СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Социальная ситуация развития
система социальных условий, определяющих психологическое развитие человека.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Социальная ситуация развития
совокупность отношений ребенка с микросредой его развития, которая определяет динамику и содержание психических изменений в ведущей деятельности ( по Л.С.Выготскому).

Источник: Педагогическая психология

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
специфическая для каждого возрастного периода система отношений личности в соц.действительности, отраженная в ее переживаниях и реализуемая ею в совместной деятельности с др. людьми.

Источник: Педагогический словарь

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. (Понятие введено Л.С. Выготским).

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Социальная ситуация развития
конкретное для каждого возраста, этапа социально-экономического развития страны, образовательной политики государства, региональных возможностей отношение между ребенком (воспитанником) и окружающей его социальной средой (см. также раздел «Образование и развитие личности»).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Ситуация развития социальная
специфическая для каждого возрастного периода сис­тема отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Понятие введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка. С.р.с. обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им приобретаются новые свойст­ва личности и психические новообразования.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Социальная ситуация развития
конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей действительностью в тот или иной период своей жизни. Одна из основных характеристик возрастного развития (введена Л.С.Выготским). С.с.р. отражает отношение, сложившееся между определенными психологическими достижениями ребенка и характером социальных требований и ожиданий, предъявляемых к нему на данном возрастном этапе. В период возрастного кризиса С е р . ребенка перестраивается кардинальным образом, изменяется вся система отношений ребенка. В этих условиях важно установить, насколько соответствуют или находятся в противоречии друг с другом достигнутый ребенком уровень развития и предъявляемые к нему требования со стороны взрослых. Завышенные требования, превышающие адаптационные возможности ребенка, могут стать источником невротизации его личности и формирования защитных форм реагирования. Заниженные требования взрослого способствуют развитию инфантильных форм поведения ребенка, препятствуют становлению возрастных новообразований.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. С.с.р., во-первых, отражает единственное и неповторимое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной средой. С.с.р. определяет объективное место социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые ребенку обществом. Во-вторых, С.с.р. определяет особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми, причем ребенок выражает отношение к своей позиции как приятие или неприятие. С.с.р. ставит на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития личности в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка приходят в противоречие со средой, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой. Вновь возникает противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями. Это противоречие разрешается путем опережающего развития психологических особенностей личности. Т.о., скачкообразное изменение С.с.р. выступает одним из существенных компонентов кризисов возрастных.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Социальная ситуация развития
[социальная + ситуация + развитие] – специфическая для каждого этапа восхождения человека к индивидуальности система его отношений в совместной деятельности с другими людьми. С.с.р. определяет «социальное бытие» человека, в процессе которого им приобретаются новые свойства, уничтожаются и одновременно сохраняются в снятом виде старые свойства и качества. Так происходит становление свойств индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Основу такого становления составляют психические и нравственные новообразования, появление которых означает распад старой С.с.р. и возникновение новой, что сопровождается кризисами возрастного развития. Понятие о С.с.р. позволяет рассматривать онтогенез человека в социальноисторическом контексте его восхождения к индивидуальности и выделять на каждом этапе этого восхождения наиболее существенные аспекты жизнедеятельности человека: на этапе индивида – это материальные, семейные, педагогические предпосылки развития; на этапе личности – социальные, политические, экономические, правовые и др. предпосылки, на этапе индивидуальности – нравственные, ценностно-смысловые, религиозные и духовно-практические предпосылки. Так как между этапами восхождения к индивидуальности нет резких границ, то и С.с.р., как правило, не претерпевает скачкообразных изменений. Напротив, С.с.р. в своей изменчивостиобразует непрерывный процесс социогенеза –происхождения, становления и реализации человека как индивидуальности.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
5.85 мб

Социальная ситуация развития в дошкольном детстве

Веракса Александр Николаевич, Веракса Николай Евгеньевич
Л. С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особое социальное пространство, которое создает взрослый для развития детской личности.
Читать PDF
861.49 кб

Социальная ситуация развития в период средней взрослости

Шляпникова Ирина Андреевна
В статье обсуждается понятие «социальная ситуация развития» как критерий периодизации взрослости. Социальная ситуация развития понимается как целостная многоуровневая система отношений личности.
Читать PDF
394.66 кб

Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве

Бывшева Марина Валерьевна, Ханова Татьяна Геннадьевна
В статье исследуются специфические особенности социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.
Читать PDF
241.08 кб

Особенности социальной ситуации развития ВИЧ-инфицированных детей

Афанасьева Елена Дмитриевна
Всемирной организацией здравоохранения (2005) ВИЧ-инфекция определяется как хроническое заболевание, требующее лечения.
Читать PDF
135.63 кб

Социальная ситуация развития и самооценка девочек разного возраста

Энгельгардт Е. Е.
Статья посвящена изучению изменений самооценки, ее уровней и структуры, у девочек разных возрастных групп. Самооценка во многом обусловлена общей «социальной ситуацией развития» в семье и, особенно, взаимоотношениями с родителями.
Читать PDF
258.05 кб

Адекватность родительских позиций социальной ситуации развития подростка

Жигалин С. С.
Читать PDF
485.08 кб

Социальная ситуация развития как критерий периодизации поздних возрастов

Завьялова Ирина Юрьевна
В статье обосновывается актуальность проблемы периодизации поздних возрастов.
Читать PDF
749.21 кб

Исследование социальной ситуации развития в кризисе перехода к взрослости

Солдатова Елена Леонидовна
Социальная ситуация развития, согласно Л. С.
Читать PDF
377.10 кб

Информационные детерминанты социальной ситуации развития современных детей

Усольцева Инесса Владимировна
В статье проводится анализ психологических и социологических исследований, отражающих разные аспекты влияния информационных факторов на процесс и результат развития современных детей и подростков.
Читать PDF
369.13 кб

Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира в отрочестве

Буровихина Ирина Александровна, Лидерс Александр Георгиевич
В статье обсуждаются особенности семантического пространства репрезентации мира в сознании подростка, обусловленные спецификой социальной ситуации развития респондентов.
Читать PDF
334.63 кб

Демографическая ситуация и ее влияние на социально-экономическое развитие региона

Морозова Елена Алексеевна, Челомбитко Анна Николаевна, Андреева Любовь Михайловна
В статье раскрывается понятие «демографическая ситуация», показатели и характеристики ее различных состояний.
Читать PDF
444.26 кб

Ситуации социального развития как средство социального воспитания старшеклассников

Опарина Евгения Александровна
В статье поднимаются вопросы, связанные с социальным воспитанием и социальным развитием старшеклассников.
Читать PDF
421.26 кб

Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития

Виноградова Г. А., Бобкова Т. С.
Анализ особенностей полового самосознания воспитанников детского дома показывает, что из-за неправильно складывающихся полоролевых представлений, в будущем у них возникают значительные трудности в создании и сохранении собственной
Читать PDF
121.24 кб

Психологические механизмы защиты подростков и юношей в социальной ситуации развития

И. В. Подольская
Статья посвящена выявлению взаимосвязей индивидуальных психологических особенностей подростков с типом психологической защиты, зависимости преобладающего типа механизма психологической защиты от состава семьи; изучение гендерных р
Читать PDF
154.76 кб

Профессиональное самоопределение в связи с социальной и семейной ситуациями развития

Данилова Марина Викторовна
Статься посвящена изучению влияния социальной и семейной ситуаций развития на формирование профессионального самоопределения. Выборку испытуемых составили подростки 14-16 лет.