СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич (1889-1960)
дефектолог. Принял активное участие в создании системы образования для детей с нарушениями в развитии на Украине. По его инициативе были созданы врачебно-педагогические кабинеты, занимавшиеся вопросами практической дефектологии. Один из организаторов и первый директор НИИ педагогики УССР (1926). С 1943 работал в Москве, в НИИ дефектологии. Создатель оригинальной системы воспитания и обучения слепоглухонемых детей, изобретатель специальных технических устройств (читающая машина, телетактор). Разработал (совместно с А.И. Мещеряковым) методику совместной разделенной дозированной деятельности. За достижения в обучении слепоглухонемых С. в 1980 присуждена Гос. премия СССР (совместно с Мещеряковым).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич
25.3(7.4). 1889, станица Динская, ныне Краснодарского края, - 27.11.1960, Москва], дефектолог. Окончил пед. отделение естественно-ист, ф-та Петерб. психоневрологич. ин-та (1913), спец. образование получил на Мариинских пед. курсах. Пед. деятельность начал в 1910 - преподавал в Мариинском уч-ще для глухонемых (Александровск, близ Днепропетровска). Принял активное участие в создании системы образования для аномальных детей на Украине. По инициативе С. были созданы врачебно-пед. кабинеты, занимавшиеся вопросами практич. дефектологии. Один из организаторов и первый директор НИИ педагогики УССР. (1926). С 1943 работал в Москве, в НИИ дефектологии. Создатель оригинальной системы воспитания и обучения слепоглухонемых детей, изобретатель спец. техн. устройств (читающая машина, телетактор). Для успешного привлечения слепоглухонемых детей к предметной деятельности и формирования на ее основе высших психич. функций С. (вместе с А. И. Мещеряковым). разработал методику совместной разделенной дозированной деятельности. Привлекая руки слепоглухонемого ребенка к действиям (начиная с приема пищи), воспитатель ставит своей задачей первоначально вызвать активность ребенка, а затем постепенно (дозирован-но). развить ее, создать т. н. зону активности. В эту зону вовлекаются все более сложные действия, от актов самообслуживания до символич. актов общения и налаживания социальных связей. Чем раньше удается сформировать у слепо-глухонемого ребенка словесные средства общения в виде дактильной речи, тем больше возможность нормального формирования его личности. Положит, примеры использования данной методики продемонстрировали принципиальную возможность компенсации такого сложного дефекта, как врожденная слепоглу-хонемота. За достижения в обучении слепоглухонемых С. в 1980 присуждена Гос. пр. СССР. (совм. с Мещеряковым).
Соч.: Обучение и воспитание слепоглухонемых, М., 1962. С. С. Степанов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия