СПЕЦИАЛЬНЫЕ школы

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СПЕЦИАЛЬНЫЕ школы
1. Общеобразовательные школы для детей с дефектами умственного или физического развития.
О перв. пол. 1970-х гг.: «Спец. школы открываются для детей с физ. или психическими недостатками (для слепых, слабовидящих, слабослышащих, умственно отсталых, с недостатками речи и т. п.). Эти школы входят в общую систему нар. образования и находятся в ведении министерств просвещения. Спецшколы работают по спец. учеб. планам и программам, имеют свои учебники. Обучение в них ведут учителя со спец. дефектологич. образованием. Помимо общеобразоват. подготовки (объём которой зависит от возможностей той или другой категории учащихся), спецшколы дают и проф. трудовую подготовку. Как и во всех школах страны, обучение в спецшколах бесплатное. Осн. задача спецшкол – коррекция и компенсация психич. или физ. недостатков. Больш-во спецшкол представляют собой школыинтернаты, в которых дети находятся на гос. обеспечении» (Денисова, 1978, 188).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ школы
2. Общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов.
О середине 1960-х гг.: «Как только расширилась сеть спецшкол (языковых, математических), так многие родители увидели в этом “дух времени” или “крик моды” и стали любой ценой пробивать путь своему ребёнку к заветной цели. И хотя в эти школы принимаются дети из микрорайона (исключение составляют дети с ослабл. здоровьем, так как программа здесь намного сложнее), родители готовы ежедневно возить малыша из конца в конец большого города. Они обивают пороги директоров школ, заведующих роно и гороно, жалуются в мин-во, запасаются рекомендательными письмами, используют знакомства, – словом, не брезгуют никакими средствами. Но самое страшное во всем этом, что очень многие родители, “проталкивая вопрос о спецшколе”, водят за собой по всем инстанциям своего ребенка и с пеной у рта доказывают: “Мой Вовунчик уже в три года поражал всех своими огромными способностями. Неужели вы не учтёте, что это талантливый ребенок? Зачем ему прозябать в какой-то серенькой школе? Он украсит вашу спецшколу. Ведь мы его и музыке и фигурному катанию учим... Да! Он уже меня в шахматы обыгрывает”» (Низова, 1967, 58–59).
О 1967 г.: «Раскрыв классный журнал, [учительница нем. языка] надела очки в тёмной оправе и спросила, какой иностранный язык изучала новенькая… Узнав, что девочка училась в спец. школе, Савицкая встрепенулась и произнесла что-то по-немецки… Галя ответила на том же… языке. Стёкла очков пожилой учительницы заблестели восторженно. Она вновь спросила о чём-то… Худенькая… девчонка поднялась и стала легко и свободно читать наизусть стихи по-немецки» (Глущенко, 1976, 23).
О 1960-х – 1970-х гг.: «[Лёня Толкалин] смотрел, как поднимается на первое место пьедестала тот самый Миша из соседнего двора, как на второе место встаёт счастливый гусь, а на третье место – кто-то из “французской” спецшколы» (Медведев, 1982, 246).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ школы
3. Закрытые учебновосп. учреждения для содержания и исправления несовершеннолетних в возрасте от 11 до 14 лет включительно, совершивших правонарушения или общественно опасные деяния и проступки, освобождённых в установленном порядке от уголовной ответственности. Спец. школы созданы раздельно для мальчиков и девочек одновременно со специальными профессиионально-техническими училищами в 1964 г. взамен дет. восп. колоний министерств охраны общественного порядка. Спец. школы в 1960-е гг. находились в ведении министерств просвещения (нар. образования) союзных республик. По своему характеру спец. школы являлись учреждениями промежуточного типа между обычными школами интернатного типа и исправительно-трудовыми учреждениями для несовершеннолетних преступников (см. Трудовые колонии). (ПЭ, 1968–4, 97–98).
О 1980-х гг.: «Спец. общеобразовательные школы – учеб.-восп. учреждения для несовершеннолетних в возрасте от 11 до 14 лет (в отдельных или исключит. случаях – до достижения 15 или 16 лет), совершивших правонарушения или общественно опасные проступки, освобожденных в установленном порядке от уголовной ответственности, но нуждающихся в особ. условиях воспитания и строгом пед. режиме. Находятся в ведении органов нар. образования, имеют своей целью продолжение общеобразоват. и политех. подготовки нарушивших закон несовершеннолетних, их перевоспитание и исправление… Направление в спец. общеобразоват. школы – наиболее серьезная из принудит. мер восп. харра, применяемых в отн. несовершеннолетних, и осуществляется только по решению комиссий по делам несовершеннолетних или по определению суда… Выпуск учащихся из спец. общеобразоват. школ и их направление к родителям… осуществляются по мере их исправления. Они продолжают обучение в обычных учеб. заведениях. Учащиеся, достигшие 15 лет, но не исправившие своего поведения, по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних могут быть направлены в спец. проф.-тех. училища» (СВ, 1990, 248– 249).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
242.60 кб

Новый вектор развития специальной (коррекционной) школы

Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н.
В работе представлено одно из направлений развития системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) возможность участия коррекционных школ в создании специальных условий обучения детей с ОВЗ в об
Читать PDF
1.22 мб

Изучение студентами высшей школы специальных функций математики

Каримов М.Ф., Мукимов В.Р.
Выделены дидактические и методические элементы освоения студентами высших учебных заведений специальных функций современной математики, применяемых для моделирования природных, технических и социальных объектов, процессов и явлени
Читать PDF
564.03 кб

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ

Крюкова Светлана Викторовна
На сегодняшний день проблема речевого развития у детей специальных (коррекционных) школ стоит достаточно остро, так как именно речь считается одним из основных показателей детского развития.
Читать PDF
89.33 кб

Опыт подготовки магистров по специальности «Педагогика высшей школы»

Кайдалова Л. Г., Щокина Н. Б.
Интеграция Украины в европейское образовательное пространство требует новых подходов к подготовке преподавателей высших учебных заведений.
Читать PDF
345.68 кб

От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии

Малофеев Николай Николаевич
В статье в широком философско-педагогическом и историко-культурном контексте анализируются сущностные характеристики современного периода эволюции отношения общества и государства к детям с особыми образовательными потребностями,
Читать PDF
686.46 кб

Инновационная деятельность в условиях специальной (коррекционной) школы

Кучергина Ольга Викторовна
Коррекционное образование является самодостаточной частью общей педагогической системы страны. За последние 10-15 лет отечественная система коррекционного образования претерпела значительные изменения.
Читать PDF
160.26 кб

Реформа средней специальной гуманитарной школы (1984 г. ): причины и последствия

Сойников А. А.
В статье рассмотрены проблемы реформирования российской средней специальной гуманитарной школы в середине 1980-х гг. Основное внимание уделено анализу причин реформы 1984 г. и ее основных положений.
Читать PDF
453.51 кб

Нормализация тонуса мышц у детей с церебральным параличом в условиях специальной школы

Кругляк Мария Андреевна, Баришок Татьяна Витальевна
Рассмотрены особенности использования упражнений на уменьшение тонуса мышц у детей с церебральным параличом в условиях обучения в специальной школе. В исследовании принимали участие дети с церебральным параличом 7-10 лет.
Читать PDF
248.33 кб

Особенности формирования проектной компетентности педагога специальной школы-интерната

Мухин Алексей Викторович
Автор статьи дает характеристику проектной компетентности педагога и выявляет общие компоненты ее развития в условиях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Читать PDF
237.12 кб

Компоненты компьютерной грамотности студентов гуманитарных специальностей высшей школы

Чалкина Наталья Анатольевна, Двоерядкина Наталья Николаевна
Актуальной образовательной задачей, стоящей перед педагогической наукой и практикой, является совершенствование формирования компьютерной грамотности будущих специалистов гуманитарного профиля.
Читать PDF
5.01 мб

Технология преодоления нарушений письма у учащихся специальной (коррекционной) школы III вида

Проглядова Галина Александровна
В статье представлена педагогическая технология по преодолению нарушений письма, вызванных смешением букв Брайля, у слепых младших школьников, включающая ряд этапов (предварительный, диагностико-аналитический, коррекционный), прив
Читать PDF
279.14 кб

Формирование преподавательского состава средней специальной гуманитарной школы России в 1960-е гг.

Сойников А. А.
В статье рассмотрены вопросы формирования преподавательского состава российской средней специальной гуманитарной школы в 1960-е гг.
Читать PDF
4.03 мб

Основная образовательная программа Казанской специальной (коррекционной) школы-интерната № 7 v вида

Пролубчикова Светлана Юрьевна
В статье представлено детальное описание образовательной программы учреждения, сочетающего общеобразовательный процесс (начальную и основную ступень), коррекционную работу с детьми с нарушениями речи и воспитательную деятельность
Читать PDF
133.65 кб

Материалы докладов Российской школы по детской неврологии и смежным специальностям в рамках Балтийск

Читать PDF
247.72 кб

Модернизация взаимодействия вуза и школы в целях подготовки квалифицированных кадров по специальност

Рязанцева И. В., Дышлюк С. С.
В настоящее время для эффективной подготовки кадров в инженерно-технической сфере разработана и реализовывается модель профессиональной школы в сфере геоинформатики, при которой готовность школьника к получению технического образо