СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
Социальная ситуация развития
система социальных условий, определяющих психологическое развитие человека.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Социальная ситуация развития
совокупность отношений ребенка с микросредой его развития, которая определяет динамику и содержание психических изменений в ведущей деятельности ( по Л.С.Выготскому).
Источник: Педагогическая психология
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
специфическая для каждого возрастного периода система отношений личности в соц.действительности, отраженная в ее переживаниях и реализуемая ею в совместной деятельности с др. людьми.
Источник: Педагогический словарь
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. (Понятие введено Л.С. Выготским).
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Социальная ситуация развития
конкретное для каждого возраста, этапа социально-экономического развития страны, образовательной политики государства, региональных возможностей отношение между ребенком (воспитанником) и окружающей его социальной средой (см. также раздел «Образование и развитие личности»).
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Ситуация развития социальная
специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Понятие введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка. С.р.с. обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования.
Источник: Педагогическая антропология. Словарь
Социальная ситуация развития
конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей действительностью в тот или иной период своей жизни. Одна из основных характеристик возрастного развития (введена Л.С.Выготским). С.с.р. отражает отношение, сложившееся между определенными психологическими достижениями ребенка и характером социальных требований и ожиданий, предъявляемых к нему на данном возрастном этапе. В период возрастного кризиса С е р . ребенка перестраивается кардинальным образом, изменяется вся система отношений ребенка. В этих условиях важно установить, насколько соответствуют или находятся в противоречии друг с другом достигнутый ребенком уровень развития и предъявляемые к нему требования со стороны взрослых. Завышенные требования, превышающие адаптационные возможности ребенка, могут стать источником невротизации его личности и формирования защитных форм реагирования. Заниженные требования взрослого способствуют развитию инфантильных форм поведения ребенка, препятствуют становлению возрастных новообразований.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. С.с.р., во-первых, отражает единственное и неповторимое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной средой. С.с.р. определяет объективное место социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые ребенку обществом. Во-вторых, С.с.р. определяет особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми, причем ребенок выражает отношение к своей позиции как приятие или неприятие. С.с.р. ставит на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития личности в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка приходят в противоречие со средой, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой. Вновь возникает противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями. Это противоречие разрешается путем опережающего развития психологических особенностей личности. Т.о., скачкообразное изменение С.с.р. выступает одним из существенных компонентов кризисов возрастных.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Социальная ситуация развития
[социальная + ситуация + развитие] – специфическая для каждого этапа восхождения человека к индивидуальности система его отношений в совместной деятельности с другими людьми. С.с.р. определяет «социальное бытие» человека, в процессе которого им приобретаются новые свойства, уничтожаются и одновременно сохраняются в снятом виде старые свойства и качества. Так происходит становление свойств индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Основу такого становления составляют психические и нравственные новообразования, появление которых означает распад старой С.с.р. и возникновение новой, что сопровождается кризисами возрастного развития. Понятие о С.с.р. позволяет рассматривать онтогенез человека в социальноисторическом контексте его восхождения к индивидуальности и выделять на каждом этапе этого восхождения наиболее существенные аспекты жизнедеятельности человека: на этапе индивида – это материальные, семейные, педагогические предпосылки развития; на этапе личности – социальные, политические, экономические, правовые и др. предпосылки, на этапе индивидуальности – нравственные, ценностно-смысловые, религиозные и духовно-практические предпосылки. Так как между этапами восхождения к индивидуальности нет резких границ, то и С.с.р., как правило, не претерпевает скачкообразных изменений. Напротив, С.с.р. в своей изменчивостиобразует непрерывный процесс социогенеза –происхождения, становления и реализации человека как индивидуальности.