-osnovnye-problemy-sotsialno-ekonomicheskoy-podgotovki-uchaschihsya-osnovnye-problemy-sotsialno-ekonomicheskoy-podgotovki-uchaschihsya-ekonomicheskaya-podgotovka-kak-faktor-sotsialno-trudovoy-adaptatsii-uchaschihsya-ekonomicheskaya-podgotovka-kak-faktor-sotsialno-trudovoy-adaptatsii-uchaschihsya-ekonomicheskaya-podgotovka-uchaschihsya-shkol-kak-faktor-ih-sotsialnotrudovoy-adaptatsii-ekonomicheskaya-podgotovka-uchaschihsya-shkol-kak-faktor-ih-sotsialnotrudovoy-adaptatsii-sotsialno-ekonomicheskaya-podgotovka-obuchayuschihsya-v-protsesse-proizvodstvennogo-obucheniya-sotsialno-ekonomicheskaya-podgotovka-obuchayuschihsya-v-protsesse-proizvodstvennogo-obucheniya-adaptivnaya-podgotovka-spetsialistov-k-sovremennoy-sotsialno-ekonomicheskoy-deyatelnosti-adaptivnaya-podgotovka-spetsialistov-k-sovremennoy-sotsialno-ekonomicheskoy-deyatelnosti-podgotovka-masterov-proizvodstvennogo-obucheniya-v-sovremennyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah-podgotovka-masterov-proizvodstvennogo-obucheniya-v-sovremennyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah-podgotovka-spetsialistov-sotsialno-ekonomicheskogo-profilya-sredstvami-imitatsionnogo-modelirovaniya-podgotovka-spetsialistov-sotsialno-ekonomicheskogo-profilya-sredstvami-imitatsionnogo-modelirovaniya-o-trebovaniyah-k-professionalnoy-podgotovke-spetsialista-v-novyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah-o-trebovaniyah-k-professionalnoy-podgotovke-spetsialista-v-novyh-sotsialno-ekonomicheskih-usloviyah-sotsialno-ekonomicheskie-predposylki-podgotovki-shkolnikov-k-vyboru-professii-v-selskom-hozyaystve-sotsialno-ekonomicheskie-predposylki-podgotovki-shkolnikov-k-vyboru-professii-v-selskom-hozyaystve-sotsialno-ekonomicheskie-predposylki-prognozirovaniya-podgotovki-kadrov-v-sisteme-vysshego-obrazovan-sotsialno-ekonomicheskie-predposylki-prognozirovaniya-podgotovki-kadrov-v-sisteme-vysshego-obrazovan-sotsialno-ekonomicheskie-aspekty-poslediplomnoy-podgotovki-vrachey-v-usloviyah-rynochnoy-ekonomiki-n-sotsialno-ekonomicheskie-aspekty-poslediplomnoy-podgotovki-vrachey-v-usloviyah-rynochnoy-ekonomiki-n-sotsialno-ekonomicheskie-predposylki-podgotovki-buduschego-uchitelya-k-informatsionno-upravlenchesko-sotsialno-ekonomicheskie-predposylki-podgotovki-buduschego-uchitelya-k-informatsionno-upravlenchesko-sozdanie-obrazovatelnoy-sredy-sotsialno-ekonomicheskoy-podgotovki-buduschih-spetsialistov-sotsialnoy-sozdanie-obrazovatelnoy-sredy-sotsialno-ekonomicheskoy-podgotovki-buduschih-spetsialistov-sotsialnoy-podgotovka-uchiteley-v-zauralie-sotsialno-ekonomicheskie-sotsialnopoliticheskie-i-pedagogicheskie-pr-podgotovka-uchiteley-v-zauralie-sotsialno-ekonomicheskie-sotsialnopoliticheskie-i-pedagogicheskie-pr-formirovanie-sotsialno-ekonomicheskoy-kompetentnosti-studentov-v-protsesse-professionalnoy-podgotovk-formirovanie-sotsialno-ekonomicheskoy-kompetentnosti-studentov-v-protsesse-professionalnoy-podgotovk СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА это

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Найдено 1 определение
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
учащихся рассматривается как процесс и результат усвоения экономических знаний и умений, формирования качеств личности, мышления и нравственного поведения, включения в социально-экономические отношения, свойственные работнику современного и прогнозируемого производства, который руководствуется в своей деятельности как личными, так и общественными интересами повышения эффективности производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.Основными целями С.-э.п. учащихся являются:
1. Формирование у учащихся функциональной экономической грамотности, обеспечивающей знание элементарных основ хозяйственной жизни (знакомство с принципами ведения семейного хозяйства; представление о видах собственности, правах и обязанностях собственника; способность оценить преимущества и недостатки различных форм организации труда; умение разобраться в условиях, предлагаемых страховыми компаниями, банками, различными коммерческими организациями; способность потребителя защищать свои права, осмысленно заполнять налоговую декларацию, уметь организовывать свои личные финансовые дела и т.д.).
2. Формирование системы ценностей и развитие индивидуальности, направленных на осознание учащимися своей ценности и значимости в окружающем мире, развитие экономического мышления, понимание системы ограничений, осуществление рационального выбора, адекватное отношение к своей и чужой собственности, уважение к закону, честное отношение к делу, уважение экономических партнеров, формирование ответственности за принимаемые решения, воспитание творческой активности, способности идти на риск, менять что-то вокруг себя и меняться самому.
3. Обучение навыкам экономической деятельности, позволяющее учащемуся увидеть свое место в окружающем его мире и обеспечить жизнедеятельность в нем путем применения своих экономических знаний и способностей в рациональном ведении домашнего хозяйства, творческой организации производственной деятельности, цивилизованных коммерческих и финансовых операциях, предпринимательской и посреднической деятельности и т.п.
4. Профессиональное самоопределение учащихся, раскрывающее возможности экономического образования в профессиональном самоопределении учащихся и получении начальной профессиональной экономической подготовки, позволяющей после окончания учебного заведения успешно работать на предприятии по полученной профессии, а выпускникам школ – в организациях экономического профиля (банки, биржи, финансовые учреждения, налоговые инспекции и т.д.); на предприятиях в экономических подразделениях (бухгалтерия, финансовые и плановые отделы, подразделения маркетинга, рекламы и т.п.); участвовать в предпринимательской деятельности (производство, коммерция, финансы и т.п.).
5. Развитие способностей к самообразованию и саморазвитию, позволяющее пополнять объем экономических знаний и умений с учетом меняющихся социально-экономических условий жизнедеятельности, развивать экономически значимые качества личности, осваивать деловой этикет и этику межличностных отношений и т.п.
Успех С.-э.п. учащихся в значительной степени зависит от всей системы обучения в школе. Если на каждом уроке учат анализировать, делать выбор, самостоятельно ставить вопросы, принимать решения, это становится базой для анализа экономических явлений.
Основой С.-э.п. учащихся выступает ее непрерывность и преемственность.
Непрерывность предусматривает постоянное движение от простого к сложному, сочетание изучения экономических проблем с овладением знаниями других наук, культурой делового общения и поведения. Она осуществляется за счет целесообразной совокупности путей, средств, способов и форм приобретения, углубления, расширения экономических знаний и умений, формирования экономического мышления, способности к деловому общению, воспитания инициативности, предприимчивости, творческого отношения к делу в целях получения запланированного конечного результата с наименьшими затратами всех видов ресурсов.
Преемственность находит выражение в линейно-циклической структуре, где каждая из ступеней образования, решая общие задачи экономического образования, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Если говорить об образовательной школе, то целью С.-э.п. младших школьников является формирование первоначальных представлений о наиболее употребляемых экономических понятиях; воспитание бережного отношения к средствам и результатам труда.Целью С.-э.п. учащихся основной общеобразовательной школы является формирование общих представлений об экономических взаимосвязях в окружающем мире; принципах, закономерностях развития экономической жизни общества; развитие практических навыков и умений экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения; помощь в самореализации личности.
Для среднего (полного) общего образования цель С.-э.п. состоит в формировании экономических знаний и умений, необходимых для успешной жизнедеятельности в существующей и прогнозируемой системе хозяйствования; получение (по желанию учащихся) начальной профессиональной экономической подготовки.
С.-э.п. целесообразно осуществлять на трех уровнях:
Первый уровень – обязательный для всех учащихся. Он предусматривает передачу им базовых знаний о личной, семейной экономике, подготовку к производственно- экономической деятельности в условиях разных видов собственности, многообразия форм организации труда, ознакомление с основами социально-экономической защиты молодежи в условиях формирующихся рыночных отношений. Цель данного уровня – формирование поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
Основной вопрос, на который должен отвечать экономический курс этого уровня – что должен знать каждый об экономике? Такой подход в содержательном плане предусматривает, что на начальных этапах обучения школьников (I–III, IV классы) им разъясняется значение основных экономических понятий, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Этот курс можно условно назвать «Азбука экономики». Он предусматривает обучение простейшим навыкам потребителя.
В V–IX классах учащиеся получают общие базовые знания об экономике семьи, отдельной хозяйственной единицы, об экономической системе. Они учатся различать особенности частной, личной, общественной собственности и законов, их охраняющих. Осознают моральную и правовую ответственность за расточительное отношение ко всем видам материальных и духовных ценностей. Знакомятся с видами сбережений, способами защиты от инфляции, спецификой ценных бумаг. Это позволяет выпускникам основной школы ориентироваться в происходящих событиях; учиться общаться, принимать самостоятельно решения; разбираться в экономических основах выбора профессии, знакомиться с профессиями экономической сферы.
В X–XI классах речь должна идти об углублении знаний по основам рыночной экономики и предпринимательству, изложении некоторых основ экономических теорий, знакомстве с аналитическим инструментарием и с требованиями профессий экономической сферы деятельности, с потребностями рынка труда. Акцент делается на формирование аналитического мышления, использование математических методов и ЭВМ для решения экономических задач и др. Обучение в X–XI классах должно дать школьникам представления об экономике предприятия, самостоятельного хозяйствующего субъекта, познакомить с основами маркетинга и менеджмента.
Второй уровень предусматривает углубленную социально-экономическую подготовку школьников по специальным программам в лицеях, гимназиях, классах с углубленной подготовкой. При этом проводится целенаправленный отбор контингента для высших экономических учебных заведений. Обучение в таких классах дает преимущества для поступления в высшие учебные заведения. Часто выпускные экзамены в таких классах становятся одновременно и вступительными экзаменами в вуз.
Третий уровень предполагает предпрофессиональную или начальную профессиональную подготовку школьников в области экономики и бизнеса, выработку практических навыков предпринимательской деятельности, участие старшеклассников в экономически обоснованной производственной и коммерческой деятельности. Школьники знакомятся с правовыми и экономическими основами открытия собственного дела, составлением и оформлением финансовых документов, справок, отчетов. Выпускники таких профессионально ориентированных классов имеют право работать младшими специалистами на предприятиях, в организациях и учреждениях в качестве учетчиков, кассиров, младших бухгалтеров, счетоводов, инкассаторов, агентов по снабжению, биржевыхработников, младших специалистов в области организации и управления, делопроизводителей, торговых посредников, рекламных и страховых агентов и т.п.
С.-э.п. учащихся сельских школ имеет свою специфику. Она предусматривает ознакомление сельских старшеклассников с рациональным ведением крестьянского хозяйства (приусадебного, личного подсобного, фермерского и др.).
И.А. Сасова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.