СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Найдено 1 определение
СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
принцип профессионального обучения.
Внедрение в производство достижений науки и техники, переход на рыночные условия хозяйствования объективно приводят к насыщению его более совершенными техническими средствами и способами осуществления технологических процессов, электронными устройствами, вычислительной техникой, новыми материалами и источниками энергии, что вызывает значительные изменения в содержании и характере труда рабочих и специалистов. В связи с этим содержание их подготовки определяется таким образом, чтобы оно, с одной стороны, соответствовало современному научно-техническому уровню производства в целом и конкретной отрасли в частности, а с другой – учитывало прогноз развития соответствующей отрасли на перспективу.
Все это требует изучения учащимися профессиональных учебных заведений (прежде всего в общетехнических и специальных предметах) теоретических принципов устройства и работы машин и механизмов, аппаратов и приборов, их современных конструкций, научных основ технологических процессов и технических явлений, основ автоматизации производства, информатики и вычислительной техники, освоения в процессе производственного обучения современного оборудования и технологий. Только при этом условии выпускники учебных заведений смогут сразу включиться в современное производство, успешно управлять сложной техникой, уверено вести технологические процессы, участвовать в рационализаторской работе. Производственное обучение, соответствующие требования современного производства, предполагают также обучение учащихся владению доступными им передовыми приемами и способами труда, приобщение их к рационализации и изобретательству, конструированию и изготовлению приспособлений и оснастки, повышающей качество и производительность учебно- производственного труда.
В целях обеспечения перспективности подготовки квалифицированных рабочих и специалистов предусмотренный в учебных программах объем теоретических знаний ипрактических умений, как правило, несколько превышает требования к тому уровню квалификации, который определен профессиональной характеристикой соответствующей профессии.
Эти требования определяют также практический, опережающий характер содержания и организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для профессиональных учебных заведений.
Данный принцип требует не только соответствия содержания обучения современным требования, но и применения соответствующих форм, методов и средств обучения. Для освоения современной техники и технологии, перспектив их развития учащиеся должны обладать развитым техническим и технологическим мышлением, способностью самостоятельно принимать обоснованные решения в производственных ситуациях, свободно разбираться в сложных электронных схемах, обладать навыками технической диагностики и наладки сложного оборудования. Все это определяет необходимость широкого применения в учебном процессе проблемно-поисковых методов обучения, исследовательских лабораторно-практических работ, выполнения упражнений творческого и поискового характера, использования современных технических средств обучения, функционирующих на базе ЭВМ и т.п. (см. Методы проблемного обучения; Лабораторно- практические работы; Упражнения; Технические средства обучения; Задачи технологические и др.)
Лит.: Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995; Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. – М., 1991.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.