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы; Средства обучения – предметы и произведения материальной и духовной культуры, функциональные особенности личности педагога, привлекаемые для обучения (материальные, интеллектуальные, моторные, эмоциональные).

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Средства обучения
обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в т. ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.
Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства». В России для отдельных учебных курсов приняты различные классификаций средств обучения, однако в основе их лежит систематика, разработанная С.Г. Шаповаленко (Школьное оборудование. 2 изд. 1982). Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО). К этой группе относят также средства новых информационных технологий – компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники и др. Проектированием и созданием средств обучения занимаются институты РАО, научно-педагогические учреждения, производственные учреждения, различные фирмы, издательства.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Базисная категория методики; комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. С. о. облегчают овладение языком и делают его более эффективным. В структурном отношении выделяются: а) С. о. для преподавателя (государственный образовательный стандарт, программа по иностранному языку, книга для преподавателя, методические пособия, справочная и научная литература); б) С. о. для учащихся (учебник, книга для чтения, сборник упражнений, вводнофонетический курс, пособия по развитию речи, справочник по языку, словари и др.). Существуют также две группы С. о., в одинаковой степени адресуемые и преподавателю, и учащимся: аудиовизуальные средства обучения (аудитивные, визуальные, аудиовизуальные) и технические средства обучения (звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические). С. о. образуют, как правило, типовой учебный комплекс, предназначенный для работы с конкретным контингентом учащихся и рассчитанный на определенный профиль обучения. Обязательными компонентами комплекса считаются учебник, книга для учителя, аудиовизуальное приложение, в то время как другие компоненты призваны конкретизировать и дополнять содержание учебника, не выходя за пределы зафиксированного в программе учебного материала.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К С.о. относят различные материальные объекты, в т.ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину "С.о." соответствуют эквиваленты: "учебное оборудование", "учебно-наглядные и учебные пособия", "дидактические средства". В России для отдельных учебных курсов приняты различные классификации С.о., однако в основе их лежит систематика, разработанная С.Г. Шаповаленко (Школьное оборудование и кабинетная система, в кн.: Вопросы школоведения, 2 изд., 1982). Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО). К этой группе относят также средства новых информационных технологий - компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники и др. Проектированием и созданием С.о. занимаются институты РАО, научно-педагогические учреждения, производственные учреждения, различные фирмы, издательства. Разработка С.о. определяется "Перечнями" учебного оборудования, которые номенклатурно представляют систему С.о. по каждому учебному предмету. — дидактические средства, источники получения знаний, формирования умений. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Технические средства обучения

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
С.о. являются компонентом учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы учебного заведения.
Будучи компонентом учебного процесса, С.о. оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы, методы.
Так, например, достаточно широкое использование средств новых информационных технологий неизбежно приводит к более широкому применению в практике проектных, исследовательских, проблемных методов, предусматривающих различные формы самостоятельной деятельности учащихся, не замыкающиеся рамками традиционного урока.
С возникновением новых С.о. стало возможным включать в программы те разделы науки и техники, которые ранее были недоступны для понимания учащихся.
В исследованиях, затрагивающих проблему создания и использования С.о., выделяются два основных подхода к классификации: педагогический и инженерный. Педагогический подход основан на необходимости реализации в учебном процессе различных дидактических целей. Инженерный подход позволяет учесть конструктивно- технологические особенности С.о., их деление на классы в зависимости от способа производства, каналов воздействия на учащихся, эргономических характеристик и др.
В дидактическом плане выделяются следующие классы С.о.:
1. Натуральные объекты – включают предметы объективной действительности для непосредственного изучения: образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, деталей, растений, гербарии, животные, чучела, микропрепараты, реактивы и др. К этой группе средств обучения относятся также натуральные наглядные пособия в виде специально изготовленных узлов и механизмов, учебно-производственное, демонстрационное и лабораторное оборудование, а также учебно-производственное оборудование, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные навыки и умения.
2. Изображения и отображения материальных объектов (оригиналов) составляют группу, в которую входят: модели, муляжи, макеты, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоизображения, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, пластинки, радио- и телепередачи).3. С.о., представляющие описания предметов и явлений объективной действительности условными средствами (слова, знаки, графики), включают текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, планы, карты, учебные книги: учебники и учебные пособия, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.
Особую группу С.о. составляют технические средства обучения (ТСО) – носители учебной информации, для проявления которой требуются специальные технические устройства. К ним относятся транспаранты, диа- и кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи, компьютерные программы и др. К техническим устройствам относится различная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны); тренажеры, универсальные технические средства, лингафонные устройства, электронно- вычислительная техника, если она просто выполняет функцию проявления той или иной компьютерной программы, которая и является в строгом смысле слова средством обучения.
Отдельно следует выделить различного рода информационные среды, такие, как, например, телекоммуникации (электронная почта, электронные конференции, информационные ресурсы Internet, мультимедиа системы), которые в прямом смысле средствами обучения не являются, но создают своеобразную среду, в которой при использовании определенных педагогических технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития учащихся.
Все С.о., независимо от их дидактических функций, обладают общими для них функциями:
– наглядности, обеспечивающей осознанность и осмысленность воспринимаемой учащимися учебной информации, формирование представлений и понятий;
– информативности, поскольку С.о. являются непосредственными источниками знания, т.е. носителями определенной информации;
– компенсаторности, облегчающей процесс обучения, способствующей достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого;
– адаптивности, ориентированной на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, адекватность содержания понятия возрастным особенностям учащихся, плавную преемственность знаний;
– интегративности, позволяющей рассматривать объект или явление как часть и как целое. Эта функция реализуется при комплексном использовании С.о., а также при использовании средств новых информационных технологий.
К общим функциям относятся также функция инструментальная, ориентированная на обеспечение определенных видов деятельности, действий, операций и достижение поставленной дидактической и производственной цели, и мотивационная, которая служит цели формирования устойчивой мотивации учебной деятельности.
Все функции С.о. взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на учебно- воспитательный процесс, обеспечивая его рациональную организацию и управление.
Лит.: Шаповаленко С.Г. Школьное оборудование и кабинетная система. – М., 1982; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
Т.С. Назарова, Е.С. Полат

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Средства обучения
речь и действия преподавателя, а также любые материальные объекты, используемые преподавателем и субъектом учения при обучении. Под средствами обучения в педагогике понимаются, как правило, вспомогательные материалы и орудия, разнообразное оборудование и реальные объекты, которые позволяют преподавателю более успешно и рационально достигать поставленных целей, решая при этом определенные дидактические задачи. К сожалению, в современной педагогической науке не существует строгой классификации средств обучения. Исходя из этого, рассмотрим подходы, которые предлагаются некоторыми учеными для решения этой проблемы. Польский педагог-исследователь В. Оконь предлагает классифицировать средства обучения в зависимости от нарастания возможности заменять с их помощью действия преподавателя или автоматизировать действия обучающихся. Соответственно он выделяет две группы средств - простые и сложные. К простым средствам относятся: - во-первых, словесные - учебники и другие тексты; - во-вторых, простые визуальные средства - реальные предметы, модели, картины и пр. К сложным средствам обучения, по его мнению, можно отнести: - механические визуальные приборы - диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.; - аудиальные средства - проигрыватель, магнитофон, радио; - аудиовизуальные средства - кинопроектор, телевизор, видеомагнитофон; - средства автоматизирующие процесс обучения - лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети. П.И. Пидкасистый, понимая средства обучения как материальные или идеальные объекты, которые используются педагогом и обучающимися для усвоения знаний, выделяет их в две большие группы: средства источники информации и средства - инструменты освоения учебного материала. В этом случае к средствам обучения относятся все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источниками учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания этой информации обучающимися. Исходя из этого, все средства обучения разделяются им на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: - учебники; - учебные пособия; - дидактические материалы; - книги-первоисточники; - педагогические тесты; - модели; - средства наглядности; - технические средства и лабораторное оборудование. В качестве идеальных средств обучения принимаются общепринятые знаковые системы, такие как: - язык (устная речь); - письмо (письменная речь); - система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.); - достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература и т. п.); - педагогические программные продукты; - организующая и координирующая деятельность преподавателя; - уровень его квалификации и внутренней культуры; - методы и формы организации учебной деятельности; - вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общевузовских требований. При этом акцентируется, что обучение становится эффективным только в том случае, когда материальные и идеальные средства используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. Но необходимо обратить внимание на тот факт, что между идеальными и материальными средствами обучения не существует четкой границы. Мысль или образ часто могут быть переведены в материальную форму. Интерес представляет классификация средств обучения, предложенная С.А. Смирновым, в которой развиваются идеи рассмотренного выше подхода65. Он предлагает дополнительно классифицировать средства обучения в соответствии с уровнями реализации содержания образования. Автором рассматриваются следующие уровни: учебного занятия, уровень учебного предмета и всего обучения (по всем предметам и на протяжении всех лет обучения в вузе). На уровне учебного занятия используются следующие средства обучения: Идеальные: языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.); учебные компьютерные программы по теме занятия; организующая и координирующая деятельность преподавателя, уровень квалификации и внутренней культуры педагога; формы организации учебной деятельности на учебном занятии. Материальные: отдельные тексты из учебника, пособий и книг; отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; тестовый материал; средства наглядности (предметы, действующие макеты, экспонаты); технические средства обучения; лабораторное оборудование. На уровне предмета используются другие средства обучения: Идеальные: система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.); искусственная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейн для плавания, специальная языковая среда для обучения иностранным языкам, создаваемая в лингафонных кабинетах, и т.д.); учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету. Материальные: учебники и учебные пособия; дидактические материалы; методические разработки (рекомендации) по предмету; книги-первоисточники. На уровне всего обучения используются следующие средства обучения: Идеальные: система обучения; методы; система общевузовских требований. Материальные, сюда входит большая часть материальнотехнической базы образовательного учреждения: помещения для обучения, библиотеки, столовые, буфеты, медицинский кабинет, помещения для администрации, педагогов и работников образовательного учреждения и т.д. В связи с широким применением в военных вузах компьютерных средств обучения известный интерес представляют подходы к их классификации. Автором одного из них является А.А. Золотарев. Раскроем ее сущность. В качестве классификационного признака, позволяющего разбить названные средства на определенные группы, предлагается использовать дидактические задачи, под которые они разрабатываются. В соответствии с предложенным классификационным признаком автором выделяются четыре группы компьютерных средств обучения. К первой группе относятся средства, разработанные для создания ориентировочной основы деятельности обучающихся: компьютерные (электронные) и компьютеризированные учебники (КУ) и учебные пособия (КУП); средства, основанные на представлении обучающимся в процессе чтения лекций и проведения классно-групповых занятий учебной информации в виде графических статических и динамических моделей изучаемых объектов и явлений, иллюстрации ее схемами, графиками и таблицами, воспроизводимыми на дисплее или с помощью компьютерных проекционных установок на специальном экране, а также другие средства, позволяющие сформировать у обучающихся общие представления об их дальнейшей профессиональной деятельности. Во вторую группу выделяются средства, ориентированные на приобретение обучающимися знаний в определенной предметной области: автоматизированные и экспертные обучающие системы (АОС и ЭОС), автоматизированные системы контроля знаний (АСКЗ), компьютерные задачники (КЗ), компьютерные лабораторные практикумы (КЛП) и компьютерные обучающие программы (КОП). Названные средства служат для автоматизированного обучения курсантов и слушателей, комплексной оценки знаний и управления познавательной деятельностью. В третью группу включаются компьютерные средства, используемые для формирования у обучающихся в процессе учения необходимых профессиональных навыков и умений. К ним относятся системы автоматизированного проектирования (САПР), обеспечивающие формирование необходимых профессиональных навыков и умений в процессе выполнения заданий по курсовому и дипломному проектированию, а также проектированию технических объектов; автоматизированные системы научных исследований (АСНИ), разрабатываемые и используемые в образовательном процессе для получения навыков решения задач исследовательского характера; компьютерные функциональные и комплексные тренажеры (КФТ и ККТ), позволяющие сформировать у будущих специалистов качества, определяемые их профессиональной деятельностью; компьютерные деловые и ситуационные игры (КДИ и КСИ), имитирующие те или иные практические ситуации; автоматизированные моделирующие системы (АМС), позволяющие курсантам и слушателям приобрести навыки планирования и проведения различного рода машинных экспериментов с автоматизированной обработкой полученных результатов, и другие. К четвертой группе относятся средства, применение которых возможно для решения нескольких дидактических задач одновременно. Это автоматизированные библиотечные системы (АБС), автоматизированные справочные системы (АСС), информационно-поисковые системы (ИПС), информационно-расчетные системы (ИРС), банки данных (БД) и базы знаний (БЗ), универсальные системы управления базами данных (СУБД), обеспечивающие возможность работы с готовыми профессиональными и учебными базами данных; электронные таблицы (ЭТ), математические пакеты (МП) и средства мультимедиа (СММ), позволяющие решать значительную часть прикладных учебных задач. Следует оговориться, что деление компьютерных средств обучения на указанные выше группы является в известной мере условным, поскольку каждое из них может быть переориентировано на решение других, в том числе частных дидактических задач.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
обязательный элемент оснащения уч. кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент уч.-материальной базы школ разл. типов и уровней. К С. о. относят разл. материальные объекты, в т. ч. искусственно созданные специально для уч. целей и вовлекаемые в воспитат.-образоват. процесс в качестве носителей уч. информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.
Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «уч. оборудование», «уч.-наглядные и уч. пособия», «ди-дактич. средства». Термины «дидактич. техника», «дидактич. материал», «пед. техника», «медиа» имеют более узкое специализиров. содержание и не рекомендуются к применению.
В России для отд. уч. курсов приняты разл. классификации С. о., однако в основе их лежит систематика, разработанная С. Г. Шаповаленко (Шк. оборудование и кабинетная система, в кн.: Вопросы школоведения, 19822, с. 183- 222). С. о. подразделяют на группы.
Натуральные объекты (оригиналы). включают образцы и коллекции минералов, горных пород, чучела животных, гербарии, консервированные влажные препараты, микропрепараты, реактивы, материалы и др. К этой группе нередко относят техн. средства и инструментарий для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений, их качеств, и количеств, исследования (посуда и принадлежности, станки, машины, техн. приспособления, аппараты, установки, к-рые также являются объектами изучения).
Изображения и отображения составляют группу, в к-рую входят модели, муляжи, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоматериалы, картины, портреты), экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, радио и телепередачи).
Классификация в каждой из указанных подгрупп может быть разной в зависимости от положенного в ее основу признака; напр.: материальные и идеальные С. о. - знаковые модели (по способу замены оригинала); структурные (по внутр. организации объекта), функциональные (по назначению); динамичные и статичные, плоские, объемные, смешанные. Классификация таблиц и экранно-звуковых средств в большей мере отражает специфику содержания изучаемого предмета.
Описания предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, графики). включают текстовые таблицы, схемы, диаграммы, планы, карты, уч. книги (учебники, сб-ки задач, инструкции для самостоят. работ, дидактич. материалы и др.).
Особую группу составляют технические средства обучения (ТСО). К этой группе могут быть отнесены также средства новых информац. технологий - компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; средства медиа-образования, уч. оборудование на базе электронной техники (см. Компьютеризация обучения).
Дидактич. свойства,.присущие С. о., проявляются в выполняемых ими функциях. Эти свойства, а также качества, адекватные специфике изучаемого объекта и явления, его содержанию, способам и условиям использования, «закладываются» в каждое С. о. при его пед. проектировании и впоследствии обусловливают выбор С. о. и форму его представления в качестве демонстрац. средства или лабораторного раздаточного материала для самостоят. работ учащихся.
Классификация функций С. о. также различна в зависимости от положенного в основу признака. Однако независимо от вида и непосредственной ориентации все С. о. обладают функцией к о м и с н-саторности, облегчая процесс обучения, способствуя достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого. Адаптивная функция С. о. направлена на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоят. работ, адекватность содержания понятия возрастным возможностям учащихся, преемственность знаний.
Для С. о. характерна также функция информативности - нек-рые С. о. являются непосредственными источниками знания, другие - способствуют его передаче опосредованно (напр., проекционная аппаратура, инструменты, нек-рые приборы). И и т е-гративная функция С. о. позволяет рассматривать объект или явление и как часть, и как целое и реализуется при комплексном использовании С. о., а также при применении средств новых информац. технологий.
С. о. приобретают в уч.-воспитат. процессе инструментальную функцию, ориентированную на обеспечение определенных видов деятельности и достижение поставленной метод, цели. Инструментальная функция направлена на технически безопасное и рациональное выполнение действий учащимися и педагогом, способствует воспитанию культуры труда. Все функции С.о. взаимосвязаны и оказывают комплексное влияние на уч.-воспитат. процесс, обеспечивая его рациональную организацию и управление.
Изменение содержания образования, дифференциация обучения требуют систематич. обновления фонда С. о. и условий их использования. Для составления комплекса С. о. необходимо определить цели, задачи, прогнозируемые результаты обучения по каждому вопросу программы. Затем проанализировать содержание обучения, наметить наиб. рациональные приемы и формы работы для учащихся и учителей, выявить состав необходимого оборудования, к-рое по своим дидактич. и функциональным возможностям способствует достижению поставленных целей: усвоению знаний, приобретению умений и навыков, применению наиб. эффективных форм и методов обучения. При включении С. о. в комплекс учитывают не только пед. целесообразность использования, но и экон. обоснованность каждого С. о., возможности его применения в пределах отведенного уч. планом времени. Комплексы С. о. по отд. вопросам, темам и разделам уч. программ объединяют в открытую систему по курсу или в целом по предмету. Интеграция С. о. по всем уч. предметам предполагает выделение уч. оборудования с широкими дидактич. и функциональными возможностями.
Система С. о. - совокупность предметов уч. оборудования, обладающая определенной целостностью, автономностью и предназначенная для решения образо-вательно-воспитат. задач. Структурно-компонентный состав системы С. о. по отд. уч. предметам имеет свои особенности, обусловленные спецификой содержания, методов, формами организации занятий, функциональными возможностями. Напр., в системах С. о. по гуманитарным предметам определяющую роль играют пособия на печатной основе: уч. книга, дидактич. материалы, таблицы; по естеств.-науч. дисциплинам - натуральные объекты, модели, приборы, инструменты для наблюдения и эксперимента; по технологии - станки и инструменты для обработки металла, древесины и соответствующие приспособления.
Тенденция в развитии новых органи-зац. форм и методов обучения, в частности практич. и лабораторных занятий, получила свое отражение в пособиях нового типа по истории, географии (ар-хеологич. коллекции, пакеты-комплекты док. материала по вопросам истории России), лит-ре, рус. языку (видеофильмы, альбомы изобразит, материала, кинематографич. интерпретации лит. произведений и др.), по естеств.-науч. предметам (специализиров. практикумы на основе комплектов уч. оборудования). Наметился переход от создания отд. предметов уч. оборудования и их комплексов к технологиям на базе традиционных и новых С. о., разработка к-рых осуществляется с опорой на результаты психол.-дидактич. исследований С. о., используемые в раз л. уч. предметах, - существенный резерв для вновь создающихся и интегрированных курсов («Естествознание», «Основы экологии», «Технология», «Окружающий нас мир», «Основы духовно-нравств. культуры», «Мировая худож. культура» и др.).
Осн. этапы разработки С. о. включают подготовку науч.-техн. документации: исходных требований, техн. заданий и условий, макетного (авторского), опытного и серийного образцов. В науч.-техн. документацию входят также пед.-эргоно-мич. требования к уч. оборудованию с целью обеспечения безопасности для здоровья учащихся, охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости отд. видов уч. оборудования, рационального использования его для решения уч.-воспитат. задач. Все стадии разработки, произ-ва и внедрения С. о. в практику уч. заведений регламентирует формируемая система управления качеством С. о. в новых экон. условиях, включающая соответствующие ГОСТы. Подтверждение соответствия С. о. стандартам или техническим условиям обеспечивается присвоением ему сертификата качества.
Проектированием и созданием С. о. занимаются Ин-т общеобразоват. школы и др. ин-ты РАО, науч.-пед. учреждения, производств, учреждения, кооперативы, фирмы, изд-ва. Разработка С. о. определяется «Перечнями» уч. оборудования, к-рые номенклатурно представляют систему С. о. по каждому уч. предмету. В них указано необходимое и достаточное кол-во предметов уч. оборудования для обеспечения гос. стандарта образования.
Базовый уровень обучения обеспечивается инвариантным базовым модулем «Перечней», в составе к-рого - С. о. для реализации федерального компонента уч. плана. «Перечни» имеют статус нормативного док-та. Состав «Перечней..» для углубленно-профильного уровня обучения формируется по принципу дополнительности и имеет разл. формы представления в виде вариативных модулей: комплекты оборудования для практикумов, лабораторно-практич., работ, наборы уч. книг для учителя и учащихся, тематич. комплексы по отд. курсам. Произ-во уч. оборудования осуществляют более 110 предприятий разного профиля, а также предприятия Мин-ва образования России. Изготовлением уч. оборудования заняты также коммерч. структуры.
Лит. см. при ст. Технические средства обучения, а также при статьях об отд. уч. предметах, напр. Биология, История.
Т. С. Назарова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
270.68 кб

Современная система средств обучения

Чудинский Руслан Михайлович
Статья посвящена определению структуры и компонентного состава современной системы средств обучения в процессе организации учебной деятельности обучающихся.
Читать PDF
209.46 кб

Блог как средство электронного обучения

Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Киселева Антонина Александровна
Рассмотрены функции дисциплинарного блога в рамках интегрированного процесса традиционного и электронного обучения.
Читать PDF
948.22 кб

Виртуальная среда как средство обучения

Крылова Анастасия Сергеевна
В статье рассматривается инновационная среда обучения виртуальная. Обсуждаются аспекты ее реализации, положительные стороны использования в организации образовательного процесса, а также процесса оценивания.
Читать PDF
117.16 кб

Программные средства как способ обучения

Киссельман Ирина Фридриховна, Юдина Мадина Гальмутдиновна
В статье отстаиваются аргументы в пользу разработки и использования образовательного программного обеспечения в процессах обучения и оценки приобретенных навыков и полученных знаний в высшей школе.
Читать PDF
107.07 кб

Портфолио как средство обучения и контроля

Супрун Н. И., Кулигина Т. И.
Портфолио как метод обучения традиционно используется в качестве инструмента документирования достижений обучаемых по тому или иному разделу учебного курса или темы и представляет собой определенный продукт, в котором содержатся с
Читать PDF
306.10 кб

Средства информационного поиска в обучении

Бухарова Галина Дмитриевна, Парфёнова Анастасия Сергеевна
В данной статье рассматривается основной способ поиска информации, который основывается на том, что по нескольким задаваемым нами словам угадываются желания и по ссылкам осуществляется переход на требуемые ресурсы.
Читать PDF
954.78 кб

Пословица как средство обучения и воспитания

Иманакунова Кулнар Шеримбековна
Приводятся цели использования пословиц на уроках кыргызского языка. Рассматриваются общие и различные признаки пословиц и поговорок. Анализируются языковые характеристики пословиц и синтаксическая природа пословиц.
Читать PDF
732.66 кб

ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Норбоева Фируза Рахматуллаевна
В статье рассматриваются преимущества использования игровых технологий в процессе обучения иностранному языку в вузе.
Читать PDF
208.47 кб

Геоинфографика как средство обучения географии

Кузнецова Екатерина Юрьевна
Инфографика является медийной технологией, что делает ее доступной для многих сфер человеческой жизни. Необходимо рассмотреть ее применение в предметных областях школьного образования, т. к.
Читать PDF
282.66 кб

О методах и средствах обучения бурятскому языку

Дондокова Ж. Ц.
Статья посвящена методике обучения имени существительному. Автор отмечает, что именно национальная школа является важнейшим институтом, связанным с родным языком.
Читать PDF
266.72 кб

«Обучение в сотрудничестве» средствами Веб 2. 0

Буденкова Евгения Александровна, Цвелюх Ирина Петровна
В статье рассматривается методический алгоритм интеграции сервисов Веб 2.0 в дидактический процесс, реализуемый по технологии «обучения в сотрудничестве». В качестве примера представлен опыт применения метода «Кооперация» С.
Читать PDF
352.46 кб

Виртуальные средства обучения английскому языку

Флёров Олег Владиславович
В статье рассматриваются виртуальные объекты в качестве средств обучения английскому языку.
Читать PDF
624.70 кб

Обучение студентов средствами экспертных систем

Раджабалиев Г.П.
В статье рассмотрены проблемы использования экспертных систем для создания технологии выявления знаний и наполнения ими экспертных систем.
Читать PDF
568.88 кб

Индивидуальное обучение: баланс целей и средств

Конева Маргарита Олеговна
В статье анализируются преимущества системы индивидуального обучения для школьников. В современной России целеустремленность школьников и их родителей сформировала устойчивую моду на престижное образование.
Читать PDF
562.86 кб

Мультимедийные презентации как средство обучения

Вернигора Александр Николаевич
Проанализированы и суммированы основные требования, предъявляемые к разработке и дизайну мультимедийных презентаций.

Похожие термины:

  • Набор средств обучения

    совокупность и конечное множество средств обучения одного вида и функционального назначения (например, набор диапроекторов).
  • СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

    совокупность объектов, необходимых и достаточных для реализации процесса обучения в дидактическом цикле.
  • Комплект средств обучения

    набор средств обучения, имеющих общее функционально-эксплуатационное назначение в учебном процессе (например, комплект аудиовизуальных средств).
  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РИТОРИКЕ

    это материальные источники информации, которые облегчают организацию учебного процесса, управление познавательной и практической деятельностью учащихся, отражают специфику данного учебного пр
  • Средства обучения звуковые

    audio educational media) – технические средства и медиатексты, предназначенные для слухового воздействия и восприятия в образовательном процессе.
  • Средства обучения визуальные

    visual educational media) – технические средства и визуальные тексты, предназначенные для зрительного воздействия и восприятия в образовательном процессе.
  • АУДИТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

    Средства обучения, предназначенные для передачи информации и восприятия ее с помощью слуха. К А. с. о. относятся грамзаписи, магнитозаписи, радиопередачи.
  • Технические средства обучения

    средства обучения, состоящие из экранно-звуковых носителей учебной информации и аппаратуры, с помощью которой проявляется эта информация.
  • Материальные средства обучения

    используются в учебном процессе для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познавательной деятельностью, общего развития и воспитания. Различают 3 группы учебного оборуд
  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

    То же, что средства учения. Средства обучения, адресуемые учащимся и помогающие им в овладении языком. В первую очередь к таким средствам относится учебник, а также дополняющие его пособия в виде с
  • Средства обучения и воспитания

    (Means of training and education) приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникаци
  • ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

    Средства обучения, построенные на использовании информационно-компьютерных технологий. См. электронный учебник, мультимедиа, компьютерные учебные программы.
  • АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

    современные технические средства обучения, включая учебное кино и диафильмы, диапозитивы, радио- и телепередачи, звукозапись.
  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

    средства обучения, функционирующие на базе информационных и коммуникационных технологий, создающих предпосылки для интенсификации образовательного процесса и обеспечивающие: незамедлительную