СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
нормативно одобренный способ поведения социальных субъектов, членов общества.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
РОЛЬ (СОЦИАЛЬНАЯ)
программа действий и способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в системе социальных отношений.
Социальная роль
совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
от фр. — role) — соц. функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Источник: Педагогический словарь
Роль социальная
социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе межличностных отношений; выполнение человеком определенной роли в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельности, выполняемой функции и пр. У детей, находящихся в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях, понимание и исполнение Р. с. деформированы. (1)
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе межличностных отношений; выполнение человеком определенной роли в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельности, выполняемой функции и пр. У детей, находящихся в интернатных, социальнореабилитационных учреждениях понимание и исполнение социальных ролей деформировано.
* Принятие роли – процесс представления себя на месте другого, что позволяет отвечать на вопросы с воображаемой точки зрения.
* Принятие роли – процесс представления себя на месте другого, что позволяет отвечать на вопросы с воображаемой точки зрения.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ
социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе межличностных отношений; выполнение человеком определенной роли в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельности, выполняемой функции и пр. У детей, находящихся в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях, понимание и исполнение Р.с. деформированы.
Различают Р.с.: обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические (семейные) и др.), межличностные (лидер, отверженный) и т.д.
Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Формальные С.р. определяются местом и функциям и индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра, старший, младший). Неформальные С.р. – это стихийно сложившиеся роли каждого члена семьи (семейный шут, надоедливый ребенок, «козел отпущения», неряха и пр.).
Различают Р.с.: обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические (семейные) и др.), межличностные (лидер, отверженный) и т.д.
Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Формальные С.р. определяются местом и функциям и индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра, старший, младший). Неформальные С.р. – это стихийно сложившиеся роли каждого члена семьи (семейный шут, надоедливый ребенок, «козел отпущения», неряха и пр.).
Роль социальная
[роль + социальная] – социальная функция человека как личности, объективно заданная его социальной позицией в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение человеком Р.с. имеет личностную окраску, зависящую от его знаний и умений находиться в данной Р.с. Вместе с тем исполнение Р.с. должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих. Р.с. различны по своей значимости, уровню и сложности исполнения: от Р.с., обусловленных интересами общества или больших социальных групп, до Р.с., состоящих в выполнении узких ролевых требований (в игре, в общении между хозяином и гостем и т.п.). Одна из теорий ролевого поведения разработана американским социальным психологом Дж. Мидом и основана на понятии «обмен символами». Аналогичное понятие «обмена» (смыслами) посредством терминов, знаков и символов используется и в педагогической акмеологии при рассмотрении совместной духовно-практической деятельности учащихся и педагогов как способа становления и реализации их индивидуальностей на основе обмена смыслами. При этом субъекты педагогического процесса исполняют специфические Р.с., основанные на соответствующем отношении к содержанию обучения (напр., умственному или двигательному действию). При этом для методиста (или исследователя) такие действия выступают в качестве объекта познания, для педагога – в качестве предмета преподавания, для ученика – в качестве материала для овладения. В соответствии с такой дифференциацией действия, как содержания обучения, строятся и Р.с. субъектов духовно-практической деятельности, а использование в этой деятельности при «обмене символами» подлинных смыслов действий позволяет привести Р.с. субъектов педагогического процесса в соответствие с целями обучения и создать условия для самореализации, становления и реализации индивидуальности каждого из них.
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
это форма общественного поведения человека, обусловленная его положением: а) в некоторой социальной группе (например, в семье, в производственной, учебной, спортивной, военной группе — ср. роли отца и сына, начальника и подчиненного, учителя и ученика, тренера и спортсмена, командира и солдата); б) в некоторой ситуации общения — например в ситуации купли-продажи, приема у врача, судебного заседания и т. п. (ср. роли покупателя и продавца, врача и пациента, судьи и подсудимого). С. р. могут быть обусловлены как постоянными или долговременными характеристиками человека: его полом, возрастом, положением в семье и социальным положением, профессией (таковы, например, роли мужа, отца, начальника, сослуживца и др.), так и переменными, которые определяются свойствами ситуации: таковы, например, роли пассажира, покупателя, пациента и др. С. р., связанные с постоянными или долговременными характеристиками, накладывают отпечаток на поведение и даже на образ жизни данного человека. Сказываются они и в речи: ср. расхожие «квалифицирующие» определения вроде говорит, как учитель, хорошо поставленным актерским голосом, начальственный окрик, оставь свой прокурорский тон. Существенным компонентом С. р. является ожидание: то, чего ожидают окружающие от поведения индивида, они вправе требовать от него; он же обязан в своем поведении соответствовать этим ожиданиям. Например, школьный учитель по своей профессиональной роли обязан передавать свои знания ученикам и вправе требовать от них внимания и прилежания (это их обязанность). Таким образом, С. р. — это своеобразные шаблоны взаимных прав и обязанностей. Тем не менее исполнение одних и тех же С. р. (пациента, покупателя и т. п.) разными людьми различно: например, в ситуации купли-продажи ролевое поведение каждого из участников обусловлено их постоянными или долговременными социальными характеристиками, их профессиональным или служебным статусом, уровнем общей культуры. Многие С. р., характерные для данного общества, имеют специальные обозначения в языке: отец, мать, сын, одноклассник, учитель, директор и т. п. Все взрослые члены общества более или менее хорошо знают, чего ожидать от поведения человека при исполнении им каждой из подобных С. р., так что даже простое произнесение имени С. р. обычно вызывает в сознании говорящего и слушающего представление о комплексе свойственных этой С. р. прав и обязанностей. Лит.: Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли коммуникантов // Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка.— М., 1989; Формановская Н.И. Социальные роли говорящих // Речевой этикет и культура общения. — М., 1989. Л.Е. Ту мина
СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
соответствующий принятым нормам способ поведения людей, в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение С. р. – это важная составляющая процесса социализации личности, обязательное условие врастания в общество людей себе подобных. Осваивая С. р., человек осваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. С. р. – это совокупность требований общества к людям, которые занимают определенные социальные позиции. Это требования в виде указаний, желаний, ожиданий определенного поведения, что регламентируется в конкретных социальных нормах. С. р. определяется, главным образом, существующими ожиданиями других людей относительно позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. С. р. может не одобряться обществом (например, роль преступника). При этом одобряется или не одобряется не конкретная личность, а вид социальной деятельности. Следовательно, указывая на роль, общество относит человека к определенной социальной группе, идентифицирует его с группой. Как член общества, разнообразных групп, организаций, занимая в них определенное место или позицию, выполняя присущие этим позициям функции, индивид тем самым воплощает социальные роли отца, ученого, депутата, предпринимателя и др. С. р. выступают теми единицами, на основе которых строятся различные социальные институты. Например, школа как социальный институт может рассматриваться как совокупность общих для всех школ ролей преподавателей и учеников. Термин «роль» впервые был введен в 1934 году Дж. Мидом как результат творческого исследовательского процесса взаимодействия. Не соглашаясь с идеей восприятия роли как результата и характерных форм взаимодействия, Р. Линтон толкует роль как распоряжения, характерные для определенных позиций. При таком подходе понятие «роль» становится синонимом понятиям «культура», «норма». Понятие С. р. является центральной категорией теорий структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.). Структура С. р. включает, во-первых, объективную основу роли (социальное содержание, каркас и типовые формы ролевого поведения), а во-вторых, субъективный стиль исполнения роли (ее образ, ролевой идеал, ролевой автопортрет, отношение к себе как к исполнителю). Объективная основа роли имеет два сущностных измерения – функциональный (права и обязанности, уровень ответственности) и целевой (направление, конечная цель и задания ролевого действия, что составляет ролевой сюжет). Личное отношение к роли может быть ясным или противоречивым, варьировать от одобрения до осуждения, от полной самоидентификации личности с ролью до полного отчуждения от нее. Кроме позитивной или негативной направленности личное отношение к роли характеризуется интенсивностью, своеобразной напряженностью мотивации, что побуждает личность к исполнению роли. Именно через стиль исполнения роли ее объективная основа проектируется в плоскость реального поведения (Буркхардт Г. Непонятая чувственность // Это человек: Антология. – М., 1995; Зиммель Г. Философия культуры // Избранные сочинения: В 2 т. – М.: Юрист, 1996. – Т. 1; Мунье Э. Манифест персонализма. – М.: Республика, 1999; Халл К., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997; Многомерный образ человека. – М., 2001; Теория и жизненный мир человека. – М., 1995; Хейзинга Й. Homo judens. Опыт определения ролевого элемента культуры. – М.: Прогресс-Академия, 1992). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.