СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Найдено 1 определение
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В профессиональных учебных заведениях сложились следующие этапы Н.о.у.в.п.
Подготовительный или организационный этап. Для руководства работой по Н.о.у.в.п. в ПУ создаются группы научной организации труда (НОТ), в которую входят заместитель директора по учебно-производственной работе, старший мастер, лучшие преподаватели и мастера производственного обучения, представители профсоюзной организации, врач, работники отдела труда и зарплаты и технического обучения базового предприятия (или предприятий, для которых осуществляется подготовка рабочих). Эта группа определяет объекты для внедрения Н.о.у.в.п., комплектует творческие бригады по каждому объекту или участку. Творческие бригады получают план-задание, форма которого приводится ниже.
Группа НОТ, комплектуя творческие бригады, оказывает им практическую помощь в научной организации труда на отдельных участках, составляет программы изучения и определяет задачи каждой бригады, содействуя в обеспечении их материалами, литературой, дает консультации, рассматривает и подготавливает для утверждения планы НОТ. Лучших успехов добиваются ПУ, согласовывающие разрабатываемые планы с предприятиями, которые таким образом несут определенную ответственность за их выполнение.Вся деятельность по научной организации учебно-воспитательного процесса является неотъемлемой частью коллективной и индивидуальной методической работы, что позволяет привлекать к ней всех членов педагогического коллектива.
Во многих ПУ создаются бригады НОТ из наиболее творческих работников училищ. Одни бригады, возглавляемые заместителями директора по учебно-воспитательной работе, занимаются проблемами воспитания учащихся в духе высокой сознательности и добросовестного отношения к труду.
Вторые бригады, возглавляемые заместителями директора по хозяйственной части, изучают вопросы создания благоприятных психо-физиологических, санитарно- гигиенических и эстетических условий в училище. Третьи бригады, возглавляемые заместителями директора по учебно-производственной работе, занимаются разработкой вопросов рационального использования учебного времени, материально-технической базы, повышения эффективности обучения, совершенствования внутриучилищного контроля и методов руководства учебно-воспитательным процессом.
Общее руководство работой по НОТ в училище осуществляет педагогический совет. Один раз в месяц на его заседаниях рассматриваются результаты аналитической работы бригад, утверждаются мероприятия и контролируется их выполнение.
Изучение и анализ существующей организации труда и разработка мероприятий по НОТ. Главная цель творческих бригад и групп НОТ состоит в том, чтобы помочь привести в соответствие с научно-обоснованными нормами и требованиями труд педагогов и учащихся, материально-техническую базу учебных заведений, организацию в управлении учебным процессом. Задачи эти весьма значительные по своим масштабам, поэтому при их решении полезно привлекать в помощь творческим бригадам и группам НОТ специалистов предприятий, научно-исследовательских институтов.
Начинается работа с изучения существующей организации дела и соотнесение ее с достижениями и требованиями науки, с накопленным передовым опытом. Анализ действительного положения дел в училище имеет несколько аспектов.
Педагогический аспект – это анализ знаний, навыков и умений учащихся, применяемых методов обучения; выполнения учебных планов и программ; структуры, состояния планирования и контроля учебно-воспитательного процесса; организация воспитательной и методической работы; использование передового производственного и педагогического опыта; повышение квалификации педагогических кадров.
Инженерно-экономический аспект – это выявление основных недостатков технической оснащенности и размещения рабочих мест педагогов и учащихся, конструктивных несовершенств учебного оборудования и приспособлений, состояние техники безопасности, скрытых производственных резервов, возможностей экономии труда, материалов, энергии; анализ общей подготовки учебного процесса.
Психолого-физиологический аспект – определение рациональности и эффективности трудовых приемов, которыми овладевают учащиеся (имеется в виду продуманное построение трудовых приемов, исключающее излишние, непроизводительное движения). В частности, выясняется, оборудованы ли рабочие места учащихся, мастеров и преподавателей в соответствии с требованиями эргономики, приспособлений, материалов, технической документации с учетом удобства пользования ими при наименьших затратах сил и времени. Уточняется также, насколько учебные мастерские, лаборатории соответствуют требованиям санитарии и гигиены труда, технической эстетики в отношении объемно-планировочных решений, создания цветоклимата.
Продуманное планирование всех сторон учебно-воспитательного процесса – один из важнейших элементов научной организации труда в училище.
С этой точки зрения, первостепенное значение имеет изучение с позиций НОТ важнейшего планирующего документа каждого профессионально-технического учебного заведения – перспективного плана. Перспективный план работы учебного заведения на год определяет главные направления основных видов деятельности педагогического коллектива: учебной, методической, воспитательной, хозяйственно-экономической.Непременное условие правильно составленного перспективного плана – это оптимизация процесса обучения и воспитания с учетом экономии средств, времени и сил учащихся, мастеров производственного обучения, преподавателей.
При анализе перспективного плана следует установить, соблюдены ли в нем эти условия.
Кроме перспективного плана, изучается система планирования производственного и теоретического обучения: соответствие перечней учебно-производственных работ требованиям программ, планирование учебно-производственной деятельности, тематическое планирование изучения программного материала, планы уроков мастеров производственного обучения и преподавателей, планы работы кабинетов, а также расписание занятий. При изучение расписания занятий проверяют, учтены ли в нем степень относительной трудности учебных предметов, их правильное чередование, какова учебная нагрузка мастеров и преподавателей на неделю и учебный год; следует выяснить также, как складывается их бюджет времени, имеются ли нормальные условия для продуктивной подготовки к урокам, проведения внеклассной работы, повышения квалификации.
В связи с бюджетом времени изучается вопрос о собраниях, заседаниях и совещаниях: как осуществляется подготовка к ним, насколько организовано и часто они проводятся.
Тщательному анализу подвергается также планирующая и отчетная документация педагогического совета, методических комиссий с целью определения целенаправленности и актуальности решаемых ими вопросов.
Особую трудность для творческих бригад представляет анализ организации труда директора и заместителя директора по учебно-производственной работе. В частности, очень важно изучить такие аспекты их деятельности, как подбор и расстановка кадров, рациональное распределение функций и обязанностей;
организация творческого труда (учет, нормирование, планирование, поиск новых путей обучения и воспитания);
личная педагогическая деятельность; общественная деятельность;
руководство учебно-воспитательной работой; посещение и анализ уроков;
просмотр классных журналов, дневников и другой документации; беседы с преподавателями и мастерами, родителями и учащимися; подготовка к проведению совещаний;
подведение итогов за определенный период времени, анализ и планирование работы.
Очень важно выявить результативность труда директора и его заместителей, степень их личного влияния и результаты работы училища.
При изучении существующей в училище организации труда следует иметь в виду, что независимо от того, какие стороны учебно-воспитательного процесса анализируются, главным критерием должно быть качество знаний, навыков и умений учащихся. Это основной и определяющий критерий оценки эффективности всей работы учебного заведения.
Для проведения работы по НОТ необходима определенная документация. К ней относятся карты изучения материально-технической базы (мастерских, кабинетов, лабораторий): карты планирования, нормирования учебно-производственных работ и выполнения учебных программ. На отдельных картах отражаются потери учебного времени, формы организации производственного обучения, обслуживание мастерских, внедрение передовых приемов иметодов педагогического труда, повышение квалификации инженерно-педагогических работников, результаты изучения условий труда и др.
Каждое профтехучилище может составить такие карты по наиболее удобной для него форме. Важно, чтобы изучением были охвачены наиболее существенные стороны учебно- воспитательного процесса.
Фактические данные, полученные в результате изучения и анализа организации труда в училище, сопоставляются с нормативами и данными передового опыта. В результате определяется, что следует сделать для более совершенной постановки учебно- воспитательного процесса.
Кроме материалов изучения и их анализа, основой плана НОТ могут быть отдельные предложения работников училища, опыт передовых училищ, рекомендации совещаний и конференций работников профтехобразования, материалы, публикуемые в специальной литературе и периодической печати.
Планы Н.о.у.в.п. должны иметь конкретный характер и разрабатываться творческими бригадами для каждого объекта: учебной мастерской, кабинета, лаборатории, полигона, учебного хозяйства. Они могут составляться и по отдельным общим для всего училища вопросам и направлениям, например использование передового педагогического опыта, новейших технических средств и программированного обучения, повышения эффективности производственной деятельности училища, повышение квалификации педагогических работников и др.
На основе планов, разработанных творческими бригадами, группа НОТ училища составляет общеучилищный план, который рассматривается и утверждается педагогическим советом училища.
Выполнение плана НОПТ. Этот этап включает выдачу заданий исполнителям и выполнение мероприятий, предусмотренных планами НОТ, контроль за их выполнением в установленные сроки, определение эффективности мероприятий. Это самый ответственный этап работы.
Реализацией мероприятий плана НОТ непосредственно на объектах занимаются мастера производственного обучения, преподаватели, старший мастер, технолог, механик и другие работники училища.
К этой работе привлекаются и учащиеся, а для выполнения проектных и оформительских работ – соответствующие организации.
Разработанные предложения доводятся до исполнителей. Их следует проинструктировать о формах и методах выполнения предложений, организовать семинары и консультации для бригад и отдельных работников и, конечно, осуществлять контроль за выполнением плана.
В училище должен быть «Паспорт уровня НОТ» для училища в целом, учебной мастерской, кабинета, лаборатории и т.п. По данным такого паспорта можно не только установить, в какой степени соответствует организация труда учащихся, мастеров и преподавателей современными требованиям, но и узнать, что и когда конкретно сделано по ее совершенствованию.
Внедрение планов научной организации труда и достижение на этой основе хороших результатов в учебной работе возможно только при активном участии общественных организаций, училищ и базовых предприятий.
Главной особенностью проводимой работы является то, что предложения по НОТ основаны на глубоком анализе существующей организации труда непосредственно на рабочем месте, т.е. там, где недостатки в деятельности училищ видны наиболее ясно и полно.
Важно также, чтобы учебно-методические кабинеты были не только пропагандистами, но и организаторами данной работы, своевременно обобщали и распространяли лучший опыт по научной организации учебного процесса как отдельных училищ, так и преподавателейи мастеров производственного обучения, систематически осуществляли контроль за ходом дела и влияли на его результаты.
Организаторами выполнения намеченных в планах НОТ мероприятий должны быть руководящие работники училищ. Они призваны обеспечить финансированием организацию работ по переоборудованию и ремонту кабинетов, лабораторий, мастерских, приобретению недостающего оборудования, инструментов, приспособлений и т.п., организовать выполнение отдельных мероприятий силами учащихся, мастеров, преподавателей с учетом использования внутриучилищных возможностей, помощь базовых предприятий и общественных организаций.
Необходимо помнить, что эффективность и высокое качество учебного процесса в училище могут быть достигнуты в том случае, если работа по научной организации обучения и воспитания учащихся будет идти по двум направлениям: во-первых, «снизу»
– путем составления и внедрения плана НОПТ, во-вторых, «сверху» – путем улучшения системы руководства и материально-технического обеспечения учебного процесса.
Работа по Н.о.у.в.п. – дело творческое, оно требует постоянных целенаправленных поисков всех работников училища.
Лит.: Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. – М., 1975; Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах. – М., 1989.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.