Социальная педагогика
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Источник: Педагогический словарь
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Источник: Глоссарий современного образования.
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Предмет С и - исследование воспитат. сил общества и способов актуализации, путей интеграции возможностей обществ, гос. и частных орг-ций с целью создания условий для развития человека В 20 в педагогика в целом превращается в интегративную отрасль знания (в 60-х гг это положение сформулировал X И Лийметс), т к значит. развитие пол» чают отрасли знаний о человеке и обществе психология, этнология, социология и др, существенно расширившие представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме Педагогика может решать свои специфич задачи более или менее эффективно, лишь интегрируя в той или иной мере данные др наук в сфере чело-веко-обществознания
Представление о педагогике как об интегративном знании позволяет предложить структуру С и Одним из разделов С и является социология воспитания, к-рая исследует общество как воспитат. среду, процесс и факторы социализации человека Знания по социологии позволяют вести поиск путей и способов использования воспитат. возможностей общества, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации
Особый раздел С.п. - социально-педагогическая виктимология.
Определение путей интеграции воспи-тат. сил общества может быть успешным в том случае, если С. п. поставит ряд фундаментальных вопросов и предложит ответы на них: «Что понимается под воспитанием в совр. обществе?», «Каково соотношение воспитания с социализацией и развитием человека на протяжении его жизненного пути?», «Какие принципы воспитания сформировались в процессе ист. развития общества?», «Как понимается цель воспитания сегодня?». Все эти вопросы, имеющие методологич. и мировоззренч. значение, изучает философия социального воспитания.
В С. п. разрабатывается теория социального воспитания, к-рая описывает, объясняет.н. прогнозирует его функционирование как социального института, а также исследует индивидуальные, групповые, социальные субъекты социального воспитания, их взаимодействие и т. д.
Как раздел С. п. рассматривается психология социального воспитания, к-рая на основе данных о механизмах социализации личности определяет психол. особенности и условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания. Методика социального воспитания рассматривает, каким образом осуществляется интеграция вос-питат. сил общества, как организуется взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов воспитания. В специфич. аспекте, с позиций экономики и менеджмента социального воспитания, исследуются, с одной стороны, потребности развития общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экон. ресурсы общества, к-рые могут быть использованы для организации социального воспитания, а также вопросы управления социальным воспитанием на общенац., региональном, муниципальном и локальном уровнях.
Разрабатываемые во всех разделах С. п. проблемы социального воспитания предполагают конкретизацию применительно к функциям и особенностям тех или иных видов воспитат. орг-ций в рамках дошкольной педагогики, педагогики школы, педагогики проф. образования, педагогики временных объединений, педагогики дет. и юношеских орг-ций, клубной педагогики, педагогики социальной работы и др.
С. п. как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической. Тео-ретико-познават. функция выражается в том, что С. п. накапливает знания,синтезирует их, стремится составить наиб. полную картину изучаемых ею процессов и явлений в совр. обществе, описывает.н. объясняет их. Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-пед. влияния на процессы социализации в организац.-пед. и психол.-пед. аспектах. Гуманистич. функция выражается в разработке целей и способов совершенствования процессов развития личности и ее самореализации. А. В. Мудрик.
Термин «С. п.» введен А. Дистервегом (в 19 в.), но до сих пор не имеет однозначного толкования. По мнению нем. ученого В. Вернера, в 1910—20-х гг. «С. п.» понималась в двух смыслах: как интеграция воспитат. сил общества с целью повышения культурного уровня народа (П. Наторп). и как социальная помощь обездоленным детям, профилактика правонарушений несовершеннолетних (Г. Ноль и Г. Боймер).
Попытки европ. просветителей выявить взаимосвязи образования с обществом предвосхитили социально-пед. исследования. Еще в социально-пед. эксперименте И. Г. Песталоцци определилось гуманистич. стремление гармонизовать шк. обучение и собств. жизнь детей, но в то же время возвысить образование над повседневностью.
Как направление С. п. оформлялась в сер. 19 в. в условиях обострившейся социальной дифференциации общества, войн, революций, массовых миграций и вызванных этими обстоятельствами явлений кризиса семьи, общих моральных ценностей, распространения дет. безнадзорности и т. п. Широким анализом связи шк. обучения и социальной среды были отмечены труды Ф. Бюис-сона и А. Ж. Фуллье и др. (Франция), Наторпа и Г. Кершенштейнера (Германия), Д. Дьюи и Г. С. Холла (США). В России формированию социально-пед. направления в педагогике способствовали труды Н. И. Пирогова, К. Д. Ушин-ского, Л. Н. Толстого, П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, В. Н. Сороки-Росинского, С. Т. Шацкого.
В нач. 20 в. Наторп выступил с идеей объединения всех воспитат. сил общества. В сер. 20 в. стали более популярными взгляды Дьюи о необходимости соответствия школ будущего социально-экон. потребностям общества.
В России социально-пед. проблемы воспитания находились в центре внимания науч. и творческой интеллигенции. Большое развитие С. п. получила в 20-х гг. 20 в. Она развивалась в неск. направлениях: формирование методологич. основ взаимодействия школы с социальной средой; разработка методик педагогически целесообразных связей с семьей, общественностью, гос-вом; участие школы в полит. жизни; взаимодействие школы с экономикой региона; подъем духовной культ)ры социальной среды; связь с творческой интеллигенцией; борьба с беспризорностью и трудновос-питуемостью и др.
Выделяя методологич. подходы к организации взаимодействия школы с окружающей ее средой, Шацкий указывал, что в науке и практике сложилось три его варианта. Первый состоит в том, что школа выполняет только просветит, функции, а среда лишь мешает пед. коллективу эффективно работать. Для второго варианта свойственно изучение социальной среды с точки зрения пользы, к-рую уч. заведение может извлечь для своего существования (эта точка зрения способствовала появлению ряда пед. теорий в Англии, Франции, Швейцарии, Америке, в т. ч. обоснованию т. н. школ жизни, пропагандирующих идеи прагматизма). Третий вариант, сторонником к-рого был сам Шацкий, - фактич. единство школы со средой, т.е. организация целостного воспитат. процесса в микросреде. При этом дети должны понимать, зачем они учатся, а школы организовывать всю дет. жизнь.
В 20-х гг. Наркомпрос РСФСР. предоставлял право пед. коллективам самим отбирать уч. материал в зависимости от экон. и социальных потребностей региона. Организац. связи школы с социальной средой были разнообразны: шк. кооперативы, советы содействия школе, Всерос. об-во «Друг детей», разл. формы взаимодействия с гос. органами. Теоре-тич. представления о всеобъемлющей (тотальной). детерминации индивидуальной жизни, в т. ч. и воспитания, оказали влияние на формирование сов. педагогики 30-х гг. (после разгрома педологии и старого, дорев. пед. корпуса России). Были прекращены все исследования в области С. п. или социального воспитания, как тогда называлось это направление. Официальная советская педагогика разрабатывала лишь отдельные узкие фрагменты социально значимой проблематики.
Науч. разработка вопросов С. п. в России возобновилась в кон. 50—60-х гг. Методологич. основы гуманистич. С. п. - это филос. антропология, совр. данные человекознания на уровне филогенеза и онтогенеза. Теоретич. основы - это цивилизационный и культурологич. подходы к социально-педагогическим феноменам, когда конкретный социум рассматривается как частный случай истории.
Используя данные смежных наук, С. п. адаптирует их к своим задачам (напр., материалы социальной психологии, изучающей микросреду в основном в аспекте межличностных отношений и социально-психич. состояний). С. п. исследует проблемы воспитания, возникающие у человека в микросреде, в самом образе жизни, а также возможности воспитания в этих условиях. Появились новые пед. специальности: «социальный педагог», «социальный работник». В пед. ин-тах вводится новый уч. предмет «С. п.», открываются ф-ты, отделения, курсы. Социальные педагоги исследуют закономерности обществ, воспитания, пути создания оптимального режима уч.-воспитат. процесса уч. заведений в условиях микросреды; создание пед. технологий интеграции воспитат. сил в обществе («педагогику среды», по выражению Шацкого); изучают инте-грац. воспитат. процессы и процессы, воздействующие на отклоняющееся поведение, а также воспитат. функции, име-ющиеся в др. профессиях (врачей и т.д. ). Лит Щапов А II Социально-пед. «хловия умств развития рус народа СПБ, 1870, БлонскийП П, Курс педагогики M, 19182, Гессене И, Основы педагогики Введение в прикладную философию, Берлин, 1923, Виноградов Г С, Нар. педагогика, Иркутск, 1926, Социальная педагогика теория методика и опыт исследования под ред. В Д Семенова, Свердловск, 1989, Семенов В Д, Община и клуб воспитат. потенциал и его пределы, Екатеринбург, 1993, его же, Социальная педагогика История и современность, Екатеринбург, 1995
В Д Семенов.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
Имея, таким образом, в качестве своего объекта целостную систему социальных взаимодействий человека в сфере его ближайшего окружения, основным назначением С.п. как отрасли науки является совокупность следующих задач:
– заложить основы педагогического мышления в различных субъектах социума, акцентируя особую значимость в современной социальной ситуации использования и развития человеческих ресурсов как главного достояния страны;
– сформировать способности и умения принимать в социальной практике (во всех сферах социальной политики) эффективные (с точки зрения педагогической целесообразности) решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям;
– разрабатывать реальные механизмы использования и приведения в движение потенциала человеческих ресурсов, опираясь на соответствующую мотивацию, инициирующую деятельность человека (семьи, группы), отвечающую его потребностям и управляющую этой деятельностью;
– полноценно использовать возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом в обеспечении заботы о правах и благосостоянии личности, развитии ее интересов и возможностей, защиты духовности человека и повышении качества жизни.
С.п. как область науки и сфера практической деятельности, таким образом, нацелена на преобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поиск механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные (в т.ч. кризисные) личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и социальной защиты человека.
Социальная педагогика подходит к человеку как к открытой, постоянно меняющейся системе и предусматривает объединение психического и социального. При этом предмет С.п. включает все возрастные периоды жизни человека от рождения до смерти и во всех сферах его микросреды. Активность самой личности, ее социальная зрелость также непосредственно связывается с взаимодействием индивида со средой.
Являясь составной частью системы социально организованных и институционализированных общественных сфер, С.п. нацелена на поддержку функциональной деятельности общества в различных областях – образовании, культуре, здравоохранении, праве, социальной политике в целом.
Имея глубокие исторические корни и предпосылки развития в мировой и отечественной практике, С.п. опирается на богатый арсенал идей, положений и практикоориентированных разработок прошлых столетий и начала ХХ века, составляющих генетическую суть С.п., раскрывающих историко-логическую последовательность и структурно-функциональную динамику интеграции социально-педагогических знаний.
Идея взаимообусловленности влияний воспитания и социальной среды нашла свое отражение в России уже в начале ХIХ века в благотворительном движении, в сельских общинах, опыте земских школ, а затем в идее народности К.Д. Ушинского, воплощенной в деятельности земств; в начале ХХ века – в концепции и непосредственном опыте по моделированию социально-педагогической деятельности С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Этот опыт является основой методологии и личностно-средовых взаимодействий как важнейших стимулов интеллектуального, мировоззренческого, нравственного, эстетического и физического развития личности.Впервые понятие «С.п.» было использовано А. Дистервегом в 1850 г. в его работе «Руководство для немецких учителей», но не было еще раскрыто.
Понятие широко дискутировалось в годы социально-педагогического движения 20-х гг. особенно в Германии. С.п. стали рассматривать как практику и теорию «третьего воспитательного пространства» или поля (помимо школы и семьи). С тех пор немало социологов и педагогов пыталось внести ясность в терминологический хаос в сфере социальной педагогики и дать этому понятию более точное определение.
Одни расценивали С.п. фактически как синоним общей педагогики лишь с некоторыми особыми акцентами; другие как синоним социального воспитания или социально- политических аспектов воспитания. Третьи понимали ее как комплекс воспитательных учреждений с особыми заданиями. Некоторые специалисты полагали, что С.п., сохраняя свою историческую традицию, является теорией социальной помощи лишь детям и молодежи. Для части ученых С.п. – часть системы педагогических наук наряду с семейной педагогикой, школьной педагогикой, педагогикой взрослых, педагогикой досуга, педагогикой для детей с аномальным развитием и т.д.
Некоторые специалисты предпочитали давать прагматическое определение этому понятию
– как выполнение целого ряда действий педагогического характера (активностей) в учреждениях и организациях вне семьи и школы.
В силу того, что объектом С.п. являются отношения и социальное поведение человека, некоторые склонны были сводить ее функции к влиянию лишь на клиентов с отклоняющимся поведением.
После второй мировой войны, когда вновь обострилась ситуация в мире и когда человеческие потребности и проблемы стали более сложными и комплексными, усилилась тенденция актуализации С.п., развития ее как теоретического фундамента профессиональной социальной работы (см. Социальная работа), повысилась роль специальной учебной дисциплины «С.п.». Проблемы помощи отдельному индивиду или конкретной семье, каждому человеку, а также подготовки кадров специалистов для социальной сферы потребовали более глубокого теоретического обоснования и социально-педагогического обеспечения.
В этом смысле понятие «С.п.» может быть интерпретировано как «педагогика социальной работы».
В развитии отечественной С.п. за последнюю четверть века можно выделить три качественно различающихся этапа. Первый этап – 60-е гг., период накопления опыта, эмпирического поиска, появления в социально-педагогической практике категорий работников, специально сориентированных на организацию воспитательной работы в социуме (организатор внеклассной и внешкольной работы, различные категории работников внешкольных учреждений. Педагоги-организаторы и воспитатели, работающие в учреждениях других ведомств: культуры, спорта, жилищно-коммунального и социального обеспечения, правоохранительных органов, в системе профсоюзов, в общежитиях и т.п.). Уровень С.п. на этом этапе условно может быть обозначен как организационно-эмпирический.
На рубеже 70–80-х гг. общественная потребность, достижения передового опыта социального воспитания вывели проблему на качественно новый этап ее решения. В стране стала развиваться разветвленная сеть разнообразных комплексов: социально- педагогических, образовательно-культурных, физкультурно-оздоровительных, сельских школ-комплексов и т.п. В их деятельности, а также в повсеместном создании молодежных жилых комплексов, в работе внешкольных учреждений, межведомственных клубов по интересам, разновозрастных объединений по месту жительства во многих областях и территориях страны формировалась и утверждалась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта. В педагогической науке этот период характеризуется усилением внимания исследователей к проблемам С.п., попыткой осмыслить и рассмотреть идеи педагогики среды, проблемы и противоречия ее развития в иной социальной ситуации применительно к данному этапу исторического развития.
К концу 80-х гг. в стране созрели необходимые предпосылки для перехода от отдельных очагов передового опыта к созданию целостной системы социальных служб сразветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения – на основе ретроспективного научного анализа накопленного отечественного опыта, осмысления ведущих тенденций развития мировой теории и практики социально-педагогической работы.
Для современного этапа жизнедеятельности нашего общества характерна сопряженность происходящих негативных изменений в области жизнеобеспечения населения с преодолением сложных противоречий в сферах нравственного, духовного развития.
В России С.п. (в отличие от многих других стран) изначально заявила о себе как фундаментальная научно-педагогическая основа формирующейся системы социальных служб России, оказывая педагогическое влияние не только на собственно социальных работников (как педагогика социальной работы), но и на деятельность всех других субъектов этой системы, отражающей взаимодействие человека (семьи, группы) с окружающей средой, как педагогика отношений в том или ином социуме.
В современных условиях С.п. как отрасль науки выдвигается на авансцену социальной жизни, т.к. она отвечает жизненным потребностям человека и необходима обществу в решении его важнейших проблем как фундаментальное магистральное направление в научно-педагогическом обеспечении социальной политики, эффективной системы духовного воспитания народа.
С.п. сегодня способствует укреплению необходимой научной базы в социальной политике и созданию комфортных морально-психологических условий для развития личности в специфически различных средах ее обитания. Она обеспечивает необходимый педагогический компонент при принятии конкретных решений в социальной политике по проблемам образования, здравоохранения, занятости и трудоустройства, в работе с семьей, с детьми и молодежью, людьми третьего возраста, в социальной защите инвалидов, беженцев, других категорий клиентов с особыми нуждами.
Выстраивая свое содержание на антропологической основе, С.п. выступает важным регулятором отношений в системе «личность – общество». Как междисциплинарная отрасль науки и практики С.п. во всех сферах своей деятельности использует достижения других наук: философии, медицины, социологии, психологии, культурологии, экономики, этики, этнографии, права, дефектологии и др. Опираясь на методологию и знания этих наук, социальная педагогика организует и интегрирует их потенциал применительно к своему предмету исследования.
Вот почему сегодня остро стоит проблема кадрового обеспечения социально- педагогической деятельности, и в этой связи – развития С.п. как учебной дисциплины, становления в стране системы социально-педагогической подготовки как собственно социальных педагогов, так и других специалистов, представляющих многообразный набор вариантов и моделей служб социальной защиты различных категорий людей, в том числе
– управленческого корпуса.
Это – одна из базовых дисциплин в системе подготовки социальных педагогов и работников. Образовательный стандарт по С.п. предусматривает психолого- педагогическую подготовленность и компетентность специалиста с ориентацией его на многоплановую социальную практику, овладение педагогикой отношений в социуме, в семье, общине, в условиях открытой микросреды личности, в сфере труда, быта и досуга, в работе с различными возрастными и профессиональными группами, с детьми и взрослыми, другими категориями людей.
Как наука, входящая в структуру человековедческих наук, С.п. воссоздает в неповторимом конкретном значимое общее. И как научное направление, и как область практической деятельности, и как учебная дисциплина, связанная с постоянным непрерывным образованием, она представляет собой масштабный комплекс разнообразных социальных функций многоуровневого подхода, многогранных по своему содержанию и направленности. Вся совокупность этих социальных и научных функций ориентирована на помощь населению в становлении новых цивилизованных условий жизни, обеспечивающих культурное взаимодействие и общение, духовное самоопределение и самовыражение, общественное и индивидуальное социокультурное сознание.
Лит.: Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. – М., 1997; Загвязинский В.И. Методология иметодика социально-педагогического исследования. – М., 1995; Корнилова А.Г. Педагогика социальной работы в сельской среде. – М.; Якутск, 1997; Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. – М., 1997; Никитин В.А. Начало социальной педагогики: Учебное пособие. – М., 1998; Филонов В.А. Теоретико-методологические основы социальной педагогики. – М., 1998.
В.Г. Бочарова
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.