Социальная педагогика

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНАЯ
отрасль педагогики, разрабатывающая теорию и практику внешкольного воспитания и образования детей и взрослых.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
направление в педагогике, идеал воспитания которого определяется социально-этическими мотивами, а основной задачей является воспитание граждан.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Педагогика социальная
(1) – наука об общественных институтах воспитания; (2) – наука и практика создания системы воспитательных мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Социальная педагогика
отрасль педагогики, рассматривающая цели, содержание, способы и средства воспитания, влияния на поведение и отношения человека в обществе в широком спектре социальных взаимодействий, в различных условиях социальной жизни, среды.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
1) область, изучающая проблемы общественного воспитания; 2) раздел педагогического знания, который изучает воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; в более узком смысле – педагогика внешкольного воспитания.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
1) наука, изучающая закономерности взаимодействия ребенка и среды. Объект — ребенок и общество. Предмет – закономерности взаимодействия ребенка и среды; 2) профессиональная деятельность, целью которой является оказание помощи ребенку в социализации.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Социальная педагогика
отрасль педагогики, изучающая процесс социализации личности в системе средовых взаимоотношений. Наука о закономерностях социального воспитания, путях создания оптимального режима учебно-воспитательного процесса, его целостности в условиях микросреды, путях и условиях повышения эффективности интеграции и координации всех воспитательных сил общества в интересах успешного решения социально-педагогических задач.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Педагогика социальная
педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие его, воспитание.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Социальная педагогика
педагогическая деятельность с обездоленными и беспризорными (А.Дистерверг); интеграция воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе (П.Наторп); область науки и сфера практической деятельности, нацеленная на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные, в том числе кризисные личностно-средовые ситуации (В.Бочарова);

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Педагогика социальная
отрасль педагогического знания, трактующая отношения человека и социума, факторы (способы и методы социализации личности и ее адаптации в среде обитания, выявление, умножение и использование педагогического потенциала социума, семьи, учреждений, организаций, предприятий, ведомств, частных лиц) в целях развития личности, социальной профилактики, социальной, психологической и педагогической ; реабилитации нуждающихся, гармонизации отношений субъектов социальной среды.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Педагогика социальная
отрасль педагогики, исследующая воздействие соц. среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий соц. среды. П. с. изучает проблемы социологии воспитания, социально-педагогической виктимологии, философии, теории, психологии и методики соц. воспитания. Термин введен нем. педагогом А. Дистервегом в XIX в. В нашей стране ведущими специалистами в области П. с. считают A. С. Макаренко, С. Т. Шацкого.

Источник: Педагогический словарь

Социальная педагогика
отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание как социальный институт, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, больницы, воинские части и т. д.). Социальная педагогика (от лат. socium – общество). Ее предмет – закономерности влияния социальной среды на формирование личности. В частности, исследуется влияние семьи, неформальных объединений, средств массовой информации, церкви.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Социальная педагогика
отрасль педагогического знания об отношениях человека и социума, о факторах, способах и методах социализации личности и ее адаптации в среде обитания, о выявлении, приумножении и использовании педагогического потенциала социума (семьи, учреждений, организаций, предприятий, ведомств, частных лиц) в целях гармонизации отношений субъектов социальной среды. Объектом социальной педагогики как науки является процесс развития человека в социуме на основе совокупности его социальных взаимодействий; предметом — цели, содержание, сущность, принципы, методы и формы осуществления социального воспитания.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Социальная педагогика
отрасль педагогического знания, исследующая проблемы взаимоотношения человека и общества в их правовом, психологическом, экономическом, медицинском и педагогическом аспектах. Конкретно социальная педагогика изучает связи школы и среды, семьи и среды микрорайона, города, а также ребенка в его связях и отношениях со средой. Предметом социальной педагогики является изучение позиции ребенка в разнообразных средах, влияние этих сред на него. Проблемы социопедагогики следующие: реализация прав ребенка в обществе и конкретных условиях среды (школе, клубе, на улице); степень воспитательного влияния среды на ребенка; предотвращение, устранение и смягчение общественных и личностных конфликтов и др. Чаще всего социальная педагогика – это наука о создании внешних по отношению к семье и ребенку условий их благоприятного развития, формах защиты человека от деструктивных факторов среды. Задача ее – гармонизация отношений человека и среды.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛЬНАЯ
отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание как социальный институт, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в тех, для которых воспитание не является основной функцией. Термин П. с. предложен немецким педагогом А. Дистервегом в середине XIX в., активно стал употребляться в начале XX в. Предметом П. с. является исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной самореализации человека. П. с., интегрируя данные отраслей знаний о человеке и обществе, имеет следующую структуру: социология социального воспитания (исследование процесса и факторов социализации человека, воспитания как социального института); социально-педагогическая виктимология (исследование категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации); философия социального воспитания (изучение вопросов методологического и мировоззренческого характера); теория социального воспитания (описание и прогнозирование функционирования социального воспитания как социального института, исследование индивидуальных, групповых, социальных субъектов социального воспитания и их взаимодействия); психология социального воспитания (изучение психологических механизмов и условий эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания); методика социального воспитания (изучение условий и форм организации взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов социального воспитания); экономика и менеджмент социального воспитания (исследование потребностей и экономических ресурсов общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания). П. с. как отрасль знания является теоретической основой социального воспитания и обладает следующими функциями: теоретикопознавательной, прикладной и гуманистической (Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие для студентов. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997. – С. 12–15; Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М.: Большая Рос. энцикл., 1998. – Т. 2. – С. 361). Т. В. Зверко

Источник: Глоссарий современного образования.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
теория и практика познания, регулирования и реализации методами обучения и воспитания процесса социализации и ресоциализации человека с целью приобретения или восстановления им социальной ориентации и эталона поведения в обществе в целом и в социальных группах в частности. Социальная педагогика (СП) изучает влияние социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и социума, а также разрабатывает (и воплощает) соответствующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления целей и задач социализации с учетом ожиданий общества и потребности индивида в самоопределении, самоутверждении и самореализации. Важной, но не единственной, задачей СП является оказание педагогической помощи отдельным людям и группам населения, имеющим особые социальные нужды, нуждающимся в реабилитации. Конкретные цели, задачи и технологии социальной педагогики различаются в зависимости от возраста человека, его физического, умственного и нравственного состояния, положения общества, в котором он живет. С этой точки зрения социальная педагогика представляет сложную систему, включающую социально-педагогические системы разного уровня и форм (например, социетальные, социально-средовые и индивидуальные). Основными категориями социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, социально-педагогическая среда, социально-педагогические технологии, социальное воспитание, социальное обучение, социальное образование и т.д. Термин был введен в оборот во второй половине XIX в. «отцом немецкой педагогики» А. Дистервегом для обозначения педагогической деятельности с детьми и подростками, оставшимися без попечения родителей или принадлежащими к группам девиантного социального поведения. Идеи А. Дистервега получили развитие в теории и в практике Я. Корчака, СТ. Шацкого, особенно А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинекого. В 1991 г. социальный педагог был включен в перечень трудовых специальностей и в перечень академических специальностей средних специальных и высших профессиональных учебных заведений СССР. В современной России в последние 20 лет социальная педагогика как теория и практика переживала бум, вызванный негативными последствиями либерально-демократических реформ на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Большой вклад в развитие социально-педагогической теории в последние десятилетия внесли В.А. Сластенин, З.М. Галагузова, А.В. Мудрик, В.Г. Бочарова, РМ. Куличенко. Литература; Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. - Свердловск, 1988; Теория и практика воспитательных систем. М., 1993; Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994; Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994; Никитин В.А. Начала социальной педагогики. - М., 1996; Социальная педагогика. - М., 2000. ВА. Никитин

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Термин "С.п." введен в 19 в. Ф.А. Дистервегом. Как направление С.п. оформилась в середине 19 в. Предмет С.п. - исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации путем интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека. Представление о педагогике как об интегративном знании позволяет предложить следующую структуру С.п. Одним из разделов С.п. является социология воспитания, которая исследует общество как воспитательную среду, процесс и факторы социализации человека и помогает определить пути и способы использования воспитательных возможностей общества, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Особый раздел С.п. - социально-педагогическая виктимология. Определение путей интеграции воспитательных сил общества может быть успешным в том случае, если С.п. поставит ряд фундаментальных вопросов и предложит ответы на них: "Что понимается под воспитанием в современном обществе?", "Каково соотношение воспитания с социализацией и развитием человека на протяжении его жизненного пути?", "Какие принципы воспитания сформировались в процессе исторического развития общества?", "Как понимается цель воспитания сегодня?". Все эти вопросы, имеющие методологическое и мировоззренческое значение, изучает философия социального воспитания. В С.п. разрабатывается теория социального воспитания, которая описывает, объясняет и прогнозирует его функционирование как социального института, а также исследует индивидуальные, групповые, социальные субъекты социального воспитания, их взаимодействие и т.д. Как раздел С.п. рассматривается психология социального воспитания, которая на основе данных о механизмах социализации личности определяет психологические особенности и условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания. Методика социального воспитания рассматривает, каким образом осуществляется интеграция воспитательных сил общества, как организуется взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов воспитания; исследуются, с одной стороны, потребности развития общества в определенном качестве "человеческого капитала", а с другой - экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания, а также вопросы управления социальным воспитанием на общенациональном, региональном, муниципальном и локальном уровнях. Разрабатываемые во всех разделах С.п. проблемы социального воспитания предполагают конкретизацию применительно к функциям и особенностям тех или иных видов воспитательных организаций в рамках дошкольной педагогики, педагогики школы, педагогики профессионального образования, педагогики дополнительного образования детей, педагогики детских и юношеских организаций, педагогики социальной работы и др. С.п. как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической. Теоретико-познавательная функция выражается в том, что С.п. накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их. Прикладная функция связана с поиском путей эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах. Гуманистическая функция вы- ражается в разработке целей и способов совершенствования процессов развития личности и ее самореализации. Появились новые специальности: "социальный педагог", "социальный работник", в ряде педагогических вузов введен учебный предмет "С.п.", функционируют факультеты и кафедры С.п. — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. такжеЛитвак

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитат. учреждениях, так и в разл орг-циях, для к-рых оно не является ведущей функцией
Предмет С и - исследование воспитат. сил общества и способов актуализации, путей интеграции возможностей обществ, гос. и частных орг-ций с целью создания условий для развития человека В 20 в педагогика в целом превращается в интегративную отрасль знания (в 60-х гг это положение сформулировал X И Лийметс), т к значит. развитие пол» чают отрасли знаний о человеке и обществе психология, этнология, социология и др, существенно расширившие представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме Педагогика может решать свои специфич задачи более или менее эффективно, лишь интегрируя в той или иной мере данные др наук в сфере чело-веко-обществознания
Представление о педагогике как об интегративном знании позволяет предложить структуру С и Одним из разделов С и является социология воспитания, к-рая исследует общество как воспитат. среду, процесс и факторы социализации человека Знания по социологии позволяют вести поиск путей и способов использования воспитат. возможностей общества, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации
Особый раздел С.п. - социально-педагогическая виктимология.
Определение путей интеграции воспи-тат. сил общества может быть успешным в том случае, если С. п. поставит ряд фундаментальных вопросов и предложит ответы на них: «Что понимается под воспитанием в совр. обществе?», «Каково соотношение воспитания с социализацией и развитием человека на протяжении его жизненного пути?», «Какие принципы воспитания сформировались в процессе ист. развития общества?», «Как понимается цель воспитания сегодня?». Все эти вопросы, имеющие методологич. и мировоззренч. значение, изучает философия социального воспитания.
В С. п. разрабатывается теория социального воспитания, к-рая описывает, объясняет.н. прогнозирует его функционирование как социального института, а также исследует индивидуальные, групповые, социальные субъекты социального воспитания, их взаимодействие и т. д.
Как раздел С. п. рассматривается психология социального воспитания, к-рая на основе данных о механизмах социализации личности определяет психол. особенности и условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания. Методика социального воспитания рассматривает, каким образом осуществляется интеграция вос-питат. сил общества, как организуется взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов воспитания. В специфич. аспекте, с позиций экономики и менеджмента социального воспитания, исследуются, с одной стороны, потребности развития общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экон. ресурсы общества, к-рые могут быть использованы для организации социального воспитания, а также вопросы управления социальным воспитанием на общенац., региональном, муниципальном и локальном уровнях.
Разрабатываемые во всех разделах С. п. проблемы социального воспитания предполагают конкретизацию применительно к функциям и особенностям тех или иных видов воспитат. орг-ций в рамках дошкольной педагогики, педагогики школы, педагогики проф. образования, педагогики временных объединений, педагогики дет. и юношеских орг-ций, клубной педагогики, педагогики социальной работы и др.
С. п. как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической. Тео-ретико-познават. функция выражается в том, что С. п. накапливает знания,синтезирует их, стремится составить наиб. полную картину изучаемых ею процессов и явлений в совр. обществе, описывает.н. объясняет их. Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-пед. влияния на процессы социализации в организац.-пед. и психол.-пед. аспектах. Гуманистич. функция выражается в разработке целей и способов совершенствования процессов развития личности и ее самореализации. А. В. Мудрик.
Термин «С. п.» введен А. Дистервегом (в 19 в.), но до сих пор не имеет однозначного толкования. По мнению нем. ученого В. Вернера, в 1910—20-х гг. «С. п.» понималась в двух смыслах: как интеграция воспитат. сил общества с целью повышения культурного уровня народа (П. Наторп). и как социальная помощь обездоленным детям, профилактика правонарушений несовершеннолетних (Г. Ноль и Г. Боймер).
Попытки европ. просветителей выявить взаимосвязи образования с обществом предвосхитили социально-пед. исследования. Еще в социально-пед. эксперименте И. Г. Песталоцци определилось гуманистич. стремление гармонизовать шк. обучение и собств. жизнь детей, но в то же время возвысить образование над повседневностью.
Как направление С. п. оформлялась в сер. 19 в. в условиях обострившейся социальной дифференциации общества, войн, революций, массовых миграций и вызванных этими обстоятельствами явлений кризиса семьи, общих моральных ценностей, распространения дет. безнадзорности и т. п. Широким анализом связи шк. обучения и социальной среды были отмечены труды Ф. Бюис-сона и А. Ж. Фуллье и др. (Франция), Наторпа и Г. Кершенштейнера (Германия), Д. Дьюи и Г. С. Холла (США). В России формированию социально-пед. направления в педагогике способствовали труды Н. И. Пирогова, К. Д. Ушин-ского, Л. Н. Толстого, П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, В. Н. Сороки-Росинского, С. Т. Шацкого.
В нач. 20 в. Наторп выступил с идеей объединения всех воспитат. сил общества. В сер. 20 в. стали более популярными взгляды Дьюи о необходимости соответствия школ будущего социально-экон. потребностям общества.
В России социально-пед. проблемы воспитания находились в центре внимания науч. и творческой интеллигенции. Большое развитие С. п. получила в 20-х гг. 20 в. Она развивалась в неск. направлениях: формирование методологич. основ взаимодействия школы с социальной средой; разработка методик педагогически целесообразных связей с семьей, общественностью, гос-вом; участие школы в полит. жизни; взаимодействие школы с экономикой региона; подъем духовной культ)ры социальной среды; связь с творческой интеллигенцией; борьба с беспризорностью и трудновос-питуемостью и др.
Выделяя методологич. подходы к организации взаимодействия школы с окружающей ее средой, Шацкий указывал, что в науке и практике сложилось три его варианта. Первый состоит в том, что школа выполняет только просветит, функции, а среда лишь мешает пед. коллективу эффективно работать. Для второго варианта свойственно изучение социальной среды с точки зрения пользы, к-рую уч. заведение может извлечь для своего существования (эта точка зрения способствовала появлению ряда пед. теорий в Англии, Франции, Швейцарии, Америке, в т. ч. обоснованию т. н. школ жизни, пропагандирующих идеи прагматизма). Третий вариант, сторонником к-рого был сам Шацкий, - фактич. единство школы со средой, т.е. организация целостного воспитат. процесса в микросреде. При этом дети должны понимать, зачем они учатся, а школы организовывать всю дет. жизнь.
В 20-х гг. Наркомпрос РСФСР. предоставлял право пед. коллективам самим отбирать уч. материал в зависимости от экон. и социальных потребностей региона. Организац. связи школы с социальной средой были разнообразны: шк. кооперативы, советы содействия школе, Всерос. об-во «Друг детей», разл. формы взаимодействия с гос. органами. Теоре-тич. представления о всеобъемлющей (тотальной). детерминации индивидуальной жизни, в т. ч. и воспитания, оказали влияние на формирование сов. педагогики 30-х гг. (после разгрома педологии и старого, дорев. пед. корпуса России). Были прекращены все исследования в области С. п. или социального воспитания, как тогда называлось это направление. Официальная советская педагогика разрабатывала лишь отдельные узкие фрагменты социально значимой проблематики.
Науч. разработка вопросов С. п. в России возобновилась в кон. 50—60-х гг. Методологич. основы гуманистич. С. п. - это филос. антропология, совр. данные человекознания на уровне филогенеза и онтогенеза. Теоретич. основы - это цивилизационный и культурологич. подходы к социально-педагогическим феноменам, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории.
Используя данные смежных наук, С. п. адаптирует их к своим задачам (напр., материалы социальной психологии, изучающей микросреду в основном в аспекте межличностных отношений и социально-психич. состояний). С. п. исследует проблемы воспитания, возникающие у человека в микросреде, в самом образе жизни, а также возможности воспитания в этих условиях. Появились новые пед. специальности: «социальный педагог», «социальный работник». В пед. ин-тах вводится новый уч. предмет «С. п.», открываются ф-ты, отделения, курсы. Социальные педагоги исследуют закономерности обществ, воспитания, пути создания оптимального режима уч.-воспитат. процесса уч. заведений в условиях микросреды; создание пед. технологий интеграции воспитат. сил в обществе («педагогику среды», по выражению Шацкого); изучают инте-грац. воспитат. процессы и процессы, воздействующие на отклоняющееся поведение, а также воспитат. функции, име-ющиеся в др. профессиях (врачей и т.д. ). Лит Щапов А II Социально-пед. «хловия умств развития рус народа СПБ, 1870, БлонскийП П, Курс педагогики M, 19182, Гессене И, Основы педагогики Введение в прикладную философию, Берлин, 1923, Виноградов Г С, Нар. педагогика, Иркутск, 1926, Социальная педагогика теория методика и опыт исследования под ред. В Д Семенова, Свердловск, 1989, Семенов В Д, Община и клуб воспитат. потенциал и его пределы, Екатеринбург, 1993, его же, Социальная педагогика История и современность, Екатеринбург, 1995
В Д Семенов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
исследует процесс духовного самопознания и самосовершенствования человека и общества, а также механизм их гармонического развития. Предметом С.п. является процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды.
Имея, таким образом, в качестве своего объекта целостную систему социальных взаимодействий человека в сфере его ближайшего окружения, основным назначением С.п. как отрасли науки является совокупность следующих задач:
– заложить основы педагогического мышления в различных субъектах социума, акцентируя особую значимость в современной социальной ситуации использования и развития человеческих ресурсов как главного достояния страны;
– сформировать способности и умения принимать в социальной практике (во всех сферах социальной политики) эффективные (с точки зрения педагогической целесообразности) решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям;
– разрабатывать реальные механизмы использования и приведения в движение потенциала человеческих ресурсов, опираясь на соответствующую мотивацию, инициирующую деятельность человека (семьи, группы), отвечающую его потребностям и управляющую этой деятельностью;
– полноценно использовать возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом в обеспечении заботы о правах и благосостоянии личности, развитии ее интересов и возможностей, защиты духовности человека и повышении качества жизни.
С.п. как область науки и сфера практической деятельности, таким образом, нацелена на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные (в т.ч. кризисные) личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и социальной защиты человека.
Социальная педагогика подходит к человеку как к открытой, постоянно меняющейся системе и предусматривает объединение психического и социального. При этом предмет С.п. включает все возрастные периоды жизни человека от рождения до смерти и во всех сферах его микросреды. Активность самой личности, ее социальная зрелость также непосредственно связывается с взаимодействием индивида со средой.
Являясь составной частью системы социально организованных и институционализированных общественных сфер, С.п. нацелена на поддержку функциональной деятельности общества в различных областях – образовании, культуре, здравоохранении, праве, социальной политике в целом.
Имея глубокие исторические корни и предпосылки развития в мировой и отечественной практике, С.п. опирается на богатый арсенал идей, положений и практикоориентированных разработок прошлых столетий и начала ХХ века, составляющих генетическую суть С.п., раскрывающих историко-логическую последовательность и структурно-функциональную динамику интеграции социально-педагогических знаний.
Идея взаимообусловленности влияний воспитания и социальной среды нашла свое отражение в России уже в начале ХIХ века в благотворительном движении, в сельских общинах, опыте земских школ, а затем в идее народности К.Д. Ушинского, воплощенной в деятельности земств; в начале ХХ века – в концепции и непосредственном опыте по моделированию социально-педагогической деятельности С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Этот опыт является основой методологии и личностно-средовых взаимодействий как важнейших стимулов интеллектуального, мировоззренческого, нравственного, эстетического и физического развития личности.Впервые понятие «С.п.» было использовано А. Дистервегом в 1850 г. в его работе «Руководство для немецких учителей», но не было еще раскрыто.
Понятие широко дискутировалось в годы социально-педагогического движения 20-х гг. особенно в Германии. С.п. стали рассматривать как практику и теорию «третьего воспитательного пространства» или поля (помимо школы и семьи). С тех пор немало социологов и педагогов пыталось внести ясность в терминологический хаос в сфере социальной педагогики и дать этому понятию более точное определение.
Одни расценивали С.п. фактически как синоним общей педагогики лишь с некоторыми особыми акцентами; другие как синоним социального воспитания или социально- политических аспектов воспитания. Третьи понимали ее как комплекс воспитательных учреждений с особыми заданиями. Некоторые специалисты полагали, что С.п., сохраняя свою историческую традицию, является теорией социальной помощи лишь детям и молодежи. Для части ученых С.п. – часть системы педагогических наук наряду с семейной педагогикой, школьной педагогикой, педагогикой взрослых, педагогикой досуга, педагогикой для детей с аномальным развитием и т.д.
Некоторые специалисты предпочитали давать прагматическое определение этому понятию
– как выполнение целого ряда действий педагогического характера (активностей) в учреждениях и организациях вне семьи и школы.
В силу того, что объектом С.п. являются отношения и социальное поведение человека, некоторые склонны были сводить ее функции к влиянию лишь на клиентов с отклоняющимся поведением.
После второй мировой войны, когда вновь обострилась ситуация в мире и когда человеческие потребности и проблемы стали более сложными и комплексными, усилилась тенденция актуализации С.п., развития ее как теоретического фундамента профессиональной социальной работы (см. Социальная работа), повысилась роль специальной учебной дисциплины «С.п.». Проблемы помощи отдельному индивиду или конкретной семье, каждому человеку, а также подготовки кадров специалистов для социальной сферы потребовали более глубокого теоретического обоснования и социально-педагогического обеспечения.
В этом смысле понятие «С.п.» может быть интерпретировано как «педагогика социальной работы».
В развитии отечественной С.п. за последнюю четверть века можно выделить три качественно различающихся этапа. Первый этап – 60-е гг., период накопления опыта, эмпирического поиска, появления в социально-педагогической практике категорий работников, специально сориентированных на организацию воспитательной работы в социуме (организатор внеклассной и внешкольной работы, различные категории работников внешкольных учреждений. Педагоги-организаторы и воспитатели, работающие в учреждениях других ведомств: культуры, спорта, жилищно-коммунального и социального обеспечения, правоохранительных органов, в системе профсоюзов, в общежитиях и т.п.). Уровень С.п. на этом этапе условно может быть обозначен как организационно-эмпирический.
На рубеже 70–80-х гг. общественная потребность, достижения передового опыта социального воспитания вывели проблему на качественно новый этап ее решения. В стране стала развиваться разветвленная сеть разнообразных комплексов: социально- педагогических, образовательно-культурных, физкультурно-оздоровительных, сельских школ-комплексов и т.п. В их деятельности, а также в повсеместном создании молодежных жилых комплексов, в работе внешкольных учреждений, межведомственных клубов по интересам, разновозрастных объединений по месту жительства во многих областях и территориях страны формировалась и утверждалась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта. В педагогической науке этот период характеризуется усилением внимания исследователей к проблемам С.п., попыткой осмыслить и рассмотреть идеи педагогики среды, проблемы и противоречия ее развития в иной социальной ситуации применительно к данному этапу исторического развития.
К концу 80-х гг. в стране созрели необходимые предпосылки для перехода от отдельных очагов передового опыта к созданию целостной системы социальных служб сразветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения – на основе ретроспективного научного анализа накопленного отечественного опыта, осмысления ведущих тенденций развития мировой теории и практики социально-педагогической работы.
Для современного этапа жизнедеятельности нашего общества характерна сопряженность происходящих негативных изменений в области жизнеобеспечения населения с преодолением сложных противоречий в сферах нравственного, духовного развития.
В России С.п. (в отличие от многих других стран) изначально заявила о себе как фундаментальная научно-педагогическая основа формирующейся системы социальных служб России, оказывая педагогическое влияние не только на собственно социальных работников (как педагогика социальной работы), но и на деятельность всех других субъектов этой системы, отражающей взаимодействие человека (семьи, группы) с окружающей средой, как педагогика отношений в том или ином социуме.
В современных условиях С.п. как отрасль науки выдвигается на авансцену социальной жизни, т.к. она отвечает жизненным потребностям человека и необходима обществу в решении его важнейших проблем как фундаментальное магистральное направление в научно-педагогическом обеспечении социальной политики, эффективной системы духовного воспитания народа.
С.п. сегодня способствует укреплению необходимой научной базы в социальной политике и созданию комфортных морально-психологических условий для развития личности в специфически различных средах ее обитания. Она обеспечивает необходимый педагогический компонент при принятии конкретных решений в социальной политике по проблемам образования, здравоохранения, занятости и трудоустройства, в работе с семьей, с детьми и молодежью, людьми третьего возраста, в социальной защите инвалидов, беженцев, других категорий клиентов с особыми нуждами.
Выстраивая свое содержание на антропологической основе, С.п. выступает важным регулятором отношений в системе «личность – общество». Как междисциплинарная отрасль науки и практики С.п. во всех сферах своей деятельности использует достижения других наук: философии, медицины, социологии, психологии, культурологии, экономики, этики, этнографии, права, дефектологии и др. Опираясь на методологию и знания этих наук, социальная педагогика организует и интегрирует их потенциал применительно к своему предмету исследования.
Вот почему сегодня остро стоит проблема кадрового обеспечения социально- педагогической деятельности, и в этой связи – развития С.п. как учебной дисциплины, становления в стране системы социально-педагогической подготовки как собственно социальных педагогов, так и других специалистов, представляющих многообразный набор вариантов и моделей служб социальной защиты различных категорий людей, в том числе
– управленческого корпуса.
Это – одна из базовых дисциплин в системе подготовки социальных педагогов и работников. Образовательный стандарт по С.п. предусматривает психолого- педагогическую подготовленность и компетентность специалиста с ориентацией его на многоплановую социальную практику, овладение педагогикой отношений в социуме, в семье, общине, в условиях открытой микросреды личности, в сфере труда, быта и досуга, в работе с различными возрастными и профессиональными группами, с детьми и взрослыми, другими категориями людей.
Как наука, входящая в структуру человековедческих наук, С.п. воссоздает в неповторимом конкретном значимое общее. И как научное направление, и как область практической деятельности, и как учебная дисциплина, связанная с постоянным непрерывным образованием, она представляет собой масштабный комплекс разнообразных социальных функций многоуровневого подхода, многогранных по своему содержанию и направленности. Вся совокупность этих социальных и научных функций ориентирована на помощь населению в становлении новых цивилизованных условий жизни, обеспечивающих культурное взаимодействие и общение, духовное самоопределение и самовыражение, общественное и индивидуальное социокультурное сознание.
Лит.: Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М., 1997; Загвязинский В.И. Методология иметодика социально-педагогического исследования. – М., 1995; Корнилова А.Г. Педагогика социальной работы в сельской среде. – М.; Якутск, 1997; Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. – М., 1997; Никитин В.А. Начало социальной педагогики: Учебное пособие. – М., 1998; Филонов В.А. Теоретико-методологические основы социальной педагогики. – М., 1998.
В.Г. Бочарова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
154.59 кб

Социальной педагогике 15 лет

Читать PDF
20.15 мб

Социальная педагогика: основные течения

Джуринский Александр Наумович
В статье изучена социальная парадигма в педагогике России и за рубежом. Охарактеризованы идеи и концепции, где социум рассматривается как ведущее условие развития и воспитания личности.
Читать PDF
330.68 кб

Роль социальной педагогики: пример Эстонии

Лейно Маре
Учитель больше, чем носитель предмета. Дети проводят значительную часть своего дня в школе, что накладывает огромную ответственность на учителя. Школа является как академическим, так и социальным институтом.
Читать PDF
624.41 кб

Социально-культурные основы педагогики досуга

Шарковская Н.В.
Статья посвящена раскрытию сущности социально-культурных оснований педагогики досуга как отрасли гуманитарного знания.
Читать PDF
2.47 мб

Что может дать менеджеру социальная педагогика

Доценко Ирина Григорьевна
Читать PDF
251.44 кб

Деонтологические вопросы в социальной педагогике

Кременцова Кристина Алексеевна
В статье представлены деонтологические основы социальной педагогики, отражены особенности этического кодекса социальной педагогики, выделены компоненты социально-педагогической деонтологии, среди которых долг и ответственность соц
Читать PDF
115.20 кб

Ресоциализация как проблема социальной педагогики

Шапошникова Татьяна Дмитриевна
Читать PDF
143.21 кб

Развитие института социальной педагогики в России

Галагузова Минненур Ахметхановна
Рассматривается неоднозначность и противоречивость взаимодействия отечественной практики, науки и профессиональной подготовки социальных педагогов на современном этапе.
Читать PDF
191.25 кб

Роль социальной философии и эстетики в педагогике

Степанов А. Н.
Читать PDF
76.54 кб

Словарь-справочник по социальной работе и педагогике

Грушецкая Ирина Николаевна
Читать PDF
150.32 кб

Развитие социальной педагогики в период XVIII XIX вв

Дорохова Татьяна Сергеевна
Описывается развитие социальной педагогики в период с XVIII до конца XIX в. Особое внимание обращается на особенности становления различных направлений социально-педагогической теории и практики.
Читать PDF
1.32 мб

Философия социальной педагогики: постановка проблемы

Беляев В.И.
В статье обосновывается необходимость развития философии социальной педагогики как самостоятельной отрасли. Представлены различные подходы в определении объекта и предмета философии социальной педагогики.
Читать PDF
356.84 кб

Образ социальной педагогики в наследии Б. З. Вульфова

Басова Валентина Марковна
В статье рассматриваются основные взгляды Б.З. Вульфова на социальную педагогику как область научного знания, ее предмет и назначение.
Читать PDF
370.54 кб

Социальное воспитание как научная проблема педагогики

Ромм Татьяна Александровна
Рассмотрено использование термина «социальное воспитание», источники формирования социального воспитания как научной проблемы, исследовательские установки в понимании социального, личности и воспитания, теоретические представления
Читать PDF
122.13 кб

Социальное предназначение вузовских кафедр педагогики

Тряпицына А. П., Писарева С. А., Пискунова Е. В.