СОХРАНЕНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОХРАНЕНИЕ
активное (с переработкой полученной информации) или пассивное (без ее преобразования)фаза памяти, характеризующая долговременное хранение информации, зависящая от условий и организации заучивания материала, профессиональной направленности, личностных установок.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

СОХРАНЕНИЕ
. 1. Один из процессов памяти. 2. Одно из ключевых понятий в системе генетической психологии Ж. Пиаже. Овладение принципом С. (инвариантности, постоянства) представляет собой важный этап интеллектуального развития ребенка. Понятие «С.» означает, что предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому физическому параметру, несмотря на изменения их формы или внешнего расположения. На дооператорной стадии развития интеллекта ребенок опирается исключительно на перцептивную наглядность, поэтому любое перемещение элементов внутри множества означает для него и изменение самого множества в целом. Согласно Ж. Пиаже, овладение принципом С. является психологическим критерием появления основной логической характеристики мысли – обратимости – и свидетельствует о переходе ребенка на стадию конкретных операций. В работах Пиаже описаны феномены, показывающие отсутствие принципа С. у ребенка (например, для ребенка два равных по весу шарика из пластилина перестают быть равными, как только один из них принимает другую форму, и т.д.), а также опыты, когда ребенок уже руководствуется этим принципом.
На уровне конкретных операций понимание принципа С. по отношению к разным физическим характеристикам объектов и явлений (масса, вес, длина и пр.) возникает у ребенка не одновременно. Так, например, понимая принцип сохранения массы, он может не понимать принципа сохранения веса и объема. Эти запаздывания, сдвиги во времени возникновения понятий в пределах одной стадии (так называемые горизонтальные декаляжи) обусловлены привязанностью ребенка к конкретной действительности и его зависимостью от содержания структурированного материала.
Попытки сформировать у детей дошкольного возраста логические понятия, в частности понятие о С. величин, были предприняты в Международном центре генетической эпистемологии в Женеве учеными различных направлений (Б. Инельдер, Дж. Смедслунд, А. Морф, А. Пьере Клермон и др.). В этих исследованиях обучение логическим структурам было основано на приведении в действие других логических структур, которые были приобретены спонтанно, что делает формирование логических структур принципиально ограниченным. В отечественной психологии были успешно проведены циклы исследований, направленных на формирование логических понятий у детей (П.Я. Гальперин и сотрудники, Д.Б. Эльконин и сотрудники). Так, в работах Л.Ф. Обуховой, выполненных под руководством Гальперина, показано, что можно сформировать полноценное понятие о С. количества у детей, если научить их применять к анализу вещей общественно-выработанные орудия познания – критерии, эталоны, меры. В исследованиях, проведенных под руководством Эльконина, овладение детьми логическими операциями и понимание ими принципа С. явилось результатом направленного формирования децентрации.
Лит.: Психологический словарь. – М., 1996.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
255.55 кб

Сохранение традиционной народной культуры в современном обществе

Демина Лилия Васильевна
В Западно-Сибирском Зауралье в контексте всех процессов модернизации и глобализации современного общества остаются актуальными вопросы сохранения и развития традиционной народной культуры региона, ее популяризации среди широких сл
Читать PDF
689.20 кб

Школа формирования информационной культуры: сохранение традиций и решение новых проблем

Стародубова Г. А., Уленко Ю. В.
Читать PDF
144.74 кб

Сохранение инвестиций вуза в разработку информационных систем

Огурцова Любовь Сергеевна
В статье рассматриваются современные способы ведения документации и методы моделирования информационных систем как способ сохранить инвестиции вуза и продлить жизнь самих систем.
Читать PDF
258.49 кб

Сохранение культурно-исторического наследия

Галинская И. Л.
Читать PDF
378.20 кб

Сохранение и защита культурного наследия в процессе подготовки бакалавра

Бырылова Елена Анатольевна
В статье на примере профиля «Безопасность жизнедеятельности» раскрыты возможности сохранения культурного наследия факторы учета угроз, создание культуроориентационного обеспечения профессиональной подготовки

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • СОХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

    процесс памяти, заключающийся в том, что мозг хранит более или менее длительное время то, что человек запомнил- Сохранение может быть динамическим и статическим; динамическое сохранение проявляет
  • ПРОЧНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ЗНАНИЙ

    один из принципов обучения; результат действия положительных факторов, таких как педагогическое мастерство, желание учиться, работоспособность и трудолюбие учащихся. Для прочности сохранения зн