СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МИКРОУРОВНЕ

Найдено 1 определение
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МИКРОУРОВНЕ
. Раскрытие содержания модульных единиц (МЕ) – предметов, предметных областей, видов практическогообучения и работ – на микроуровне с помощью учебных элементов (УЭ) различной степени детализации позволяет получить учебный материал, готовый к применению в образовательном процессе.
Анализ основных детерминант профессионального образования (ПО) показывает, что все их компоненты являются либо объектами и предметами (предметы и средства производства, готовая продукция), либо процессами и явлениями (природные явления, экономические закономерности, технологические и трудовые процессы и т.п.).
Введенные в учебный процесс, они становятся УЭ.
В основу структурирования содержания ПО на микроуровне, также как и на макроуровне, заложен принцип вложения более мелких структурных единиц (учебных элементов) в более крупные. Такая структура УЭ позволяет гибко варьировать содержание МЕ и обеспечить четкое соответствие каждого УЭ диагностируемой цели обучения, направленной на овладение конечным практическим навыком или формирования теоретического знания.
УЭ распределены на две группы. К первой группе относятся все рассматриваемые объекты и предметы, процессы и явления действительности, введенные в учебный процесс. Ко второй группе относятся все те признаки, с помощью которых раскрывается сущность и особенности этих объектов и процессов; они названы учебными элементами – признаками (УЭП).
УЭ первой группы распределены по трем верхним уровням иерархии в соответствии со степенью их детализации, сверху-вниз, соответственно: основной обобщающий учебный элемент (ООУЭ), узловой учебный элемент (УУЭ), основной учебный элемент (ОУЭ).
Содержание крупных УЭ: ООУЭ, УУЭ, – раскрываются путем их детализации на уровне ОУЭ. При раскрытии содержания предмета уровень ООУЭ соответствует теме, УУЭ – подтеме. В том случае, если содержание учебных элементов первой группы носит теоретический характер, оно далее может быть раскрыто с помощью УЭП.
При отборе содержания учебного материала и его структурировании целесообразно классифицировать УЭ первой группы по их характеру на два типа, относя к первому – объекты и предметы, а ко второму – процессы и явления окружающей действительности, введенные в учебный процесс. Эти два типа существенно различаются между собой по характеризующим их признакам.
Пример. Структурирование на микроуровне предмета «Основы художественного проектирования», входящего в общепрофессиональный блок для профессий индивидуального пошива одежды, осуществляется в соответствии с тематическим планом. Предмет включает следующие темы – ООУЭ: «Рисунок фигуры по модулю»; «Построение силуэтных форм»; «Детали одежды в художественном проектировании одежды»; «Рисование моделей одежды с журналов»; «Основы цветоведения»; «Художественное проектирование целостного образа костюма».
ООУЭ – «Детали одежды в художественном проектировании одежды» включает следующие ОУЭ с характеризующими их признаками: ОУЭ – застежки: разновидность, последовательность выполнения зарисовок; ОУЭ – воротники: группы, последовательность выполнения зарисовок; ОУЭ – кокетки: виды, применяемые отделки, оформление кокеток, последовательность выполнения зарисовок; ОУЭ – рукава: виды, модельные варианты, оформление низа; ОУЭ – карманы: виды, взаимосвязь размера, расположение и оформление кармана с моделью изделия. Кроме того, содержание ООУЭ – «детали одежды в художественном проектировании одежды» раскрывается с помощью общих УЭП: виды; их декоративная и функциональная роль в модели; правила рисования; расчет по модулю фигуры.
Внутренняя структура содержания МЕ, представляющая собой вид практического обучения или работы, имеет свои особенности. Содержание таких МЕ представляет собой учебный материал по освоению непосредственно навыками профессиональной деятельности, которые детализируется с целью выделения его отдельных частей, доступных для обучения в реально определенные сроки, результат которого поддается объективному контролю.Детализация осуществляется, во-первых, в соответствии со структурой самой деятельности, которая может быть различной для разных профессий: в одних выделяются операции, в других – функции, группы элементов деятельности, объединенные одной задачей и т.п., а во-вторых, в результате трансформирования профессиональной деятельности в образовательный процесс и определения конкретной системы практического обучения.
Каждый УЭ в содержании такой МЕ представляет собой большую или меньшую по объему логически завершенную часть учебно-производственной деятельности, имеющей конкретные результаты. Здесь также можно выделить ООУЭ, определяющий собой вид работ, УУЭ, представляющие достаточно крупные элементы данного вида работ и объединяющие несколько ОУЭ. ОУЭ в модульных единицах этого типа являются самыми мелкими элементами деятельности, для которых можно сформировать учебную цель в измеримых величинах. УЭП в данном случае отсутствуют, т.к. они характерны только для МЕ, представляющих собой теоретический предмет.
Пример. МЕ – работа «Конструирование поясных изделий» включает два ООУЭ: «Построение чертежа основы прямой юбки» и «Построение чертежа основы брюк-джинсов». Содержание ООУЭ – «Построение чертежа основы прямой юбки» раскрывается с помощью следующих ОУЭ: проведение необходимых измерений и расчетов, распределение прибавок, построение вытачек; моделирование на основе базовой конструкции клиньевых юбок, юбок-брюк, юбок в складку, конических юбок и юбок сложных форм. Содержание ООУЭ – «Построение чертежа основы брюк-джинсов» включает ОУЭ: проведение необходимых измерений, расчетов, распределение прибавок, построение вытачек; моделирование на основе базовой конструкции различных видов брюк-джинсов.
Содержание МЕ – предметных областей (в стандартах по профессиям НПО) и МЕ – видов работ (в учебных программах для трансформации квалификации, например, в сфере занятости) раскрывается в виде перечня интегрированных (теория с практикой) учебных элементов.
Микроструктура содержания ПО позволила при создании стандартов содержания НПО выделить УЭ, задавать качество их усвоения (уровни усвоения). Пакет УЭ, регламентируемый стандартом, определяет микроструктуру федерального компонента содержания и как обязательный минимум содержания должен быть сохранен в учебных программах. На региональном уровне (в образовательном учреждении) посредством дополнения и детализации УЭ федерального компонента на всех уровнях (ООУЭ, УУЭ, ОУЭ, УЭП) разрабатывается микроструктура регионального компонента содержания.
Лит.: Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. – М., 1997; Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. – М., 1994.
В.А. Ермоленко

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.