СПОРТ детский и юношеский

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СПОРТ детский и юношеский
англ. sport, сокращение от disport - игра, развлечение)— система организации занятий и соревнований по различным комплексам физических упражнений с целью совершенствования физического развития, духовных и волевых качеств личности, достижения высоких результатов в состязаниях. С. является составной частью физического воспитания, тесно связан с физической культурой и с дополнительным образованием детей. В России интерес к детскому и юношескому С. возник в начале 20 в., когда МНП стало вводить (1909) систематические спортивные занятия и проводить спортивные соревнования в учебных заведениях. С 1910 С. был одним из ведущих направлений воспитательной деятельности в системе русского скаутизма. Положения о необходимости развития детского и юношеского С. содержались в "Декларации о единой трудовой школе РСФСР" (1918). В 20-е гг. занятия С. активно велись в системе всеобщего военного обучения (всевобуча). Дальнейшему развитию детского и юношеского спорта способствовало учреждение в 1931 комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО; для детей ступень "Будь готов к труду и обороне", БГТО, с 1934). В 1934-35 возникли детские спортивные школы (с 1964 Детские юношеские спортивные школы, ДЮСШ). С 1954 проводились Всесоюзные спортивные олимпиады. В 60- 80-е гг. массовые спортивные соревнования организовывались по инициативе пионерской организации и ВЛКСМ: "Кожаный мяч" (футбол), "Серебряный мяч" (волейбол), "Золотая шайба" (хоккей), "Веселый дельфин" (плавание) и др. Некоторые из этих соревнований продолжают проводиться и в настоящее время. Осн. формы спортивных занятий - групповые и индивидуальные занятия и соревнования. Возраст, с которого рекомендуется начинать спортивные занятия, определяется на основании специфики вида С. Например, с 5-7 лет детей можно обучать спортивной гимнастике, плаванию, фигурному катанию на коньках, с 12-14 лет - тяжелой атлетике и боксу. Система спортивной подготовки включает 3 этапа: предварительную общую подготовку (5-10 лет), начальную специализацию (11-13 лет) и углубленную тренировку (13-19 лет). Большое значение имеет психологическая подготовка, воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена. Спортивные кружки и секции по массовым и техническим видам С. создаются в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей (домах и центрах детского творчества, лагерях оздоровительных и спортивных, парках культуры и отдыха, клубах), а также по месту жительства и пр. Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и Специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР) воспитывают наиболее способных юных спортсменов. Срок обучения в ДЮСШ 9 лет. Физическая подготовка формирует гармоническое телосложение юных спортсменов, развивает двигательные качества. Различают общую физическую и специальную (по отдельным видам С.) подготовку. Разрабатываются специальные методики и системы упражнений, формирующих ловкость, выносливость, силу, быстроту, гибкость и другие качества. Техническая подготовка также разделяется на общую (расширение двигательного опыта) и специальную (обучение рациональным способам выполнения упражнений). Физические нагрузки юных спортсменов должны соответствовать возрастным, половым и индивидуальным особенностям детей. Объем и интенсивность тренировочной работы с учащимися наращиваются постепенно. Нагрузки необходимо сочетать с отдыхом. В детском и юношеском С. преобладает общая физическая подготовка на всех этапах. Учебно-тренировочная работа состоит из подготовительного, соревновательного и переходного (активный отдых) циклов. Осн. организационная форма - групповое или индивидуальное занятие, состоящее из разминки (10- 30 мин), осн. части (0,5-2 ч) и заключительной (3-5 мин). Тренировочный процесс органически связан с соревнованиями, которые делятся на собственно спортивные, нормативные, подготовительные, контрольные, отборочные, квалификационные, показательные и др. Важным средством физического развития являются спортивные игры. Для занятий С. необходимы закрытые и открытые спортивные сооружения (поля, залы, бассейны, площадки для спортивных игр, дорожки и др.). Комплексным спортивным сооружением является стадион. Расчетные нормы строительства спортивных сооружений определяются, в частности, педагогическими требованиями к их проектированию.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СПОРТ детский и юношеский
англ. sport, сокращение первонач. disport - игра, развлечение), система организации соревнований и занятий по разл. комплексам физич. упражнений с целью совершенствования физич. подготовленности, духовных и волевых качеств личности, достижения высоких результатов в состязаниях. С. как составная часть физического воспитания детей и юношества, связанная с физической культурой в школе, входит также в систему внешкольного (дополнительного). образования.
В России дет. организованный С. в основном ограничивался отд. занятиями учащихся нек-рых общеобразоват. школ, гимназий и др. уч. заведений (катание на лыжах и коньках, игры на воздухе, плавание и др.). С 1909 Мин-во нар. просвещения предпринимало попытки проводить систематич. спорт, занятия школьников, начали проводиться спорт, соревнования. С 1910 С. также развивался как часть скаутизма.
Важное значение спорт, занятий, рит-мич. гимнастики, игр и т. п., индивид, физич. совершенствования отмечалось в «Декларации об Единой трудовой школе РСФСР» (1918). В 20-х гг. развитию С. способствовала воен.-физич. подготовка школьников, организованная в рамках Всевобуча и включавшая занятия и соревнования по гимнастике, легкой атлетике, спорт, играм, фехтованию, лыжам, конькам и др. видам упражнений. По мере становления системы всеобщего образования в кон. 20-х гг. в общеобразоват. школах стали организовываться разл. физкультурные кружки, члены к-рых участвовали в спорт, соревнованиях, спартакиадах. Осн. этапы спорт, подготовки учащихся определились после утверждения (1931). программы комплекса «Готов к труду и обороне» (дет. ступень - «Будь готов к труду и обороне»). В 1934—35 возникли дет. спорт, школы (с 1963 дет. юношеские спорт, школы, ДЮСШ). С 1954 проводились всесоюзные спартакиады, к-рым предшествовали внутришкольные, гор., обл. и респ. соревнования юниоров. Спорт, занятиям учащихся уделяли большое внимание ВЛКСМ и Всесоюзная пионерская орг-ция, при поддержке к-рой в 60—80-х гг проводились многочисленные соревнования, в т.ч. массовые популярные на приз газ «Пионерская правда» «Кожаный мяч» (футбол), «Золотая шайба» (хоккей), «Серебряный мяч» (волейбол), «Сила и грация» (гимнастика), «Олимпийская снежинка» (коньки), «Веселый дельфин» (плавание), «Пионерское четырехборье» (легкая атлетика). и др. Нек-рые из этих соревнований продолжаются и в Рос Федерации (с 1991).
Осн. формы С - уч -тренировочные групповые и индивид занятия и соревнования Возраст, с к-рого рекомендуется начинать эти занятия детям, зависит от специфики вида спорта Напр., спорт гимнастике, плаванию, фигурному катанию на коньках детей начинают обучать с 5—7 лет, а тяжелой атлетике и боксу - с 12—14 лет Система спорт подготовки подразделяется на 3 этапа предварит общую подготовку (5—10 лет), нач специализацию (11—13 лет), углубленную тренировку (13—19 лет). В школе организуются физкультурные и спорт кружки (в классах и по группам классов), команды, секции по массовым и техн. видам спорта (раздельно для мальчиков и девочек), проводятся вну-триклассные, школьные и межшкольные соревнования
Внешкольная спорт работа осуществляется в специализиров школах, домах и центрах дет. творчества, в летних и зимних оздоровит лагерях, дет. парках, на стадионах, в клубах (спец. горнолыжных, водного спорта и др.). Создаются дет. -юношеские спорт школы (ДЮСШ), к-рые готовят юных спортсменов, оказывают метод помощь образо-ват школам, срок обучения 9 лет (первые 2 года - нач подготовка, затем 3—4 года - занятия в уч. -тренировочных группах и 3 года - спорт совершенствование). Специализированные дет. -юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР). воспитывают спортсменов высш. разрядов для спорт об-в, сборных команд страны и т и, школы высш. спорт мастерства (ШВСМ). тренируют будущих мастеров спорта Рос Федерации и междунар. класса
Для занятий определенным видом спорта привлекаются дети, обладающие природными способностями и хорошим физич. развитием При отборе учащихся в спорт школы и кружки проводится тестирование и оцениваются конкретные спорт данные Окончательно спорт специализация определяется после многолетнего систематич. обучения и изучения каждого спортсмена Науч. планирование занятий предусматривает 3 возрастных этапа 7—14, 15—16 и 17—18 лет с учетом индивид и общих (для групп спортсменов). перспективных программ тренировок Спорт подготовка включает психол, физич, техн. и тактич аспекты В психол подготовке акцентируется формирование нравственных и волевых качеств спортсмена (целеустремленность, упорство, инициатива, решительность, смелость, самообладание, эмоц устойчивость в экстремальных условиях спорт состязания и др.). Большое внимание уделяется воспитанию учащихся в духе честной спорт борьбы, взаимопонимания и взаимопомощи
Физич. подготовка направлена на формирование гармонич. телосложения, развитие двигат качеств (сила, быстрота, выносливость, координация и др.). Различают общую физич. подготовку и специальную (для конкретных видов спорта). Разработаны спец. методики повышение ловкости достигается совершенствованием пространственной и временной точности и согласованности движений и мышечных усилий, сила и быстрота - методами повторных упражнений, динамич усилий и больших нагрузок, гибкость - с помощью упражнений на растягивание, выносливость - через длит. нагрузки умеренной интенсивности, повышение силовой и скоростно-силовой выносливости - системой спец. упражнений (прыжки, метание, подтягивание на перекладине и др.).
Техн. подготовка состоит из общей (расширение двигат опыта школьника). и специальной (обучение рациональным способам выполнения упражнений). Совершенствование спорт техники позволяет довести техн. мастерство до высш. уровня, отвечающего совр. спорт требованиям Уч -тренировочные занятия с детьми не должны ставить осн.целью достижение ими высоких результатов, т к форсирование физич. нагрузок, не соответствующих возрастным, половым и индивид особенностям детей, тормозит рост.н. физич. развитие организма Объем и интенсивность тренировочной работы с учащимися наращиваются последовательно и постепенно
Для учащихся младшего возраста нагрузки необходимо чередовать с отдыхом и применять различные по характеру воздействия упражнения В дет. и юношеском С преобладает разносторонняя общая физич. подготовка на всех этапах спорт тренировки
На нач ступени специализации в С большое значение имеет многоборность системы уч соревнований - выступления в разл видах С, что дает детям возможность проявить склонность ко мн видам физич. упражнений
Уч -тренировочная работа состоит из подготовит, соревноват.н. переходного циклов (их продолжительность зависит от вида С, возраста и подготовленности спортсмена). Соревноват цикл имеет целью достижение и сохранение «спорт формы», переходный - активный отдых и постепенное подведение спортсменов к занятиям в след году Осн. организац форма спорт тренировки - занятие (групповое и индивидуальное), состоящее из разминки (10—30 мин), основной части (0,5—2 ч). и заключительной (3—5 мин). Со всем тренировочным процессом органически связаны соревнования, к-рые делятся на собственно спортивные, нормативные, подготовительные, контрольные, а также отборочные, квалификационные, показательные и др.
Важным средством физич. развития, а также отдыха и общения являются спорт игры Они разносторонне воздействуют на организм учащихся, их эмоциональность Кроме того, присутствие на соревновании часто вызывает у детей желание самим заняться конкретным видом С Для спорт игр характерна большая пси-хич напряженность участников, проявляемая с особым драматизмом в кульми-нац. моменты противоборства соперников Действия каждого игрока оцениваются в зависимости от результата, достигнутого командой, что требует подчинения интересов каждого участника целевой установке и наилучшим образом воспитывает волевые качества личности, умение владеть своими чувствами
Для уч -тренировочных занятий и соревнований используются закрытые и открытые спорт сооружения, имеющиеся в общеобразоват. школах и др. уч заведениях, внешк. учреждениях, а также по месту жительства К закрытым сооружениям относятся спорт залы (многоцелевые и специализированные), плават бассейны, открытые площадки для баскетбола, волейбола, поля для футбола, метания и др, дорожки (легкоатлетические, конькобежные и др.). Комплексным спорт сооружением является спорт стадион, включающий спорт ядро (легкоатлетич дорожки, 2—4 сектора для толкания ядра, прыжков и метания снарядов, игровое поле и дорожки для бега с препятствиями), арену, трибуны для зрителей Расчетные нормы стр-ва спорт сооружений определяются, в частности, пед. требованиями к их проектированию H -и работу по С ведут Ин-т возрастной физиологии РАО и Всерос НИИ физич. культуры и спорта, кафедры пед. и физкультурных вузов
Лит Филин В II, Воспитание физич. качеств у юных спортсменов, M, 1974, Филин В П, Фомин H А, Основы юношеского спорта, M 1980, Теоретическая подготовка юных спортсменов M, 1981, Богданов Г II, Школьникам - здоровый образ жизни (Внеурочные занятия с учащимися по физич. культуре), M, 1989, его же, Будьте здоровы Оздоровительная физич. культура Спорт.н. туризм в клубной кружковой работе с молодежью и взрослыми, M, 1990, Богданов Г П, Утенов О V, Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физич. культурой, спортом и туризмом, Нукус, 1993 Г. П. Богданов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
300.02 кб

Медико-генетическое обеспечение детско-юношеского спорта

Ахметов И. И., Мустафина Л. Д., Насибулина Э. С.
В обзоре описаны возможности методов молекулярной генетики, которые позволяют оказывать помощь тренерам и спортивным врачам в определении предрасположенности детей и подростков к виду спортивной деятельности (спортивная ориентация
Читать PDF
123.58 кб

Применение спортивного арт-тренинга в детско-юношеском футболе

Сопов Владимир Федорович, Диденко Александра Андреевна
Основная цель исследования сравнить эффективность применения методики «Спортивный арт-тренинг» (САрТ) у футболистов 15-16 и 11-12 лет. Методика исследования включала в себя: психодиагностические методы (тест стрессоустойчивости Ю.
Читать PDF
377.89 кб

Потенциалы детско-юношеской спортивной школы в социализации детей

Цветков Михаил Павлович
Автор анализирует возможности учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы в решении социализационных задач обучающихся в них.
Читать PDF
328.01 кб

Современные подходы в лекарственном обеспечении детского и юношеского спорта

Вершинин Е.Г., Пчелинцев И.Е., Гончарова А.А.
В данной статье рассмотрены проблемы современного подхода лекарственного обеспечения детского и юношеского спорта. Проанализированы особенности приема лекарств у юных спортсменов, а также определенные правила приема препаратов.
Читать PDF
191.67 кб

Формирование мобильности подростков в условиях детско-юношеских спортивных школ Ирака

Аль Кадхим Али Мусса Джавад
Статья посвящена проблеме изучения мобильности подрастающего поколения в современном Ираке.
Читать PDF
142.45 кб

Формулярное руководство по применению лекарственных препаратов в детско-юношеском спорте

Ключников Сергей Олегович, Козлов И.Г., Пушкина Т.А., Самойлов А.С., Балыкова Л.А., Кукушкин Г.В., Выходец И.Т., Середа А.П.
В статье представлена информация о Формулярном руководстве по применению лекарственных препаратов в детско-юношеском спорте.
Читать PDF
363.39 кб

Проектирование социально-воспитательной деятельности в детско-юношеской спортивной школе

Цветков Михаил Павлович
В статье анализируется опыт проектирования социально-воспитательной деятельности в детско-юношеской спортивной школе, раскрываются основное содержание каждого этапа и достигнутые результаты.
Читать PDF
230.77 кб

Медицинские проблемы физической культуры и спорта в детско-юношеской и студенческой среде

Крысюк О. Б.
Читать PDF
222.48 кб

Медицинские проблемы физической культуры и спорта в детско-юношеской и студенческой среде

Крысюк О. Б.
Читать PDF
267.75 кб

Аспекты информированного добровольного согласия в детско-юношеском спорте: мнение родителей

Вершинин Е.Г., Деларю В.В., Гончарова А.А.
Анализ результатов анонимного анкетирования 98 родителей юных спортсменов показал необходимость введения в практику врачей спортивной медицины процедуры получения информированного добровольного согласия родителей или законных пред
Читать PDF
380.71 кб

Система спортивно-оздоровительной деятельности в условиях детско-юношеской спортивной школы

Милованов Михаил Александрович, Цветков М. П.
Статья подчёркивает важность работы детско-юношеских спортивных школ дополнительного образования в деле укрепления здоровья детей.
Читать PDF
633.39 кб

Значимость детско-юношеского и резервного спорта в Украине для воспитания подрастающего поколения

Тихонова Наталья Викторовна
Цель: определить социальную значимость и особенности развития детско-юношеского и резервного спорта в Украине. Материал: проведено анкетирование 50 специалистов сферы физической культуры и спорта.
Читать PDF
132.64 кб

О порядке медицинского обеспечения детско-юношеского спорта: совещание рабочей группы по спортивной

Читать PDF
310.56 кб

ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ШКОЛ С СИНДРОМОМ/ФЕНОМЕНОМ ВОЛЬФА-ПАРКИНСОНА-УАЙТА НА П

Алексеева Дарья Юрьевна, Иванова Ирина Юрьевна, Попов Сергей Валерьевич, Земсков Иван Александрович, Васичкина Елена Сергеевна
Распространенность синдрома/феномена Вольфа-Паркинсона-Уайта в общей популяции составляет от 1 до 4,5 случая на 1 тыс. человек.
Читать PDF
558.21 кб

Педагогические условия формирования мобильности как качества подростков-спортсменов в детско-юношеск

Аль Кадхим Али Мусса Джавад
В статье рассматриваются педагогические условия формирования мобильности как качества подростков спортсменов в детско-юношеских спортивных школах Ирака, описываются особенности их формирования в детско-юношеских спортивных школах