СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК
(соционом)1) специалист в области социальной работы; 2) профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.
Социальный работник
специалист, в соответствии со своими должностными и профессиональными обязанностями оказывающий все виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших у них проблем. (1)
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК
специалист, в соответствии со своими должностными и профессиональными обязанностями, оказывающий все виды социального обслуживания, социальной помощи, социальных услуг человеку, семье или группе, в связи с возникшими у них проблемами.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК
лицо или группа лиц, призванных помочь людям разобраться в происходящих социальных переменах, оказать содействие тем, кто пытается адаптироваться к этим переменам и соответствующим образом изменить себя, в том числе и при помощи образования.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК
специалист, выполняющий социальную работу как профессионал. С.р. – это, как правило, выпускники школ социальной работы, применяющие свои знания и умения для социального обслуживания инвалидов, семей, групп, общин, организаций, социума в целом. С.р. помогают людям повышать способность решать проблемы, создавать необходимые для этого ресурсы, обеспечивают взаимодействие между людьми или между человеком и его средой, повышают ответственность организаций за человека, влияют на социальную политику.
В мире существуют общепринятые ценности С.р. – это обычаи, этические стандарты и принципы, существенные для данной культуры, группы людей или индивида. Среди специфических ценностей С.р. или профессиональной группы приоритетными считаются: уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентами; готовность к передаче знаний и умений другим; уважение к индивидуальным и групповым различиям, стремление к развитию способностей подопечного помогать себе самому и другие. Не менее важно знать, какие умения социального работника заложены в профессиональном стандарте специалиста. В практике большинства стран выделено 12 таких умений:
1. Умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью.
2. Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивая ситуации.
3. Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности.
4. Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.
5. Умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия.
6. Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз.
7. Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных.
8. Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей.
9. Умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы.
10. Умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.
11. Умение обеспечивать межинституциональные связи.12. Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них финансирующим фондам, общественности, законодательным институтам.
В функциональном назначении С.р. на первое место выдвигается его умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением, умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами, обеспечивать межинституциональные связи. Поскольку С.р. имеет дело с человеком и его окружением (и прежде всего, с его семьей), важно подчеркнуть, что знание развития и поведения человека в конкретной среде необходимо любому и каждому С.р., кем бы ни был его клиент – ребенок или взрослый, одинокий пенсионер или инвалид, семья или другая социальная группа. А это означает, что психолого-педагогическая компетентность в личностно-средовом контексте (а следовательно и подготовленность) специалиста составляют базовую основу социальной работы.
От С.р. требуется, чтобы вся их практическая деятельность была обоснована теоретически и проведена профессионально (с диагностикой и соответствующим анализом социальной ситуации, оценкой дисфункциональных взаимосвязей, которым подвергаются отдельный человек, семья или группа).
В сфере практической деятельности С.р. многих стран – одни и те же задачи:
– поддерживать, обнадеживать и стимулировать людей на развитие их собственных сил, конструктивную деятельность, на использование имеющихся у них резервов;
– предлагать помощь, организовать ее, устанавливая различные необходимые для этого связи и контакты;
– сопровождать людей на протяжении определенного жизненного периода, выказывать им личное участие, организовать контроль за ситуацией в целях защиты клиента;
– представлять интересы нуждающихся в помощи, если последние не в состоянии это сделать;
– обращать внимание на последствия беды и вносить предложения по их предупреждению, смягчению или ликвидации;
– вызывать сочувствие и активизировать людей на оказание помощи нуждающимся, оказывать воздействие на органы власти и управления с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты;
– информировать инстанции на всех уровнях о факторах, которые негативно сказываются на условиях жизни для определенных групп населения.
В ходе реализации указанных задач С.р. совместно с социальными педагогами (см. Социальные педагоги) призваны выполнять самые разнообразные роли: по воспитанию, информации, стимулированию, консультированию, обслуживанию, организации, координации и т.п. Успех профессиональной деятельности ставится в зависимость от того, как им удается исполнить эти роли.
С.р. может обслуживать людей любого возраста, независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности. Клиентом социального работника может быть отдельный человек, семья, группа, сообщество, организация. Обеспечивая социальное обслуживание клиента, С.р. одновременно работает как в условиях институциональной среды, так и в условиях открытой, семейно-бытовой микросреды и ее окружения, в условиях неформального общения, помогая решать социально-нравственные, социально-бытовые, психологические, медицинские и другие проблемы клиента. Это позволяет ему обеспечить первоначальную, своевременную необходимую реакцию практически на любую проблему клиента.
Специфика функций С.р. предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, широкой образованности, ибо подготовка социального педагога, С.р. должна стать практическим человековедением, отражающим многообразные отделы современного человекознания.Профессиональные стандарты, требования к таким специалистам основываются на кодексе этики и профессиональных умений, который служит в качестве руководства в их каждодневном поведении, основывается на фундаментальных общечеловеческих ценностях, учитывает достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности. В соответствии с кодексом С.р. рассматривается как сотрудник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность за оказание помощи людям, улучшение качества жизни людей.
Ниже приводятся основные позиции, выделенные Кодексом этики С.р. большинства стран мира.
Не поучать, не приказывать, не запрещать. Вдохновлять и побуждать клиента к действию, к инициативе, к творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность личности.
Уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта, эмпатийность, экстравертность.
Быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь «разговорить» клиента, совместно определить пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт.
Быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы. Обеспечивать субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи.
Уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем; строить взаимоотношения на основе диалога, на равных.
Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения.
Соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия. Всегда действовать исключительно в интересах клиента.
Уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политики.
Вести работу только в рамках своей компетенции, нести персональную ответственность за качество своей работы; не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя свои обязанности. Полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных.
Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях; участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом. Принимать плату за услуги только добровольно предлагаемую и на законных основаниях. Не принимать ценных подарков за выполненную работу.
Стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы. Основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях.
Защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии. Уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдая деликатность исправедливость. Предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег.
Всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения.
Лит.: Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М., 1998; Социальная реабилитация детей и подростков в специализированном учреждении. – М., 1996; Обучение социальной работе в России. В шести томах, программы и технологии. – М., 1997–1998 гг.; Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалистов социальной работы. – Ульяновск, 1997.
В.Г. Бочарова
В мире существуют общепринятые ценности С.р. – это обычаи, этические стандарты и принципы, существенные для данной культуры, группы людей или индивида. Среди специфических ценностей С.р. или профессиональной группы приоритетными считаются: уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентами; готовность к передаче знаний и умений другим; уважение к индивидуальным и групповым различиям, стремление к развитию способностей подопечного помогать себе самому и другие. Не менее важно знать, какие умения социального работника заложены в профессиональном стандарте специалиста. В практике большинства стран выделено 12 таких умений:
1. Умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью.
2. Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивая ситуации.
3. Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности.
4. Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.
5. Умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия.
6. Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз.
7. Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных.
8. Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей.
9. Умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы.
10. Умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.
11. Умение обеспечивать межинституциональные связи.12. Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них финансирующим фондам, общественности, законодательным институтам.
В функциональном назначении С.р. на первое место выдвигается его умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением, умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами, обеспечивать межинституциональные связи. Поскольку С.р. имеет дело с человеком и его окружением (и прежде всего, с его семьей), важно подчеркнуть, что знание развития и поведения человека в конкретной среде необходимо любому и каждому С.р., кем бы ни был его клиент – ребенок или взрослый, одинокий пенсионер или инвалид, семья или другая социальная группа. А это означает, что психолого-педагогическая компетентность в личностно-средовом контексте (а следовательно и подготовленность) специалиста составляют базовую основу социальной работы.
От С.р. требуется, чтобы вся их практическая деятельность была обоснована теоретически и проведена профессионально (с диагностикой и соответствующим анализом социальной ситуации, оценкой дисфункциональных взаимосвязей, которым подвергаются отдельный человек, семья или группа).
В сфере практической деятельности С.р. многих стран – одни и те же задачи:
– поддерживать, обнадеживать и стимулировать людей на развитие их собственных сил, конструктивную деятельность, на использование имеющихся у них резервов;
– предлагать помощь, организовать ее, устанавливая различные необходимые для этого связи и контакты;
– сопровождать людей на протяжении определенного жизненного периода, выказывать им личное участие, организовать контроль за ситуацией в целях защиты клиента;
– представлять интересы нуждающихся в помощи, если последние не в состоянии это сделать;
– обращать внимание на последствия беды и вносить предложения по их предупреждению, смягчению или ликвидации;
– вызывать сочувствие и активизировать людей на оказание помощи нуждающимся, оказывать воздействие на органы власти и управления с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты;
– информировать инстанции на всех уровнях о факторах, которые негативно сказываются на условиях жизни для определенных групп населения.
В ходе реализации указанных задач С.р. совместно с социальными педагогами (см. Социальные педагоги) призваны выполнять самые разнообразные роли: по воспитанию, информации, стимулированию, консультированию, обслуживанию, организации, координации и т.п. Успех профессиональной деятельности ставится в зависимость от того, как им удается исполнить эти роли.
С.р. может обслуживать людей любого возраста, независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности. Клиентом социального работника может быть отдельный человек, семья, группа, сообщество, организация. Обеспечивая социальное обслуживание клиента, С.р. одновременно работает как в условиях институциональной среды, так и в условиях открытой, семейно-бытовой микросреды и ее окружения, в условиях неформального общения, помогая решать социально-нравственные, социально-бытовые, психологические, медицинские и другие проблемы клиента. Это позволяет ему обеспечить первоначальную, своевременную необходимую реакцию практически на любую проблему клиента.
Специфика функций С.р. предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, широкой образованности, ибо подготовка социального педагога, С.р. должна стать практическим человековедением, отражающим многообразные отделы современного человекознания.Профессиональные стандарты, требования к таким специалистам основываются на кодексе этики и профессиональных умений, который служит в качестве руководства в их каждодневном поведении, основывается на фундаментальных общечеловеческих ценностях, учитывает достоинство и уникальность каждой личности, ее права и возможности. В соответствии с кодексом С.р. рассматривается как сотрудник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность за оказание помощи людям, улучшение качества жизни людей.
Ниже приводятся основные позиции, выделенные Кодексом этики С.р. большинства стран мира.
Не поучать, не приказывать, не запрещать. Вдохновлять и побуждать клиента к действию, к инициативе, к творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности, уважая достоинство и уникальность личности.
Уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта, эмпатийность, экстравертность.
Быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь «разговорить» клиента, совместно определить пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личностные возможности, эрудицию, опыт.
Быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы. Обеспечивать субъектную позицию самого клиента, не допускать унижения его достоинства формами оказываемой ему благотворительной помощи.
Уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем; строить взаимоотношения на основе диалога, на равных.
Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство; предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения.
Соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия. Всегда действовать исключительно в интересах клиента.
Уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политики.
Вести работу только в рамках своей компетенции, нести персональную ответственность за качество своей работы; не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя свои обязанности. Полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных.
Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях; участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом. Принимать плату за услуги только добровольно предлагаемую и на законных основаниях. Не принимать ценных подарков за выполненную работу.
Стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации как специалиста в области социальной работы. Основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях.
Защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии. Уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдая деликатность исправедливость. Предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег.
Всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения.
Лит.: Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М., 1998; Социальная реабилитация детей и подростков в специализированном учреждении. – М., 1996; Обучение социальной работе в России. В шести томах, программы и технологии. – М., 1997–1998 гг.; Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалистов социальной работы. – Ульяновск, 1997.
В.Г. Бочарова
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.