Совместное обучение
СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
(collaborative learning) – образовательный процесс, в котором многочисленные участники взаимодействуют для достижения общей цели.
Совместное обучение
обучение детей и молодёжи обоего пола в общеобразовательных и других учебных заведениях. Практикуется в большинстве стран мира. В дореволюционной России допускалось в начальных школах и отдельных высших начальных училищах, коммерческих училищах, некоторых ремесленных и частных учебных заведениях. С 1918 года введено во всех учебных заведениях специальным постановлением Наркомпроса. Введение совместного обучения способствовало осуществлению принципа всеобщего обучения. В 1943 году в Москве, областных и краевых центрах РСФСР и столицах союзных республик, в некоторых крупных промышленных центрах было введено раздельное обучение в 7-летних и средних школах. Отход от принципа совместного обучения объяснялся в то время необходимостью военно-физической и допризывной подготовки юношей. С 1954 года совместное обучение восстановлено во всех типах общеобразовательных школ.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Совместное обучение
принцип формирования состава учащихся класса и школы из мальчиков и девочек одновременно, т.е. принцип их обоюдного и равноправного обучения вместе. До революции совместное обучение считалось целесообразным лишь в начальной школе и на уровне профессиональной подготовки. В подростковом возрасте предпочиталось раздельное обучение. С 1918 года было введено совместное обучение, прерванное для некоторых крупных городов в 1944-1954 годах введением раздельного обучения. В целом же некогда СССР, а затем и Россия при организации образования использовали принцип совместного обучения. Этот принцип позволяет реализовывать равные права мужчин и женщин на образование, снизить стоимость образования, лучше решать дисциплинарные проблемы и т.д. Вместе с тем, он принижает роль национальных особенностей в образовании, ибо значительно усложняет проблему полового воспитания и формирования ролей, связанных с особенностями пола. Так, в немалой степени совместное обучение повинно в забвении мужской традиции воспитания русских мальчиков и женской традиции воспитания девочек. Многие специалисты считают, что совместное обучение в подростковом возрасте вызывает падение нравов в обществе.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
обучение детей и молодежи обоего пола в обще образоват. и др. уч. заведениях. Практикуется в большинстве стран мира. В дорев. России допускалось в нач. школах и отд. высш. начальных уч-щах, коммерческих уч-щах, нек-рых ремесленных и частных уч. заведениях. После Окт. революции введено с 1918 во всех уч. заведениях спец. постановлением Наркомпроса. Введение С. о. имело большое обществ.-полит. значение, т. к. прежде всего устраняло неравноправие женщин в получении образования, способствовало осуществлению принципа всеобщего обучения. С. о. положительно сказалось на воспитат. работе школ. В 1943 в Москве, областных и краевых центрах РСФСР. и столицах союзных республик, в нек-рых крупных пром. центрах было введено раздельное обучение в 7-летних и ср. школах (в целом по стране охватило не более 1/5 школ этих типов). Отход от принципа С. о. объяснялся в то время необходимостью воен.-физич. и допризывной подготовки юношей. В школах Ср. Азии и Азербайджана раздельное обучение также было временной мерой, направленной на нейтрализацию влияния пережитков прошлого в подходе населения к обучению девушек (в это время помимо школьного было расширено спец. образование женщин, в т. ч. педагогическое). С 1954 С. о. восстановлено во всех типах общеобразоват. школ.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
СОВМЕСТНОЕ обучение
обучение детей обоего пола в общих школах и других учебных заведениях. До 1918 года совместное обучение допускалось «в начальных школах и отдельных высших начальных училищах, коммерческих училищах, некоторых ремесленных учебных заведениях и в отдельных частных школах» (ПЭ, 1968–4, 14). В целом же в России до 1918 года преобладало раздельное обучение. В 1918 году Постановлением Народного Комиссариата просвещения РСФСР от 31 мая 1918 года совместное обучение было введено во всех учебных заведениях: О введении обязательного совместного обучения… §1. Во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола. Примечание. В наименовании всех учебных заведений всех ступеней и типов, включая высшую школу, опускаются слова мужской и женский… Подписал: Народный комиссар просвещения А. Луначарский» (НО, 1974, 132–133). В 1943 году в Москве, областных и краевых городах и некоторых крупных промышленных центрах было введено раздельное обучение в семилетних и средних школах (общее число школ, в которых было введено раздельное обучение, составляло 2% от общего количества школ РСФСР). Совет Министров СССР 1 июля 1954 года постановил: «Учитывая пожелания родителей учащихся и мнение учителей школ, ввести в школах Москвы, Ленинграда и других городов с 1954–1955 учебного года совместное обучение мальчиков и девочек...» (НО, 1974, 192). Таким образом, с 1 сентября 1954 года было восстановлено совместное обучение во всех типах школ в стране, кроме суворовских училищ и нахимовских училищ (в которых могли обучаться только мальчики).
О середине 1950-х гг.: «А давно ли она плакала роковым утром первого сентября, когда ввели совместное обучение и надо было – о, ужас! – впервые садиться с мальчишками за парту» (Баженов, 1959, 10). О середине 1950-х гг.: «Во время войны наши школы были разделены на мужские и женские, чтобы лучше поставить военную подготовку мальчиков. Но это привело и к большим недостаткам в работе школ. Новый указ был встречен всеми с одобрением. Тут-то и появилась песенка А. Островского “Мальчишки и девчонки” на стихи И. Дика в радиопередаче “Ровесники, ровесницы”… “Да здравствует дружба! Ура!” – обрадованно гремело по всем школам» (Гольденштейн, 1971, 83–84). В 1990-е годы в ряде школ произошло принятие принципов раздельного обучения. Ср.: Раздельное обучение.
О середине 1950-х гг.: «А давно ли она плакала роковым утром первого сентября, когда ввели совместное обучение и надо было – о, ужас! – впервые садиться с мальчишками за парту» (Баженов, 1959, 10). О середине 1950-х гг.: «Во время войны наши школы были разделены на мужские и женские, чтобы лучше поставить военную подготовку мальчиков. Но это привело и к большим недостаткам в работе школ. Новый указ был встречен всеми с одобрением. Тут-то и появилась песенка А. Островского “Мальчишки и девчонки” на стихи И. Дика в радиопередаче “Ровесники, ровесницы”… “Да здравствует дружба! Ура!” – обрадованно гремело по всем школам» (Гольденштейн, 1971, 83–84). В 1990-е годы в ряде школ произошло принятие принципов раздельного обучения. Ср.: Раздельное обучение.
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.