СОКОЛОВ Александр Георгиевич

Найдено 1 определение
СОКОЛОВ Александр Георгиевич
родился 10 октября 1926 г. в дер. Скобельчино Новодугинского района Смоленской области; закончил Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена (1958). С 1951 г. работал в ремесленных училищах Ленинграда (воспитатель, преподаватель, заместитель директора училища,директор училища). Кандидат педагогических наук (1969 г.), доктор педагогических наук (1996), профессор (1997)
С 1979 г. Соколов А.Г. руководит исследованиями проблем управления средними профтехучилищами. Им были определены теоретические основы исследования, заложено начало педагогической теории управления профессиональными учебными заведениями, обосновано новое направление в педагогике профессионально-технического образования. Разработана концепция, охватывающая все организационно-педагогические аспекты управления профессиональным учебным заведением. Создана и раскрыта теоретическая модель научных основ управления профессиональными учебными заведениями, определены ее элементы и обоснована их система; раскрыты противоречия и пути их преодоления, выявлены закономерности управления деятельности, отражающие ее сущность и взаимосвязи, вскрыты тенденции развития процессов внутриучилищного управления.
В работах Соколова А.Г. впервые отражена целостная система управленческой деятельности руководителей профессиональных лицеев и училищ и механизм ее влияния на конечные результаты работы профессиональных учебных заведений: совершенствование методов и стиля руководства, использование информационных технологий, расширение сферы коллегиальных решений и деятельности органов самоуправления, четкое разделение и кооперирование труда руководящих и инженерно-педагогических работников, делегирование и распределение управленческих полномочий, анализ и корректировка содержания управленческой деятельности руководителей, эффективное использование их рабочего времени.
Соколов А.Г. принадлежит к научной школе С.Я. Батышева, развил и конкретизировал его общие идеи о научной организации учебно-воспитательного процесса и управления.
Им впервые применительно для учреждений начального профессионального образования выдвинуты и раскрыты во взаимосвязи принципы, функции, методы и технология управленческой деятельности руководителей, алгоритм и критерии формирования структур управления, система управленческой информации и документации.
Теоретические и методологические положения профессиональной педагогики, выдвинутые С.Я. Батышевым и А.П. Беляевой, стоят в основе научного поиска Соколова А.Г., руководимого им исследовательского коллектива и его учеников. Были разработаны вопросы управления профессиональным обучением в системе: «рабочий – техник – инженер» и профессиональной подготовкой в условиях применения информационных технологий, вопросы управления теоретическим и производственным обучением, производственной практикой, внеклассной работой, учебной домашней работой. Им разработана система экономической деятельности руководителей, основы педагогического проектирования типовых комплексов профтехучилищ.
Соч.: Организационно-воспитательная работа мастера в учебной группе. – Л., 1982; Организация контроля за учебным процессом в среднем профтехучилище. – М., 1984; Управление средним профтехучилищем. – М., 1988; Теория и практика управления средним профтехучилищем. – М., 1988.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.