1. Общеобразовательные школы для детей с дефектами умственного или физического развития.
О перв. пол. 1970-х гг.: «Спец. школы открываются для детей с физ. или психическими недостатками (для слепых, слабовидящих, слабослышащих, умственно отсталых, с недостатками речи и т. п.). Эти школы входят в общую систему нар. образования и находятся в ведении министерств просвещения. Спецшколы работают по спец. учеб. планам и программам, имеют свои учебники. Обучение в них ведут учителя со спец. дефектологич. образованием. Помимо общеобразоват. подготовки (объём которой зависит от возможностей той или другой категории учащихся), спецшколы дают и проф. трудовую подготовку. Как и во всех школах страны, обучение в спецшколах бесплатное. Осн. задача спецшкол – коррекция и компенсация психич. или физ. недостатков. Больш-во спецшкол представляют собой школыинтернаты, в которых дети находятся на гос. обеспечении» (Денисова, 1978, 188).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ школы
СПЕЦИАЛЬНЫЕ школы
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ школы
2. Общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов.
О середине 1960-х гг.: «Как только расширилась сеть спецшкол (языковых, математических), так многие родители увидели в этом “дух времени” или “крик моды” и стали любой ценой пробивать путь своему ребёнку к заветной цели. И хотя в эти школы принимаются дети из микрорайона (исключение составляют дети с ослабл. здоровьем, так как программа здесь намного сложнее), родители готовы ежедневно возить малыша из конца в конец большого города. Они обивают пороги директоров школ, заведующих роно и гороно, жалуются в мин-во, запасаются рекомендательными письмами, используют знакомства, – словом, не брезгуют никакими средствами. Но самое страшное во всем этом, что очень многие родители, “проталкивая вопрос о спецшколе”, водят за собой по всем инстанциям своего ребенка и с пеной у рта доказывают: “Мой Вовунчик уже в три года поражал всех своими огромными способностями. Неужели вы не учтёте, что это талантливый ребенок? Зачем ему прозябать в какой-то серенькой школе? Он украсит вашу спецшколу. Ведь мы его и музыке и фигурному катанию учим... Да! Он уже меня в шахматы обыгрывает”» (Низова, 1967, 58–59).
О 1967 г.: «Раскрыв классный журнал, [учительница нем. языка] надела очки в тёмной оправе и спросила, какой иностранный язык изучала новенькая… Узнав, что девочка училась в спец. школе, Савицкая встрепенулась и произнесла что-то по-немецки… Галя ответила на том же… языке. Стёкла очков пожилой учительницы заблестели восторженно. Она вновь спросила о чём-то… Худенькая… девчонка поднялась и стала легко и свободно читать наизусть стихи по-немецки» (Глущенко, 1976, 23).
О 1960-х – 1970-х гг.: «[Лёня Толкалин] смотрел, как поднимается на первое место пьедестала тот самый Миша из соседнего двора, как на второе место встаёт счастливый гусь, а на третье место – кто-то из “французской” спецшколы» (Медведев, 1982, 246).
О середине 1960-х гг.: «Как только расширилась сеть спецшкол (языковых, математических), так многие родители увидели в этом “дух времени” или “крик моды” и стали любой ценой пробивать путь своему ребёнку к заветной цели. И хотя в эти школы принимаются дети из микрорайона (исключение составляют дети с ослабл. здоровьем, так как программа здесь намного сложнее), родители готовы ежедневно возить малыша из конца в конец большого города. Они обивают пороги директоров школ, заведующих роно и гороно, жалуются в мин-во, запасаются рекомендательными письмами, используют знакомства, – словом, не брезгуют никакими средствами. Но самое страшное во всем этом, что очень многие родители, “проталкивая вопрос о спецшколе”, водят за собой по всем инстанциям своего ребенка и с пеной у рта доказывают: “Мой Вовунчик уже в три года поражал всех своими огромными способностями. Неужели вы не учтёте, что это талантливый ребенок? Зачем ему прозябать в какой-то серенькой школе? Он украсит вашу спецшколу. Ведь мы его и музыке и фигурному катанию учим... Да! Он уже меня в шахматы обыгрывает”» (Низова, 1967, 58–59).
О 1967 г.: «Раскрыв классный журнал, [учительница нем. языка] надела очки в тёмной оправе и спросила, какой иностранный язык изучала новенькая… Узнав, что девочка училась в спец. школе, Савицкая встрепенулась и произнесла что-то по-немецки… Галя ответила на том же… языке. Стёкла очков пожилой учительницы заблестели восторженно. Она вновь спросила о чём-то… Худенькая… девчонка поднялась и стала легко и свободно читать наизусть стихи по-немецки» (Глущенко, 1976, 23).
О 1960-х – 1970-х гг.: «[Лёня Толкалин] смотрел, как поднимается на первое место пьедестала тот самый Миша из соседнего двора, как на второе место встаёт счастливый гусь, а на третье место – кто-то из “французской” спецшколы» (Медведев, 1982, 246).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ школы
3. Закрытые учебновосп. учреждения для содержания и исправления несовершеннолетних в возрасте от 11 до 14 лет включительно, совершивших правонарушения или общественно опасные деяния и проступки, освобождённых в установленном порядке от уголовной ответственности. Спец. школы созданы раздельно для мальчиков и девочек одновременно со специальными профессиионально-техническими училищами в 1964 г. взамен дет. восп. колоний министерств охраны общественного порядка. Спец. школы в 1960-е гг. находились в ведении министерств просвещения (нар. образования) союзных республик. По своему характеру спец. школы являлись учреждениями промежуточного типа между обычными школами интернатного типа и исправительно-трудовыми учреждениями для несовершеннолетних преступников (см. Трудовые колонии). (ПЭ, 1968–4, 97–98).
О 1980-х гг.: «Спец. общеобразовательные школы – учеб.-восп. учреждения для несовершеннолетних в возрасте от 11 до 14 лет (в отдельных или исключит. случаях – до достижения 15 или 16 лет), совершивших правонарушения или общественно опасные проступки, освобожденных в установленном порядке от уголовной ответственности, но нуждающихся в особ. условиях воспитания и строгом пед. режиме. Находятся в ведении органов нар. образования, имеют своей целью продолжение общеобразоват. и политех. подготовки нарушивших закон несовершеннолетних, их перевоспитание и исправление… Направление в спец. общеобразоват. школы – наиболее серьезная из принудит. мер восп. харра, применяемых в отн. несовершеннолетних, и осуществляется только по решению комиссий по делам несовершеннолетних или по определению суда… Выпуск учащихся из спец. общеобразоват. школ и их направление к родителям… осуществляются по мере их исправления. Они продолжают обучение в обычных учеб. заведениях. Учащиеся, достигшие 15 лет, но не исправившие своего поведения, по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних могут быть направлены в спец. проф.-тех. училища» (СВ, 1990, 248– 249).
О 1980-х гг.: «Спец. общеобразовательные школы – учеб.-восп. учреждения для несовершеннолетних в возрасте от 11 до 14 лет (в отдельных или исключит. случаях – до достижения 15 или 16 лет), совершивших правонарушения или общественно опасные проступки, освобожденных в установленном порядке от уголовной ответственности, но нуждающихся в особ. условиях воспитания и строгом пед. режиме. Находятся в ведении органов нар. образования, имеют своей целью продолжение общеобразоват. и политех. подготовки нарушивших закон несовершеннолетних, их перевоспитание и исправление… Направление в спец. общеобразоват. школы – наиболее серьезная из принудит. мер восп. харра, применяемых в отн. несовершеннолетних, и осуществляется только по решению комиссий по делам несовершеннолетних или по определению суда… Выпуск учащихся из спец. общеобразоват. школ и их направление к родителям… осуществляются по мере их исправления. Они продолжают обучение в обычных учеб. заведениях. Учащиеся, достигшие 15 лет, но не исправившие своего поведения, по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних могут быть направлены в спец. проф.-тех. училища» (СВ, 1990, 248– 249).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.