Специальность

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
функционально обоснованная область трудовой деятельности в рамках определенной профессии.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Специальность
конкретная область труда, в рамках определенной профессии, требующая специальных знаний, умений и навыков.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Специальность
комплекс приобретаемых путем специальной теоретической и практической подготовки знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для определенной деятельности в рамках соответствующей области профессиональной деятельности.

Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов или достижение общих результатов своими специфическими средствами (например, педагог- исследователь, педагог-предметник и др.).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках определенной профессии. Специальности подразделяются в зависимости от особенностей отдельных составляющих предмета труда, а также от специфики используемых орудий и средств трудовой деятельности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
вид занятий в рамках одной профессии (например, специальность учителя-учитель биологии, литературы и т.д.). Совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате обучения и обеспечивающих выполнение определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
1. Постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии (например, учитель математики, врач-педиатр). 2. Совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач. 3. Направление подготовки в среднем специальном учебном заведении. Наименования специальностей содержатся в Перечне специальностей среднего специального образования.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Специальность
1) постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная из профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии; 2) совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач; 3) направление подготовки в вузе или техникуме; являющееся основным элементом структуры содержания профессионального обучения. С. обычно понимается как некое относительное частное подразделение внутри более широкого представление о том, где и как занят человек, что он знает и умеет. Профессия, в свою очередь, представляет собой группу родственных С. Например, профессия — врач, С. — терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе соответствующей профилированной теоретической и практической подготовки. В сравнении с базовой профессиональная деятельность (см. Профессия) имеет более узкий характер и в ее рамках иногда менее устойчивый. Деление на С. отражает качественное разнообразие конкретных трудовых процессов и глубину разделения труда с учетом применяемых способов и особенностей оборудования, объектов, орудий труда, конечной продукции и т. п. Динамика С. более оперативно, чем профессия, отражает тенденции, связанные с научно-техническим прогрессом. С. – наиболее подвижный элемент в системе профессионального разделения труда (Педагогический энциклопедический словарь. [Электронныйресурс]. – Режим доступа: http://dictionary.fio.ru). И. В. Мухортова

Источник: Глоссарий современного образования.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе соответствующей профилированной теоретической и практической подготовки. В сравнении с базовой профессиональная деятельность (см.Профессия) имеет более узкий характер и в ее рамках иногда менее устойчивый. Деление на С. отражает качественное разнообразие конкретных трудовых процессов и глубину разделения труда с учетом применяемых способов и особенностей оборудования, объектов, орудий труда, конечной продукции и т.п. Динамика С. более оперативно, чем профессия, отражает тенденции, связанные с научно-техническим прогрессом. С. - наиболее подвижный элемент в системе профессионального разделения труда. Наряду с понятием "С." в соответствии с выполняемой работой существует понятие "С." по образованию. К середине 90-х гг. в Рос. Федерации официально утвержден перечень С., включающий 30 групп С. по высшему и 28 групп по среднему профессиональному образованию. Группа С. представляет собой совокупность С., относящихся к к.-л. широкой области знаний (наук), указанной в наименовании группы. Область знаний отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные. С целью регламентации принятых в Рос. Федерации С. по образованию введен в действие Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО), соответствующий действующим международным нормам в области профессиональной подготовки дипломированных специалистов. Свой перечень существует и для подготовки в аспирантуре научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. См. также Профессия

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
1) Постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная из профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии. 2) Совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач. 3) Направление подготовки в вузе или техникуме; оно является основным элементом структуры содержания профессионального обучения. Специальность обычно понимается как некое относительное частное подразделение внутри более широкого представления о том, где, кем и как занят человек, что он знает и умеет. Профессия, в свою очередь, представляет собой группу родственных специальностей. Процесс дифференцирования профессий, специальностей, должностей, квалификаций очень динамичен и идет постоянно, меняя их содержание едва ли не каждый год. Так, профессия врача объединяет десятки специальностей, к которым постоянно добавляются новые: андролог, нефролог, эндокринолог, рентгенолог, бальнеолог, фтизиатр, пульмонолог, геронтолог, ювенолог, специалисты по альтернативным методам диагностики и лечения и т. д. Например, специальность «хирург» подразделяется на специализации «нейрохирург», «кардиохирург», «хирург-офтальмолог», «хирург-стоматолог» и др. Далее можно вычленить уровни квалификации, а также присваиваемые в зависимости от уровня мастерства категории. Аналогично разделяются профессии и специальности и в других областях. Например, в профессии «машинист» выделяют специальности «машинист транспортных машин», «машинист экскаватора», «машинист двигателей», «машинист специальных машин», «машинист-крановщик», «машинист-прессовщик», «машинист подъемников», «машинист агрегатов», «машинист компрессоров», «машинист-испытатель» и др. Иными словами, если профессия – это род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков), то специальность – необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека. Если функции по определенной специальности охватывают все сферы трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия» (шофер, газосварщик, библиотекарь, юрист и др.). В системе высшего и среднего специального образования специальностью называют направления и организационные формы подготовки специалистов. В вузах РФ существует около 350 специальностей, объединенных в группы: геология и разведка месторождений полезных ископаемых, разработка полезных ископаемых, энергетика, металлургия, машиностроение и приборостроение, электронная техника, электроприборостроение и автоматика и др. В системе начального профессионального образования вместо специальности принято наименование рабочая профессия.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
от лат. specialis - особый, особенный, species - род, вид), вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе соответствующей профилированной теоретич. и практич. подготовки. В сравнении с базовой проф. деятельностью (см. Профессия). имеет более узкий характер и в рамках ее иногда менее устойчивый. Деление на С. отражает качественное разнообразие конкретных трудовых процессов и глубину разделения труда с учетом применяемых способов и особенностей оборудования, объектов, орудий труда, конечной продукции и т. п.
Так, базовая профессия «слесарь» подразделяется на такие виды: слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик, слесарь по контрольно-измерит. приборам и автоматике и т. д.; базовая профессия «врач» включает такие С., как врач-терапевт, врач-стоматолог, врач-хирург и т. д. Динамика С. более оперативно, чем профессия, отражает тенденции, связанные с науч.-техн. прогрессом. С. - наиб. подвижный элемент в системе проф. разделения труда. В то же время расширение проф. профиля работников часто идет путем интеграции двух или неск. связанных между собой С. Примером может служить совр. профессия «штамповщик», к-рая объединила существовавшие ранее отд. С.: калибровщик, прессовщик, штамповщик холодной штамповки, штамповщик на эксцентриковом прессе, гофрировщик сеток и др.
Наряду с понятием С. в соответствии с выполняемой работой существует понятие С. по образованию. С. характеризует направление подготовки и включает совокупность знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для постановки и решения конкретного класса проф. задач. К сер. 90-х гг. в Рос. Федерации подготовка специалистов с высш. и ср. проф. образованием, разработка уч. программ и планов, организация уч. процесса осуществляются в соответствии с официально утвержденным перечнем С., включающим 30 групп С. по высшему и 28 групп по ср. проф. образованию.
Группа С. представляет собой совокупность С., относящихся к к.-л. широкой области знаний (наук), указанной в наименовании группы. Область знаний отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные.
Так, в системе высш. образования С. объединены в след, группы: естеств.-науч.; гуманитарные; образовательные и воспитание;здравоохранение;культура и иск-во; экономика и менеджмент; междисциплинарные естеств.-технические; геология и разведка полезных ископаемых; разработка полезных ископаемых; энергетика и энергомашиностроение; металлургия, авиационная и ракетно-космич. техника, морская техника, наземные трансп. средства; технол. машины и оборудование; электротехника; приборостроение; электронная техника, радиотехника и связь; автоматика и управление; информатика и вычислит, техника; сервис; эксплуатация транспорта; хим. технология; окружающая среда и безопасность жизнедеятельности; технология продовольств. товаров; технология товаров широкого потребления; стр-во и архитектура; геодезия и картография, сел., лесное и рыбное х-во. С. ср. проф. образования (более узкие по профилю, чем С. высш. образования). объединены в группы, как и в системе высш. образования.
С целью регламентации принятых в Рос. Федерации С. по образованию разработан и введен в действие Общерос. классификатор специальностей по образованию (ОКСО), соответствующий действующим междунар. нормам в области проф. подготовки дипломированных специалистов. Этот документ предназначен для использования и решения задач в управленческой, уч.-метод., науч.-иссле-доват., планово-финансовой, адм.-хоз. и кадровой деятельности, а также при инспектировании, аттестации, аккредитации уч. заведений и иностр. документов об образовании.
Свой перечень С. существует.н. для подготовки в аспирантуре науч. и науч.-пед. кадров высш. квалификации.
Группы С. в этом перечне также соответствуют областям знаний (наук). В системе проф.-тех. образования действует Гос. стандарт проф. образования, в к-ром 42 группы рабочих профессии объединяют С., родственные по общности технико-технол. параметров или трудовых функций, либо по обоим этим признакам. Я. П. Сорокина.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
. 1. Постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная из профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии.
2. Совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.
3. Направление подготовки в вузе или техникуме; оно является основным элементом структуры содержания профессионального обучения.
С. обычно понимается как некое относительно частное подразделение внутри более широкого представления о том, где, чем и как занят человек, что он знает и умеет. Профессия, в свою очередь, представляет собой группу родственных С. Процесс дифференцировки профессий, С., должностей, квалификаций очень динамичен и идет постоянно, меняя их содержание едва ли не каждый год.
Так, профессия врача объединяет десятки С., к которым постоянно добавляются новые: андролог, нефролог, эндокринолог, рентгенолог, бальнеолог, фтизиатр, пульмонолог, геронтолог, ювенолог, специалисты по альтернативным методам диагностики и лечения и так далее. На данном примере (медицинской профессии) весьма удачно можно рассматривать разницу между профессией и С. Например: профессия – врач, С. – хирург, специализация – нейрохирург, кардиохирург, хирург-офтальмолог, хирург- стоматолог и др. При последующем углублении в эту проблему можно разделять С. и уровни квалификации, а также присваиваемые в зависимоси от уровня мастерства категории.
Аналогично разделяются профессии и С. и в других областях: профессия – машинист; специальности – машинист транспортных машин, машинист экскаватора, машинист двигателей, машинист специальных машин, машинист-крановщик, машинист-прессовщик, машинист подъемников, машинист агрегатов, машинист компрессоров, машинист- испытатель и другие. Иногда (как в данном примере) также можно выделить и С. – машинист кранов трубоукладчиков, машинист автомобильных кранов, машинист башенного крана, машинист мостовых кранов, машинист портальных кранов и др.
Иными словами, если профессия – это род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков), то С. – необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.
Если функции по определенной С. охватывают все сферы трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия» (шофер, газосварщик, библиотекарь,юрист и др.). В системе высшего и среднего специального образования С. называют направления и организационные формы подготовки специалистов. В вузах РФ существует около 350 С., объединенных в группы: геология и разведка месторождений полезных ископаемых; разработка полезных ископаемых; энергетика; металлургия; машиностроение и приборостроение; электронная техника; электроприборостроение и автоматика и др.
Всего имеется около 25 групп. В средних специальных учебных заведениях имеется около 500 С. (более узких по профилю, чем в вузах), объединенных в группы, в основном соответствующие вузовским.
В системе профессионально-технического образования вместо С. принято наименование – рабочая профессия. В профтехучилищах имеется около 1 тыс. таких профессий, объединенных в 9 профессиональных направлений: машиностроение; судостроение; приборостроение и связанные с ним производства; геологическая разведка, угольная, горнорудная, нефтяная, газовая, металлургическая, химическая и др. промышленность; энергетическая, электротехническая, радиоэлектронная промышленность; строительство, промышленность строительных материалов, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно- бумажная промышленность; транспорт и связь; легкая и полиграфическая промышленность; пищевая, мясная и молочная промышленность, торговля и общественное питание; культурно-бытовое обслуживание и коммунальное хозяйство; сельское хозяйство.
Лит.: Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М., 1990; Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996; Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.; Воронеж. 1997.
С.Я. Батышев, Н.Ф. Родичев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
69.26 кб

Перевод и переводоведение новая специальность в ТРТУ

Цатурова И. А.
Читать PDF
120.13 кб

Особенности формирования межкультурной компетенции студентов гуманитарного вуза (специальность «Акте

Волкова Елена Викторовна
В статье отражены диссертационные исследования автора по вопросам формирования межкультурной компетенции у студентов гуманитарного вуза (специальность «Актер драматического театра и кино») в условиях работы высшего учебного заведе
Читать PDF
298.83 кб

Качественное образование востребованная специальность

Кортелева Евгения Сергеевна
Читать PDF
131.34 кб

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в ВолГУ: от истоков до наших дней

Глущенко А. В., Старокожева Г. И.
Читать PDF
739.99 кб

Введение в специальность: Машины и аппараты пищевых производств: учебник для вузов

Дворецкий С. И.
Читать PDF
121.87 кб

Интенсивное введение в специальность

Еремкин A. , Резник С. , Игошина И.
Читать PDF
243.85 кб

Специальность«Режиссер мультимедиа-программ»

Дворко Н.
Читать PDF
316.26 кб

О научной деятельности студентов магистратуры в китайских вузах (специальность «Русский язык»)

Irina Pak, Haiyun Yan
Читать PDF
297.18 кб

Учитель - не специальность, а образ жизни

Куликов Виктор Александрович
Статья посвящена памяти педагога Вологодской Зинаиды Алексеевны.
Читать PDF
120.42 кб

Специальность «Организация работы с молодежью»: становление и перспективы

Бобкова Наталья Дмитриевна
Показаны объективный характер и содержание социокультурного вызова современного этапа исторического развития, адекватным ответом на который стало решение о создании специальности «Организация работы с молодежью».
Читать PDF
326.15 кб

Так начиналась специальность «Городской кадастр»

Трубчанинов Анатолий Данилович, Бузук Ростислав Вячеславович, Пахомова Анна Владимировна
Подведены итоги работы кафедры маркшейдерского дела и геодезии по подготовке специалистов – инженеров городского кадастра.
Читать PDF
271.68 кб

Специальность «Организация работы с молодежью»: миссия и перспективы

Бобкова Наталья Дмитриевна
Статья показывает объективный характер и содержание социокультурного вызова, обусловленного спецификой современного этапа исторического развития, адекватным ответом на который стало решение о создании специальности «Организация ра
Читать PDF
0.00 байт

Теоретико-методологические аспекты преподавания основ анимационной деятельности (специальность «Соци

Шабанова Оксана Владимировна, Сурков Руслан Викторович
Рассматривается формирование профессиональной компетентности студентов специальности «социально-культурный сервис и туризм» к организации анимационной деятельности и формированию профессионального видения реализации анимационной п
Читать PDF
234.77 кб

О необходимости перехода на новую специальность и идеология подготовки специалистов-электромехаников

Плащанский Леонид Александрович, Ляхомский Александр Валентинович
Читать PDF
0.00 байт

Специальность «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в контексте нового государстве

Охотникова Т. В.
Статья о профессиональном образовании режиссеров театрализованных представлений и праздников, о востребованности данных специалистов, о задачах повышения качества подготовки режиссеров, о проблемах, существующих в образовательной

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: