Социализация

Найдено 42 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Социализация
процесс освоения человеком существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Социализация
процесс усвоения человекомопределенной системы знаний ,норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

Социализация
процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоение социальных ролей, норм поведения в обществе.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Социализация
непосредственно самостоятельное усвоение человеком жизненного опыта, само обретение социальных качеств, необходимых для адаптации в общественной среде.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс вхождения человека в общество, понимания и принятия им социальных норм и ценностей, правил поведения, традиций, ритуалов, принятых в данной культуре.

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

Социализация
подготовка подрастающего поколения к полноценному вхождению в жизнь общества; обеспечивает диалектические процессы социальной адаптации и социальной автономизации личности.

Источник: Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке

Социализация
процесс и результат вхождения (интеграции) личности в общество на основе принятия его ценностей, адаптации и достижения необходимого уровня социальной, гражданской и личностной зрелости.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Социализация
[лат. socialis – общественный] – процесс становления личности и усвоения индивидом ценностей, смысла, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качествах личности.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Социализация
усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [71, с. 15].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
1) приобщение человека к социальной жизни; 2) это процесс вхождения ребенка в общество, приобретение им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок) (М.А. Галагузова).

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
(socialization) – процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Социализация
процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта. Осуществляется под воздействием целенаправленных (обучение и воспитание) и стихийных процессов (семья, средства массовой информации, улица и др.).

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Социализация
процесс усвоения индивидом социального опыта, обусловленный комплексом социально-экономических, социально-психологических, психолого-педагогических факторов, означающих включение личности в систему общественных отношений.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
качественные и количественные изменения системы ценностных ориентаций, идеалов, моральных качеств личности, необходимые для достижения успеха в определенном обществе (социуме) и достигаемые в процессе собственной деятельности.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, которому он принадлежит.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения социального статуса (положения) в обществе.

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

Социализация
процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.

Источник: Общие основы педагогики

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс становления человека как личности: усвоение общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активная переработка этого опыта самим человеком под углом зрения собственных позиций; становление у человека образа “Я” и выработка собственного мировоззрения.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
(socialization) – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит (Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник. – М.: РИОР: ИНФРА-Р, 2014. – С. 40).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
(от лат. socialis – общественный) – становление социального в личности, формирование сознания, мировоззрения человека (усвоение индивидом языка, взглядов, социальных ценностей, идеалов); овладение культурой, присущей данному обществу, социальной общности, группе (усвоение правил и шаблонов норм и правил поведения); усвоение социальных ролей, навыков общения, самопроявления в среде жизнедеятельности. С. рассматривается и как процесс, проявление и как результат.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс усвоения и активного воспроизведения человеком соц. опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. С. осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.). Понятие С. было введено в соц. психологию в 40—50-е годы. Решающую роль в С. ребенка играет семья.

Источник: Педагогический словарь

Социализация
совокупность всех социальных и психических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующим отношений в качестве личности; процесс включения индивида в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений [34, с. 316317].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Социализация
адаптация в обществе, усвоение норм поведения, приобщение к ценностям общества, осознание себя частью этого общества, своей ответственности перед людьми; процесс включения индивида в жизнь общества. Первичная С. осуществляется в семье, в кругу сверстников, в начальной школе; вторичная — в основной и средней школе, учреждениях профессионального образования, в армии. Стихийная С. осуществляется под влиянием культурной среды, ее традиций, СМИ, учреждений культуры и др. (см. также раздел «Социальная педагогика»).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Социализация
лат. – общественный) – процесс постепенного поэтапного включения растущего и развивающегося человека в гражданское общество посредством воспитания и образования его согласно общественным ценностям, нормам и правилам жизни. Социализация – это освоение человеком определенной культуры, адаптация к условиям жизни, подготовка его к активному воспроизводству личностного социального опыта. Это происходит на протяжении всей жизни человека в его взаимодействии с социальной средой. Социализация есть стихийная и целенаправленная (через систему образования).

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Социализация
интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация), усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности; формирование готовности к реализации индивидом совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит социальное самоопределение — выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Социализация
и количественные изменения системы ценностей, социально-значимых убеждений и установок, ценностных ориентаций, идеалов, моральных качеств личности, необходимые для достижения успеха в определенном обществе (социуме) и достигаемые в процессе собственной деятельности индивида. В отличие от воспитания в социализации выработка социальных норм и ценностей у субъекта происходит на основе убежденности, возникающей у субъекта в результате его собственной сознательной деятельности, а не в результате внешнего «целенаправленного воздействия на личность и сознание». Поэтому воспитание можно рассматривать как начальную стадию социализации, актуальную для детского возраста.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему жить и успешно действовать в обществе. Ребенок в момент рождения является лишь потенциальным кандидатом в человека. Человеком он сможет стать лишь в процессе общения с другими людьми: сначала с матерью, с отцом, братьями и сестрами, затем с учителями и т. д. Личностью человек не рождается. Рождается индивид, но по своей биологической определенности он является порождением социального мира, изначально обусловливаясь программой, сформированной в социальной среде. Э.В. Ильенков отмечал, что «человеческую личность можно по праву рассматривать как единичное воплощение культуры, то есть всеобщее в человеке». См.: закон социализации; субъекты/объекты социализации личности. Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Социализация
отлат. socialis - общественный) - 1) процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта - трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств; 2) процесс становления личности человека. Этот процесс предполагает: усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций; активную проработку этого общественного опыта самим человеком под углом зрения своих внутренних позиций; становление у человека образа Я и выработку у себя как личности, члена общества собственного мировоззрения, реализацию своего мировоззрения в собственном опыте взаимодействия с другими людьми; участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм. Часто социализацию путают с обучением. Однако обучение предмету и обучение жизни – вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не могут раз и навсегда научить человека быть хорошим семьянином, писателем, деловым партнером, настоящим профессионалом. Этому ему приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, не в лабораторных, а в реальных жизненных условиях. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или с помощью методов целевой игры, хотя усовершенствовать себя таким образом можно. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями – правилами, обязанностями, отношениями – она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Социализация
процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, положительных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Помимо выше перечисленного процесс С. предполагает включение индивида в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих данные нормы, ценности, установки и пр., а также самостоятельное осознанное воспроизводство индивидом усвоенного в своем поведении. Выделяют стихийную С, происходящую за счет инстинкта подражания, а также за счет восприятия одобрения/неодобрения окружающих, и целенаправленную С, осуществляемую посредством обучения, воспитания, воздействия СМИ и пр. Одной из актуальных в настоящее время для педагогической науки и практики проблем является поиск методов и способов нейтрализации действия негативных факторов стихийной социализации (влияние группы асоциально настроенных сверстников на личность ребенка, роль СМИ в формировании целого ряда вариантов отклоняющегося поведения, интернет-зависимость, агрессивное окружение, алкоголизация и др.).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Социализация
процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих донному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. С. рассматривается и как процесс, и как результат. Социализация как процесс - особенности социального становления личности. Социализация как результат - характеристика социального становления человека в соответствии с его возрастом или уровнем развития. Ребенок в социальном развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом отношении социализация как результат характеризует ребенка по отношению к его сверстникам. (1) *Основные виды социализации человека полоролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, субкультурно-групповая. (1) *Стадии (этапы) социализации дотрудовая (ранняя социализация - до школы, стадия обучения), трудовая (стадия высшей школы, стадия трудового коллектива), послетрудовая. Существуют и другие подходы к выделению стадий (этапов) социализации человека, например, по возрасту: первое детство, детство, отрочество, зрелость. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
(от лат. socialis – общественный). Процесс усвоения учащимися социального опыта, системы социальных связей и отношений, приобщение к новой культуре в процессе жизни в обществе, обучения профессии, изучения правил речевого общения. В процессе С. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. С. относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. С. предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, навыков, умений, необходимых для их успешной реализации. Процесс С. можно охарактеризовать как постепенное расширение по мере приобретения человеком социального опыта из сферы его общения и деятельности, как процесс развития самосознания и активной жизненной позиции. В качестве институтов С. рассматриваются семья, дошкольные учреждения, школа, трудовые и др. коллективы. С. является частью воспитательной и общеобразовательной целей обучения. С. является одним из основных факторов обеспечивающих успешность овладения иностранным языком эмигрантов.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Социализация
развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Термин «социализация» заимствован из политэкономии; применительно к развитию человека он стал использоваться в последней трети 19 века, когда американский социолог Ф.Г. Гиддингс в книге «Теория социализации» (1887 год) употребил его в значении, близком к современному. Процесс социализации условно можно представить как совокупность четырёх составляющих: стихийной социализации, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями, сложившимися в обществе: относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает экономические, законодательные, организационные меры, которые объективно влияют на жизненный путь возрастных и профессиональных групп населения (определение обязательного минимума образования, возраста и сроков службы в армии, возраста выхода на пенсию и т. д.), относительно социально контролируемой социализации – планомерного создания обществом и государством условий для развития (воспитания) человека, самоизменения человека (более или менее сознательного), имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Социализация
это процесс освоения человеком социальных норм, включения в систему социальных отношений и складывания на этой основе его картины мира.
П. Бергер и Т. Лукман выделяют два основных этапа социализации:
- первичную социализацию, когда формируется базисная картина мира ребенка в процессе его взаимодействия с родителями и некоторыми другими близкими ребенку взрослыми (усвоенные в раннем детстве установки, ценности, нормы поведения на протяжении всей дальнейшей жизни остаются наиболее устойчивыми);
- вторичную социализацию, когда картина мира растущего человека расширяется и усложняется по мере его вхождения в другие сектора общества, взаимодействия с другими социальными субъектами, знакомства с другими социальными нормами, включения в другие системы социальных отношений.
Сущность социализации, как отмечает А.В. Мудрик, заключается в гармоничном сочетании двух процессов: приспособления человека к обществу и его обособления в нем, его автономизации. Причем дисбаланс в степени его приспособленности к обществу и обособленности в обществе может привести к тому, что человек становится жертвой социализации. Ею может стать человек, полностью приспособившийся к обществу, но не способный и не готовый противостоять ему (например, конформист). Ею может стать и человек, напротив, не приспособившийся к обществу, излишне обособленный в нем (например, девиант).
Социализация может быть стихийной, а может быть управляемой, связанной с процессами обучения и воспитания. См. также: Питер Бергер, Томас Лукман. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М., 1995. Мудрик А.В. Три ипостаси человека в процессе социализации // Вопросы воспитания, 2012, № 4. – С. 3-16.

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
(от лат. socialis – общественный) – процесс очеловечивания индивида. С. охватывает все процессы освоения социального способа существования, приобщения к культуре как социально контролируемые целенаправленного воздействия на индивида (воспитание, с помощью которого человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни в качестве равноправного члена общества через усвоение и активное воспроизводство социальных норм, ценностей, образцов поведения, социальных ролей, социально-психологических установок, обычаев, традиций, коллективных представлений, верований и т. д.), так и стихийные, спонтанные процессы, жизненные обстоятельства, влияющие на становление и развитие личности. Выделяют две стадии С. Первичная – в процессе которой осваиваются самые распространенные и жизненно необходимые для индивида элементы культуры – охватывает младенческий, детский и подростковый возрасты. Вторичная, связанная с процессами освоения новых навыков, знаний, ролей и т. п. взрослыми людьми в ходе социокультурной жизни или стадия формирования саморегуляционных механизмов, на которой происходит замена внешних санкций внутренним контролем, что является конечной целью успешной С. индивида. К вторичной стадии С. относят профессиональную, правовую, политическую. Первичным агентом С. является семья. Многие авторы подчеркивают, что С. продолжается всю жизнь, поскольку индивид осваивает различные социальные роли и включается в различные социальные образования, общности. (Кутхевич Т. Н. Социология воспитания. – М., 1989; Котляр М. И. Особенность процесса социализации личности. – Измаил, 1997; Лукашевич Н. П. Социология воспитания. – К., 1996; Москаленко В. В. Социализация личности. – К., 1986) В. А. Лозовой

Источник: Глоссарий современного образования.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
(от лат. общественный)процесс становления личности, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. С. рассматривается и как процесс, и как результат.
Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Социализация продолжается на протяжении всей жизни человека во взаимодействиях его с различными факторами: условиями, ситуациями, субъектами.
Социализация как процесс — особенности социального становления личности.
Социализация как результат — характеристика социального становления человека в соответствии с его возрастом или уровнем развития. Ребенок в социальном развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом отношении социализация как результат характеризует ребенка по отношению к его сверстникам.
Институт социализации — устойчивая форма организации жизнедеятельности людей, закрепляющие, регламентирующие и транслирующие нормы, ценности и образцы поведения для исполнения тех или иных социальных ролей. К И.с. относятся: государство, церковь, политические партии, семья, различные объединении и союзы. Наиболее значимыми для ребенка являются семья и школа.
Десоциализация — утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (таких, как, например, длительные болезнь, отпуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дискомфортные условия самопроявления и пр.) социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности.
Ресоциализация — восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности. Р. происходит на основе реадаптации – восстановления приспособительных возможностей человека к существующим нормам, определенным социальным условиям.
Основные виды социализации человека — полоролевая, семейнобытовая, профессионально-трудовая, субкультурно-групповая.
Стадии (этапы) социализации — дотрудовая (ранняя социализация – до школы, стадия обучения), трудовая (стадия высшей школы, стадия трудового коллектива), послетрудовая. Существуют и другие подходы к выделению стадий (этапов) социализации человека, например по возрасту: первое детство, детство, отрочество, зрелость.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм. Часто С. путают с обучением, хотя это совершенно разные вещи. Школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение – всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершение он получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Такого рода обучение может продолжаться 5 лет, а может всего 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение жизни – вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не могут раз и навсегда научить человека бытьхорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, писателем, настоящим профессионалом любого своего дела. Этому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая все это не в лабораторных, а в реальных жизненных условиях.
Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы, его воспитывают окружение, практика управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к С. более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.
Поскольку на протяжении жизни человеку приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс С. продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. С. объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. С. как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне происходит то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря С. слабому человеческому детенышу не надо проходить весь этот бесконечно долгий путь развития.
С. – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество. Обнаруживаются случаи раннего взросления людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишились родителей, рано пошли трудиться, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не С. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс С. в целом нельзя. С. должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент С. и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, где они предаются углубленным размышлениям и созерцанию. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны духовно и социально не погибнуть. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани.
Таким образом, начальная С. и продолженная – качественно разные этапы. С. – кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки. С. имеет две стороны – индивидуальную и общественную. С. – не только процесс обретения независимости, экономической самостоятельности, но и формирования личности. Индивид
– начальная точка этого процесса, зрелая личность – завершающая. У новорожденного нет личности. Ребенок не способен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и не-собой, между «Я» и «не-Я». Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем навыками к сложной деятельности (рисованию, познанию, труду), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве – все это стадии одного процесса, а именно осознания своего «Я», проведения границ между собой и не-собой. С позиции общества С. предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Она – сложное по внутренней структуре явление. В общем и целом С. надо рассматривать в единстве двух моментов – механизма С. и процесса С. Процесс С. подразумевает стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами человека, а именно: детство, юность, зрелость, старость. По степени достижения результата, или завершенности процесса С. можно выделить начальную, или раннюю С., охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую С.От С. надо отличать не только обучение – когнитивный процесс, охватывающий приобретение новых знаний, а также воспитание – целенаправленное воздействие агентов С. на сферу и поведение индивида, и освоение ролей – практическое овладение правами и обязанностями, предписанными данному статусу, но и два других процесса, а именно:
– взросление – процесс социопсихологического становления человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет;
– возмужание – физико-физиологический процесс укрепления организма человека, также в узком диапазоне (о взрослых и стариках не говорят, что они возмужали). В обыденном употреблении слово «возмужание» чаще относят к юношам, т.е. нагружают точной половозрастной пропиской, а по отношению к девушкам чаще говорят, что она «похорошела и стала более женственной». Женское возмужание с негативным оттенком в просторечии называют «обабилась», а по отношению к юношам и ранним мужчинам, если они загрубели, говорят «заматерел».
А.И. Кравченко

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
от лат. socialis - общественный)— развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Термин "С." заимствован из политэкономии; применительно к развитию человека стал использоваться в последней трети 19 в., когда американский социолог Ф.Г. Гиддингс в книге "Теория социализации" (1887) употребил его в значении, близком к современному. Процесс С. условно можно представить как совокупность четырех составляющих: стихийной С., содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями, сложившимися в обществе; относительно направляемой С., когда государство предпринимает экономические, законодательные, организационные меры, которые объективно влияют на жизненный путь возрастных и профессиональных групп населения (определение обязательного минимума образования, возраста и сроков службы в армии, возраста выхода на пенсию и т.д.); относительно социально контролируемой С. - планомерного создания обществом и государством условий для развития (воспитания) человека; самоизменения человека (более или менее сознательного), имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор. Сущность С. состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества. Объективно содержание процесса С. определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая С.), стали субъектами экономической жизни (профессиональная С.), создали семью (семейная С.), были законопослушными гражданами (политическая С.) и т.д. Т.о., человек рассматривается, в первую очередь, как объект С. Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом С., усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности и саморазвитием. Это субъективный процесс, ибо на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи [естественно-культурные, социально- культурные, социально-психологические (см.Возрастной подход)], для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свою субъективность. Задачи, не решенные на к.-л. возрастном этапе, могут стать в дальнейшем причиной задержки развития личности, а также проявиться через значительный период времени в поступках человека, которые другими воспринимаются как немотивированные. Человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения своих целей. Обнаружив расхождение между своими запросами и возможностями их удовлетворения, он может изменить цели, искать наилучшие пути их достижения, т.е. активно проявлять свою субъектность в процессе С. Человек в той или иной мере является жертвой С. При успешной С. человек адаптируется к обществу и в то же время способен противостоять его негативным воздействиям. Жертвой С. можно рассматривать человека, полностью идентифицирующего себя с обществом (конформиста), а также человека, не адаптированного к обществу (девианта). Из этого следует, что процесс и результат С. содержат в себе внутренний, до конца неразрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью его обособления в нем. Этот конфликт в каждом конкретном случае связан как с типом общества, так и со стилями воспитания, характерными для общества, социокультурных слоев, семей и воспитательных организаций. Кроме того, целые группы людей становятся жертвами неблагоприятных условий С. (см.Виктимология). С. человека происходит во взаимодействии с различными людьми, группами, средами. Все факторы, влияющие на С., можно объединить в четыре группы: мегафакторы - космос, планета, мир; макрофакторы - страна, этнос, общество, государство; мезофакторы - условия С. больших групп, выделяемых по месту или типу поселения (регион, село, город), по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и т. п.), по принадлежности к той или иной субкультуре; микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, микросоциум, воспитательные, общественные, религиозные организации и т. п.). Микрофакторы влияют на человека через т.н. агентов С., т.е. лиц из ближайшего социального окружения. С. осуществляется с помощью универсальных средств и механизмов воспитания. Существуют различные подходы к классификации механизмов С. Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритическое восприятие и усвоение человеком норм, взглядов, характерных для семьи, друзей и т.д., в т.ч. и тех, которые не соответствуют общественно одобряемым. Институциональный механизм С. функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства, которое способствует накоплению человеком опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитации. Стилизованный механизм С. действует в рамках субкультуры. Межличностный механизм С. реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, друзья и т.д.). Действие всех механизмов С. в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией - внутренним диалогом, в котором человек рассматривает и принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье и т.д. Т.е. человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в ней и самого себя. Результат С. - социализированность. А.С. Волович выявила разные точки зрения на содержание этого понятия. Социализированность в наиболее общем виде понимается как "сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом", с другой точки зрения - усвоение личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития (американский исследователь А. Инкельс назвал это "заглядыванием вперед"). Выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную С.: способность к изменению своих ценностных ориентаций, умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей. Cоциализированность имеет "мобильный характер", она может превратиться из успешной в неудачную и в этом случае возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. Поэтому возникло понятие "ресоциализация" - изменение ставших неадекватными ценностей человека в соответствии с новыми социальными предписаниями. Задача педагогики - учитывая тенденции С. на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания. — сложный процесс вхождения индивида в социум, включающий, с одной стороны, усвоение определенной системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений), позволяющих индивиду функционировать как члену сообществ, а с другой - процессы обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личности (личность в отличие от индивидуальности - это система особым образом сформированных черт и свойств, внешне заданная "оболочка" самости. (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. ) — процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ролей, норм поведения в обществе. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Виктимология,Возрастной подход в воспитании

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СОЦИАЛИЗАЦИЯ
от лат. socialis - общественный), развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроиз-ва культуры общества. Термин «С.» заимствован из политэкономии, где он обозначал обобществление земли, средств произ-ва и т. д., применительно к развитию человека стал использоваться в поел, трети 19 в., когда амер. социолог Ф. Г. Гид-дингс (F. G. Giddings, 1885—1931). в кн. «Теория социализации» (1887). употребил его в значении, близком к современному - «развитие социальной природы» или характера индивида, «подготовка человеческого материала к социальной жизни».
Процесс С. условно можно представить как совокупность четырех составляющих: стихийной С. человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты к-рой определяются социально-экон. и социокультурными условиями; относительно направляемой С., когда гос-во предпринимает определенные экон., законодат., органи-зац. меры для решения своих задач, к-рые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных и/или социально-проф. групп населения (определяя обязат. минимум образования, возраст.н. сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и т. д.); относительно социально контролируемой С. - планомерного создания обществом и гос-вом организац., материальных и духовных условий для развития (воспитания). человека; самоизменение человека (более или менее сознательного), имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор, в соответствии с индивид, ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям его жизни.
В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, что требовало от него социальная практика (это характерно и для совр. примитивных обществ), т. е. С. и воспитание были синкретичны (слитны, нерас-члененны).
В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство). и спец. деятельность отд. представителей социума по подготовке подрастающего человека к жизни, т.е. в С. появился относительно автономный процесс воспитания.
На определ. этапах социально-экон. развития того или иного социума (по мере нарастания сложности его структуры и жизнедеятельности). воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и общественное; в процессе воспитания выделяются сначала обучение как систематич. передача знаний и умений, а затем образование как система обучения и просвещения; воспитание распространяется от элитных страт к низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых); воспитание становится особой функцией общества и гос-ва, превращается в социальный институт.
От стихийной и направляемой С. воспитание принципиально отличается тем, что в его основе лежит социальное действие, к-рое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с к-рыми человек вступает во взаимодействие.
С. - процесс непрерывный, т. к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т.е. ограничено местом и временем.
Вопрос о том, каким образом человек становится членом общества, г. древнейших времен был в центре внимания мыслителей и философов, изучался в рамках традиц. проблем человекознания (воспитание, формирование и развитие личности, преемственность поколений и т. п.). В 20 в. С. постепенно превращается в самостоят. область исследования в разл. науках (до 60-х гг. 20 в. развитие человека изучалось лишь в детстве, отрочестве, юности и только в 60—90-е гг. оно стало включать взрослость и старость).
Социология рассматривает процессы С. в макросистеме общества - их соотношение с его социальной структурой, системой обществ, отношений, политич. устройством, обществ, и гос. ин-ты С.
Социальная психология выявляет социализирующие функции непосредств. окружения человека: особенности разл. общностей и их субкультур; межличностные отношения сверстников одного и разного полов, представителей разных поколений и этнич. групп;внутригруппо-вые и межгрупповые взаимодействия.
Психология развития дает большой материал для изучения С., исследуя когнитивные процессы, восприятие, эмоц. реакции, коммуникативные качества, защитные механизмы, нсихосексуальное развитие и т. д. на раз л. этапах жизненного цикла человека.
Этнография занимается монографич. и сравнит, изучением процессов взросления и С. в разл. обществах и культурах, выявляя этнич. вариации развития индивидуальных качеств человека, их зависимость от социокультурных факторов, истории общества, эволюции институтов, стиля и средств С.
Педагогику занимает С. человека на всех возрастных этапах в двух аспектах. Во-первых, она исследует сущность относительно социально-контролируемой ее части - воспитания, его тенденции и перспективы, определяет его принципы, содержание, формы и методы. Во-вторых, спец. раздел педагогики - социология воспитания - изучает общество как социализирующую среду, выявляет его воспитат. возможности для поиска путей и способов использования и усиления позитивных влияний на человека и нивелирования, коррекции, компенсации негативных. Кроме того, для педагогики необходимы данные др. наук о С., что позволяет ей искать пути интеграции воспитат. сил общества, актуализировать возможности субъектов воспитания, использовать и модифицировать психол. и социально-психол. механизмы функционирования человека в обществе.
Для педагогики особое значение имеют работы, исследующие С. на междисциплинарном уровне (представленные в отеч. лит-ре лишь фундаментальной монографией И. С. Кона «Ребенок и общество», 1988).
Франц. социолог Э. Дюркгейм (одним из первых обративший пристальное внимание на проблему С.). подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физич. идеалами. Естественно, содержание этих идеалов зависит от ист. традиций, особенностей развития, социального и поли-тич. строя общества, но в то же время в совр. условиях С. имеет много характеристик, общих или более-менее сходных для разл. обществ. Универсальная задача С., как считает амер. социолог Т. Пар-сонс (Т. Parsons, 1902—79), - сформировать у вступающих в сообщество «новичков» чувства, как минимум, лояльности и, как максимум, преданности по отношению к социальной системе. Соответственно процесс С. в разл. обществах, сохраняя специфику, приобретает ряд универсальных черт, что связано с общемировыми тенденциями развития об-ва.
Содержание процесса С. определяется заинтересованностью об-ва в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (поло-ролевая С.), стали субъектами экон. жизни (проф. С.), создали семью (семейная С.), были законопослушными гражданами (политич. С.). и т. д. Согласно Парсонсу, содержание процесса С. -
«Освоение реквизита ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». Т. о., человек рассматривается, в первую очередь, как объект С.
Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом С., усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Одним из первых на это обратил внимание амер. ученый, создатель теоретико-методологич. направления символич. интеракционизма Дж. Г. Мид. Активная роль самого человека в процессе С., по Миду, связана с тем, что и общество, и социального индивида конституирует совокупность межиндивидных взаимодействий (интеракций). Развивая этот подход, амер. ученый У. М. Уэнт-ворт (W. M. Wentworrth). отмечал, что процесс С., будучи частью реальной культуры общества, является по своей природе интерсубъектным, а ребенок становится его полноценным участником. Он рассматривал С. как интеракцию, в процессе к-рой личность и общество «взаимопроникают». По его мнению, С. через процесс взаимодействия представляет «мир взрослых» «новичку» (ребенку), «конструирует» минимум мира, к-рый всегда неполон, а потому проблематичен с точки зрения как взрослых, так и детей. В связи с этим взрослые и дети устанавливают в отношениях между собой определ. порядок и создают новую, т. н. «договорную реальность»; ребенок и взрослый становятся субъектами социального контроля и власти.
Субъектом С. человек становится объективно, ибо на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи (естеств.-культурные, социально-культурные, социально-психол.; см. Возрастной подход в воспитании), для решения к-рых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свою субъективность.
Решение задач всех трех групп необходимо для развития личности. Задачи, не решенные на к.-л. возрастном этапе, могут стать в дальнейшем причиной задержки развития личности, либо ее неполноценности, а также проявиться через значит. период времени в поступках человека, к-рые другими воспринимаются как немотивированные.
Цели, к-рые ставит перед собой человек, могут быть, в зависимости от степени их осознанности, более или менее адекватны условиям, возможностям, личностным ресурсам. Человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Обнаружив расхождение между своими запросами и возможностями их удовлетворения, он может изменить цели, искать наилучшие пути их достижения, т.е. активно проявлять свою субъектность в процессе С.
Человек не только объект.н. субъект С., но, в той или иной мере, ее жертва. Успешная С. предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время - способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, к-рые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации. Человек, полностью идентифицирующий себя с обществом (конформист), может рассматриваться как жертва С. Человек, не адаптированный к обществу - девиант того или иного вида - тоже жертва С. Из этого следует, что процесс и результат С. содержат в себе внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой идентификации человека с обществом и степенью его обособления в обществе. Величина, острота и проявленность этого конфликта, сбалансированность идентификации и обособления в каждом конкретном случае связаны как с типом общества, так и со стилями воспитания, характерными для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, семей и воспитат. орг-ций. Кроме того, С. конкретного человека в любом обществе протекает в условиях, связанных с многочисл. опасностями, оказывающих негативное влияние на его развитие, что объективно приводит к появлению целых групп людей, к-рые становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий С. (эти проблемы изучает социально-пед. виктимология).
С. человека происходит во взаимодействии с разл. людьми, группами, средами. Амер. педагог У. Бронфенбреннер (U. Bronfenbrenner). считает, что С. ребенка осуществляется в результате его взаимодействия в экол. среде, к-рую он понимал как систему концентрич. структур микро-, мезо-, экзо- и макросистем. Микросистема - это структура деятель-ностей, ролей и межличностных отношений в конкретном окружении личности; мезосистема - взаимоотношения двух, или более сред, в к-рых личность участвует (напр., семья, школа, группа сверстников, соседи и т. п.), экзосистема - одна или неск. сред, где личность не является активным участником, но испытывает их определ. влияние (напр., место работы родителей); макросистема - объединяет содержание микро-, мезо- и экзосистем, к-рые существуют на уровне культуры как целого. И. С. Кон, говоря о С. в ранней юности, называет ведущими институтами С. родит, семью, школу, общество сверстников и средства массовой коммуникации. Всю совокупность условий, в к-рых протекает С. человека на протяжении его жизни, можно объединить в четыре группы факторов: мегафакторы - космос, планета, мир; макрофакторы - страна, этнос, общество, гос-во; мезофакторы - условия С. больших групп, выделяемых по месту или типу поселения (регион, село, город), по принадлежности к аудитории сетей массовой коммуникации (радио, телевидение и т. п.), по принадлежности к той или иной субкультуре; микрофакторы (семья, сверстники, микросоциум, воспитательные, а также разл. обществ., гос, частные и религ. орг-ции). Микрофакторы влияют на человека через т.н. агентов С, т с лиц из ближайшего социального окружения (родители, родственники, соседи, учителя, друзья, затем супруги, коллеги по работе, наконец, собств. дети, члены их семей и т.д. ).
С осуществляется с помощью средств, специфических для того или иного общества, социального слоя, возраста способы ухода за младенцем, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитат. производств, гос, обществ, религ. и др. орг-циях, последоват приобщение человека к разл отношениям в общении, игре, познании, предметно-практич. и духовно-практич. деятельности и т.п.
Существуют разл подходы к определению «механизмов» С Так, франц психолог Г Тард (G Tarde, 1843—1904). считал основным подражание, к-рое возводил как к психол основаниям (желаниям, биол. потребностям), так и к социальным факторам (престижу, повиновению и практич. выгоде).
Бронфенбреннер механизмом С. считал прогрессивную аккомодацию (приспособляемость). между активным растущим человеч существом и изменяющимися условиями, в к-рых оно живет В С Мухина рассматривает в качестве механизмов С идентификацию и обособление личности, а А В Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности С точки зрения педагогики можно выделить неск. универсальных механизмов С, к-рые необходимо учиты вать и частично использовать в процессе воспитания человека на разл возрастных этапах.
Традиц. механизм представляет собой неосознанное и некритич восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.д. , к-рые не всегда соответствуют общественно одобряемым. Институциональный механизм С функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и гос-ва (воспитательными, а также реализующими социализирующие функции параллельно с осн. деятельностью), к-рое способствует накоплению человеком знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта его имитации.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, к-рая влияет на человека в той мере, в какой группы сверстников, коллеги по профессии и др, являющиеся ее носителями, референтны для него. Межличностный механизм С реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т.д. ). Действие всех механизмов С в большей или меньшей мере опосредуется рефлексией - те внутр. диалогом, в к-ром человек рассматривает.н. принимает или отвергает ценности, свойственные обществу, семье, значимым лицам Т с человек формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в к-рой он живет, своего места в ней и самого себя.
С человека происходит с помощью всех механизмов, однако в разл половозрастных, социокультурных и проф. группах соотношение влияния механизмов С различно В условиях села, а также в малообразованных гор семьях большую роль часто играет традиц. механизм, в крупных городах - институциональный и стилизов механизмы В сфере досуга ведущим является стилизов механизм, а стандарт.н. стиль жизни в большей мере формируются с помощью традиционного. Для людей интровертивного типа (обращенных внутрь себя, отличающихся повышенной тревожностью, самокритичностью). большое значение имеет рефлексивный механизм.
Результат С. – социализированность. На основании большого числа работ зап. ученых А С Волович выявила разные точки зрения на содержание этого понятия Социализированность в наиб. общем виде понимается как «сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом». Существует также подход к социализированности как усвоению личностных и социальных качеств, к-рые будут характеризовать ее на след стадии развития Американский исследователь А Инкельс (A Inkeles). назвал это «заглядыванием вперед» - изучением того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы добиться успеха, став взрослым.
Выделены характеристики личности, обеспечивающие успешную С способность к изменению своих ценностных ориентации, умение находить баланс между своими ценностями и требовани ями роли при избират отношении к социальным ролям, ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеч ценностей
В исследованиях по С указывается на изменчивость общества и в связи с этим подчеркивается, что социализированность имеет «мобильный характер» Так, Т Бут (Т Bat). отмечает, что социальные изменения могут превратить прежде сформированную социализированность в неудачную и возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям В связи с этим особое значение получило понятие «ресоциализация» - изменение ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями [по мнению амер ученого К К Келли (К К Kelley), социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации]
Т о, С человека осуществляется в процессе его взаимодействия с много-числ факторами, группами, орг-циями, агентами с помощью разл механизмов, к-рые не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу Все это обусловливает определенную степень автономии человека, которая необходима для формирования личности Задача педагогики - учитывая тенденции С на каждом этапе развития общества, использовать ее позитивные и компенсировать негативные потенции в процессе воспитания
Лит Гиддингс Ф, Основания социологии, M, 1898, Дюркгейм Э, Метод социологии, К - Харьков, 1899, M и д M, Культура и мир детства, M 1980, Этнография детства, под ред. И В кон. а, в 1—4, M, 1983-, К о и И С, В поисках себя, M, 1984, его же, Психология ранней юности, M 1989 МухинаВ С Проблемы генезиса личности, M, 1985 Психология развивающейся личности под ред. А В Петровского, M, 1987, Андреева Г М, Социальная психология, M, 1994, МудрикА В, Введение в социальную педагогику, Пенза, 1994, M с a d J H Mind, seif and society, Chi, 1934, ParsonsI. BalesR F, Family socialization and mteraction process L, 1956, Inkeles A Society, social structure and childhood socialization Socialization and society Ed by I A Clausen, Boston, 1968, B r o n-fenbrenner U, The Ecologe, 1979, WentworrthW M, Context and under-standmg an mquiky mto socialization theory, № Y-Oxf 1980 А В Мудрик.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
122.05 кб

Профессиональная социализация педагога в системе высшего и дополнительного образования

Ивановский Ю. В., Амирова Л. А., Трусов С. В.
В статье рассматриваются вопросы теории и практики профессиональной социализации педагога в системе высшего и дополнительного образования, раскрывается и уточняется содержание основных понятий по проблеме.
Читать PDF
284.18 кб

Языковая профессиональная социализация студентов технического вуза

Сидельник Эллина Алексеевна
Рассматриваются вопросы, связанные с определением роли и места иностранного языка в процессе профессиональной и языковой социализации студентов технического вуза.
Читать PDF
232.46 кб

Гендерная социализация и формирование профессиональной направленности студентов в образовательном пр

Лузан С. С., Редлих С. М.
Гендерная социализации и формирование профессиональной направленности студентов в образовательном процессе вуза. Лузан С.С., Редлих С.М.
Читать PDF
49.75 кб

Профессиональная социализация при обучении студентов на военной кафедре

Будик Б. Б.
Читать PDF
120.97 кб

Социализация и ресоциализация детей в школе-интернате

Читать PDF
286.62 кб

Соотношение понятий «Социализация», «Адаптация», «Воспитание», «Развитие» в современной педагогике

Бирюкова Марина Владимировна
Читать PDF
156.71 кб

Социализация человека в информационно-образовательной среде

Ходякова Н. В.
Читать PDF
291.98 кб

Политическая социализация старшеклассников (социологический аспект)

Воробьев Владимир Владимирович
Читать PDF
162.68 кб

Социализация и позитивные девиации личности

Снимщикова Эмилия Викторовна
В данной статье сделана попытка дать ответы вопросы: Что представляет собой процесс социализации личности? Что такое позитивные девиации и как они формируются в личности? Есть ли особенности в социализации такой личности?
Читать PDF
141.84 кб

Социализация и культурация личности в андрагогике системе непрерывного образования взрослых

Шамес Людмила Яковлевна
Раскрыто понятие андрагогики системы непрерывного образования взрослых. Рассмотрены стиль занятий, методы работы модератора.
Читать PDF
201.49 кб

Социализация, социальные компетенции, социализованность

Молчанов С. Г., Тутатчиков А. Т.
В статье обсуждается проблема отбора содержания социализации, формирова-ния социальных компетенций и измерения социализованности обучающихся (воспитанни-ков).
Читать PDF
255.97 кб

Социализация личности специалистов по физическому воспитанию и гуманистический подход в образовании

Тшанов Амалбек Казыбаевич
В статье рассмотрены общие вопросы развития теории физической культуры. Проанализированы определенные кризисные вопросы в подготовке специалистов по физическому воспитанию и предложен ряд рекомендаций по их преодолению.
Читать PDF
228.78 кб

Социализация как педагогическая проблема

Мирдиянова Б. М.
Читать PDF
218.20 кб

Социализация детей-инвалидов средствами социально-культурной деятельности

Зиатдинова Гульфия Рабхатовна
Читать PDF
180.31 кб

Гендерная социализация (программа спецкурса)

Курамшев А. В.

Похожие термины:

  • Социализация агрессии

    процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражения их в формах, приемлемых в определенном обществе, цивилизации.
  • Социализация индивида

    вовлечение в процесс непрерывного просвещения; формирование гражданских качеств, нравственной, экономической, политической правовой, экономической культуры познавательной деятельности, труда,
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВЗРОСЛЫХ

    процессы, посредством которых взрослые получают возможность играть новые роли. С. в. – форма социализации дифференциальной.
  • Социализация личности

    процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
  • Социализация учителя профессиональная

    процесс вхождения учителя в профессиональную среду, усвоение им педагогических ценностей, опыта, овладение педагогическим мастерством.
  • АНТИАВТОРИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

    концепция, основанная на признании ведущей роли спонтанного развития личности и преобразования воспитания на основе антирепрессивности и психотерапевтической коммуникации как необходимого ус
  • ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    процесс формирования мужской или женской идентичности в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами (Кон И.С. Ребенок и общество: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003. – С. 327).
  • ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

    (Gender socialization in education). Институт образования наряду с остальными агентами социализации определяет гендерные идентичности, а в связи с этим – имеющиеся у людей возможности личного, гражданского и пр
  • ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ШКОЛЕ

    это процесс воздействия системы образования на мальчиков и девочек таким образом, чтобы они усвоили принятые в данной социокультурной среде гендерные нормы и ценности, модели мужского и женского
  • ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    процесс и результат «усвоения» формирующейся личностью социальных значений категорий объектов, явлений и ситуаций, составляющих основное содержание повседневной жизни.
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ

    такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизм
  • Социализация политическая

    процесс введения человека в сферу политики, процесс ее интеграции и адаптации к данной социально-политической среде.
  • ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    процесс «усвоения» человеком системы социальных значений, характеризующей отдельные субкультуры – специфические подобласти человеческой культуры. Это подобласти, прежде всего, профессиональн
  • Читательская социализация

    процесс и результат усвоения и воспроизведения индивидом накопленного человечеством читательского опыта, который определенным образом зафиксирован и функционирует в конкретной социальной сре
  • Гражданская социализация

    процесс усвоения человеком гражданских знаний, ценностей, социальных норм, навыков и овладение ими социальных ролей, позволяющие ему осуществлять целенаправленную гражданскую деятельность и фу
  • ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    соотношение понятий. Для характеристики разнообразия процессов развития человека используется система понятий, каждое из которых имеет собственное пространство значений и область использовани
  • Профессиональная читательская социализация

    процесс и результат усвоения и воспроизведения мировых информационных ресурсов, отражающих читателеведческий опыт человечества.
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС

    особенности социального становления личности. * Институты социализации (социальный институт) – см.: Социальный институт. * Основные виды социализации человека – полоролевая, семейнобытовая, проф
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОВТОРНАЯ

    подготовка индивида к вступлению в культуру и окружение, которые стали для него незнакомыми изза кризиса, травм, изменения жизненных обстоятельств. Например, в данную ситуацию попадает подросток,
  • Агенты социализации

    авторитетные взрослые, старшие сверстники и вообще любые носители культуры, дающие социализируемому соответствующие образцы значений в типичных ситуациях предметного и социального взаимодейст