Социальное мышление
Социальное мышление
[социальное + мышление] – мышление человека о социальной действительности, которая становится для него объектом мышления. Предметом С.м. являются взаимоотношения людей, социальные процессы, поведение людей, жизненный путь конкретного человека в социальной действительности. Особенно важно обращать внимание на развитие С.м. при акмеологическом проектировании, в процессе становления и реализации индивидуальности. Уникальность индивидуальности выделяет и отделяет человека от других людей, часто приводит его к одиночеству, непониманию со стороны других людей, нарушает взаимоотношения в сообществе. «Вокруг индивидуальности возникает атмосфера всеобщего нерасположения со стороны людей «обычных» и жесткой конкуренции со стороны других индивидуальностей» (В.Н. Панферов). С.м., благодаря своим специфическим механизмам, в которых сталкиваются две логики – логика познания и логика действия, – отвечающие целям человека-индивидуальности, в конечном счете приводит к доказательству объективности, истинности, универсальности и общезначимости знания и действия индивидуальности. В результате этого приходит признание человека-индивидуальности в группе, сообществе, социальном слое. С.м. тесным образом связано с различными формами общественного сознания и, в частности, с религией и религиозными переживаниями человека. Актуальной формой С.м. является ноуменологическое мышление.