система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процесседля их последующего использования в практике социального управления. Различают три основных вида С.и. в зависимости от масштабности и сложности поставленных задач: разведывательное (оно также называется пилотажным, пилотным или зондажным), описательное и аналитическое. Разведывательное (пилотажное) исследование – самый простой вид конкретного С.и.; оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности, проводится по упрощенной программе и методике с использованием сжатого по объему инструментария. В разведывательном исследовании нередко проверяются и уточняются гипотезы и производится апробация инструментария перед более масштабным и глубоким основным исследованием (описательным или аналитическим). Объектом описательного С.и. выступает достаточно большая общность людей, не однородная по своим характеристикам, что позволяет делать сравнения и сопоставления. Таким объектом может быть группа безработных женщин города (региона), имеющих различные профессии, разный уровень квалификации и образования, различные возрастные характеристики и семейное положение. Самый сложный и глубокий вид С.и. – исследование аналитическое. В отличие от описательного, оно предполагает также выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику и т.д.; носит комплексный характер и по методам сбора информации, и по другим параметрам, ему чаще предшествуют пилотажные исследования. Аналитическое исследование может охватывать большие массивы исследуемых и проводиться в рамках города, региона, страны (может быть и международным). С.и. включает в себя следующие взаимосвязанные этапы: 1) подготовка исследования; 2) сбор первичной информации; 3) подготовка собранной информации для обработки и ее обработка (вручную или на ЭВМ); 4) анализ обработанной информации, формулировка выводов и практических рекомендаций.
Ю.В. Колесников
181.11 кб
Социологические исследования
Право на образование одно из наиболее существенных социальных прав человека. Его реализация условие развития личности и всего общества.The right to formation one of the most essential social human rights.