Социальная мобильность
МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
перемещение индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую, изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
изменение статуса (человека или группы) в социальной структуре общества в связи с переходом из одного социального слоя в другой (вертикальная мобильность). Выражается в способности человека быстро и адекватно модифицировать свою деятельность при возникновении новых обстоятельств.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Социальная мобильность
это готовность и способность человека сменить не только место работы или специальность, но и свою социальную роль: рабочий, служащий, крестьянин; наемный рабочий, владелец мастерской или земли; рабочий, общественный деятель; рабочий, интеллигент (при получении высшего образования, например). Социально мобильный человек легко находит работу, быстро адаптируется к изменяющимся условиям жизни и деятельности. Социальная мобильность – это и качество личности, основанное на смирении, послушании, готовность принять любые повороты судьбы и с честью выйти из них.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
изменение статуса (человека или группы) в социальной структуре общества в связи с переходом из одного социального слоя в другой (вертикальная мобильность) или перемещением в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Выражается в способности человека быстро и адекватно модифицировать свою деятельность при возникновении новых обстоятельств. В контексте образовательной проблематики обозначает перемещения индивидов в социально-профессиональной структуре общества, связанные с изменениями в их образовательном статусе: горизонтальные — смена рода занятий в рамках одного и того же квалификационного ранга и вертикальные — переход к более сложным видам занятий после прохождения очередных ступеней образовательной лестницы, а также качество, приобретенное в процессе учебной деятельности и выраженное в способности легко и быстро приспосабливаться к изменениям в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнения нестандартных задач. Социально мобильным принято называть индивида, обладающего гибкостью, способностью к изменениям, умеющего оперативно реагировать на вызов времени. Уровень социальной мобильности зависит от качества полученного образования.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Социальная мобильность
свойство социальных субъек тов, выраженное в их способности быстро и адекватно модифицировать свою деятельность при возникновении новых обстоятельств. Термин также обозначает процесс изменений в социальной структуре населения. В контексте образовательной проблематики употребляется в двух смыслах: 1) перемещения индивидов в социально-профессиональной структуре общества, связанные с изменениями в их образовательном статусе. Подразделяются на два вида: а) горизонтальные – смена рода занятий в рамках одного и того же квалификационного ранга; б) вертикальные – переход на более сложные и содержательно богатые виды занятий после прохождения очередных ступеней образовательной лестницы; 2) личностное качество, приобретенное в процессе учебной деятельности и выраженное в способности легко и быстро осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнения нестандартных задач. Социально мобильным принято называть индивида, обладающего гибкостью, способностью к изменениям, умеющего оперативно реагировать на вызов времени. Уровень социальной мобильности зависит от качества полученного образования и поэтому не обязательно положительно коррелирует с его формальным уровнем. (Онушкин В.Г., Огарёв Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб, ИОВ РАО. 109 с.)
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
свойство социальных субъектов, выраженное в их способности быстро и адекватно модифицировать свою деятельность при возникновении новых обстоятельств. Термин также обозначает процесс изменений в социальной структуре населения. В контексте образовательной проблематики употребляется в двух смыслах.
Первый. Перемещения индивидов в социально-профессиональной структуре общества, связанные с изменениями в их образовательном статусе. Подразделяются на два вида: а) горизонтальные – смена рода занятий в рамках одного и того же квалификационного ранга; б) вертикальные – переход на более сложные и содержательно богатые виды занятий после прохождения очередных ступеней образовательной лестницы.
С.м. – направление, разновидности и дистанция социальных перемещений людей в обществе (индивидуально и группами). Эти понятия расшифровываются следующим образом. Разновидности описываются типологией социальных перемещений. Мера описывается шагом и объемом социальных перемещений.
Направления вертикальной мобильности: перемещение из низшего в высший статус – это восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус – нисходящая мобильность. Восходящая и нисходящая описывают направление мобильности. Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два и более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали.
Понятия вверх, вниз и по горизонтали описывают направление мобильности. Объем мобильности – количество людей, переменивших свой прежний статус на другой вниз, вверх или по горизонтали.
Шаг может измеряться в а) статусах, б) поколениях. Поэтому выделяют виды:
– межпоколенная мобильность;
– внутрипоколенная мобильность;
– межклассовая мобильность;
– внутриклассовая мобильность.
Между восхождением и нисхождением существует известная ассиметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение – явление добровольное, а нисхождение – принудительное. Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто
– вниз.
На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот. Для молодых свойственна профессиональная, для взрослых – экономическая, для пожилых – политическая мобильность.
Процесс выхода за рамки классовой стратификации называется деклассированием, а переход из высших и средних страт в низшие – пауперизацией. К примеру, каста неприкасаемых в Индии – образец деклассированной страты. Неприкасаемые стоят вне системы каст вообще. В то же время обеднение дворянина не подходит ни под одну из названных классификаций, так как юридически он остается дворянином. В 1825 г. после неудачного восстания некоторых декабристов сослали в Сибирь, и царь высочайшим постановлением лишил их дворянских титулов и званий. Тем не менее их нельзяпризнать деклассированными элементами. К. Маркс называл процесс разорения мелкой буржуазии и переход ее в ряды рабочего класса пролетаризацией, но не пауперизацией.
Пролетаризация предшествует первым двум процессам. Под пролетаризацией понимается переход из среднего или высшего класса в ряды рабочего класса. Буржуазия может перейти в рабочий класс, так как юридически у нее нет никаких сословных титулов, которые могли бы с ней остаться в случае изменения экономического положения. А у дворян есть. Поэтому к ним неприменимы все три термина.
Пауперизация, деклассирование и пролетаризация относятся к определенному типу социальной мобильности, а именно к нисходящей мобильности.
Нижний слой рабочего класса, лишенный собственности, постоянного трудового дохода и основных атрибутов образа жизни рабочего класса, часто называют люмпенами. Отсюда берет свое название процесс перехода в нижний слой рабочего класса – люмпенизация. Все четыре процесса относятся к типу обнищания, или обездоливания. Этот процесс указывает на снижение уровня жизни с высшей, средней или низшей средней до низшей отметки, который находится на границе между относительной и абсолютной чертой бедности.
Можно ли под деклассированием понимать не только выход за рамки классовой струтуры, но также переход индивида или семьи из своего собственного класса в другой, более низкий? Нет. Деклассирование означает разрушение общепринятого для данного общества (а не только для данного класса образа жизни, крушение личности человека (деперсонализация). К деклассированным элементам в современном обществе относят хронических алкоголиков (спившихся людей, потерявших человеческий облик, пропивших всю обстановку в квартире, изгнанных семьей), наркоманов, проституток (правда, не всех), бомжей. В совокупности их еще называют «социальным дном» общества. В современной социологии для них принято еще одно название – андеркласс.
Замечено, что однажды попав в категорию отверженных, человек уже никогда не возвращается к нормальной жизни. Для них закрыты каналы вертикальной мобильности вследствие того презрения, которое испытывают обычные граждане к деклассированным элементам. Заключенные, отсидевшие свой срок в тюрьме, редко когда приживаются в обществе и включаются в нормальную жизнь. Чаще всего общество их не принимает.
Отсюда значительная часть рецидива, т.е. совершения повторных преступлений. Хотя освобожденным из заключения возвращают все юридические права гражданина, клеймо бывшего уголовника и опасного человека, его сомнительная репутация практически закрывают для него всякие возможности трудоустройства. Единственным источником средств существования становятся тогда нелегальные каналы.
Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, больше детей, а у высших – меньше.
Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимых для замещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное. Профессионалы (врачи, юристы и т.п.) и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить С.м. в современном обществе.
Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.
Второй. Личностное качество, приобретенное в процессе учебной деятельности и выраженное в способности легко и быстро осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнения нестандартных задач. Социально мобильным принято называть индивида,обладающего гибкостью, способностью к изменениям, умеющего оперативно реагировать на вызов времени. Уровень С.м. зависит от качества полученного образования и поэтому не обязательно положительно коррелирует с его формальным уровнем.
А.И. Кравченко
Первый. Перемещения индивидов в социально-профессиональной структуре общества, связанные с изменениями в их образовательном статусе. Подразделяются на два вида: а) горизонтальные – смена рода занятий в рамках одного и того же квалификационного ранга; б) вертикальные – переход на более сложные и содержательно богатые виды занятий после прохождения очередных ступеней образовательной лестницы.
С.м. – направление, разновидности и дистанция социальных перемещений людей в обществе (индивидуально и группами). Эти понятия расшифровываются следующим образом. Разновидности описываются типологией социальных перемещений. Мера описывается шагом и объемом социальных перемещений.
Направления вертикальной мобильности: перемещение из низшего в высший статус – это восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус – нисходящая мобильность. Восходящая и нисходящая описывают направление мобильности. Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два и более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали.
Понятия вверх, вниз и по горизонтали описывают направление мобильности. Объем мобильности – количество людей, переменивших свой прежний статус на другой вниз, вверх или по горизонтали.
Шаг может измеряться в а) статусах, б) поколениях. Поэтому выделяют виды:
– межпоколенная мобильность;
– внутрипоколенная мобильность;
– межклассовая мобильность;
– внутриклассовая мобильность.
Между восхождением и нисхождением существует известная ассиметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение – явление добровольное, а нисхождение – принудительное. Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких для себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто
– вниз.
На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот. Для молодых свойственна профессиональная, для взрослых – экономическая, для пожилых – политическая мобильность.
Процесс выхода за рамки классовой стратификации называется деклассированием, а переход из высших и средних страт в низшие – пауперизацией. К примеру, каста неприкасаемых в Индии – образец деклассированной страты. Неприкасаемые стоят вне системы каст вообще. В то же время обеднение дворянина не подходит ни под одну из названных классификаций, так как юридически он остается дворянином. В 1825 г. после неудачного восстания некоторых декабристов сослали в Сибирь, и царь высочайшим постановлением лишил их дворянских титулов и званий. Тем не менее их нельзяпризнать деклассированными элементами. К. Маркс называл процесс разорения мелкой буржуазии и переход ее в ряды рабочего класса пролетаризацией, но не пауперизацией.
Пролетаризация предшествует первым двум процессам. Под пролетаризацией понимается переход из среднего или высшего класса в ряды рабочего класса. Буржуазия может перейти в рабочий класс, так как юридически у нее нет никаких сословных титулов, которые могли бы с ней остаться в случае изменения экономического положения. А у дворян есть. Поэтому к ним неприменимы все три термина.
Пауперизация, деклассирование и пролетаризация относятся к определенному типу социальной мобильности, а именно к нисходящей мобильности.
Нижний слой рабочего класса, лишенный собственности, постоянного трудового дохода и основных атрибутов образа жизни рабочего класса, часто называют люмпенами. Отсюда берет свое название процесс перехода в нижний слой рабочего класса – люмпенизация. Все четыре процесса относятся к типу обнищания, или обездоливания. Этот процесс указывает на снижение уровня жизни с высшей, средней или низшей средней до низшей отметки, который находится на границе между относительной и абсолютной чертой бедности.
Можно ли под деклассированием понимать не только выход за рамки классовой струтуры, но также переход индивида или семьи из своего собственного класса в другой, более низкий? Нет. Деклассирование означает разрушение общепринятого для данного общества (а не только для данного класса образа жизни, крушение личности человека (деперсонализация). К деклассированным элементам в современном обществе относят хронических алкоголиков (спившихся людей, потерявших человеческий облик, пропивших всю обстановку в квартире, изгнанных семьей), наркоманов, проституток (правда, не всех), бомжей. В совокупности их еще называют «социальным дном» общества. В современной социологии для них принято еще одно название – андеркласс.
Замечено, что однажды попав в категорию отверженных, человек уже никогда не возвращается к нормальной жизни. Для них закрыты каналы вертикальной мобильности вследствие того презрения, которое испытывают обычные граждане к деклассированным элементам. Заключенные, отсидевшие свой срок в тюрьме, редко когда приживаются в обществе и включаются в нормальную жизнь. Чаще всего общество их не принимает.
Отсюда значительная часть рецидива, т.е. совершения повторных преступлений. Хотя освобожденным из заключения возвращают все юридические права гражданина, клеймо бывшего уголовника и опасного человека, его сомнительная репутация практически закрывают для него всякие возможности трудоустройства. Единственным источником средств существования становятся тогда нелегальные каналы.
Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, больше детей, а у высших – меньше.
Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимых для замещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное. Профессионалы (врачи, юристы и т.п.) и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить С.м. в современном обществе.
Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.
Второй. Личностное качество, приобретенное в процессе учебной деятельности и выраженное в способности легко и быстро осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнения нестандартных задач. Социально мобильным принято называть индивида,обладающего гибкостью, способностью к изменениям, умеющего оперативно реагировать на вызов времени. Уровень С.м. зависит от качества полученного образования и поэтому не обязательно положительно коррелирует с его формальным уровнем.
А.И. Кравченко
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.