СОРЕВНОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ТРУДЕ

Найдено 1 определение
СОРЕВНОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ТРУДЕ
педагогическое средство повышения качества производственного обучения и трудового воспитания учащихся.
Роль С.у. в т. как педагогического средства повышения эффективности обучения и воспитания определяется спецификой контингента учащихся профессиональных учебных заведений – молодежи, для которой свойственна соревновательность. В области содержания и организации соревнования в профессиональных учебных заведениях в советский период развития системы профессионального образования накоплен значительный опыт, актуальность которого не снижена и в современных условиях их учебно-воспитательной деятельности.
В профессиональных учебных заведениях сложилась определенная система коллективных и индивидуальных форм соревнования учащихся в процессе производственного обучения, основными принципами организации которого являются гласность, сравнимость результатов, возможность практического распространения и внедрения выявленного при этом передового опыта.
К ведущим коллективным формам соревнования в масштабе учебного заведения относятся соревнования за достижение высоких результатов и присвоение званий «Группа отличного качества продукции», «Группа высокой культуры труда». Наиболее распространенная форма коллективного соревнования в учебных группах – соревнование за звание лучшей бригады, звена.
Индивидуальное соревнование выступает в форме конкурсов на лучшего по профессии в группе, отличника качества продукции, победителя конкурса профессионального мастерства – в учебном заведении или регионального.
Организуя соревнование, важно не делать упор на количественные показатели, производительность, сроки, «вал». Самыми главными задачами соревнования должны быть содействие успешному решению учебных задач, выполнению учебной программы, повышение качества работы учащихся, отработка трудовых приемов и способов; только при этом соревнование дает необходимый учебно-воспитательный эффект.
Подведение итогов и обсуждение результатов соревнования всегда носит коллективный характер. При этом важно не только выявить победителей, но и четко показать, какими путями они добились высоких результатов, организовать эффективное изучение и распространение их опыта среди других групп, бригад, учащихся. В системе поощренияпо итогам соревнования приоритет по праву занимают формы морального поощрения: вручение почетных грамот, занесение в Книгу почета, сообщение родителям об успехах детей и др. При наличии соответствующих возможностей применяются также формы поощрения, сочетающие моральные и материальные стимулы, такие как, например, организация туристических поездок лучших групп (бригад) по интересным местам страны и за рубеж и т.п.
Лит.: Филиппов В.С. Учебно-воспитательная работа мастера в группе. – М., 1980; Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. М., 1988.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.