-sotsialnye-instituty-sotsialnye-instituty-ofis-kak-sotsialnyy-institut-ofis-kak-sotsialnyy-institut-magiya-kak-sotsialnyy-institut-magiya-kak-sotsialnyy-institut-nauka-kak-sotsialnyy-institut-nauka-kak-sotsialnyy-institut-turizm-kak-sotsialnyy-institut-turizm-kak-sotsialnyy-institut-servis-kak-sotsialnyy-institut-servis-kak-sotsialnyy-institut-reklama-kak-sotsialnyy-institut-reklama-kak-sotsialnyy-institut-religiya-kak-sotsialnyy-institut-religiya-kak-sotsialnyy-institut-nasilie-kak-sotsialnyy-institut-nasilie-kak-sotsialnyy-institut-psihiatriya-sotsialnyy-institut-psihiatriya-sotsialnyy-institut-diaspora-kak-sotsialnyy-institut-diaspora-kak-sotsialnyy-institut-migratsiya-kak-sotsialnyy-institut-migratsiya-kak-sotsialnyy-institut-vospitanie-kak-sotsialnyy-institut-vospitanie-kak-sotsialnyy-institut-obrazovanie-kak-sotsialnyy-institut-obrazovanie-kak-sotsialnyy-institut-nauchnaya-elita-kak-sotsialnyy-institut-nauchnaya-elita-kak-sotsialnyy-institut СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ это

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Найдено 1 определение
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
. Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum – установление, устройство. Со временем он приобрел два значения – узкотехническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования.
Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Хотя, несомненно, стержень, совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, – остался прежним. Но добавились новые, сугубо социологические детали. Они углубили наше понимание С.и. как столпов, на которых покоится общество.Животное приспосабливается к среде посредством инстинктов – мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выживать в социальной среде – системе условных значений, норм, правил, традиций.
Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют С.и. – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а всему сообществу. Их предназначение – удовлетворение важнейших жизненных потребностей коллектива. У каждого из нас множество самых разных потребностей. Они описаны в теории А. Маслоу. Но фундаментальных, важных для всех вместе, не так уж и много. Их всего пять, но ровно пять и основных С.и.:
– потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
– потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
– потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
– потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
– потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Одним из первых в социологии, кто дал развернутое представление о С.и., был Торстейн Веблен. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Эволюция общества – это процесс естественного отбора С.и. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. В самом деле, на заре истории в человеческом стаде господствовал проискуитет – беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет – запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу это первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя свои отношения социальными нормами. Со временем формируется, пожалуй, самый ранний социальный институт – институт семьи и брака.
Таким образом, С.и. – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Отклоняющихся ждали социальные санкции. Понятно теперь, почему родоначальник институционализма Т. Веблен и его последователь У. Гамильтон определяли С.и. как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемые из поколения в поколение, меняющиеся в зависимости от обстоятельств и служащие орудием приспособления к ним. Собственно говоря, так понимают термины «институция» (установление, обычай, порядок, принятый в обществе), «институт» (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения) юристы. Отсюда и слово «институционализация», обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т.д.Основные С.и. существуют в любом обществе – от самого примитивного до самого современного. Иначе это не общество. Мы уже говорили о том, что их предназначение – удовлетворение фундаментальных потребностей. Если происходит сбой в их функционировании – болеет все общество. К концу 60-х гг. СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна мира. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий для того, чтобы догнать и перегнать нас.
Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых образованных. Но в целом система образования в период с 70-х по 90-е гг. изменялась слишком медленно. Она консервировалась, не поспевая за течением событий. Обнаружился серьезный разрыв между теоретической подготовкой и практическими навыками студентов. Производство явно недоиспользовало выпускников: на предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много. А тут наступила перестройка конца 80-х, общество повернуло к рыночным отношениям. Открылся новый недостаток: марксистское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать все учебные планы, перенимать западные технологии и системы обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей, воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обстоятельства. Урон же от неправильной внешней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.
Мы можем убедиться, что понятие «социальный институт» не абстракция. Это реальная совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, система конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий. Это вполне зримые объекты – здания, мосты, заводы, аудитории, жилые квартиры, оборудование, в которых материализуется функционирование данного С.и. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т.п.
С.и. – бесперебойно действующий механизм удовлетворения фундаментальной потребности. Это гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т.п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики. У каждого С.и. свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д.
С.и. – постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое.
Колоссальную эволюцию претерпела сфера производства: охота и собирательство, огородничество, пастушество, земледелие, ремесленные мастерские, мануфактура, машинное производство, безлюдные цехи. То же самое можно сказать о политических институтах, институтах религии, образования.
А.И. Кравченко

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Похожие термины:

  • СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    совокупность соц. ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной соц. потребности (семья, образовательное учреждение и т.д.).
  • ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

    система специализированных учреждений, объединенных общностью задач и составляющих обособленное подразделение в системе общественного разделения труда, обеспечивающее жизнедеятельность соци