СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ
положение индивида или группы, общности людей по отношению к другим индивидам и группам в обществе. Социальный статус характеризуется экономическими, демографическими, профессиональными, образовательно-культурными и другими признаками.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
соотносительное положение (позиция) индивида или группы в общественной структуре, отличающее их от других лиц и групп. Социальный статус лица определяется по его отношению к сфере профессионального труда. В этой связи население подразделяется на пять катего- рий: учащиеся; работники, в том числе временно незанятые; лица, занятые исключительно домашним хозяйством; лица, не имеющие определенных оплачиваемых занятий; пенсионеры.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Социальный статус
положение лица или группы в обществе, отличающее их от других лиц и групп. Характеризуется рядом признаков – правовых, экономических, профессиональных. Социальный статус лица обычно определяется по признаку его отношения к сфере профессионального труда. В этой связи население подразделяется на пять категорий: а) учащиеся, т.е. те, кто только готовится к самостоятельной жизни; б) работники, в том числе временно незанятые; в) лица, занятые исключительно домашним хозяйством; г) лица, не имеющие определенных оплачиваемых занятий; д) пенсионеры. Система образования взрослых адресует свои услуги лицам, относящимся к четырем последним категориям. (Онушкин В.Г., Огарёв Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб, ИОВ РАО. 109 с.)
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
(от лат. status – состояние дел, положение) – интегративный показатель как положения субъекта в системе межличностных отношений, так и социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений.
С.с. субъекта в группе и социального, социально-профессионального слоя в системе общественных отношений определяется различными факторами, но в том и другом случае характеристиками С.с. являются престиж и авторитет как своего рода мера признания заслуг индивида или представителей социальной группы.
Статус субъекта в группе определяется индивидуальными нравственно-психологическими характеристиками, уровнем успешности деятельности, степенью активности индивида.
Один и тот же индивид может иметь равный статус в различных по содержанию деятельности и общения группах, что гарантирует стабильность самоощущения и удовлетворенности субъекта своим положением в структуре межличностных отношений. Существенные расхождения в статусе индивида, который он приобретает в различных группах, может стать причиной фрустрации, конфликта, поиска той референтной группы, где индивид может получить признание. В педагогической практике с данным явлением связаны случаи, когда имеющий низкий статус в учебно-познавательной деятельности учащийся стремится обрести более высокий в неформальной группе, нередко в криминальной среде. Личностно ориентированный подход к учебно-воспитательному процессу предполагает диагностику статуса каждого в группе с помощью социометрии и референтометрии; содействие каждому в приобретении должного статуса на основе включения в деятельность, которая принесет индивиду призвание и авторитет. В профессиональном образовании распространен феномен, когда учащийся, получивший высокий статус в производственной деятельности, стремится сохранить его и в учебно- познавательной деятельности, повышая ответственность за ее результаты.
С.с. социальных групп и их представителей в системе социальных связей и общественных отношений определяется рядом признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и др.). Поэтому в социологии наряду с понятием С.с. используются и другие: социально-экономический, социально-правовой, социально-профессиональный статус, позволяющие определить положение групп и их членов в соответствующих сферах жизнедеятельности общества. Люди, обладающие одним и тем же статусом, обнаруживают ряд сходных личностных характеристик, обозначаемых как «социальный тип» личности. В зависимости от того, имеет ли индивид данный статус благодаря наследуемым признакам (национальность, социальное происхождение, фамильный бизнес и т.п.) или благодаря собственным усилиям (образование, талант, заслуги в определенной деятельности), различают «предписанный» и «достигаемый» статус. Среди факторов, определяющих статус социальных групп, существенное значение имеет сложившаяся в обществе система ценностей. Зависимость С.с. от приоритета ценностей заметно проявилась в России в переходный период к рыночным отношениям: если ранее определяющими С.с. ценностями были трудовой вклад, уровень образованности и компетентности личности, то с изменением социально-экономических условий определяющими стали материальное благополучие и собственный бизнес, что привело в первые годы перестройки к снижению престижа образования, производственной и научной деятельности.Понятие С.с. применяется в социологии соотносительно с понятием «социальная роль». В этом соотношении С.с. определяет совокупность прав и обязанностей, а роль – динамический аспект С.с., т.е. особенности деятельности и поведения.
Лит.: Философский словарь. – М., 1991; Психология. Словарь. – М., 1990; Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982; Коган Л.Н. Человек и его судьба. – М., 1988.
И.И. Зарецкая
С.с. субъекта в группе и социального, социально-профессионального слоя в системе общественных отношений определяется различными факторами, но в том и другом случае характеристиками С.с. являются престиж и авторитет как своего рода мера признания заслуг индивида или представителей социальной группы.
Статус субъекта в группе определяется индивидуальными нравственно-психологическими характеристиками, уровнем успешности деятельности, степенью активности индивида.
Один и тот же индивид может иметь равный статус в различных по содержанию деятельности и общения группах, что гарантирует стабильность самоощущения и удовлетворенности субъекта своим положением в структуре межличностных отношений. Существенные расхождения в статусе индивида, который он приобретает в различных группах, может стать причиной фрустрации, конфликта, поиска той референтной группы, где индивид может получить признание. В педагогической практике с данным явлением связаны случаи, когда имеющий низкий статус в учебно-познавательной деятельности учащийся стремится обрести более высокий в неформальной группе, нередко в криминальной среде. Личностно ориентированный подход к учебно-воспитательному процессу предполагает диагностику статуса каждого в группе с помощью социометрии и референтометрии; содействие каждому в приобретении должного статуса на основе включения в деятельность, которая принесет индивиду призвание и авторитет. В профессиональном образовании распространен феномен, когда учащийся, получивший высокий статус в производственной деятельности, стремится сохранить его и в учебно- познавательной деятельности, повышая ответственность за ее результаты.
С.с. социальных групп и их представителей в системе социальных связей и общественных отношений определяется рядом признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и др.). Поэтому в социологии наряду с понятием С.с. используются и другие: социально-экономический, социально-правовой, социально-профессиональный статус, позволяющие определить положение групп и их членов в соответствующих сферах жизнедеятельности общества. Люди, обладающие одним и тем же статусом, обнаруживают ряд сходных личностных характеристик, обозначаемых как «социальный тип» личности. В зависимости от того, имеет ли индивид данный статус благодаря наследуемым признакам (национальность, социальное происхождение, фамильный бизнес и т.п.) или благодаря собственным усилиям (образование, талант, заслуги в определенной деятельности), различают «предписанный» и «достигаемый» статус. Среди факторов, определяющих статус социальных групп, существенное значение имеет сложившаяся в обществе система ценностей. Зависимость С.с. от приоритета ценностей заметно проявилась в России в переходный период к рыночным отношениям: если ранее определяющими С.с. ценностями были трудовой вклад, уровень образованности и компетентности личности, то с изменением социально-экономических условий определяющими стали материальное благополучие и собственный бизнес, что привело в первые годы перестройки к снижению престижа образования, производственной и научной деятельности.Понятие С.с. применяется в социологии соотносительно с понятием «социальная роль». В этом соотношении С.с. определяет совокупность прав и обязанностей, а роль – динамический аспект С.с., т.е. особенности деятельности и поведения.
Лит.: Философский словарь. – М., 1991; Психология. Словарь. – М., 1990; Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982; Коган Л.Н. Человек и его судьба. – М., 1988.
И.И. Зарецкая
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.