Социальная мобильность

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
перемещение индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую, изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
изменение статуса (человека или группы) в социальной структуре общества в связи с переходом из одного социального слоя в другой (вертикальная мобильность). Выражается в способности человека быстро и адекватно модифицировать свою деятельность при возникновении новых обстоятельств.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Социальная мобильность
это готовность и способность человека сменить не только место работы или специальность, но и свою социальную роль: рабочий, служащий, крестьянин; наемный рабочий, владелец мастерской или земли; рабочий, общественный деятель; рабочий, интеллигент (при получении высшего образования, например). Социально мобильный человек легко находит работу, быстро адаптируется к изменяющимся условиям жизни и деятельности. Социальная мобильность – это и качество личности, основанное на смирении, послушании, готовность принять любые повороты судьбы и с честью выйти из них.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
изменение статуса (человека или группы) в социальной структуре общества в связи с переходом из одного социального слоя в другой (вертикальная мобильность) или перемещением в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Выражается в способности человека быстро и адекватно модифицировать свою деятельность при возникновении новых обстоятельств. В контексте образовательной проблематики обозначает перемещения индивидов в социально-профессиональной структуре общества, связанные с изменениями в их образовательном статусе: горизонтальные — смена рода занятий в рамках одного и того же квалификационного ранга и вертикальные — переход к более сложным видам занятий после прохождения очередных ступеней образовательной лестницы, а также качество, приобретенное в процессе учебной деятельности и выраженное в способности легко и быстро приспосабливаться к изменениям в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнения нестандартных задач. Социально мобильным принято называть индивида, обладающего гибкостью, способностью к изменениям, умеющего оперативно реагировать на вызов времени. Уровень социальной мобильности зависит от качества полученного образования.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Социальная мобильность
свойство социальных субъек тов, выраженное в их способности быстро и адекватно модифицировать свою деятельность при возникновении новых обстоятельств. Термин также обозначает процесс изменений в социальной структуре населения. В контексте образовательной проблематики употребляется в двух смыслах: 1) перемещения индивидов в социально-профессиональной структуре общества, связанные с изменениями в их образовательном статусе. Подразделяются на два вида: а) горизонтальные – смена рода занятий в рамках одного и того же квалификационного ранга; б) вертикальные – переход на более сложные и содержательно богатые виды занятий после прохождения очередных ступеней образовательной лестницы; 2) личностное качество, приобретенное в процессе учебной деятельности и выраженное в способности легко и быстро осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнения нестандартных задач. Социально мобильным принято называть индивида, обладающего гибкостью, способностью к изменениям, умеющего оперативно реагировать на вызов времени. Уровень социальной мобильности зависит от качества полученного образования и поэтому не обязательно положительно коррелирует с его формальным уровнем. (Онушкин В.Г., Огарёв Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб, ИОВ РАО. 109 с.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
свойство социальных субъектов, выраженное в их способности быстро и адекватно модифицировать свою деятельность при возникновении новых обстоятельств. Термин также обозначает процесс изменений в социальной структуре населения. В контексте образовательной проблематики употребляется в двух смыслах.
Первый. Перемещения индивидов в социально-профессиональной структуре общества, связанные с изменениями в их образовательном статусе. Подразделяются на два вида: а) горизонтальные – смена рода занятий в рамках одного и того же квалификационного ранга; б) вертикальные – переход на более сложные и содержательно богатые виды занятий после прохождения очередных ступеней образовательной лестницы.
С.м. – направление, разновидности и дистанция социальных перемещений людей в обществе (индивидуально и группами). Эти понятия расшифровываются следующим образом. Разновидности описываются типологией социальных перемещений. Мера описывается шагом и объемом социальных перемещений.
Направления вертикальной мобильности: перемещение из низшего в высший статус – это восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус – нисходящая мобильность. Восходящая и нисходящая описывают направление мобильности. Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два и более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали.
Понятия вверх, вниз и по горизонтали описывают направление мобильности. Объем мобильности – количество людей, переменивших свой прежний статус на другой вниз, вверх или по горизонтали.
Шаг может измеряться в а) статусах, б) поколениях. Поэтому выделяют виды:
– межпоколенная мобильность;
– внутрипоколенная мобильность;
– межклассовая мобильность;
– внутриклассовая мобильность.
Между восхождением и нисхождением существует известная ассиметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение – явление добровольное, а нисхождение – принудительное. Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто
– вниз.
На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот. Для молодых свойственна профессиональная, для взрослых – экономическая, для пожилых – политическая мобильность.
Процесс выхода за рамки классовой стратификации называется деклассированием, а переход из высших и средних страт в низшие – пауперизацией. К примеру, каста неприкасаемых в Индии – образец деклассированной страты. Неприкасаемые стоят вне системы каст вообще. В то же время обеднение дворянина не подходит ни под одну из названных классификаций, так как юридически он остается дворянином. В 1825 г. после неудачного восстания некоторых декабристов сослали в Сибирь, и царь высочайшим постановлением лишил их дворянских титулов и званий. Тем не менее их нельзяпризнать деклассированными элементами. К. Маркс называл процесс разорения мелкой буржуазии и переход ее в ряды рабочего класса пролетаризацией, но не пауперизацией.
Пролетаризация предшествует первым двум процессам. Под пролетаризацией понимается переход из среднего или высшего класса в ряды рабочего класса. Буржуазия может перейти в рабочий класс, так как юридически у нее нет никаких сословных титулов, которые могли бы с ней остаться в случае изменения экономического положения. А у дворян есть. Поэтому к ним неприменимы все три термина.
Пауперизация, деклассирование и пролетаризация относятся к определенному типу социальной мобильности, а именно к нисходящей мобильности.
Нижний слой рабочего класса, лишенный собственности, постоянного трудового дохода и основных атрибутов образа жизни рабочего класса, часто называют люмпенами. Отсюда берет свое название процесс перехода в нижний слой рабочего класса – люмпенизация. Все четыре процесса относятся к типу обнищания, или обездоливания. Этот процесс указывает на снижение уровня жизни с высшей, средней или низшей средней до низшей отметки, который находится на границе между относительной и абсолютной чертой бедности.
Можно ли под деклассированием понимать не только выход за рамки классовой струтуры, но также переход индивида или семьи из своего собственного класса в другой, более низкий? Нет. Деклассирование означает разрушение общепринятого для данного общества (а не только для данного класса образа жизни, крушение личности человека (деперсонализация). К деклассированным элементам в современном обществе относят хронических алкоголиков (спившихся людей, потерявших человеческий облик, пропивших всю обстановку в квартире, изгнанных семьей), наркоманов, проституток (правда, не всех), бомжей. В совокупности их еще называют «социальным дном» общества. В современной социологии для них принято еще одно название – андеркласс.
Замечено, что однажды попав в категорию отверженных, человек уже никогда не возвращается к нормальной жизни. Для них закрыты каналы вертикальной мобильности вследствие того презрения, которое испытывают обычные граждане к деклассированным элементам. Заключенные, отсидевшие свой срок в тюрьме, редко когда приживаются в обществе и включаются в нормальную жизнь. Чаще всего общество их не принимает.
Отсюда значительная часть рецидива, т.е. совершения повторных преступлений. Хотя освобожденным из заключения возвращают все юридические права гражданина, клеймо бывшего уголовника и опасного человека, его сомнительная репутация практически закрывают для него всякие возможности трудоустройства. Единственным источником средств существования становятся тогда нелегальные каналы.
Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, больше детей, а у высших – меньше.
Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимых для замещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное. Профессионалы (врачи, юристы и т.п.) и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить С.м. в современном обществе.
Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.
Второй. Личностное качество, приобретенное в процессе учебной деятельности и выраженное в способности легко и быстро осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнения нестандартных задач. Социально мобильным принято называть индивида,обладающего гибкостью, способностью к изменениям, умеющего оперативно реагировать на вызов времени. Уровень С.м. зависит от качества полученного образования и поэтому не обязательно положительно коррелирует с его формальным уровнем.
А.И. Кравченко

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
215.20 кб

Социальная мобильность среднего класса

Черныш М. Ф.
Читать PDF
281.96 кб

Из истории социальной мобильности (эссе)

Головко Э. П.
Читать PDF
339.89 кб

Социальная мобильность российской молодежи

Скок Наталья Ивановна, Кондратьева Анна Дмитриевна
В статье представлены современные подходы к изучению социальной мобильности населения РФ в целом и российской молодежи в частности.
Читать PDF
27.07 мб

Социальная мобильность: успех или неудача?

Александрина Ваньке
Читать PDF
204.34 кб

Занятость и социальная мобильность молодёжи

Устинова Ксения Александровна
В работе на основе анализа данных мониторинга социально-экономического положения молодёжи, проведённого ИСЭРТ РАН в 2012 году, обозначены ключевые проблемы в сфере труда, характерные для этой группы населения.
Читать PDF
6.22 мб

Социальная мобильность в российской Арктике

Конышев В.Н., Сергунин А.А., Субботин С.В.
Предмет. Рецензия коллективной монографии под редакцией М. Ларюэль о миграционных процессах в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ). Цели.
Читать PDF
799.31 кб

Языковая компетенция и социальная мобильность

Крюкова Ольга Сергеевна, Фадеев Владимир Владимирович
В статье рассматривается влияние языковой компетенции и образовательного уровня на изменение социального статуса человека, связь языка с различными социальными институтами.
Читать PDF
132.06 кб

Обучение как основа социальной мобильности молодежи

Болдышев Игорь Викторович
Проведен анализ форм взаимной детерминации поведенческих стереотипов, программ поведения социальных субъектов и движения педагогических ресурсов, выделяются основные виды обучающего поведения, реализуемые в разных фазах духовно-об
Читать PDF
409.29 кб

Социальные лифты как средство социальной мобильности

Романова К.С.
В статье автор рассматривает роль и значение социальных лифтов для развития общественной динамики. Социальные лифты в истории общества присутствовали с самого начала.
Читать PDF
1.42 мб

Основные направления изучения социальной мобильности

Павлова Анастасия Ивановна
В данной статье рассматриваются различные подходы к пониманию социальной мобильности. Автор раскрывает сущность данного феномена в работах социологов XIX-XX веков.
Читать PDF
166.63 кб

Гендер, нация и класс как ресурсы социальной мобильности

Тартаковская Ирина
Гапова Е. Классы наций: феминистская критика нациостроительства. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 368 С. (Библиотека Журнала «Неприкосновенный запас»).
Читать PDF
287.82 кб

Социально-профессиональная мобильность в современном мире

Александрова Зинаида Игоревна
Читать PDF
1.30 мб

Научный капитал как драйвер социальной мобильности ученых

Шматко Наталья Анатольевна
Изменение структуры финансирования науки и образования ведет к реструктуризации рынка научных кадров и усилению их мобильности, как на национальном, так и на международном уровне.
Читать PDF
446.80 кб

Новые виды внесистемной социальной мобильности постмодерна

Дубинская Мария Александровна
Рассматривается эволюция изменений социальной мобильности в различных обществах. Автор обосновывает возможность выделения нового класса мобильности, характерного для постиндустриального общества.
Читать PDF
201.64 кб

Социальная мобильность как механизм социального неравенства

Чекарева Анна Владимировна
В данной статье говорится о социальной мобильности как о механизме социального неравенства, дается определение социальному неравенству, рассматривается феномен социальной мобильности в теориях социального неравенства в американско