СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МАКРОУРОВНЕ

Найдено 1 определение
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МАКРОУРОВНЕ
. Реализация в сфере профессионального образования (ПО) парадигмы личностно-ориентированного образования приводит к тому, что отбор содержания образования по профессии (специальности) производится с учетом взаимосвязей с другими профессиями (специальностями) в направлении возможной в дальнейшем наиболее эффективной трансформации приобретаемой личностью квалификации или повышения уровня профессионального образования.
Это определяет интегративный подход при отборе содержания образования по конкретной профессии (специальности), при котором учитывается, к какой отрасли (подотрасли), производству (принцип отраслевой интеграции) или виду деятельности (принцип межотраслевой интеграции) она относится, в какую группу интегрированных (родственных) профессий (специальностей) она входит, какие специальности (специализации) ее составляют.
Нормативной основой для интегративного подхода к отбору содержания профессионального образования являются документы госстандарта (ГС): перечень профессий и специальностей начального профессионального образования (НПО) и классификаторы среднего профессионального (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО).
При отборе содержания профессионального образования исходной является профессия НПО, которая в зависимости от выбранного профессионального поля (направления) может рассматриваться в рамках отраслевой или межотраслевой интеграции профессий и специальностей. Преемственные специальности СПО определяются в рамках заданных классификатором групп родственных специальностей, а ВПО – в рамках заданных классификатором направлений, при этом учитываются возможные специализации по ним.
Выделение при отборе содержания ПО отдельных специальностей профессии важно для организации профессиональной подготовки (ПП), которая обычно ведется не по профессиям, а по специальностям их составляюшим (профессиональное обучение в общеобразовательной школе, обучение и повышение квалификации на производстве, обучение и переобучение безработных граждан и незанятого населения в сфере занятости).Анализ отобранного в конкретном направлении содержания образования проводится по слоям «сверху-вниз». Верхний слой соответствует отраслям и подотраслям экономики, отдельным видам производства или видам деятельности. Средний слой соответствует группам родственных профессий; нижний слой соответствует отдельным профессиям, специальностям. В ходе анализа отбирается сначала общее содержание образования (для профессий и специальностей данного направления или данной группы), а затем частное содержание, специфичное для конкретных профессий, специальностей.
Такой дедуктивный анализ позволяет с помощью выделенных унифицированных компонентов содержания строить содержание профессионального образования, обеспечив его наиболее обоснованную дифференциацию.
Данный подход позволяет подойти к решению проблемы создания учебно-программной документации (УПД) для профессионального обучения не на уровне одной профессии или специальности, а на основе целостной структуры содержания непрерывного профессионального образования в рамках конкретного направления (отрасли, подотрасли, производства или вида деятельности). Такая УПД включает содержание образования по всем взаимосвязанным в данном направлении профессиям и специальностям в виде комплекта структурных элементов содержания (СЭ).
Структурирование (дифференциация) отобранного содержания образования на такие обособленные подсистемы содержания производится в соответствии с частными целями обучения (например, овладение основами профессиональной деятельности, овладение начальным уровнем квалификации по специальности и т.д.).
В качестве конкретного инструмента реализации рассмотренных выше принципов применяется блочно-модульный метод (по названиям основных СЭ), использование которого предполагает, что результаты анализа и разработки содержания профессионального образования на каждом рассмотренном выше слое группируются и оформляются в виде содержательно и функционально завершенных структурных элементов содержания – блоков, реализующих одну или несколько целей обучения.
Анализ содержания непрерывного ПО в конкретном направлении (профессиональном поле) начинается с профессий НПО, рассматриваемого в системе непрерывного ПО в качестве базового.
В общем случае содержание ПО включает общеобразовательную и профессиональную подготовку.
Содержание общеобразовательной подготовки описывается гуманитарным и естественнонаучным блоками.
Для описания профессиональной подготовки по традиционным профессиям и специальностям НПО используется пять основных блоков, охватывающих все последовательные стадии профессиональной подготовки, вытекающие из принципов разделения труда: общетехнический, отраслевой, общепрофессиональный, профессиональный и специальный.
Повышение уровня профессионального образования с учетом имеющейся профессии и трансформация имеющейся квалификации описываются с помощью четырех типов блоков, относящихся к дополнительным блокам: блок повышенного профессионального образования (позволяет повысить уровень ПО на основе имеющегося), блок перепрофилирования и бизнес-блок (реализуют различные направления трансформации квалификации), блок опережающей профессиональной подготовки (реализует опережающий характер профессионального образования).
При отборе содержания блоков содержание каждого последующего блока дополняет содержание предыдущего (например, при отраслевой интеграции содержание ПО по традиционной специальности НПО можно представить в виде последовательного набора блоков: общетехнического, отраслевого, общепрофессионального, профессионального, специального). Это позволяет обеспечить принцип преемственности очень важный с точки зрения создания целостной системы непрерывного ПО, так как при переподготовке можно учесть те блоки, которые были освоены ранее.Типология основных и дополнительных блоков позволяет строить содержание ПО как в системе институциональных форм ПО, так и при подготовке и переподготовке в системе «трансформации квалификации» (например, в сфере занятости) (см. Блоки содержания профессионального образования).
Данная типология дополняется блоками по основам базисных социально-экономических квалификаций, которые с целью адаптации должны быть освоены каждым вне зависимости от приобретаемой квалификации, так как определяют новое содержание функциональной грамотности, связанное с изменениями в социально-экономической сфере.
Так, повышение уровня общего образования в условиях перехода России к рыночным отношениям в экономике, в первую очередь, было вызвано необходимостью обеспечить минимальный уровень бизнес-подготовки населения. В этих условиях большинство блоков по основам базисных социально-экономических квалификаций являются составляющими бизнес-блока. Они отражают как новые квалификации, связанные с внедрением новых технологий: «Основы компьютерной грамотности» (приобретение умений работать на персональном компьютере, в информационных системах и сетях в режиме пользователя); «Основы рыночной экономики и предпринимательства в малом бизнесе» (освоение экономических и юридических аспектов открытия собственного дела), – так и квалификации, претерпевшие существенные изменения при переходе к рынку; «Основы финансовой грамотности» (рынок ценных бумаг, пути сохранения и преумножения личных сбережений граждан); «Основы правовой грамотности» (права граждан в современном российском обществе в свете новой конституции и появления новых законов и законодательных актов в общественной и бытовой сфере).
Кроме того, в условиях жесткой конкуренции на рынке труда возрастает ценность здоровья человека. Специфика реформ в России такова, что они сопровождались существенным ухудшением государственной здравоохранительной системы, а также окружающей среды. Отсюда для выживания индивидуума в этих условиях необходимо овладеть теми квалификациями, которым ранее не уделялось должного внимания, такими как «Основы санитарно-медицинской грамотности» (домашний уход за больными и престарелыми, детьми, первая помощь в экстремальных условиях) и «Основы экологической грамотности» (экология жилища и его отдельных помещений, экология рационального питания, экология поездок на транспорте, экология человеческого общения, экология рабочего места и т.д.).
Блоки являются основными СЭ, с помощью которых формируется содержание образования. В то же время при необходимости они могут делиться дальше на, так называемые, модули (см. Модульное обучение).
Такое разделение оправданно, если реализуемая при изучении содержания блока учебная цель достигается поэтапно: последовательным овладением логически завершенных частей учебного материала, входящего в блок, реализующих частные задачи по достижению этой учебной цели. Такие части учебного материала и оформляются в виде модулей.
Овладение большинством массовых профессий (специальностей) НПО осуществляется поэтапно, что связано с последовательным повышением уровня квалификации (мастерства) по профессии (специальности). С учетом повышения квалификации по специальности обычно специальные блоки разделяются на модули: базовый (БМ) и дополнительный (ДМ). При получении профессии (специальности) в учреждениях начального профессионального образования (УНПО) обычно последовательно осваивается БМ, включающий учебный материал на уровне введения в профессию (специальность) или начального уровня квалификации по профессии (специальности), и один ДМ, обеспечивающий подготовку на той ступени квалификации, к которой относится профессия.
При дальнейшем повышении квалификации по профессии (специальности) выпускнику образовательного учреждения необходимо будет еще освоить ДМ, содержание которых разрабатывается в соответствии с нормативными документами Минтруда и социального развития России (ЕТКС и т.д.).
Разработанный на основе ГСПО комплект блоков и модулей, определяющих содержание непрерывного ПО в конкретном направлении с учетом его преемственности, является основой для создания блочно-модульных учебных программ (Б-М УП), реализующихнепрерывное ПО. Анализ таких комплектов (или программ) позволяет человеку выбирать различные варианты образовательных траекторий, пути наиболее эффективной трансформации квалификации с учетом его потребностей и особенностей, а также потребностей рынка труда и перспектив развития общества и производства.
На макроуровне содержание образования по конкретной образовательной траектории формируется с помощью СЭ (блоков и модулей), набор и последовательность изучения которых определяются частными целями, составляющими конечную цель обучения, с учетом особенностей обучающихся (имеющегося уровеня образования, предшествующего профессионального опыта, ограничения трудоспособности). В ходе такого построения собственно содержание блоков и модулей описывается с помощью, так называемых, модульных единиц (МЕ).
В зависимости от проектируемого объекта (ГС содержания НПО, Б-М УП для профессиональных образовательных учреждений (ПОУ), Б-М УП для профессионального обучения в системе трансформации квалификации) принято три модели построения содержания, отличающиеся характером МЕ.
При разработке стандартов НПО (стандартов по профессиям и стандартов по предметам) в качестве МЕ выступают предметы и предметные области, при проектировании Б-М УП для ПОУ – предметы (дисциплины) и виды практического обучения (производственное обучение, лабораторно-практические работы, практика – производственная, профессиональная и пр.), при проектировании Б-М УП для профессионального обучения незанятого населения и безработных граждан – предметы и виды работ.
Рассмотренная на уровне основных блоков структура содержания ПО определяет структуру модели учебного плана для УНПО как документа ГС, раскрывающего основные инвариантные компоненты содержания НПО. Отсюда циклы учебного плана как законченные этапы обучения, реализующие конкретные учебные цели, имеют названия идентичные названиям блоков: гуманитарный, естественнонаучный, общетехнический, отраслевой или общепрофессиональный, профессиональный.
Раскрытие содержания блоков с помощью МЕ – предметов и видов практического обучения (производственное обучение, производственная практика и пр.) приводит к формированию примерного учебного плана для подготовки по профессии.
Разделение профессионального цикла обучения в модели и примерных учебных планах на базовый и специальный курсы отражает двухступенчатый характер подготовки по профессиям широкого профиля: базовая и специальная подготовка. В соответствии с двумя видами интеграции специальностей в профессию существует два подхода к формированию на основе блоков и модулей содержания базового и специального курса. Достигаемая при таком построении дифференциация специальной подготовки (специального курса) позволяет образовательному учреждению гибко реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда.
При построении содержания образования принята двухуровневая технология проектирования, отражающая разделение содержания на федеральный и региональный компоненты в соответствии с разделением полномочий субъектов профессионального образования в части разработки его содержания. Региональный компонент содержания разрабатывается путем последовательного дополнения и уточнения федерального компонента на всех уровнях его структуры (на макроуровне – блоки, модули, модульные единицы).
Такой подход позволяет на основе ФКГС создавать рабочую УПД, не только учитывающую требования ГС, но и одновременно ориентированную на потребности регионального (местного) рынка труда.
Лит.: Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. – М., 1997; Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. – М., 1994.
В.А. Ермоленко

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.