СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. С. о. о. обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих их гражданскую позицию, отношение к миру и определение своего места в нем. Источник С. о. о. – социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре. Каждая эпоха наполняет культуру новым, только ей свойственным содержанием, отвечающим потребностям и задачам общества. С выделением школы как самостоятельного общественного института С. о. о. рассматривается с точки зрения учебных предметов. В XVII–XVIII вв. С. о. о. включало элементы, общие для всех отраслей деятельности. Сформировались теории материального и формального образования. К XIX в. обозначились цели обучения, выходящие за рамки знаний, умений и навыков: развитие ума, самостоятельности, творческих способностей, которые, однако, не воплотились в новое понимание С. о. о. В современной дидактике выделяется несколько уровней рассмотрения и формирования С. о. о. На теоретическом уровне С. о. о. фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре и общественных функциях передаваемого социального опыта в его педагогической интерпретации. На уровне учебного предмета представлены определенные части С. о. о., несущие специфические функции в общем образовании. На уровне учебного материала даются конкретные, подлежащие усвоению, фиксированные в учебниках и учебных пособиях элементы С. о. о., входящие в курс обучения. Таким образом, С. о. о. раскрывается в образовательных программах, учебных планах и учебниках. Главным фактором, действующим при конструировании С. о. о., являются потребности общества и цели, которые оно ставит перед обучением. С. о. о. является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства. С. о. о. должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формировать адекватную современному уровню знаний картину мира, интегрировать личность в национальную и мировую культуру, нацеленную на совершенствование и воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества (Педагогический энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dictionary.fio.ru; www.encycl.accoona.ru). И. В. Ламаш

Источник: Глоссарий современного образования.

СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
. Система образования призвана обеспечивать становление личности каждого учащегося и тем самым в широком социальном смысле осуществляет постоянную передачу культуры последующим поколениям. Образование (в том числе и общее) триедино: оно имеет своей функцией, результатом и основными сторонами научение, развитие и воспитание. При этом зоной ближайшего действия, т.е. непосредственной целью и предметом обучения, выступает научение («передача- усвоение» опыта в виде знаний и умений).
Образование имеет явно выраженную структуру: в нем выделяются «сквозные линии» и ступени. В качестве двух основных «сквозных линий», пересекающихся на всем своем протяжении, выступают общее образование и специальное образование, или трудовая технологическая подготовка. Сфера пересечения общего и специального образования, несущая в себе черты того и другого, представляет собой политехническое образование.
Основные функции общего образования состоят во всестороннем развитии человека, его подготовке к жизни и труду, к выбору профессии и последующему профессиональному образованию.
Общее среднее образование имеет три ступени: начальное общее, основное общее и среднее (полное). При этом общее среднее образование само выступает в качестве ступени, предшествующей профессиональному образованию. На заключительной ступени общее среднее образование может сочетаться с профессиональным.
Общее образование, как и образование в целом, характеризуется прежде всего содержанием и процессуальной стороной, именуемой обучением. В образовании, в том числе и общем среднем, выделяется инвариантная, или базовая (обязательная для всех учащихся) часть, и вариативная (т.е. занятия по выбору учащихся в зависимости от их интересов, склонностей и возможностей).
Основное общее образование обеспечивается обучением в средней общеобразовательной школе, полное общее среднее образование – обучением в средней общеобразовательнойшколе или в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают общее образование в специальных школах или в домашних условиях.
Основная закономерность, определяющая базовую структуру С.о.о. Система учебных курсов обязательного (базового) цикла удовлетворяет одновременно многим требованиям, связанным с научением (усвоением знаний, формированием умений), воспитанием и развитием учащегося. Из числа факторов, влияющих на С.о.о., два фактора предопределяют «набор» учебных курсов:
общая структура деятельности человека, компонентами которой являются познавательная, нравственная, коммуникативная, технико-технологическая, эстетическая и физическая стороны деятельности;
структура объекта изучения, в качестве которого для общего образования выступает вся окружающая человека действительность. Структура объекта изучения отражена в фундаментальной структуре научного знания (философия, математика, физика, химия, биология, география, кибернетика, комплекс наук о человеке, общественные науки, технические и технологические науки).
Структура С.о.о. должна удовлетворять двум требованиям: минимальности и функциональной полноты набора учебных предметов.
На каждой из трех ступеней общего образования набор общеобразовательных предметов разный. На начальной ступени выделяются базовые учебные курсы соответствующими основным сторонам структуры деятельности:
коммуникативная культура (родной язык, государственный язык, иностранный язык), познавательная культура (математика и окружающий мир),
искусство, этика,
трудовая подготовка, физическая культура.
Этот набор общеобразовательных предметов начальной школы является минимальным с точки зрения требования функциональной полноты компонентов учебно-воспитательного процесса в этом звене образования.
На среднем этапе школьного обучения (основная школа) система учебных курсов развертывается. Вводятся занятия по выбору учащихся в виде факультативных курсов, но еще не получает полного развития дифференциация обучения – профильная дифференциация еще не осуществляется. При этом решаются задачи профориентационного плана, поскольку после завершения неполной средней (базовой) школы значительная часть молодежи продолжает обучение в профессиональных учебных заведениях.
На средней ступени школы, где предметная структура приобретает большее значение, выделяются следующие базовые учебные курсы:
1) Родной язык и литература,
2) Русский язык (как государственный) и литература,
3) Иностранный язык,
4) Человек,
5) Общество (история и обществоведение),
6) Математика,7) Кибернетика и информатика,
8) Физика и астрономия,
9) Химия,
10) География и экология,
11) Биология,
12) Искусство,
13) Трудовая технологическая подготовка,
14) Физическая культура.
Старшая ступень общеобразовательной школы, существующая параллельно с учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, несет в себе ряд черт самостоятельного учебного заведения, не являясь при этом профессиональной школой, хотя учащиеся имеют возможность приобрести начальную профессиональную подготовку. На этой ступени общего образования получают свое дальнейшее развитие все систематические курсы, изучающиеся в основной школе. Существенно углубляется трудовая технологическая подготовка и дифференциация обучения (занятия по выбору учащихся), т.е. вводится профильное обучение.
Общее образование осуществляется и в профессиональных учебных заведениях. В учебных заведениях начального и среднего профессионального образования по своему объему оно соответствует старшей ступени школы. В высших учебных заведениях в качестве обязательных сохраняются следующие общеобразовательные предметы: философия, обществознание (в виде нескольких дисциплин), кибернетика (в т.ч. информатика), иностранный язык и физическая культура. Изучаются также один-два общеобразовательных предмета, соответствующие профилю вуза, например, математика, физика и химия в технических вузах и т.д.
В аспирантуре, в связи с тем, что центр тяжести переносится на самостоятельную творческую работу, объем систематического общего образования значительно сужается, но, тем не менее, оно сохраняется. В качестве обязательных изучаются только три общеобразовательных предмета: философия, кибернетика и информатика, иностранный язык.
В С.о.о. выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный. При этом первые два регулируются соответственно федеральным и национально-региональным компонентами государственного стандарта; школьный компонент находится в ведении учебного заведения.
В последнее время наметились следующие направления совершенствования С.о.о.: а) Положительных результатов в нравственном воспитании нельзя достигнуть, идя
только по пути нравоучений и морализирования. Это, безусловно, верно. Формирование нравственной культуры – дело куда более сложное. Между тем, вряд ли можно считать оправданным отсутствие в содержании школьного образования систематического курса основ этики. Такой курс, несомненно, нужен.
б) Основным изменением предметной структуры научного знания, осознанным в конце 40- х гг. нашего века, является появление нового фундаментального направления науки, получившего общее наименование «кибернетика». В очень короткие сроки кибернетика приобрела огромное практическое значение. Велико ее мировоззренческое значение, а также роль для политехнического и коммуникативного образования учащихся. Есть все основания полагать, что кибернетика в школе будущего займет видное место, адекватное ее образовательному значению. Процесс этот во всем мире уже начался.
Более того, эта часть С.о.о. представляет собой самостоятельный учебный курс. Существующий ныне в России и других странах курс информатики решает проблемы этой области общего образования лишь частично, поскольку общее кибернетическоеобразование не сводимо к изучению информатики: подмена курса кибернетики курсом информатики аналогична замене школьного курса биологии курсом агрономии.
в) Длительное время педагоги многих стран, в том числе и отечественные, исследуют содержание и пути изучения основ техники и технологии в общеобразовательной школе. В целом нуждается в дальнейшем совершенствовании проблема трудового обучения и политехнического образования.
г) Требует своего решения проблема общего психологического образования. Вполне вероятно, что в общеобразовательной школе в этой связи курс биологии человека может быть расширен до антропологического курса «Человек» за счет включения в него психологической составляющей.
д) Актуальной остается проблема взаимосвязи учебных курсов, имеющая много аспектов, существенно важных и в теоретическом и практическом отношениях.
К числу важнейших задач современной школы, связанных с необходимостью устранения перегрузки учащихся и многопредметности, относится задача генерализации структурных единиц С.о.о. Разумеется, необходимо совершенствовать содержание действующих уже курсов, прежде всего общественно-научных.
Нуждается в совершенствовании и система дифференцированного обучения.
Лит.: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М., 1991; Учебные стандарты школ России. Т. I и II. – М., 1998.
В.С. Леднев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
192.74 кб

Интеграции содержания общего и профессионального образования

Аверьянов В. Т., Клюй В. В., Грошев А. Д.
Анализируются проблемы взаимосвязи общего и профессионального образования
Читать PDF
252.13 кб

Содержание результатов общего образования и деятельность учителя

Бахмутский Андрей Евгеньевич
Рассматриваются научные основы понимания результатов общего образования в рамках компетентностного подхода при реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Читать PDF
525.73 кб

Модернизация содержания общего образования: компаративистский контекст

Вульфсон Борис Львович
В статье рассматриваются основные направления модернизации содержания школьного образования в развитых странах, системы дифференцированного обучения, принципы обновления учебных дисциплин, гуманизация и гуманитаризация образования
Читать PDF
216.89 кб

О теоретических основах содержания общего психологического образования

Лызь Н. А.
Читать PDF
245.20 кб

Ключевые компетентности основа обновления содержания общего образования

Суханова В. К., Плотникова О. В.
Рассматривается сущность понятия ключевых компетентностей, необходимость их учета при модернизации содержания образования, а также возможности курса общей физики в решении задач формирования ключевых компетентностей.
Читать PDF
352.91 кб

Осмысление подхода к содержанию общего среднего образования в 30-е гг. Хх в

Шадрина Евгения Владимировна
Основная цель статьи осмысление понятия «общее среднее политехническое образование» в 30-е гг. ХХ в., определение подхода к содержанию образования, обеспечивающего качественную подготовку учащихся средних школ.
Читать PDF
138.84 кб

Развитие теории содержания общего среднего образования: типология и генезис

Богуславский Михаил Викторович
Different approaches of typology of the theory of General and Higher education in the history and at the modern state of Russian Pedagogy are discussed.
Читать PDF
466.70 кб

Модернизация содержания общего образования в отечественной педагогике ХХ века

Богуславский Михаил Викторович
В статье характеризуется процесс модернизации содержания общего образования в отечественной педагогике ХХ века.
Читать PDF
183.14 кб

Образовательный стандарт — инструмент обновления содержания общего образования

Э.Д. Днепров
Читать PDF
315.45 кб

Осмысление подхода к содержанию общего среднего образования в 30-е годы хх века

Шадрина Евгения Владимировна
Основная цель статьи осмысление понятия «общее среднее политехническое образование» в 30-е г. г. ХХ в., определение подхода к содержанию образования, обеспечивающего качественную подготовку учащихся средних школ.
Читать PDF
319.93 кб

Обновление содержания образования в условиях реализации ФГОС общего образования

Черенков Виктор Егорович
Рассматриваются актуальные вопросы инновационного развития системы общего образования, вводятся понятия инновационного содержания образования и инновационных содержательно-мето-дических линий.
Читать PDF
284.45 кб

Реализация компетентностного подхода в содержании общего и педагогического образования

Бордовский Геннадий Алексеевич
В статье приводится текст выступления на Совете по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» 01.10.2009 г. (Москва).
Читать PDF
230.89 кб

Проектирование содержания и технологий общего и профессионального образования взрослых

Марон Аркадий Евсеевич, Филина Татьяна Викторовна
В статье раскрыты закономерности обучения взрослых, проанализированы андрагогические особенности их учебной деятельности, показаны возможные модели проектирования содержания и технологий подготовки специалистов (на примере руковод
Читать PDF
227.88 кб

Пути и факторы оптимизации содержания общего среднего образования на современном этапе

Сафарова Рохат Гайбиллаевна
Читать PDF
439.73 кб

Приоритеты модернизации содержания общего образования в отечественной педагогике ХХ века

Богуславский М. В.
В статье характеризуется процесс модернизации содержания общего образования в отечественной педагогике ХХ века.

Похожие термины: