Сон

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Сон
периодическое физиологическое состояние мозга, нервной системы и организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительным снижением подвижности, слабой реакцией на внешние раздражители и особой активностью нейронов головного мозга. Субъективно у человека при этом угнетается осознаваемая психическая активность, периодически восстанавливающаяся при переживании сновидений, часто с последующим забыванием их. С. характерен для гомойотермных животных (птиц и млекопитающих), возможно, для высших пресмыкающихся. С. наступает периодически – раз или много раз в сутки. Периоды снижения активности у холоднокровных животных едва ли функционально соответствуют сну высших животных, включая человека. Различают 3 фазы, или стадии С.: дремота – выражается угнетением основного ритма спокойного бодрствования; стадия «сонных веретен» (возникновение собственно С.) – выделяется по появлению в ЭЭГ веретенообразных вспышек волн; третья стадия, на которой к «сонным веретенам» присоединяются выраженные регулярные медленные волны; четвертая стадия – доминируют медленные волны высокой амплитуды. В фазе «медленного» С. снижается напряжение (тонус) скелетных мышц (по данным электромиографии), замедляются дыхание и сердечный ритм. Глаза неподвижны, либо могут совершать медленные касательные движения в 1-ой и 2-ой стадиях. Переживания сновидений отмечаются редко. Эффективность пробуждающего воздействия убывает в фазе «медленного сна» – от 1-ой к 4-ой стадии, на основании чего в них отмечается «углубление» С. Существует несколько теорий С.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Сон
Если раньше родителей к докторам часто приводили трудности с питанием детей, то сегодня на первое место вышли проблемы сна.
Главное различие между питанием и сном в том, что большинство детей всех возрастов по своей природе любят поесть, но что касается сна, то, становясь старше, мальчики и девочки все неохотнее ложатся спать. Младенец сам регулирует количество необходимого ему сна, но через год-два, когда жизнь становится все интереснее, картина уже другая. Потребности организма радикально меняются с возрастом: новорожденные обычно спят 22 часа, но в подростковом возрасте это время сокращается до восьми-девяти часов. Полезно помнить, что потребность в сне у детей неодинакова.
Хорошо выспавшийся ребенок выглядит здоровым, веселым и отдохнувшим. А что же заставляет не спать явно уставшего малыша? Младенец может проснуться, если он голоден, ему слишком тепло или холодно, он нуждается в смене пеленок, у него режутся зубки, он услышал непривычный шум. Временами кажется, что ему просто «хочется почувствовать себя любимым», и так как малыш не может высказать свою потребность, то разумно посидеть с ним или подержать его на руках, пока он не заснет. У детей пяти-шести лет нередко бывают ночные кошмары, и они нуждаются в утешении и ласке родителей.
У ребенка-дошкольника также может быть потребность во внимании во время отхода ко сну. Но когда явно уставший малыш упорно настаивает, что он не устал, без конца просит пить и приходит в гостиную в 10–11 часов вечера, его родители должны помочь ему преодолеть это желание продлить время бодрствования. Если они занимают твердую позицию, то ребенок обычно ее принимает. Как правило, принуждение и напряженность раздувают вокруг сна те же баталии, что и вокруг еды.
Как и в других аспектах насильственного приучения к дисциплине, нужно помнить, что потребности ребенка и его желания не всегда совпадают. Что касается еды, то он нуждается в ней, и ему хочется есть. К сожалению, в вопросе сна на ребенка полагаться нельзя. Он нуждается в сне для своего здоровья, но часто хочет избежать его, как можно дольше не спать, чтобы не пропустить интересные события, которые продолжаются для остальных членов семьи. Конечно, родители должны быть на стороне потребностей ребенка в сне.
Вот несколько советов, которые могли бы облегчить ситуацию.
Постарайтесь установить малышу удобное время для отхода ко сну, чтобы он мог, например, вечером пообщаться с отцом, которого не видел днем. Если ребенок недостаточно спит ночью, надо следить за тем, чтобы он компенсировал это дневным сном. Иногда ребенка рано укладывают спать потому, что устала его мать, а не он.
Просмотрите телевизионную программу вместе с детьми постарше и постарайтесь по возможности устроить так, чтобы они смогли посмотреть свои любимые передачи. Однако дети, со своей стороны, должны отказаться от телевизора во время ужина, в поздние часы или когда укладывают спать малыша.
Дети всех возрастов более охотно ложатся спать, если они по каким-то признакам узнают о приближении времени сна. Сам ритуал отхода ко сну и время до него должны быть спокойными. Когда ребенок становится старше, хорошо позволять ему выбрать себе занятие перед сном (например, послушать пластинку, построить что-нибудь из кубиков). Это дает ему уверенность, что, хотя время сна определено родителями, у него тоже есть право голоса. Если родители нежны и спокойны, но в то же время тверды и уверены в себе, дети обычно укладываются спать вовремя без особого раздражения.
Однако, несмотря на спокойный ритуал отхода ко сну, некоторые малыши плачут перед тем, как заснуть. Это не должно вызывать особого беспокойства, со временем они сами отказываются от этой привычки. Но если плач длится больше 15 минут или становится истеричным, мать, естественно, должна войти в комнату и успокоить малыша.
Иногда дети не хотят лечь спать, так как боятся повторения своих страшных снов. Их может успокоить ночник или открытая на всю ночь дверь. Есть дети, которым не хочется оставлять остальных членов семьи из-за множества интересных занятий, которые они могут пропустить.
Когда ребенок достигает школьного возраста, он часто спорит с родителями о времени своего сна, сравнивая его со временем, в которое ложатся спать его товарищи. Он, конечно, может не знать, что эти товарищи позже встают по утрам, спят днем или нуждаются в менее продолжительном сне. В любом случае, доброжелательно выслушав мнение детей, родители должны объяснить, что в каждой семье свои порядки, наиболее удобные для ее членов.
Однако, когда дети достигают подросткового возраста, они больше подвержены влиянию своих друзей, и семье становится труднее настаивать на своих порядках. Подростка трудно заставить приходить домой в 22 часа в пятницу и субботу, если для всех остальных ребят его компании время возвращения домой – 23 или 24 часа. Лучшее, что может сделать мать, – проследить, чтобы ее ребенок получал необходимое количество сна, просыпаясь в более позднее время по выходным дням или за счет дополнительного, дневного отдыха.
Обычно подростки охотнее ложатся спать в требуемое время, если родители терпимо относятся к их более позднему отходу ко сну в выходные дни.
Почти у каждого мальчика и девочки время от времени бывают беспокойные ночи (хотя и не так часто, как у очень маленьких детей). Обычно они связаны с легким недомоганием, временным волнением или тревогой. Но хронические трудности со сном или упорное сопротивление сну являются сигналом, что ребенок нуждается в помощи. Если медицинский осмотр не выявил никаких отклонений, ему, вероятно, необходима помощь в решении эмоциональных проблем. Конечно, ребенок на самом деле может не быть уставшим, когда родители думают, что он устал.
Лучшими правилами для сна, как и для многого другого, являются гибкие правила, такие, которые допускают исключения при особых обстоятельствах.
Большинство детей проходят в своем сне через некоторые трудные периоды. Если отход ко сну обычно проходил в обстановке спокойного ожидания (и никогда не использовался как наказание), эти трудности в конце концов разрешаются.

Источник: Толковый словарь для современных родителей. М. Слово 2010.